Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 21:44, курсовая работа
Цель данной работы заключается в изучении инфляции, причин и последствий данного процесса, обобщение материалов из специальной литературы.
Для того, чтобы достичь поставленных целей, предстоит решить следующие задачи, рассматривая:
сущность и оценку инфляции
типы инфляции и причины, влияющие на них
последствия инфляции
политику занятости и переквалификации
антиинфляционную политику.
Введение.
1 Сущность инфляции и формы ее проявления.
1.1 Понятие инфляции.
1.2 Виды инфляции.
1.3 Причины инфляции.
1.4 Причины инфляции в России.
1.5 Последствия инфляции.
2 Экономическая политика государства в условиях инфляции.
2.1 Политика занятости и переквалификации.
2.2 Регулирование инфляции.
2.3 Антиинфляционная политика.
Заключение
стимулирует развитие «теневой экономики»- незарегистрированной хозяйственной деятельности, приносящей доход; кримогенной олигархии, рэкета и прочих нездоровых социальных явлений;
искажается структура потребительского спроса под влиянием «бегства» от рубля к ценным товарам, иностранной валюте, недвижимости;
инфляция дестабилизирует внешнюю экономическую деятельность- падение курса рубля стимулирует вывоз топлива и сырья.
Поговорим конкретно о России.[19] В течении последних шести лет Центробанк вместе с Министерством финансов России активно проводил политику сдерживания цен, которая основывалась на принципах «стериализации». Другими словами, она состояла из рублевых заимствований денежных средств из обращения и последовательном искусственном снижении курса доллара на внутреннем рынке.
Сегодня мы видим, что подобные меры не принесли ожидаемого результата, а уровень инфляции в России бьет очередные рекорды. Если ещё 2 года назад, инфляция в 2009 году прогнозировалась на уровне 4,8-5%, то сегодня о перспективах инфляции в России на 2009 год, эксперты говорят, что возможно она достигнет 18%, а может и больше. Нельзя не учитывать и того, что процесс развития инфляции в 009 году проходит в условиях мирового финансового кризиса. А кризис, по оценкам специалистов, максимально скажется на экономике России только в середине года, и его последствия до сих пор неясны.
Известный экономист, профессор Галина Мерзликина говорит по поводу будущей инфляции на 2009 год следующее: «Если удастся удержать инфляцию на уровне 2008 года – 15% – это уже будет большая победа. Однако мы уже почти 20 лет боремся с ней, и ещё ни разу инфляция в России не уложилась в запланированные рамки. Самый общий прогноз на текущий год можно будет сделать лишь после того, как появятся первые данные об изменении обьемов производства по двум первым кварталам 2009 года. А сейчас давать прогнозы просто бессмысленно».
Подытоживая перечень отрицательных последствий влияния инфляции на экономику, можно сказать, что она:
- создает неопределенность рыночной конъюнктуры;
- затрудняет проведение макроэкономической политики;
- искажает структуру потребительского спроса;
- ограничивает способность цены служить объективным ориентиром для субъектов рынка;
- активизирует бегство от денег к товарам, подрывает стимулы к денежному накоплению;
- нарушает функционирование денежно-кредитной системы, возрождает бартер;
- обесценивает поступления от налогов;
- обусловливает отставание темпов роста реальной и даже номинальной заработной платы от роста цен;
- создает почву для обострения социальных конфликтов.
Таким образом, исследование данного вопроса показало, что инфляция представляет собой сложный и противоречивый процесс, имеющий не один, а несколько взаимосвязанных причин. В настоящее время инфляция — один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему. Обычно инфляцию считают процессом, наносящим вред, однако порой она решает проблемы определенных сил общества.
2 Экономическая политика государства в условиях инфляции.
Такого рода политика должна привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образом соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработных, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей. В Москве, например, такая переподготовка осуществляется через городскую службу занятости и Центр социальной поддержки.
Вторая разновидность политики занятости и переквалификации связана с улучшением качества информации о наличии рабочих мест, поступающей от потенциальных работодателей безработным. В Москве такая информация поступает в городскую службу занятости. Организуются ярмарки вакансий, выпускаются различного рода бюллетени.
Другим направлением улучшения соотношения между уровнем безработицы и уровнем инфляции является ограничение монопольной власти товаропроизводителей и отдельных профсоюзов. Чтобы сделать экономику более конкурентной, нужно совершенствовать и лучше применять антимонопольное законодательство, ликвидировать тарифы и другие ограничения на импорт из-за рубежа, что повысит конкуренцию внутри страны. Следует ограничить монопольную власть тех профсоюзов, которые регулярно добиваются повышения уровня зарплаты в своей отрасли выше уровня приростов производительности[20].
Хороший эффект приносит развитие малого предпринимательства.
Таким образом, становится ясно, что управление инфляцией предполагает использование комплекса мер, помогающих сочетать рост цен со стабилизацией доходов. Способы управления неоднозначны и противоречивы по своим последствиям.
Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок: с одной стороны, требуется сдерживать раскручивание инфляционной спирали, а с другой стороны, необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами.[21]
Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессом инфляции различается в зависимости от её характера и уровня, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма.
Вполне очевидно, что управление инфляцией в условиях реформируемой экономики предполагает использование как апробируемых, так и нестандартных мер, учитывающих природу инфляции, её причины и методы проявления. В нашей стране следует вести речь об особой форме инфляции, порождаемой конкретными условиями.
Результативность макроэкономической политики зависит от последовательности её реализации и взаимодействия многих факторов. Например, то, что допустимо при сбалансированном рынке, оказывается бесполезным, даже вредным при рынке несбалансированном, не обладающем должной инфраструктурой. Серьезной проблемой для России становится сокращение расходных статей государственного бюджета, что ведет к развалу социальной сферы, свертыванию капиталовложений, порождает новые, трудновыполнимые проблемы.
Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. Требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них — стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.
Для антиинфляционного регулирования используют два типа экономической политики:
политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. Также регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах ( в соответствии с темпом роста ВВП).
Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексакция доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживания заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.
Активная борьба с инфляцией, называемая дефляционной политикой, обычно приводит к падению роста ВВП и даже его сокращению ( дефляции).
Важнейший подход к воздействию на цены и занятость заключается в установлении ориентиров зарплаты и цен и контроле над зарплатой и ценами. Ориентиры и контроль призваны ограничить номинальные доходы и цены. При установлении ориентиров экономическая политика рассчитывает на добровольное содействие предпринимателей, тогда как контроль имеет силу закона.
Сторонники политики доходов подчеркивают, что инфляцию подталкивают инфляционные ожидания. Жесткая программа контроля над заработной платой и ценами может погасить инфляционные ожидания посредством убеждения профсоюзов и руководства компаний в том, что правительство не намерено допускать дальнейшее развитие инфляции через повышение цен. Следовательно, рабочим не нужно добиваться повышения зарплаты, рассчитанного на повышение цен. А фирмы получают информацию о том, что у них не будет возможности переложить более высокие издержки на потребителей через повышение цен.
Остановить рост цен и доходов можно и с помощью налоговой политики.
Политика налогового регулирования доходов — это система, при которой посредством налогов фирмы и занятые на них работники поощряются или наказываются в зависимости от роста уровня цен и заработной платы. Например, фирмам объявляется, что уровень уплачиваемых ими налогов зависит от роста цен на их продукцию. Допустим, рост цен до 5% не вызывает каких-либо штрафных санкций, за каждый следующий процентный пункт правительство увеличивает ставку налога, скажем, на 2 пункта (с 33% до 35%). В такой обстановке рост цен обходится фирмам слишком дорого, и у них появляется стимул не допускать значительного повышения цен.
Подобный механизм может быть реализован и в отношении заработной платы, что практикуется в России: увеличение фонда заработной платы сверх определенного потолка (определенное количество минимальных зарплат) не учитывается в себестоимости, а относится к прибыли, следовательно, облагается налогом.
Ориентиры "не инфляционного поведения", устанавливаемые государством, в отличие от контроля представляют набор правил по определению зарплаты и цен.
Основной ориентир в установлении зарплаты состоял в том, что ставки номинальной зарплаты во всех отраслях должны были бы увеличиваться в соответствии с ростом уровня производительности труда по экономике в целом.
Основной ориентир в установлении цен заключается в необходимости изменения цен таким образом, чтобы она могла компенсировать изменения удельных издержек на рабочую силу. Это означает, что в тех отраслях, где темп роста производительности был равен средненациональному, цены должны быть неизменными, поскольку удельные издержки на рабочую силу остаются также неизменными. В отраслях, где производительность росла медленнее, чем в среднем по стране, цены могли бы увеличиваться настолько, чтобы покрыть рост удельных издержек на рабочую силу.
Альтернативный подход к решению проблемы инфляции заключается в регулировании денежной массы. "Можно с уверенностью сказать, что если бы рост денежной массы в течение двух последних десятилетий любыми средствами удерживался на низком уровне, то сейчас мы имели бы гораздо меньшие темпы инфляции. Отсюда следует, что мы, вероятно, сможем предотвратить нарастание инфляции в будущем, если не допустим быстрого роста денежной массы",— пишут С.Фишер, Р.Дарнбуш и Р.Шмалензи.
Центральный банк в этом случае должен следить, чтобы темп роста денежной массы находился на определенном приемлемом уровне.[22]
В антиинфляционной политике государств можно выделить 2 подхода[23]. - Первый подход (его разрабатывают представители современного кейнсианства) предусматривает активную бюджетную политику – маневрирование государственными расходами и налогами в целях действия на платёже – талантливый спрос.
При инфляционном, избыточном спросе страна ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Впрочем в одно и тоже время ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к увеличению безработицы. Такова для общества тариф сдерживания инфляции.
Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. В случае если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются, для начала, для людей со средними и невысокими доходами, коие обыкновенно проворно пользуют (расходуют) свои доходы. Считается, что следовательно расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Впрочем стимулирование спроса бюджетными средствами может и усиливать инфляцию. Кроме всего прочего большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрирования налогами и расходами.
Второй подход рекомендуется экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится Центральным банком (формально неподконтрольным правительству), который изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента, воздействуя следовательно на экономику страны. Экономисты неоклассического направления считают, что страна обязано проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.
Информация о работе Инфляция в России: причины и последствия