Инфляция и антиинфляционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 20:38, курсовая работа

Описание

Данная работа состоит из двух глав. Первая глава “Сущность и причины инфляции” является общетеоретической. Вторая глава рассматривает процессы развития инфляции в России и некоторых других странах с “переходной” экономикой.
Цель данной работы выяснить, что это за феномен - инфляция; каковы ее корни; столь ли она опасна для экономики, как это говорят, и если да, то почему, и как с ним борется государство.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ИНФЛЯЦИЯ И ЕЕ СУЩНОСТЬ…………………………………...5
1.1 Определение инфляции. 5
1.2 Причины возникновения инфляции. 6
1.3 Виды инфляции. 8
1.4 Последствия инфляции. Кривая Филлипса. 16
ГЛАВА 2. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА………………………….23
АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА……………………………………...23
СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ…….25
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИНФЛЯЦИИ………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30

Работа состоит из  1 файл

инфляция.docx

— 56.20 Кб (Скачать документ)

Косвенные методы включают:

  • регулирование общей массы денег через управление “печатным станком”.
  • регулирование процентных ставок коммерческих банков через управление ими Центробанком.
  • обязательные денежные резервы коммерческих банков.
  • операции Центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

Косвенные методы не могут работать в нашей  экономике на полную мощность по причине  ее недостаточной “рыночности”. Полноценный  рынок ценных бумаг, в том числе  рынок государственных обязательств у нас отсутствует, а, соответственно, Центральный банк не может воздействовать на денежную массу через куплю-продажу  ценных бумаг.

Прямое  регулирование покупательной способности  денежной единицы включает в себя такие методы, как:

    • прямое и непосредственное регулирование кредитов и их распределения государством.
    • государственное регулирование цен.
    • государственное регулирование пределов заработной платы.
    • государственное регулирование внешней торговли и операций с иностранным капиталом.
    • государственное регулирование валютного курса.

При инфляционном спросе государство может уменьшить  его путем ограничения своих  расходов и повышения налогов. Однако такие действия могут привести к  застою и различным кризисным  явлениям в экономике, увеличению безработицы.

В условиях спада спроса бюджетная политика может использоваться для его  расширения10, осуществляются программы государственных капиталовложений и других государственных расходов, понижаются налоги. Налоги снижают в первую очередь для получателей средних и низких доходов.

Однако  стимулирование спроса  бюджетными средствами может усилить инфляцию, к тому же большие бюджетные дефициты не позволяют маневрировать расходами  и налогами.

Практика  прямого регулирования денежной массы широко распространена на западе. США в 60х - 70х годах неоднократно замораживали цены на многие товары. Полтора десятилетия после Второй мировой войны понадобилось странам Западной Европы для начала либерализации цен, да и то неполной. Франция полностью либерализовала цены на внутреннем рынке лишь в 1986 году. Ф. Рузвельт выводил США из глубочайшего кризиса 30х годов путем жесточайшего государственного регулирования экономики. В большинстве стран существовали специальные законы, ограничивающие доходы от торгового посредничества.

С точки  зрения интересов общества, борьба с инфляцией может привести к  значительным потерям в народном хозяйстве. По некоторым подсчетам, для снижения инфляции на 1% безработица  должна быть в течение года на 2% выше своего естественного уровня, при  этом реальный Валовой Национальный Продукт (ВНП) уменьшается на 4% по сравнению  с потенциальным. Для США, например, такое уменьшение ВНП в 1985 году оценивалось  в 160 млрд. долларов.

Начиная с 60-х гг. правительства многих стран  проводят политику цен и доходов, которая по существу сводится к ограничению  роста заработной платы. Поскольку  эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с  инфляцией, она не всегда достигают  намеченной цели. Параллельное применение различных мер для решения  противоречивых проблем может сделать  экономическое регулирование в  целом малоэффективным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

Антиинфляционная  политика

2.1 Антиинфляционная политика

Негативные  социальные и экономические последствия  инфляции вынуждают правительства  разных стран проводить определенную экономическую политику. Значительное внимание всегда уделялось государством регулированию денежной массы. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент  самых разных денежно-кредитных, бюджетных  мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию  и распределению доходов11.

Оценивая  характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней три общих  подхода. В рамках первого (предлагаемого  сторонниками современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная  политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях  воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы  и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы  инфляции. Однако одновременно может  произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и  даже к явлениям, обратным первоначально  поставленным целям, развиться безработица.

Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. При недостаточном  спросе осуществляются программы государственных  капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется  спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал  опыт многих стран в 60-70е годы, может  усиливать инфляцию. К тому же большие  бюджетные дефициты ограничивают правительственные  возможности маневрировать налогами и расходами.

Второй  подход рекомендуется авторами-сторонниками монетаризма в экономической  теории. На первый план выдвигается  денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую  ситуацию. Этот вид регулирования  проводится неподконтрольным правительству  центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег  в обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода  считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия  для ограничения платежеспособного  спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание  занятости путем снижения естественного  уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства многих стран, начиная с 60-х годов, проводили  так называемую политику цен и  доходов, главная задача которой  по существу сводится к ограничению  заработной платы - третий метод. Поскольку  эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с  инфляцией, она не всегда достигает  объявленной цели.

Борьба  с инфляцией и разработка специальной  антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации экономики. В основе такой программы  должен лежать анализ причин и факторов, определяющих инфляцию, набор мер  экономической политики, способствующих снижению или устранению уровня инфляции до разумных пределов.

Опыт  борьбы с инфляцией в России показывает, что большая часть мероприятий  основывается в основном на «книжных»  примерах, тогда как успех в  борьбе, тогда как успех в борьбе с этим злом возможен лишь при учете  тонких особенностей ситуации. Так, например, сжатие денежной массы – тот самый  пресловутый монетаризм в разных странах приводит к диаметрально противоположным результатам. В  одних странах уменьшение наличных денег в обороте снижает инфляцию, в других  - повышает. Тонкость борьбы с инфляцией заключается именно в том, чтобы правильно уловить  и использовать именно те, обусловленные  местом и временем явления.

2.2 Социально – экономические  последствия инфляции

Социально-экономические  последствия инфляции проявляются  в следующем:

  • Инфляция перераспределяет доходы и богатство. Так, должники богатеют за счет своих кредиторов. Причем выигрывают дебиторы на всех уровнях, т.к. ссуда берется при одной покупательной способности денег, а возвращается, когда на эту сумму можно купить гораздо меньше. Выигрывает и правительство, которое накопило большой государственный долг. Инфляция перераспределяет доход и богатство за счет тех, кто дает деньги, в пользу тех, кто откладывает платежи. Инфляция увеличивает стоимость недвижимого имущества.
  • Инфляция приводит к тому, что все денежные доходы (как населения, так и предприятий, государства) фактически уменьшаются. Это определяется различиями между номинальным и реальным доходом. Номинальный (денежный) доход – это количество денежных средств, которые получает человек в виде зарплаты, процента, ренты и прибыли. Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые он может купить на сумму номинального дохода. Если номинальный доход остается стабильным или растет медленнее темпов инфляции, то реальный доход падает. Именно поэтому в период инфляции в наибольшей степени страдают люди с фиксированными доходами. Издержки «стоптанных башмаков».
  • В период инфляции растут цены на товарно-материальные ценности, пользующиеся спросом на рынке. Поэтому население и предприятия стремятся как можно быстрее материализовать свои быстро обесценивающиеся денежные средства в запасы. Это приводит к недостатку денежных средств у хозяйственных агентов. Результатом ажиотажной закупки товаров является усиление инфляции спроса.
  • Инфляция делает невыгодным долгосрочное инвестирование.
  • Инфляция приводит к обесцениванию амортизационного фонда фирм, что затрудняет процесс нормального воспроизводства. Инфляция уменьшает и реальную ценность всех других сбережений (вклады, облигации, страховки). Люди стараются не делать сбережения, а фирмы значительную часть прибыли направляют на текущее потребление, что ведет к сокращению финансовых ресурсов общества, сворачиванию производства.

 

  • Инфляция приводит к скрытой конфискации денежных средств у населения и предприятий через налоги. Это имеет место вследствие того, что налогоплательщики из-за роста номинального дохода автоматически попадают в более высокую группу налогообложения.

2.3 Современное состояние инфляции 

Темпы роста потребительских цен в начале 90-х годов в нашей стране с трудом поддавались теоретическому анализу и практическому регулированию, так как их динамика не могла быть объяснена с помощью классических моделей инфляции. Смена экономической системы хозяйствования привела к спаду производства в нашей стране, к возникновению безработицы, к резкой поляризации доходов различных социальных групп населения, к значительному обесцениванию национальной денежной единицы. Подавляемая административно-командной системой  хозяйствования инфляция накапливалась в российской экономике десятилетиями. Косвенными признаками этой инфляции при внешне стабильных ценах был всеобщий дефицит товаров и процветающий черный рынок. Рост цен в 1193 году составил 900-140% в годовом исчислении или 20-25% в месяц. В 1995 году производительность труда в российской промышленности составляет лишь чуть больше половины уровня 1990 года, а по целому ряду отраслей – заметно меньше половины12.

 

Размер инфляции (1992-2008 гг.)

Справочник  индекса инфляции

(по официальным  данным)

В 1992 году инфляция составила 2000%;

в 1993 году - 10156%;

в 1994 году - 401%;

в 1995 году - 182%;

в 1996 году - 40%;

в 1997 году - 10%;

в 1998 году - 20%;

в 1999 году - 14%;

в 2000 году - 26%;

в 2001 году - 6,1%.

В 2008 году размер инфляции составил не более 10%. 13

Очередная еженедельная оценка инфляции Росстата показала, что индекс потребительских цен в России в начале 2009 года рос быстрее, чем в аналогичный период 2008 года.                                         

Инфляция  в России (последние данные) за неделю с 13 по 19 апреля 2010 года составила 0,1%, с начала апреля – 0,3%, с начала года – 3,4%., говорится в сообщении Федеральной службы государственной статистики (Росстат). Темп среднесуточного прироста цен в апреле составляет 0,014%.

 

 

 

 

 

Заключение

В заключении, я хочу подвести итоги инфляционных процессов. Глубинные причины инфляции находятся как в сфере обращения, так и в сфере производства и очень часто обусловливаются экономическими и политическими отношениями в стране.

Для начала нужно сказать, что каковы бы ни были "позитивные" функции инфляции, при выходе из-под контроля, и  даже, оставаясь весьма слабой, она оказывает отрицательное, негативное влияние на экономическое развитие. Инфляция сужает мотивы к трудовой деятельности. Негативная функция инфляции состоит также в том, что она сужает возможности накопления. Инфляция ослабляет позиции государства.

В настоящее  время инфляция - один из самых болезненных  и опасных 

процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему  в целом. Инфляция не только означает снижение покупательской способности  денег, но и подрывает возможности  хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

Управление  инфляцией представляет важнейшую  проблему денежно-

кредитной и  в целом экономической политики. При этом необходимо учитывать: многосложный, многофакторный характеры инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них - стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

Если  рассмотреть некоторых аспектов российской экономической динамики за последние годы, можно сделать вывод, что на протяжении рассматриваемого периода в общих чертах сложился антиинфляционный механизм, основу которого составили следующие элементы экономической политики:

  • соблюдение жестких денежных ограничений;

 

  • меры по стабилизации валютного курса;

 

  • принятие Правительством Российской Федерации ряда решений, ограничивающих рост цен на продукцию отдельных отраслей и секторов экономики, в первую очередь отраслей - естественных монополистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Видяпин В.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория. - М., 1995.
  2. Лившиц А.Я., Никулина И.Н. Введение в рыночную экономику.- М., 1995.
  3. Чепурин М.Н.  “Курс  экономической  теории” - К. ,“Аса” 1994 г.
  4. Макконел Р.,Брю С.Л.  “Экономикс” - М. ,“Дрофа” 1991 г.
  5. Вестник "Вокруг денег", сентябрь - ноябрь 1998 г., М., ИИЦ "ЕВРОПЕУМ-ПРЕСС"
  6. “КоммерсантЪ”  6/97, М.
  7. Экономическая теория: учебник/ под.ред. Е.Н. Лобачевой. – 2-е изд.,перераб. и доп.-М.:Высшее образование,2008.- 515с. – (Университеты России)
  8. Камаев В.Д. и др. Учебник по основам экономической теории. М., изд-во

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика