Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 13:50, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие смысла процесса инфляции, посредством рассмотрения понятия инфляции, ее причин и видов.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть историю инфляционных процессов и выявить их влияние на экономику;
- выявить возможные причины инфляции и, проанализировав их, рассмотреть меры по их устранению на примере России;
Введение………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Исследование инфляционных процессов...……... ……………...…………4
1.1 Понятие, сущность, виды, причины инфляции………..…………..………4
1.2 Методы, границы и противоречия регулирования инфляции……………12
Глава 2. Анализ инфляционного процесса в Российской Федерации …………..17
2.1 Экономическая оценка уровня инфляции на энергоносители …………..17
2.2 Динамика сопоставления денежной массы и финансовых вложений в экономику………...…………………………………..……………………….....18
2.3 Антиинфляционная политика на современном этапе…………………….20
Приложение……………………………………………………………………………23
Заключение………………………………………………………………………..…...26
Список использованных источников……………………………………………..….27
Избыточные денежные ресурсы, поступившие в производство, трансформируются в стоимость товаров и услуг, не обеспеченных платежеспособным спросом. Единственное, что может поддержать спрос, и соответственно предотвратить спад производства-рост реальных доходов населения, который значительно в меньшей степени стимулирует инфляцию, чем избыток денег в производстве. Рост производства должен быть обеспечен повышенным спросом, а не дополнительными денежными вливаниями.
Таким образом, можно сделать выводы о том, что: рост денежной массы неизбежен, но для снижения темпов инфляции ее в первую очередь необходимо направить на заработную плату бюджетникам и социальные выплаты; избыточную денежную массу необходимо перераспределить из торговли и производственных отраслей в сельское хозяйство; рост производственных отраслей должен быть обусловлен платежеспособным спросом, а не излишком денег, вызывающим инфляцию издержек.
3. Антиинфляционная политика на современном этапе
В историю России 2007 - 2008 гг. вошли тем, что после относительной стабилизации динамики инфляции на товары потребления произошел резкий подъем цен на многие товары массового спроса, вызвавший повсеместные недовольства широких слоев населения. Цены могли приобрести более агрессивный характер, если бы Правительство РФ не приняло экстренных мер по замораживанию цен на ряд основных продуктов питания на период с октября по апрель 2008 г. Тем не менее в 2007 г. впервые за последние пять лет запланированный уровень инфляции в 8 — 8,5% был превышен до 11,9 %, а за восемь месяцев 2008 г. составил 9,5%, что выше первоначального годового прогноза 2008 г. на 1,5 процентных пункта. Из данного факта следуют четыре наиболее важных социально-экономических вывода. Во-первых, произошло снижение уверенности широких масс населения в перспективах стабильности своего материального благосостояния, а также доверия руководству страны. Во-вторых, выявилась несостоятельность многих теоретических концепций рыночного функционирования, значимость рынка как всеобщего независимого регулятора экономических отношений. В-третьих, обнаружилась настоятельная необходимость формирования эффективного государственного экономического и административного регулирования товарно-денежных отношений. В-четвертых, возникла острая потребность в программе антиинфляционной политики и четком менеджменте ее реализации.
Прежде всего, следует отметить, что антиинфляционная программа должна состоять из двух частей: методологической и комплекса конкретных адресных мероприятий. Методологическая часть должна охватывать систему исходных методологических принципов и быть исходной базой для разработки и реализации конкретных мероприятий. К важнейшим требованиям методологи программы надо отнести: 1) всеобщность и долгосрочность программы; 2) системность и иерархичность принципов; 3) четкость, однозначность и прозрачность положений программы для всех граждан; 4) достоверность статистической и аналитической информации.
Первым и исходным принципом методологической части программы антиинфляционной политики призвано стать однозначное понимание социально-экономического содержания инфляции. Не уходя в теоретические рассуждения, отметим что инфляция — это рыночное явление, суть которого заключается в обесценении денежной единицы государства. Однако разные субъекты страны рассчитают обесценение по-разному. Центральный банк РФ (ЦБ РФ) устанавливает официальную стоимость национальной валюты по ее отношению (купли-продажи) к конвертируемой мировой валюте, например к доллару. Наряду с официальной ценой ЦБ РФ, существует рыночная цена валюты, которая устанавливается на валютном (организованном и неорганизованном) рынке. Для российской валюты начиная с 2000 г. характерна тенденция повышения стоимости рубля по отношению к доллару, т. е. имеет место укрепление рубля, или ревальвация, ведущая, согласно канонам денежного обращения, к дефляции. Напротив, все агенты отечественного товарного рынка, и прежде всего население, определяют ценность рубля не через валютный курс, а посредством стоимости потребительской корзины или так называемого "гамбургского счета". В России наблюдается совершенно противоположная картина - ежегодное обесценение рубля, или девальвация, вызывающая по соответствующим законам рынка инфляцию.
Второй принцип методологии заключается в обеспечении эффективного управления ценовым механизмом перераспределения стоимости. Исходя из перераспределительной функции цены, государство явно или тайно определяется (или бездействует) с приоритетностью интересов субъектов инфляции. Подлинно демократическое общество в качестве приоритетных избирает интересы большинства. Обычно это 70-80% населения, большую часть которого составляет средний класс (60 - 70 %) - основа благополучного функционирования демократического государства. Для 5 —10 % состоятельного населения России, имеющего существенные вложения в недвижимость и финансовые инструменты за рубежом (свыше 1 млн. долл. США на физическое лицо), как и для 3 — 5 % безденежных людей, инфляция потребительских товаров не имеет принципиального значения. В случае, когда на первое место ставятся интересы очень состоятельных граждан, то свыше 60% населения, в том числе и средний класс, обрекается на жалкое существование. Высказываемое иногда мнение о том, что наши "граждане готовы платить более высокие цены", к сожалению, справедливо лишь для 10 — 15% населения. Большая часть граждан, как свидетельствуют многочисленные социологические опросы, основная часть денежных средств расходует на продовольствие и жилищно-коммунальные услуги, а поэтому крайне озабочена ростом цен на товары широкого пользования и вынуждена решать свои насущные проблемы разными путями, в том числе и неформальными методами.
Третий принцип заключается в системном учете конкретных особенностей современного этапа развития социально-экономической системы России (низкие темпы роста производства, высокий уровень теневой экономики и коррупции, огромные трансакцизные издержки и др.) И последний, четвертый, принцип методологии программы антиинфляционной политики — это учет международных экономических, и прежде всего финансовых, отношений. Его настоятельная необходимость диктуется:
резкой интенсификацией интеграции России в мировую экономическую и финансовую систему, ожидаемым вступлением России в 2009 г. в систему ВТО и устранением таможенных барьеров; возможными локальными и мировыми финансовыми кризисами вследствие перегрева мировой экономики виртуальными финансовыми ресурсами, банковскими денежными суррогатами, значительно превышающими мировой внутренний валовой продукт; обострением международных отношений между экономическими центрами мировой экономики (США, Европой, Китаем), ростом дифференциации стран и регионов на богатые и бедные; обострением продовольственного кризиса.
Россия находится в исключительных условиях окружения мощных конкурентов, которые неуклонно ведут тайную или явную экономическую борьбу за российский рынок в целях перераспределения богатств страны.
С учетом изложенного выше, исходя из отмеченных принципов программы антиинфляционной политики для стабилизации инфляции в России на уровне 8 — 10 % годовых и дальнейшего снижения до 5 — 6 % в целях обеспечения позитивного развития малого и среднего бизнеса и экономики России в целом, представляется целесообразным осуществление следующих мероприятий:
1. Разработка мер по повсеместной активизации сплоченности и обеспечению единства всего народа (работников, бизнесменов, чиновников) России, по примеру стран Восточной Азии, в части всеобщей экономии и повышения эффективности использования финансовых ресурсов. Страна находится далеко за пределами оптимальных мировых параметров дифференциации доходов отдельных категорий населения, что вынуждает общество осуществлять огромные расходы на обеспечение экономической безопасности. Рационализацию использования денежных средств следует произвести как в потреблении, так и в сфере инвестирования.
2. Приостановление проведения жесткого курса на резкое "осветление" заработной платы, несмотря на то, что в конвертах до сих пор выплачивается почти треть оплаты труда. В первую очередь необходимо решить основные проблемы коррупции, повышения уровня жизни населения, снижения уровня инфляции, а затем заниматься устранением конвертной оплаты труда.
3. Радикальное изменение характера борьбы с убыточным и малорентабельным малым и средним бизнесом путем замены жесткой налоговой политики на курс реальной комплексной поддержки. В первой половине 2008г., по данным Росстата, 30% организаций были убыточными. Большая часть из них — предприятия малого и среднего бизнеса. Сейчас, как никогда, им необходима реальная финансовая поддержка, основа которой заключается в возможности формирования неформальных свободных денежных средств в условиях повсеместной коррупции.
4. Установление прироста государственных тарифов и цен на товары и услуги естественных монополий на уровне годового прогноза инфляции или ниже. Сейчас имеет место ситуация, когда " _ государство, объявляя крестовый поход против инфляции, само же всячески способствует росту цен. Ценовая полтика государственных естественных монополий служит ориентиром для других монополий и организаций в части повышения цен на свою продукцию.
5. Кардинальное изменение механизма косвенного налогообложения. Прежде всего, целесообразна отмена нулевой ставки налога на добавленную стоимость (НДС) на экспортируемые товары. В рыночной экономике нулевая ставка позволяет экспортировать товары по ценам ниже отечественных на сумму НДС и получать дополнительную прибыль, как за рубежом, так и на внутреннем рынке за счет искусственного дефицита. Отмена нулевой ставки приостановит вывоз за границу продовольствия, металла, электроэнергии и другой продукции по бросовым (меньшими по сравнению с внутренними) ценам, что лишит предпринимателей возможности создания искусственного дефицита и соответствующего повышения внутренних цен.
Целесообразно восстановить налог на наследование и дарение по ставке в 20%, предусмотрев в нем необлагаемый минимум, обеспечивающий сохранность имущества среднего класса. Меньше будет напрасных трат на излишества, роскошь и т.д., ибо в данном направлении фантазия людей поистине безгранична.
6. Радикальное совершенствование реальной денежной политики ЦБ РФ. При официальном утверждении об отсутствии эмиссии в стране Россия увеличила объем международных резервов только за январь — май 2008 г. на 71 млрд. долл. (1 700 млрд. руб.), или 14,9%. Большую часть из них ЦБ РФ купил на дополнительно выпущенную российскую валюту. Тем самым государство если не через Министерство финансов, то через ЦБ РФ осуществляет насыщение экономики огромной не обеспеченной товарами массой российской валюты, что, естественно, служит фактором инфляционных процессов в стране. К сожалению, денежная деятельность ЦБ РФ в значительной степени основывается на так называемом показателе монетизации экономики(соотношение денежной массы и ВВП), по которому РФ существенно отстает от многих развитых стран. При этом упускается из внимания то положение, что валюты, в частности США, Великобритании, Германии, Японии, являются конвертируемыми, а поэтому монетизацию, к примеру, доллара правильнее определять не по отношению к ВВП США, а к сумме ВВП США, доли мирового товарооборота, осуществляемого на долларовой основе, и части финансового долларового рынка.
Приложение
Таблица 1. Сопоставление цен на энергоносители.
Показатель | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Нефть | ||||||||
Цена производителей, руб. за 1т | 1546 | 1504 | 1929 | 2065 | 3426 | 4812 | 4434 | 7075 |
Цена приобретения для отечественных производителей, руб. за 1 т | 4152 | 2618 | 2991 | 4176 | 4433 | 6569 | 5711 | 10368 |
Соотношение цен | 2,7 | 1,7 | 1,6 | 2,0 | 1,3 | 1,4 | 1,3 | 1,5 |
Цена экспортируемой нефти, руб. за 1 т | 4928 | 4701,8 | 4530,7 | 5124,3 | 6271,5 | 9497,4 | 10848 | 11539 |
Газ природный | ||||||||
Цена производителей, руб. за 1000 м3 | 88,2 | 144 | 187 | 131 | 290 | 330 | 378 | 431 |
Цена приобретения для отечественных производителей, руб. за 1000м3 | 468 | 572 | 819 | 1008 | 1193 | 1436 | 1582 | 1856 |
Соотношение цен, в разах | 5,3 | 4,0 | 4,4 | 7,7 | 4,1 | 4,4 | 4,2 | 4,3 |
Цена экспортируемого газа, руб. за 1000м3 | 2418,94 | 2573,96 | 2521,29 | 3121,7 | 3024,8 | 4345,8 | 5608,3 | 5744,7 |
Электроэнергия | ||||||||
Цена производителей, за 1000 кВт . ч | 191 | 247 | 297 | 332 | 374 | 451 | 536 | 627 |
Цена приобретения для отечественных производителей, за 1000 кВт . ч | 410 | 525 | 713 | 761 | 845 | 914 | 1016 | 1009 |
Соотношение цен, в разах | 2,1 | 2,1 | 2,4 | 2,3 | 2,3 | 2,0 | 1,9 | 1,6 |
Цена экспортируемой электроэнергии, руб. за 1000 кВт . ч | 474,64 | 523,08 | 551,07 | 691,43 | 702,80 | 822,39 | 949,01 | 832,42 |
Информация о работе Инфляция: сущность, причины, последствия в современной экономике