Инфляция и социальные конфликты в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 08:23, курсовая работа

Описание

Цель работы: Раскрыть сущность инфляции, её социально-экономические последствия, а также методы борьбы с ней.
Задачи:
- изучение теоретических аспектов инфляции, поскольку это имеет важное значение для разработки антиинфляционного регулирования и стратегии экономического роста;
-изучение влияния инфляции на социальную активность населения;
- анализ антиинфляционной политики в России и в экономически развитых странах.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Механизмы развития инфляции. 5
1.1. Инфляция как многофакторный процесс. 5
1.2. Основные виды инфляции. 5
1.3. Причины инфляции. 10
1.4. Измерение инфляции. 13
1.5. Последствия инфляции. 15
Глава 2. Влияние инфляции на доходы населения. 17
2.1. Кривая Филлипса. 17
2.2. Почему нужно бояться инфляции? 18
2.3. Влияние инфляции на уровень жизни людей. 20
2.4. Меры по защите уровня жизни населения во время инфляции. 22
Глава 3. Социальная антиинфляционная политика. 26
3.1. Понятие, цели и задачи антиинфляционной политики. 26
3.2. Виды антиинфляционной политики. 27
3.3. Этапы формирования антиинфляционной политики России. 35
3.4. Перспективы антиинфляционной политики на 2012 год. 38
Заключение. 43
Библиографический список. 45

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 109.71 Кб (Скачать документ)

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Омский государственный  технический университет»

Кафедра «Организация и управление наукоемкими производствами»

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Макроэкономика»

Тема: Инфляция и социальные конфликты в обществе.

 

 

 

 

                                             

                                                                 Выполнил: студент группы ЭП-111

Факультета экономики  и управления

                                                                       Лобода Владимир Сергеевич.

                                                                       Проверил: Ст. преподаватель

                                                                       Ефремов Виктор Семенович.

 

 

Омск 2012г.

 

Содержание.

Введение. 3

Глава 1. Механизмы  развития инфляции. 5

1.1. Инфляция  как многофакторный процесс. 5

1.2. Основные  виды инфляции. 5

1.3. Причины  инфляции. 10

1.4. Измерение  инфляции. 13

1.5. Последствия  инфляции. 15

Глава 2. Влияние  инфляции на доходы населения. 17

2.1. Кривая  Филлипса. 17

2.2. Почему нужно бояться инфляции? 18

2.3. Влияние  инфляции на уровень жизни  людей. 20

2.4. Меры по  защите уровня жизни населения  во время инфляции. 22

Глава 3. Социальная антиинфляционная политика. 26

3.1. Понятие,  цели и задачи антиинфляционной  политики. 26

3.2. Виды антиинфляционной  политики. 27

3.3. Этапы  формирования антиинфляционной  политики России. 35

3.4. Перспективы  антиинфляционной политики на 2012 год. 38

Заключение. 43

Библиографический список. 45

 

 

Введение.

 

В мире нет стран, где бы не существовала инфляция. Эта проблема не является новой для экономики, она зародилась в глубокой древности и имеет глубокие корни.

Понятие «инфляция» однозначно ассоциируется с негативными процессами. Невозможно найти учёного-экономиста, который считал бы систематический рост цен безобидным явлением. Опережающий рост цен на товары, независимо от длины инфляционной волны, представляет собой крайне болезненный процесс для любого, даже высокоразвитого, национального хозяйственного комплекса.

Инфляция представляет собой  одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира, отрицательно влияя на все стороны жизни общества. Она обесценивает результаты труда, уничтожает сбережения юридических и физических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту. Высокая инфляция разрушает денежную систему, провоцирует бегство национального капитала за границу, ослабляет национальную валюту, способствует ее вытеснению во внутреннем обращении иностранной валютой, подрывает возможности финансирования государственного бюджета. Содержание этого сложного явления составляет массовое и неконтролируемое перераспределение национального дохода и общественного богатства: инфляция прямо сказывается на реальных доходах домашних хозяйств и фирм, приводит к перераспределению богатства между хозяйственными субъектами, таким образом инфляция неизбежно усиливает социальное расслоение в обществе и обостряет социальные конфликты.

Однако в странах с  развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Она не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов.

Но в каждой стране инфляция имеет свои особенности, поэтому  она исследуется экономистами многих стран мира, однако это обстоятельство не снижает актуальность этой темы как в настоящее время , так и в последующем . Проблематика инфляции необычайно широка и противоречива. При углублении в этот феномен всё более выясняется его многогранность и неоднозначность. С инфляцией связывают жестокие социальные потрясения, самые глубокие экономические кризисы нашего и прошедших веков, в то же время контролируемая ползучая инфляция является эффективным средством стимулирования деловой активности.

Цель работы: Раскрыть сущность инфляции, её социально-экономические последствия, а также методы борьбы с ней.

Задачи:

- изучение теоретических  аспектов инфляции, поскольку это  имеет важное значение для разработки антиинфляционного регулирования и стратегии экономического роста;

-изучение влияния инфляции  на социальную активность населения;

- анализ антиинфляционной политики в России и в экономически развитых странах.

Актуальность этой темы в современных условиях определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и механизма развития инфляции, ее особенностей и основных направлений.

 

 

 

Глава 1. Механизмы развития инфляции.

1.1. Инфляция как  многофакторный процесс.

 

Инфляция - это обесценение денег, снижение их покупательной способности, дисбаланс спроса и предложения. В буквальном переводе термин "инфляция" (от лат. inflatio) означает "вздутие", т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы. Обычно инфляция имеет в своей основе не одну, а несколько взаимосвязанных причин, и проявляется она не только в повышении цен - наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся прежде всего в дефиците, ухудшении качества товаров. Во время инфляции бумажные деньги обесцениваются по отношению: а) к золоту (при золотом стандарте), б) к товарам, в) к иностранным валютам. Вследствие этого происходит в первом случае – повышение рыночной цены золота в бумажных деньгах, во втором – рост цен товаров и в третьем случае – падение курса национальной валюты, по отношению к иностранным денежным единицам, сохранившим прежнюю реальную стоимость или обесценившимся в меньшей степени. Однако не всякое повышение цен служит показателем инфляции.

Цены могут повышаться в силу улучшения качества продукции, ухудшения условий добычи топливно-сырьевых ресурсов, изменения общественных потребностей. Но это будет, как правило, не инфляционный, а в определенной мере логичный, оправданный рост цен на отдельные товары.

1.2. Основные виды инфляции.

 

Существует несколько  видов инфляции. С точки зрения проявления различают «открытую» и «подавленную» инфляцию.

Открытая инфляция характерна для стран рыночной экономики, где взаимодействие спроса и предложения способствует открытому неограниченному росту цен. Хотя открытая инфляция и искажает рыночные процессы, все же она сохраняет за ценами роль сигналов, показывающих производителям и покупателям сферы выгодного приложения капиталов.

Подавленная инфляция - это скрытая инфляция, присущая экономике с командно-административным контролем над ценами и доходами. Жесткий контроль над ценами не позволяет открыто проявиться инфляции в росте цен. В такой ситуации инфляция принимает скрытый характер. Внешние цены остаются стабильными, но так как масса денег возрастает, то их избыток вызывает товарный дефицит.

Для экономики СССР длительное время была характерна подавленная  инфляция, которая выражалась в росте  неудовлетворенного спроса и денежных сбережений населения, которые не находили реализации. Норма сбережений в приросте дохода в 1969 г. составляла 50%, в 1976 – 79%, в 1984 – 100%. Часто сбережения являлись вынужденными, инфляционный разрыв составил 40%. Дефицит порождал очереди, теневую экономику, ослабевали стимулы к труду.[2c.134]

В результате подавленной  инфляции товарный дефицит становится видимой стороной невидимого инфляционного процесса, поскольку на то же количество товаров приходится большее количество денежных знаков. В рыночной экономике диспропорция нашла бы естественный выход в виде роста денежных цен.

При подавленной инфляции только часть денежных знаков являются деньгами. Покупатели, желая подтвердить значение своих денег, стараются найти дефицитный товар. Появляется «черный рынок» - нелегальная форма инфляции в условиях ее подавления. «Черный рынок» в какой-то мере показывает подлинные цены товаров, а иллюзия неизменности цен создает видимость экономического благосостояния, вводя в заблуждение продавцов и покупателей.

Следующий критерий - с позиции темпа роста цен:

1.Ползучая (умеренная) инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% или несколько больше процентов в год. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным. Данные за 70-е, 80-е и начало 90-х гг. по США, Японии и западноевропейским странам, как раз и говорят о наличии ползучей инфляции. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3-3,5%;

2.Галопирующая инфляция (рост цен на 20—2000% в год). Такие высокие темпы в 80-х гг. наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Южной Азии. По подсчетам Центрального банка России, индекс потребительских цен в нашей стране в 1992г. поднялся до 2200%. Потребительские цены опережали рост денежных доходов населения.

Инфляция в  Российской Федерации с 1991 по 2011 годы[10]

 

Янв

Фев

Мар

Апр

Май

Июн

Июл

Авг

Сен

Окт

Ноя

Дек

Год

2012

0,50

0,37

0,58

0,30

               

1,76

2011

2,37

0,78

0,62

0,43

0,48

0,23

-0,01

-0,24

-0,04

0,48

0,42

0,44

6,10

2010

1,64

0,86

0,63

0,29

0,50

0,39

0,36

0,55

0,84

0,50

0,81

1,08

8,78

2009

2,37

1,65

1,31

0,69

0,57

0,60

0,63

0,00

-0,03

0,00

0,29

0,41

8,80

2008

2,31

1,20

1,20

1,42

1,35

0,97

0,51

0,36

0,80

0,91

0,83

0,69

13,28

2007

1,68

1,11

0,59

0,57

0,63

0,95

0,87

0,09

0,79

1,64

1,23

1,13

11,87

2006

2,43

1,66

0,82

0,35

0,48

0,28

0,67

0,19

0,09

0,28

0,63

0,79

9,00

2005

2,62

1,23

1,34

1,12

0,80

0,64

0,46

-0,14

0,25

0,55

0,74

0,82

10,91

2004

1,75

0,99

0,75

0,99

0,74

0,78

0,92

0,42

0,43

1,14

1,11

1,14

11,74

2003

2,40

1,63

1,05

1,02

0,80

0,80

0,71

-0,41

0,34

1,00

0,96

1,10

11,99

2002

3,09

1,16

1,08

1,16

1,69

0,53

0,72

0,09

0,40

1,07

1,61

1,54

15,06

2001

2,8

2,3

1,9

1,8

1,8

1,6

0,5

0,0

0,6

1,1

1,4

1,6

18,8

2000

2,3

1,0

0,6

0,9

1,8

2,6

1,8

1,0

1,3

2,1

1,5

1,6

20,1

1999

8,4

4,1

2,8

3,0

2,2

1,9

2,8

1,2

1,5

1,4

1,2

1,3

36,6

1998

1,5

0,9

0,6

0,4

0,5

0,1

0,2

3,7

38,4

4,5

5,7

11,6

84,5

1997

2,3

1,5

1,4

1,0

0,9

1,1

0,9

-0,1

-0,3

0,2

0,6

1,0

11,0

1996

4,1

2,8

2,8

2,2

1,6

1,2

0,7

-0,2

0,3

1,2

1,9

1,4

21,8

1995

17,8

11,0

8,9

8,5

7,9

6,7

5,4

4,6

4,5

4,7

4,6

3,2

131,6

1994

17,9

10,8

7,4

8,5

6,9

6,0

5,3

4,6

8,0

15,0

14,6

16,4

214,8

1993

25,8

24,7

20,1

18,7

18,1

19,9

22,4

26,0

23,0

19,5

16,4

12,5

840,0

1992

245,3

38,0

29,9

21,7

11,9

19,1

10,6

8,6

11,5

22,9

26,1

25,2

2508,8

1991

6,2

4,8

6,3

63,5

3,0

1,2

0,6

0,5

1,1

3,5

8,9

12,1

160,4


 

3.Гиперинфляция - цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия (МВФ за гиперинфляцию сейчас принимает 50%-й рост цен в месяц).

Так, в Аргентине на апрель 1990г. зафиксирован рост цен в 200 раз (темп роста инфляции - 2000 %). Спасло аргентинцев  лишь то, что у них преобладает натуральное сельское хозяйство и без рыночных отношений можно прожить некоторое время.

Недавний рекорд принадлежит  Никарагуа: за период гражданской войны среднегодовой прирост цен достигала 33000%.

Также рассматривают виды инфляции с точки зрения соотносительности роста цен по различным товарным группам, т. е. по степени сбалансированности их роста:

1) сбалансированная  инфляция;

2) несбалансированная  инфляция.

При сбалансированной инфляции цены различных товаров неизменны относительно друг друга, а при несбалансированной - цены различных товаров постоянно изменяются по отношению к друг другу, причем в различных пропорциях.

Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров: сырье подорожало в 10 раз, и вы соответственно увеличиваете цену своей конечной продукции. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверх дорогой продукции конечному потребителю. Заниматься этим бизнесом опасно, акции соответствующих фирм лучше не приобретать.

С точки зрения ожидаемости или предсказуемости инфляции выделяют:

1) ожидаемую;

2) неожидаемую.

Ожидаемая инфляция может предсказываться и прогнозироваться заранее, с достаточной степенью надежности; неожидаемая - возникает стихийно, спорадически, прогноз невозможен.

Фактор ожидаемости, предсказуемости  по-новому освещает нам вопрос влияния  инфляции на стратегию бизнеса, а  именно: если все фирмы и все  население знает наверняка, что в следующем году цены возрастут, скажем, в 100 раз, то в условиях идеального свободного рынка имеется целый год на заблаговременную адаптацию к спрогнозированному скачку цен. Все предприятия и население также повысят в 100 раз цену на свой товар (станки, оборудование, услуги, рабочая сила и т. д.). Никто, таким образом, не пострадает существенно даже от гиперинфляции, а в случае непредсказуемости, неожидаемости роста цен даже на 10% (умеренная инфляция, по нашему определению) может произойти существенное снижение доходности соответствующих предприятий.

Информация о работе Инфляция и социальные конфликты в обществе