Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 08:51, курсовая работа
В настоящее время инфляция – один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция не только означает снижение покупательной способности денег, но и подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.
Введение 3
1. Сущность инфляции 4
1.1. Виды инфляций 5
1.2. Объяснение инфляции различными школами экономистов 7
2. Причины инфляции 11
2.1. Источники инфляции 13
2.2. Инфляция спроса и инфляция предложения 15
3. Социально-экономические последствия инфляции 17
3.1. Макроэкономическая нестабильность: безработица и инфляция 20
3.2. Взаимосвязь безработицы и инфляции. Кривая Филлипса 23
4. Антиинфляционная политика государства 28
4.1. Антиинфляционная стратегия и тактика 31
Заключение 37
Список используемой литературы
Поднимая ставки заработной платы, предприниматели теряют потенциальную прибыль, что ведет к сокращению ВВП и росту безработицы, которая постепенно достигает своего естественного уровня. Инфляция же, вызванная увеличившимся спросом, сохраняется, а ее фактический и ожидаемый уровни повышаются. Краткосрочная кривая - сдвигается вверх— из положения U*; Pi к положение U*; Рг. При очередном увеличении совокупного спроса процесс повторяется, и краткосрочная кривая перемещается еще выше: из положения U*; Рг в положение U*; Pt (рис. 9).
Рис. 9. Графическая интерпретация теории адаптивных ожиданий.
По-прежнему сплошная вертикальная линия представляет долгосрочную интерпретацию кривой Филлипса (LPKC), отражающей уровень полной занятости, а пунктирные наклонные линии - ее краткосрочные варианты (SPhC).
Таким образом, в долгосрочном периоде взаимосвязь мс**ДУ инфляцией и безработицей практически отсутствует, а кривая Филлипса представляет собой вертикальную линию.
Теория рациональных ожиданий
Теория рациональных ожиданий подразумевает, что инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов соответствуют фактическому уровню инфляции. Важным обстоятельством является то, что инфляционные ожидания населения основываются не на прошлом опыте, а на результатах проводящейся макроэкономической политики правительства. Следствием таких ожиданий становится то. что домохозяйства начинают предвидеть рост цен в экономике и сразу же требовать повышение оплаты труда. Несмотря на рост цен, издержки производителей и цена продукции увеличиваются. Совокупное предложение уменьшается из-за сокращения совокупного спроса. Долгосрочная кривая Филлипса снова представляет вертикальную линию (рис. 10).
Рис. 10. Графическая интерпретация теории рациональных ожиданий.
Сплошная вертикальная линия представляет долгосрочную интерпретацию кривой Филлипса (LPhQ), отражающей уровень полной занятости.
В этой ситуации стимулирование совокупного спроса со стороны правительства не имеет смысла. Па увеличение спроса предприниматели ответят ростом цен вследствие мгновенных требований работников о повышения заработков.
Фактический уровень безработицы не уменьшится, так как у предпринимателей не останется средств на расширение персонала. Изменения в экономике можно охарактеризовать перемещением по вертикальной кривой Филлипса вверх: из положения U*; Pj в положение U*; Р2 и так далее с каждой волной увеличения совокупного спроса.
Важно отметить, что в случае ошибки в инфляционном прогнозе уровень инфляции может приниматься выше или ниже фактического уровня. Тогда, в первом случае фактический уровень безработицы сократится, в то время как во втором - вырастет.
Итак, в настоящее время большинство экономистов сходятся во мнении относительно того, что в краткосрочном периоде существует обратная взаимосвязь между безработицей и инфляцией. Что касается долгосрочного периода, то такая зависимость отсутствует. Поэтому усилия правительства по стимулированию совокупного спроса для увеличения объема ВВП в условиях полной занятости приводят только к росту темпов инфляции.
4. Антиинфляционная политика государства.
Борьба с инфляцией и разработка специальной антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации экономики. В основе такой программы должен лежать анализ причин и факторов, определяющих инфляцию, набор мер экономической политики, способствующей устранению или снижению уровня инфляции до разумных пределов.
Возможны два подхода к управлению хозяйством в условиях инфляции: один заключается в поиске адаптационной политики, т.е. приспособлении к инфляции, другой - в попытке ликвидировать инфляцию антиинфляционными мерами.
Адаптационная политика построена на том, что все субъекты рыночной экономики (домохозяйства, фирмы, государство) в своих действиях учитывают инфляцию - прежде всего через учет потерь от снижения покупательной способности денег. В мировой практике существует два метода компенсации потерь от снижения покупательной способности денег. Наиболее распространена индексация ставки процента.
Как правило, эта операция сводится к увеличению ставки процента на величину инфляционной премии. Другой метод компенсации инфляции - индексация первоначальной суммы инвестиций, которая периодически корректируется, согласно движению определенного, заранее оговоренного индекса.
Домохозяйства пытаются адаптироваться к инфляции через поиск дополнительных источников доходов. Работники пытаются защитить себя от инфляции через введение в контракт инфляционной корректировки заработной платы. Другими способами адаптации является перестройка семейного бюджета в сторону наиболее неэластичных товаров и услуг, быстрая материализация денег в товарно-материальные ценности.
Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляции. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращение инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг, факторинг.
Это приводит к росту доли заемных средств, относительно собственных, и повышению финансового риска предприятий, риска неплатежеспособности (банкротства). В области управления запасами многие фирмы переходят на формирование спекулятивного запаса. Они стараются иметь превышение кредиторской задолженности над дебиторской, и лишь незначительное количество денег хранить на счетах в банке.
В условиях инфляции фирмы вынуждены изменять политику использования прибыли. С одной стороны, для стимулирования экономического интереса к деятельности фирмы менеджеры вынуждены увеличивать средства, направляемые на материальное поощрение.
С другой стороны, ввиду того, что в условиях инфляции поток доходов уменьшается, а поток расходов растет, собственники фирмы, если они не хотят допустить сворачивания своего капитала, вынуждены все большую часть чистой прибыли направлять на развитие производства.
История знает много вариантов адаптационной политики правительства. В 60-70-х годах XX в. в Англии и в других странах внедрялась политика "стоп-вперед", т.е. крайне осторожное движение вперед. Но эта политика оказалась неэффективной, так как сдерживание цен оплачивалось снижением производительности труда и жизненного уровня населения.
В основе иной политики лежит контроль за соотношением цен и заработной платы. Эта политика дает положительный эффект в краткосрочном плане (например, в США в 1951-1952 гг., в Финляндии в 1967-1971 гг.), но в долгосрочном периоде эта политика не прижилась, не стала популярной.
Сторонники кейнсианской трактовки инфляции, представители теорий "структурной инфляции" и "экономики предложения" в своей программе предусматривают более активное регулирующее воздействие государства, включая временное замораживание роста цен и заработной платы, налоговое стимулирование предпринимательства, сбережений населения, поддержку жизненно важных отраслей и производств.
Антиинфляционные меры
Другим вариантом государственной политики в условиях инфляции является минимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил при использовании антиинфляционных мер.
Существуют два основных варианта антиинфляционных мер: ортодоксальный и гетеродоксальный.
Ортодоксальный вариант предполагает:
либерализацию условий деятельности предприятий на внутреннем и мировом рынке;
введение свободных цен;
постепенное сокращение сферы деятельности государства в экономике, ограничение ее пределов решением проблем сбалансированности бюджета и поддержания темпов прироста денежной массы в обращении в соответствии с реальными возможностями увеличения производства.
Ортодоксальная программа чисто монетаристского характера предусматривает широкое поле деятельности для рыночных регуляторов, наряду со свертыванием хозяйственной активности государства. Примером такой программы служит программа Международного валютного фонда, принятая в России в 90-ые годы ХХ века.
Гетеродоксальный вариант предусматривает:
меры по стимулированию предпринимательства и сбережений населения, прежде всего посредством снижения налогового бремени;
регулирование внешней торговли и валютных отношений;
развитие рыночной инфраструктуры и поддержку жизненно важных отраслей и производств.
Необходима и профилактика инфляции. В долгосрочном плане в условиях полной занятости нужно стимулировать расширение потенциального валового национального продукта с помощью структурной и научно-технической политики. Причем, отдавать предпочтение здесь надо не бюджетному финансированию, а созданию экономических стимулов для повышения производительности труда, внедрения новых технологий и создания новых производств, преобразования старых отраслей на новой технической базе.
Для проведения таких преобразований в стимулируемых отраслях необходимо создать систему льгот в налогообложении и условиях кредита (включая налоговые каникулы, увеличение нормы амортизации, госзаказ на конкурсной основе).
Очень важным условием антиинфляционной политики является независимость правительства от групп давления: антиинфляционные меры нужно проводить последовательно и взвешенно. Нарушение алгоритма антиинфляционной борьбы в угоду группам интересов приводит к прямо противоположным результатам.
На практике в борьбе с высокой инфляцией в различных западных странах используются смешанные программы, в которых в различной степени учитываются рекомендации обеих программ.
Итак, основной принцип борьбы с инфляцией - уничтожение ее источников. При этом необходимо иметь в виду, что временные шаги в принятии политических решений и их лоббирование - это причины монетарного раскручивания инфляции, так как они ведут к неэффективности бюджетных расходов, разбуханию денежной массы и, в конечном итоге, к искажению ценового сигнала.
Инерционность производства, связанная с эффектом акселератора, дискретность и неравномерность появления и внедрения новых технологий, скачкообразное развитие экономической системы - это объективные причины немонетарного искажения ценового сигнала в долгосрочном плане.
Следовательно, если существуют объективные причины возникновения инфляции, то полностью это явление не устранимо.
4.1. Антиинфляционная стратегия и тактика.
Для успешной борьбы с инфляцией целесообразно сочетание долговременной и краткосрочной политики.
Антиинфляционная стратегия.
Стратегия гашения адаптивных инфляционных ожиданий предполагает изменение психологии потребителей, избавление их от страха перед обесценением сбережений, предотвращение нагнетания текущего спроса. сделать это возможно при выполнении двух условий:
всемерное укрепление механизмов рыночной системы, которые способны снизить цены или хотя бы замедлить их рост. Лишь в этом случае вероятно изменение психологии потребителей, устранение из нее инфляционных мотивов. Потребитель должен убедиться, что колебания цен на сравнительно небольшое количество товаров и услуг происходят под влиянием спроса и предложения;
существование правительства национального согласия, пользующегося доверием большинства граждан и проводящего антиинфляционную политику. При этом правительств ставит перед собой вполне определенные, практически осуществимые и легко проверяемые антиинфляционные задачи, заблаговременно информируя об этом население. Имеются в виду, например, регулярные сообщения об уровне инфляции, который оно собирается удержать, и необходимом для этого темпе роста денежной массы. Если обещания неукоснительно выполняются в течение хотя бы нескольких лет, то срабатывает эффект объявления: производители и потребители постепенно убеждаются, что правительство встало на путь борьбы с инфляцией и способно контролировать ее.
Стратегия ограничения денежной массы основана на жестких лимитах ее ежегодного прироста. Этот показатель определяется в соответствии с уравнением долгосрочного равновесия денежного рынка:
Информация о работе Инфляция: сущность, причины и социально-экономические последствия