Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 18:43, реферат
В данной работе рассмотрим различные виды инфляции, такие как: открытую и скрытую. Открытая инфляция проявляется в продолжительном росте уровня цен, скрытая — в усилении товарного дефицита. Открытую форму инфляция принимает в условиях свободных, подвижных цен, скрытую — в условиях жесткого государственного контроля над ними. По уровню различают ползучую, то есть ее уровень относительно не высок, галопирующую – измеряется в пределах от 10 до 200% в год, и, наконец, гиперинфляцию – темпы превышают 200% в год или 50% в месяц. Также выделяют сбалансированную и несбалансированную, ожидаемую и неожидаемую формы инфляции.
Введение
1. Инфляция и ее определяющие
1.1 Понятие инфляции
1.2 Типы инфляции
1.3 Виды инфляции
2. Измерение инфляции. Индексы цен
2.1 Индекс цен Ласпейреса
2.2 Индекс цен Пааше
2.3 Идеальный индекс цен Фишера
3. Основные причины инфляционного роста цен
4. Социальные и экономические последствия инфляции
5. Антиинфляционная политика государства
Заключение
Литература
Таким образом, инфляция предложения гораздо сложнее инфляции спроса, т.к. правительство в данном случае встает перед ситуацией: либо увеличить спрос для стимулирования производства, что чревато еще большим обострением инфляции и скачком цен; либо бездействовать, что приведет к глубокому спаду, который может вернуть к прежнему уровню, но это обернется для экономики значительной потерей реального выпуска.
Кроме того, инфляция может быть ожидаемой и неожидаемой.
Ожидаемая инфляция может предсказываться и прогнозироваться заранее с достаточной степенью надежности, она зачастую даже является прямым результатом действий Правительства.
Неожидаемая инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на системе налогообложения и денежного обращения. В случае наличия у населения инфляционных ожиданий такая ситуация вызовет резкое увеличение спроса, что само по себе создает трудности в экономике. Однако в случае, когда внезапный скачок цен происходит в экономике, не зараженной инфляционными ожиданиями, то возникает так называемый “эффект Пигу”, резкое падение спроса у населения в надежде на скорое снижение цен. Вследствие снижения спроса производитель вынужден снижать цену, и все возвращается в состояние равновесия.
Рассмотрим виды инфляции с точки зрения соотносительности роста цен по различным товарным группам, т. е. по степени сбалансированности их роста:
1. Сбалансированная инфляция - цены различных товаров неизменны относительно друг друга, она не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров: сырье подорожало в 10 раз, и соответственно должна увеличиваться цена конечной продукции. В этом случае по результатам среднегодового роста цен поднимается процентная ставка Государственного банка и, таким образом, ситуация становится равносильной ситуации со стабильными ценами. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции.
2. Несбалансированная инфляция – цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях. Она является большой бедой для экономики. Еще страшнее, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы-лидеры роста цен останутся лидерами долгое время. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования.
В зависимости от величины роста цен инфляцию делят на три вида:
1. Ползучая (умеренная) инфляция - это инфляция, темпы роста цен, в условиях которой не превышают 10% в год. Такую инфляцию современная экономическая теория рассматривает как благо для экономического развития.
2. Галопирующая инфляция - для нее характерен темп роста цен на 20% до 200% в год. Это уже серьезное напряжение для экономики. Поскольку деньги быстро теряют свою покупательную способность, население стремится избавиться от них, скупая товары, валюту, недвижимость и т.д. Нарушается функционирование финансового рынка, а затем и всей экономики. Такие высокие темпы в 80-90х гг. наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Южной Азии.
Таблица 1 Развивающиеся страны: инфляция (в процентах)
Страна | В среднем
1981-90 |
По годам | |||||||
1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | ||
Азия | 7.1 | 8.3 | 7.6 | 10.7 | 15.9 | 12.8 | 8.2 | 4.8 | 8.0 |
Бутан | 9.1 | 13.3 | 16.0 | 8.9 | 8.1 | 10.7 | 7.0 | 7.0 | 7.0 |
Бруней-Даруссалам | … | 1.6 | 1.3 | 4.3 | 2.4 | 6.0 | 2.0 | 1.7 | — |
Камбоджа | … | 197.0 | 75.0 | 114.3 | -0.5 | 7.7 | 6.8 | 8.0 | 14.8 |
Китай | 6.9 | 3.6 | 6.4 | 14.7 | 24.3 | 16.7 | 8.4 | 2.8 | -0.8 |
Фиджи | 7.1 | 6.1 | 8.2 | 6.5 | 4.9 | 5.2 | 0.6 | — | 2.2 |
Индия | 8.9 | 13.9 | 11.8 | 6.4 | 10.2 | 10.2 | 9.0 | 7.2 | 13.0 |
Индонезия | 8.6 | 9.4 | 7.5 | 9.7 | 8.5 | 9.4 | 7.9 | 6.6 | 59.6 |
Лаос | 43.1 | 13.4 | 9.8 | 6.3 | 6.8 | 19.4 | 13.0 | 19.3 | 81.0 |
Малайзия | 3.2 | 2.6 | 4.7 | 3.5 | 3.7 | 3.4 | 3.5 | 2.7 | 5.3 |
Мальдивская респ. | 4.8 | 14.7 | 16.8 | 20.1 | 3.4 | 5.5 | 6.2 | 7.2 | 5.0 |
Маршалловы острова | … | 4.0 | 10.3 | 5.0 | 5.6 | 8.3 | 9.6 | 4.8 | 4.0 |
Мьянма | 12.3 | 29.1 | 22.3 | 33.6 | 22.4 | 28.9 | 20.0 | 10.0 | 10.0 |
Непал | 9..3 | 19.3 | 5.9 | 9.1 | 8.7 | 9.2 | 1.7 | 10.1 | 9.0 |
Пакистан | 6..9 | 11.6 | 3.6 | 9.8 | 11.3 | 12.4 | 10.3 | 12.5 | 7.8 |
Папа Новая Гвинея | 5.8 | 7.0 | 4.3 | 5.0 | 2.9 | 17.3 | 11.6 | 3.9 | 13.5 |
3. Гиперинфляция - цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия (МВФ за гиперинфляцию сейчас принимает 50%-й рост цен в месяц). Большинство экономической литературы приводит в качестве примеров Никарагуа периода гражданской войны (33000% - среднегодовой прирост цен) или же послевоенную Венгрию. Население начинает терять сбережения, обесценивается вложенный капитал. В некоторых литературных источниках можно встретить термин «стагнации», когда предложение не растет длительное время. Стагнация, сопровождающаяся инфляцией, разрушает экономику и не создает механизма выхода на путь эффективного роста, т.к. не приводит к росту предложения.
Все эти виды инфляции существуют только при открытом ее состоянии, т.е. при относительно свободном рынке. При подавленной же инфляции рост цен на товары и услуги может и не наблюдается, а обесценивание денег может выражаться в дефиците предложения. О подавленной инфляции следует сказать особо. Как считает А С Булатов, она порождена неверной деятельностью государства. Например, введение им временного замораживания доходов и цен, установление верхних пределов их роста; стремление удержать динамику заработанной платы на уровне, не превышающем темпы роста производительности труда; или даже тотальный административный контроль над ценами и доходами.
Положительным воздействием отличается, пожалуй, лишь комбинация (ожидаемая +сбалансированная инфляция) в сочетании с умеренным ростом цен (до 10% в год). Она тонизирует реальное инвестирование, т. е. слегка подгоняет предприятия по пути ускорения замены и модернизации производственных мощностей, разработки новых видов продукции. Большинство развитых стран тяготеет к умеренной инфляции, нарастание инфляции от умеренной через галопирующую к гиперинфляции не является неизбежным. Настойчивая государственная политика в силах если не остановить рост цен, то, по крайней мере, сделать его более ожидаемым или сбалансированным.
Индексы - это относительные показатели, характеризующие соотношение цен во времени. Они рассчитываются по отношению к базовому периоду, для которого устанавливается уровень цен, равный 100.
Инфляция рассчитывается по следующей формуле:
Р – темп инфляции, Qp - индекс цен прошедшего года,
Qc – индекс цен текущего года
Есть “правило величины 70“ , дающее возможность количественно измерить инфляцию. Оно позволяет быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен. Надо только разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции:
Т = 70/Р, где
Р – темп инфляции, Т –приблизительное количество лет, необходимое для освоения темпов инфляции.
“Правило величины 70“ обычно применяется тогда, когда, например, надо установить, сколько потребуется времени, чтобы реальный ВНП или ваши личные сбережения удвоились.
Существует несколько индексов цен:
М Н Чепурин выделяет еще ряд индексов:
В
экономике в условиях рыночных отношений
особое место среди индексов качественных
показателей отводится индексу
потребительских цен. С его помощью
осуществляется оценка динамики цен
и пересчет важнейших стоимостных
показателей системы
Рассмотрим принцип построения агрегатных индексов качественных показателей на примере индекса цен.
Если нам необходимо выявить изменения цен на различные продукты и товары или количества товаров и продуктов, то необходимо привести определенное количество товаров и продуктов по определенным ценам к общей стоимости. Для этого мы должны соизмерить "вес" каждого элемента (будь то цена или кол-во товара).
При отражении изменения цен на товары в качестве весов будет выступать количество товара. Если же необходимо отразить изменение количества товаров, то в роли "весов" будут выступать цены. Но возникает проблема: на уровне какого периода зафиксировать веса (базисного или отчетного).
Существует два способа расчета индексов цен: индексы цен Пааше и Лайспейреса.
2.1 Индекс цен Ласпейреса
Данный способ предлагает использование весов базисного периода . Впервые был введен в 1864 году экономистом Э.Ласпейресом.
— стоимость продукции
Индекс цен Ласпейреса показывает, на сколько изменились цены в отчетном периоде по сравнению с базисным, но на товары, реализованные в базисном периоде. Иначе говоря, индекс цен Ласпейреса показывает во сколько товары базисного периода подорожали или подешевели из-за изменения цен в отчетном периоде.
2.2 Индекс цен Пааше
Индекс цен Пааше — это агрегатный индекс цен с весами (количество реализованного товара) в отчетном периоде.
— фактическая стоимость
— стоимость товаров
Индекс цен Пааше характеризует изменение цен отчетного периода по сравнению с базисным по товарам, реализованным в отчетном периоде. То есть индекс цен Пааше показывает на сколько подешевели или подорожали товары.
Значения индексов цен Пааше и Ласпейреса для одних и тех же данных не совпадают, так как имеют разное экономическое содержание и следовательно применяются в разных ситуациях.
Информация о работе Инфляция: сущность, виды, измерение (индексы цен Пааше, Ласпейреса, Фишера)