Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 12:31, курсовая работа
Инфляция (лат. Inflation – вздутие) означает переполнение сферы обращения денежными знаками сверх действительной потребности национального хозяйства. Обычно инфляция имеет в своей основе не одну, а несколько взаимосвязанных причин, и проявляется она не только в повышении цен – наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся прежде всего в дефиците, ухудшении качества товаров.
Введение…………………………………………………………..3
1.Понятие, сущность инфляции:
2.Понятие инфляции………………………………………5
3.Причины инфляции……………………………………..6
4.Механизм инфляции…………………………………….8
5.Инфляция спроса………………………………………..9
6.Инфляция предложения………………………………..12
7.Стагфляция………………………………………...........13
2. Виды инфляции:
2.1 Открытая инфляция……………………………………..14
2.2 Подавленная инфляция………………………………….14
2.3 Сбалансированная и несбалансированная инфляция…17
2.4 Ожидаемая и неожидаемая инфляция………………….18
3. Социально-экономические последствия……………………...18
3.1 Жизненный уровень населения, безработица, кривая Филипса………………………………………………………20
3.2 Антиинфляционная политика государства…………….24
Заключение………………………………………………………...27
Список использованных источников…………………….............29
В результате подавленной инфляции товарный дефицит становится видимой стороной невидимого инфляционного процесса, поскольку на то же количество товаров приходится большее количество денежных знаков. В рыночной экономике диспропорция нашла бы естественный выход в виде роста денежных цен.
Можно сказать, что при подавленной инфляции только часть денежных знаков являются деньгами. Покупатели, желая подтвердить значение своих денег, стараются найти дефицитный товар. Появляется «черный рынок» - нелегальная форма инфляции в условиях ее подавления. «Черный рынок» в какой-то мере показывает подлинные цены товаров, а иллюзия неизменности цен создает видимость экономического благосостояния, вводя в заблуждение продавцов и покупателей.
Другим критерием вида инфляции выступает темп роста цен. В этом плане выделяют три вида инфляции:
Инфляция представляет собой весьма сложный, необычайно противоречивый феномен. Не следует проводить прямой аналогии между инфляцией цен и эмиссией денег, хотя в литературе этого различия подчас не делается
Приведенное
нами определение инфляции как процесса
обесценивания денег и
По степени сбалансированности роста цен выделяют два вида инфляции: сбалансированную и несбалансированную.
При сбалансированной инфляции цены различных товарных групп относительно друг друга остаются неизменными, а при несбалансированной – цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.
Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю.
Несбалансированность инфляции – большая беда для бизнеса. Но еще хуже когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы – лидеры роста цен останутся лидерами и в ближайшем будущем. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. Промышленность развиваться в таких условиях не может, индустриальное развитие кажется нереальным. Возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции.
С
точки зрения четвертого критерия различают
ожидаемую и неожидаемую
Комбинация
сбалансированной и ожидаемой инфляции
не наносит особого вреда
3. Социально-экономические последствия
Но каковы бы ни были позитивные функции инфляции, выходя из-под контроля и даже оставаясь относительно слабой, регулируемой, инфляция оказывает на ход экономического развития целый комплекс сугубо отрицательных, негативных влияний. Отметим кратко лишь некоторые из них.
Инфляция – и это общепризнанно – сужает мотивы к трудовой деятельности, ибо она подрывает возможности нормальной реализации ценовых заработков (правда, слабая, ползучая инфляция влияет на процесс «съедания» доходов в небольшой степени). Инфляция, особенно в условиях существенного роста цен, усиливает социальную дифференциацию населения, разрыв между «крайними» группами получателей доходов.
Негативная функция инфляции состоит также в том, что она сужает возможности накопления. Сбережения в ликвидной форме сокращаются, частью принимают натуральную форму (скупку недвижимости). Соотношение между потребляемой и сберегаемой частями доходов сдвигается в сторону потребления. Выпуск ценных бумаг нередко не достигает желаемой цели, ибо оказывается не в состоянии «связать» деньги у населения.
Инфляция ослабевает позиции властных структур. Стремление государственных органов получить посредством эмиссии дополнительные средства для решения неотложных задач имеет своим следствием рост недовольства, усиление нажима со стороны различных социальных групп в целях увеличения заработков, получения дополнительных льгот и субсидий. Снижается доверие к программам и мероприятиям, намечаемым и проводимым правительством. Реакция населения на ухудшение условий на потребительском рынке, в производстве принимает нередко довольно острые формы.
К негативным последствиям инфляционных процессов относятся:
3.1 Жизненный уровень населения, безработица, кривая Филипса
«Повестка дня на ХХI век» рассматривает повышение уровня жизни населения как доминирующую цель устойчивого развития. В связи с этим социально-экономические индикаторы, характеризующие уровень жизни населения, носят задающий характер, что определяет направленность развития экономики РБ на повышение благосостояния населения.
Социальная политика государства в анализируемом периоде (1996 – 2002г.г.) была направлена на стабилизацию и повышение уровня жизни населения. Для этого требовалось обеспечить рост денежных доходов населения и повысить их реальное содержание; значительно сократить отставание минимальных социальных гарантий от бюджета прожиточного минимума; уменьшить дифференциацию доходов различных групп населения и масштабы бедности.
Реализация мер в области социальной политики позволила не только остановить падение уровня жизни, но и обеспечить рост реальных денежных доходов, значительно превысив те параметры, которые были намечены в НСУР-97 (4,5% в год). В 1997 г. реальные денежные доходы выросли на 6%, реальная заработная плата – на 14%. За три года (1998 – 2000 г.г.) денежные доходы должны были вырасти на 13,5%, фактически их прирост составил 38,4, или в среднем 11,5% в год.
Реальные денежные доходы населения и реальная заработная плата увеличились за период 1996 – 2000 г.г. в 2,2 раза. Значительным ростом характеризуются два последних года: в 2000 г. реальные денежные доходы выросли на 20%, в 2001 г. – на 25%, реальная заработная плата – на 12 и 30% соответственно.
Одним из главных факторов, влияющих на рост денежных доходов населения, является оплата труда. Политика в области оплаты труда была направлена на повышение роли заработной платы как основного источника формирования денежных доходов населения, поддержания экономической заинтересованности и активности населения, создание условий для справедливой оплаты труда и обеспечения необходимых стандартов потребления.
Для средств, направленных на оплату труда, в ВВП, за период 1996 – 2000 г.г. практически не изменилась: в 1996 г. она составила 33%, в 2000 г. – 33,4% (по НСУР – 36 – 40%), увеличение произошло только в 2001 г. до 38%. В развитых странах этот показатель значительно выше – 50 -60%. Структура денежных доходов населения также почти неизменна: доля оплаты труда составляла в 1996 г. 46,1%, в 2000 г. – 51,7%, в 2001 г. – 53 (по НСУР – 57%). Анализ динамики среднемесячной заработной платы работников народного хозяйства и индекса потребительских цен свидетельствует о наиболее резком падении заработной платы. Однако опережающего роста оплаты труда по сравнению с ростом денежных доходов, как это предусматривалось НСУР, не произошло. Не все намеченные задачи в области оплаты труда удалось реализовать.
Несмотря на позитивную динамику денежных доходов населения, и заработной платы последних лет, уровень жизни населения остается крайне низким и сопровождается широкомасштабной бедностью.
Ситуация на рынке труда характеризуется развитием противоречивых тенденций. Регистрируемая безработица стабилизировалась на уровне 2,1% экономически активного населения. Численность безработных составили на конец марта 2000 г. 97,8 тыс. чел. На одно свободное рабочее место претендует 2,2 безработных (в конце марта 1999 г. – 2,6 безработных). На вновь введенные места в январе - феврале 2000 г. трудоустроено 6,6 тыс. чел. (в январе – феврале 1999 – 5,8 тыс. чел.). Прошли проф.обучение по направлениям службы занятости за этот же период 3,7 тыс. чел., что на 18,9% больше, чем в соответствующем периоде прошлого года (рис.6). Вместе с тем сохраняется высокий потенциал вынужденной неполной занятости на производстве. Растет безработица среди молодежи (каждый второй безработный – в возрасте 16 – 29 лет). Высок уровень длительной безработице – каждый третий безработный состоит на учете в службе занятости от 6 месяцев до 1 года. Большинство свободных рабочих мест ориентировано на применение мужской рабочей силы, а также низкооплачиваемых, малоквалифицированных работ.
Для решения этой проблемы необходимо усилить работу по созданию и сохранению рабочих мест путем оказания службой занятости финансовой помощи субъектам хозяйствования, выделение безработным более весомых ссуд и субсидий на организацию самостоятельной занятости; оказывать содействие занятости особых категорий граждан, сталкивающихся с наибольшими трудностями при трудоустройстве, повысить качество обучения, расширить перечень конкурентоспособных на рынке труда профессий и специальностей для подготовки специалистов из числа безработных по заказу нанимателей под гарантированные рабочие места. Назрела настоятельная необходимость дальнейшего совершенствования законодательства по усилению социальной защиты безработных, и в частности, увеличению размеров пособий и стипендий безработным, проходящим профессиональное обучение по направлениям службы занятости.
Рис. 6
Анализ механизмов инфляции в рамках модели совокупного спроса и предложения показывает, что характер и темпы инфляции тесно связаны с динамикой основных макроэкономических параметров. Особое значение при этом имеет зависимость между темпами инфляции и уровнем использования производственного потенциала, в первую очередь, уровнем занятости.
Информация о работе Инфляция: сущность, причины и социально-экономические последствия