Инфляция: Сущность, виды, причины и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:54, курсовая работа

Описание

Тема инфляции в России сегодня одна из актуальных. Об этом говорят все: власть, ученые, политики, предприниматели, обыватели. Инфляция действи¬тельно создает серьезные проблемы Правительству, так как "съедает" рост ВВП и делает недостижимой задачу его ре¬ального удвоения в течение 10 лет; бизнесу, лишая его инве¬стиционных и кредитных возможностей; населению, не по¬зволяя сделать необходимые накопления. Проблема серьез-ная и ее надо решать.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
Глава 1. Инфляция: Сущность, виды, причины и последствия
Сущность, виды и типы инфляции…………………………………….
Основные причины и последствия……………………………………
Глава 2. Особенности инфляционной и антиинфляционной
политики в РФ………………………………………………………………
Особенности инфляционного процесса в РФ…………………………
Основные направления Российской антиинфляционной политики...
Заключение………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая. .doc

— 143.50 Кб (Скачать документ)

Выявив основные причины инфляции можно выделить её положительные  отрицательные  последствия.6

Минусы инфляции.

Считается, что  высокая инфляция дестимулирует инвестиции: инвестору сложно оценить эффективность своих вложений. Действительно, утверждать, что инфляция способствует инвестиционному процессу, возьмутся немногие. Однако следует отметить здесь некоторую подмену понятий: инвестор видит проблему не столько в инфляции как таковой, сколько в непредсказуемости ее регулирования. Например, государство регулирует рост цен на одни товары, а на другие нет. Расчет эффективности вложений в этих условиях действительно становится разновидностью футурологии. Если же инвестор считает, что подобные ценовые перекосы его бизнесу не грозят, то к инфляции он относится достаточно спокойно: «Будут расти издержки – соответственно увеличу цену на продукцию».

В чем инфляция однозначно подавляет инвестиционную активность, так это в части амортизационных отчислений. Амортизация, направленная на осуществление простого воспроизводства, не может выполнять эту функцию: амортизация, начисленная на основные средства, приобретенные в году t, недостаточна для приобретения таких же основных средств в году t плюс период амортизации. Недостаток средств приходится покрывать из прибыли, естественно, после уплаты налога на нее. То есть чем выше инфляция, тем в большей степени бизнес вынужден финансировать простое воспроизводство из прибыли, что противоречит логике простого воспроизводства.

Инфляция подавляет  бизнес-активность. Надо понимать, что для бизнеса инфляция – это, прежде всего, налог. Действительно, предположим, что для нормального функционирования бизнеса компания должна обладать оборотным капиталом в 1 млн руб. Пусть инфляция равна 100% в год. Тогда, чтобы бизнес нормально функционировал в следующем году (при прочих равных условиях), компания должна увеличить свой оборотный капитал до 2 млн руб. Может она это сделать только из прибыли, а на прибыль, естественно, существует налог в размере 24%. Таким образом, чтобы восстановить свой оборотный капитал, нашей компании необходимо получить прибыль в размере 1316 тыс. руб. и заплатить на нее налог в размере 316 тыс. руб. (24%). Рост цен, конечно, облегчает проблему получения прибыли, но все же цены выросли «только» вдвое, а прибыль необходимо увеличить более чем в 2,3 раза. «Утешительный приз» для компании здесь в том, что потребитель, видя, что деньги «тают», стремится израсходовать их как можно быстрее, что хорошо стимулирует спрос.

Инфляция подавляет  склонность к сбережениям. И это правда, хотя тоже с оговорками. Действительно, склонность к сбережению пострадала бы гораздо меньше, если бы отечественная банковская система обеспечивала положительную доходность по срочным вкладам. Физические и юридические лица, зная, что вне зависимости от уровня инфляции им обеспечен положительный (в реальном исчислении) прирост по вкладам, к инфляции относились бы много спокойнее. Современный отрицательный процент здесь – не столько результат инфляции, сколько специфика функционирования наших банков. Почему реальный процент по вкладам отрицателен? Следствие ли это неумения, нежелания или отсутствия рыночной необходимости для банков обеспечивать положительный процент – самостоятельная проблема, имеющая лишь косвенное отношение к инфляции.

Социальные  последствия инфляции. Они вполне очевидны. Рост заработной платы в конечном счете, возможно, и соответствует темпам инфляции, но всегда запаздывает, особенно в бюджетной сфере. Таким образом, если налоговые доходы бюджета растут почти в точном соответствии с темпами инфляции, население, как и бизнес, получает свою инфляционную «компенсацию» позже, а значит (в силу природы инфляции), в меньшем объеме. Проблема компенсации инфляции в пенсионных и других социальных выплатах из-за инерционности механизма принятия решений стоит еще острее.

Плюсы инфляции.

Сама постановка вопроса о положительных сторонах инфляции предполагает определенный жизненный  оптимизм. Все же, руководствуясь принципом, что в экономике не бывает явлений как однозначно хороших, так и однозначно плохих, отметим следующее.

Инфляция способствует повышению спроса на товары и услуги. Действительно, как физические, так и юридические лица, видя, что сбережения экономически бессмысленны, стремятся реализовать получаемые доходы как можно быстрее. Структура спроса при этом, очевидно, упрощается: покупаются товары и услуги, которые не требуют мобилизации крупных финансовых средств, на которые достаточно операционных доходов. Частично проблема решается активизацией спроса на кредиты: выплачивать высокие проценты психологически легче, зная, что приобретенный в кредит товар все равно быстро дорожает. И в этом смысле инфляция способствует росту производства.

Инфляция сглаживает социальные последствия изменения  структуры цен. Инновационная экономика характеризуется довольно быстрыми изменениями в структуре цен. Появление новых технологий резко меняет структуру спроса на продукцию смежных отраслей. В отсутствие инфляции это может означать падение цен на соответствующую продукцию и абсолютное сокращение доходов работников. Снижение дохода в абсолютном выражении гораздо болезненнее, чем относительное (когда заработная плата на других рабочих местах растет быстрее). С экономической точки зрения, это не более чем самообман, но с социальной – это демпфирование остроты происходящих структурных сдвигов в экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности  инфляционной и антиинфляционной

политики в  РФ

2.1 Особенности инфляционного процесса в РФ

Экономика Российской Федерации в ближайшие годы будет  функционировать в условиях  относительно благоприятной ситуации на мировых рынках сырья и капитала, сопровождаться ростом доходов населения, инвестиционных программ естественных монополий и улучшением ситуации с банковским кредитованием, а так же снижением уровня инфляции.

После серьезного снижения ВВП России в 2009 г. на 7,9% в 2010 г. произошел рост ВВП на уровне 4,0%, а в 2011-2013 гг. – ожидается рост на уровне 4-4,5% в год. Доходы федерального бюджета в 2011 -2013 годы, по ожидаемой оценке, составят в 2011 г. 17,6% к ВВП, в 2012 г. – 17,0% к ВВП и в 2013г.–16,8% к ВВП, расходы в 2011 году составят 21,2% к ВВП, а в 2012 и 2013гг.–20,1% к ВВП и 19,7% ВВП соответственно.

В настоящее  время российская экономика реагирует  позитивно на начавшееся в глобальной экономике восстановление.

В основу расчетов показателей федерального бюджета закладываются актуальные на текущий момент оценки и прогнозы ключевых макроэкономических индикаторов в 2010-2013 годах. (Таблица 1)

 

 

 

Таблица 1  - Оценка и прогноз основных социально-экономических показателей на период до 2013 г.7

Показатели

Ед. изм.

2009

2010

2011

2012

2013

Инфляция

дек. / дек.

8,8

7-8

6-7

5-6

4,5-5,5


 

По последним  оценкам, уровень инфляции в России в 2010 году составляет около прогнозное значение в 7-8%. Это связано с падением потребительского спроса на продукцию и услуги, а также крайне слабым восстановлением кредитования реального сектора экономики банками. По оценке Минэкономразвития России, темпы прироста банковских кредитов предприятиям ожидаются на уровне 10-15% во втором полугодии 2010 года и более 25% в 2013 году. Вместе с тем, за 7 месяцев 2010 года прирост кредитования предприятий составил около 4,3%.

Прогнозируемое снижение инфляции в 2013 году до уровня 4,5-5,5% положительно скажется на уровне ставок для реального  сектора экономики и приведет к снижению стоимости банковских кредитов до 7-8% годовых.

На протяжении докризисных (после дефолта 1998 года) годов Россия развивалась с профицитом федерального бюджета. В 2009 году профицит сменился дефицитом: превышение расходов над доходами федерального бюджета в 2009 году составило 5,9% к ВВП, а в 2010 году, по оценке Минфина России, дефицит удастся снизить примерно до 5,3% к ВВП.8

Таким образом, замедление инфляции является, по моему мнению, наиболее актуальной задачей денежных властей и Правительства РФ на настоящем этапе.

Поскольку рост реального выпуска в значительной степени связан с крайне благоприятной внешней экономической конъюнктурой, меры по снижению инфляции, по возможности, необходимо проводить с минимальным негативным воздействием на темпы экономического роста.

Сейчас это, по-видимому, возможно, поскольку рост реального сектора, в отличие от развитых стран, в меньшей степени определяется внутренними  закономерностями бизнес ­ цикла.

Опыт регулирования  стран с рыночной  экономикой  за  последние полвека показал, что жесткие ограничивающие меры экономической политики опасны и могут спровоцировать кризис в экономике. Аналогично, злоупотребление стимулирующими мерами на этапе продолжительного подъема способно привести к стагфляции - отсутствию экономического роста в условиях высокой инфляции из-за вовлечения в производство неэффективных ресурсов. В подобной ситуации, по-видимому, необходимо следовать политике мягкого сдерживания, реализуя меры, направленные на снижение инфляции, и, по возможности, сочетая их с мерами поддержки экономического роста.

Но для того чтобы поддерживать экономический уровень в стране и по возможности улучшать его, необходим набор методов, в котором должны присутствовать как меры по увеличению денежного предложения (если наблюдается рост ВВП), так и меры ограничительного характера. Главным условием при выборе мер, должно быть, понимание глубинных причин сложившейся кризисной ситуации, и в зависимости от нее необходимо принимать те или иные решения.

Для того чтобы сформулировать перечень возможных инструментов снижения темпов инфляции, выделим ее ключевые определяющие факторы.

1. Высокие темпы  роста денежной массы (50% в год), вызванные:

•  монетизацией положительного торгового сальдо и счета движения капитала при ограниченных возможностях Банка России по стерилизации;

• увеличением расходов федерального бюджета и снижением стерилизации роста денежной массы за счет фискальных инструментов (за 2008 год расходы федерального бюджета выросли на 2 п.п. ВВП);

•  ростом денежного  предложения, формируемого банковской системой РФ. Мультипликатор денежного предложения (отношение денежной массы М2 к денежной базе) увеличился к маю 2009 года до 2,68 — против 2,18 в 2008 году и 2,41 в 2007 году.

2. Низкое доверие  населения к политике денежных  властей, систематическое невыполнение  прогнозных ориентиров инфляции и целенаправленное их занижение. Все это порождает сохранение высоких инфляционных ожиданий и устойчивую инерционность инфляции.

3. Опережающее,  по сравнению с индексом потребительских  цен, повышение регулируемых цен  и тарифов на товары и услуги естественных монополий, что, помимо прямого вклада в инфляцию, порождает инфляционные ожидания.

В последний  год одним из факторов ускорения инфляции и в РФ,  и практически во всех странах мира стало ускорение роста цен на мировых рынках энергетических товаров и продовольствия, повышенная инфляция в развитых странах, что в условиях достаточно высокого уровня торгуемости данных товаров (как по экспортируемым, так и по импортируемым категориям) и продуктов их переработки приводит к импорту инфляции из­за рубежа.

Кроме того, необходимо отметить увеличение вклада компонента инфляции издержек, связанного с ускорением роста затрат на труд в условиях дефицита трудовых ресурсов и усиления конкуренции за них. Непропорциональное развитие различных отраслей, производственные ограничения и дефицит факторов производства в условиях быстрорастущего спроса приводят к росту цен на выпускаемую продукцию и к снижению эффективности производства и использования ресурсов.

Но для того чтобы поддерживать экономический  уровень в стране и по возможности улучшать его, необходим набор методов, в котором должны присутствовать как меры по увеличению денежного предложения (если наблюдается рост ВВП), так и меры ограничительного характера. Главным условием при выборе мер, должно быть, понимание глубинных причин сложившейся кризисной ситуации, и в зависимости от нее необходимо принимать те или иные решения.

 

2.2 Основные  направления Российской антиинфляционной  политики

 

С учетом перечисленных  факторов меры антиинфляционной политики могут быть классифицированы по трем основным блокам:

  1. меры фискально  ­ бюджетной;
  2. денежно ­ кредитной и курсовой политики;
  3. институциональные меры.

К числу антиинфляционных мер фискально-бюджетной политики необходимо отнести, прежде всего, сокращение (недопущение наращивания) расходов федерального бюджета в реальном выражении. Ключевой момент здесь — недопущение роста расходов там, где нельзя быстро нарастить производство общественных благ и услуг. Целесообразно также не допускать расширения фронта новых вложений до тех пор, пока не завершены старые инвестиционные проекты (каждые 100 млрд руб. дополнительных расходов дают вклад в инфляцию +0,15—0,20 п.п.). Для этого, в частности, необходимы:

•  сокращение и оптимизация государственных  расходов по отдельным статьям (в сочетании с вышеописанными шагами). К первоочередным мерам относятся: запрет деклараций по новым расходным обязательствам (только перераспределение), усиление контроля за использованием бюджетных средств, прежде всего вновь финансируемых обязательств, антимонопольный контроль за ценами закупок, стимулирование конкуренции на конкурсах для государственных нужд, оптимизация численности работников бюджетного сектора;

•  ужесточение  ограничений использования нефтегазовых и дополнительных доходов. Это предполагает запрет на расходование дополнительных ненефтегазовых доходов в 2010 году (зачисление их в счет нефтегазового трансферта 2011 года), сглаживание бюджетных расходов в течение бюджетного года (сдвиг неизрасходованных средств не на конец года, а на тот же квартал следующего года), законодательное снижение размера нефтегазового трансферта в 2011 году до 4,5% ВВП, а в 2012 году — до 4% ВВП.

Информация о работе Инфляция: Сущность, виды, причины и последствия