Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 15:46, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать особенности инфляционных процессов в России, учитывая исторические предпосылки и особенности развития страны, и антиинфляционного регулирования.
В связи с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
- дать определение инфляции;
- рассмотреть причины возникновения инфляции;
- рассмотреть виды инфляции;
- рассмотреть методы борьбы с инфляцией и антиинфляционное регулирование;
- выяснить особенности инфляции в РФ в динамике с 90-х гг. до сегодняшнего дня.
Введение……………………………………………………………………….. 3
1 глава. Сущность инфляции ……………………………………………….....4
1.1. Сущность, причины, виды инфляции………………………………… 4
1.2. Альтернативные источники инфляции………………………………..8
1.3. Последствия инфляции…………………………………………………8
2 глава. Зарубежный опыт антиинфляционного регулирования……...……10
2.1. Антиинфляционное регулирование…………………………………..10
2.2. Опыт антиинфляционного регулирования на примере США……....13
2.3. Антиинфляционная политика в Евросоюзе……………………….…15
3 глава. Инфляция в России: сущность, причины, темпы, последствия ….17
3.1.Инфляционные процессы в Российской экономике в 90-х гг………..17
3.2.Особенности инфляционных процессов на современном этапе……..19
3.3. Перспективы преодоления инфляционных процессов в России…...27
Заключение……………………………………………………………………..29
Список использованных источников…………………………………………31
2.
Воссоздание разрушенного
3.
Налаживание снабженческо-
4.
Взамен налога на добавленную
стоимость, стимулирующего в
5.
На время кризиса необходимо
централизовать банковскую
6.
Для стабилизации
7.
В течение кризисного периода
следует также проводить
На основе вышесказанного можно сделать следующие выводы-рекомендации по стратегии и тактике выживания бизнеса в условиях современной инфляции в России:
1.
Постараться сохранить
2. Диверсификация, как в пределах основного профиля, так и шире.
3.
Выделение из структуры
4.
Акцент на разнообразные и
многочисленные короткие по
5.
Создание общего страхового
2.2.Опыт антиинфляционного регулирования на примере США
В научных, банковских и официальных кругах США в последние годы активно обсуждается вопрос о роли инфляции и антиинфляционной политики в системе целей центрального банка и обеспечении макроэкономической сбалансированности в стране. По мнению Дж.Акерлофа и Дж.Стиглица, лауреатов Нобелевской премии в области экономики, контроль за инфляцией должен быть не самоцелью, а средством ускорения темпов экономического роста и сокращения уровня безработицы. «Результаты последних исследований, - отмечает Дж.Стиглиц, - заставляют сомневаться в том, что односторонняя ориентация на ценовую стабильность вообще способствует поиску баланса между инфляцией и безработицей». Американские экономисты полагают, что традиционный акцент в денежно-кредитной политике большинства центральных банков, включая ЕЦБ, на обеспечение ценовой стабильности как первоочередной задачи макроэкономической политики обусловлен не только объективными, но и субъективными факторами. В этой связи отмечается, что наемные работники, которые могут лишиться работы в результате жесткой денежно-кредитной политики, не в состоянии серьезно воздействовать на принимаемые решения, в то время как мнение влиятельных участников мировых финансовых рынков, мало чувствительных к безработице, но опасающихся высокой инфляции, учитывается в гораздо большей степени. Вместе с тем Дж.Стиглиц признает, что в некоторых странах, прежде всего с развивающимися рынками, концентрация внимания на борьбе с инфляцией вполне обоснованна, тогда как, например, в Японии такой необходимости нет.
В начале 2000-х гг. в США сформировался широкий консенсус экономистов по поводу того, что не следует допускать сужения мандата ФРС по аналогии с тем, как это имеет место в ЕЦБ. Большинство экспертов и политиков настаивали на активизации роли ФРС в стимулировании экономического роста и занятости в противовес политике ЕЦБ, зациклившейся на борьбе с инфляцией и не уделяющей необходимого внимания оздоровления европейской экономики. Такой подход был обусловлен по крайней мере двумя обстоятельствами. Во-первых, события 1980-1990-х гг. прошлого века показали, что относительно низкий уровень инфляции в развитых странах мира не гарантирует устойчивого экономического развития и предупреждения глубоких финансово-банковских кризисов, в том числе в США и особенно в Японии. Эти кризисы были обусловлены главным образом непредсказуемыми изменениями цен на активы и быстрым возникновением на рынке «финансовых пузырей» с последующими негативными последствиями в целом для экономики. Во-вторых, в начале 2000-х гг. в ряде развитых государств, включая США, все более острой становилась проблема не инфляции, а дефляции, обострившейся в том числе под воздействием лопнувших «пузырей» акций компаний так называемой новой экономики.
По мнению большинства экспертов, денежно-кредитная политика, проводившаяся центральным банком США на рубеже двух веков, во многом способствовала усилению риска дефляции. При этом специалисты отмечают, что дефляция наносит экономике значительно больше ущерба, чем инфляция, и справиться с ней значительно труднее, поскольку современные центральные банки, традиционно нацеленные на борьбу с инфляцией, слабо подготовлены к действиям в новых условиях.
В 1999-2000 гг. руководство ФРС США в связи с возникновением искусственно раздувшегося «пузыря» на американском фондовом рынке столкнулось с большой неопределенностью в выборе целей, направлений и ожидаемых результатов денежно-кредитной политики в целом для экономики. Проводимый в этот период Федеральной комиссией по операциям на открытом рынке курс на ужесточение денежно-кредитной политики опирался на стандартные макроэкономические модели, исходившие из того, что перекосы в ценах на активы могут быть компенсированы сдерживающей спрос ограничительной денежно-кредитной политикой. К середине 2000 г. размер ставки по федеральным фондам был доведен до самого высокого за многие годы уровня – 6,5%.
Однако, как показал опыт сначала Японии, а затем и США, «финансовые пузыри» склонны «сдуваться» не постепенно и линейно, а неожиданно, непредсказуемо и зачастую с разрушительными последствиями для экономики. Оказалось, что весьма трудно определить степень ужесточения денежно-кредитной политики, необходимой для ликвидации значительного по размеру «финансового пузыря». Чрезмерное увеличение процентных ставок способно обернуться непоправимым ущербом для всей экономики. Как признал позднее А.Гринспэн, бывший глава ФРС, жесткая денежно-кредитная политика не принесла в тот период желаемых результатов, поскольку падение цен на акции оказалось весьма резким и сопровождалось значительным ослаблением инвестиционного и потребительского спроса. Дополнительными факторами ухудшения экономической ситуации в США стали события 11 сентября 2001 г. и финансовые скандалы в ряде крупнейших американских компаний.
Опыт
США показывает, что в условиях
новых экономических вызовов
едва ли целесообразно ставить амбициозные
задачи по форсированному снижению темпов
инфляции, если в стране накапливаются
существенные макроэкономические диспропорции
и перекосы в финансовой сфере.
2.3.Антиинфляционная политика в Евросоюзе
При разработке стратегии денежно-кредитной политики ЕЦБ опирался на опыт национальных центральных банков как государств, входящих в зону евро, прежде всего Германии, так и других промышленно развитых стран, а также старался максимально учесть условия переходного периода при формировании объединенного финансово-экономического пространства Евросоюза. Первая особенность стратегии ЕЦБ заключается в количественном определении понятия «ценовая стабильность»: «Ценовая стабильность определяется как рост в годовом исчислении гармонизированного индекса потребительских цен в зоне евро в пределах ниже 2%».
Отсюда вытекает вторая отличительная черта стратегии антиинфляционной политики ЕЦБ – применение специфического гармонизированного индекса потребительских цен (ГИПЦ). Концепция нового агрегированного индекса заключается в том, чтобы попытаться с его помощью гармонизировать национальные индексы потребительских цен по всем странам зоны евро с охватом максимально широкого перечня потребительских расходов для того, чтобы оценить, достигнута ли в зоне евро ценовая стабильность и поддерживается ли она.
Третье
важное отличие стратегии ЕЦБ
по обеспечению ценовой
В соответствии с выработанной стратегией ЕЦБ создал комплексный механизм денежно-кредитной политики, который позволяет принимать обоснованные решения об адекватных уровнях краткосрочных процентных ставок. При проведении денежно-кредитной политики ЕЦБ использует три основных инструмента: операции на открытом рынке; предоставление суточных кредитов («овернайт»); регулирование норматива минимальных обязательных резервов.
Решения,
касающиеся проведения единой денежно-кредитной
политик, принимаются ЕЦБ, а ее инструменты
практически используются на децентрализованной
основе национальными центральными банками.
При этом последние наделены компетенцией
обсуждения и выработки рекомендаций
по проблемам и перспективам денежно-кредитной
политики. Поскольку обсуждение этих вопросов
в каждой европейской стране имеет свою
специфику, отражая исторически сложившуюся
роль центрального банка, Европейскому
центральному банку приходится постоянно
прилагать немалые усилия, чтобы содействовать
единому пониманию отдельными странами
задач денежно-кредитной политики и возлагаемых
на нее ожиданий.
3.Инфляция в России: сущность, причины, темпы, последствия
3.1.Инфляционные процессы в Российской экономике в 90-х гг.
Инфляция в России возникла не в начале 90-х годов, только семь послевоенных лет оказались безынфляционными (1947-1955),но уже с 1955 года инфляция наблюдалась в скрытой форме постоянно. В бывшем СССР государственная политика была заведомо инфляционной. Недостатки централизованной экономики требовали огромных расходов, которые нельзя было нести не прибегая к инфляции. Главной причиной скрытой инфляции были милитаризованная экономика и структурные перекосы в народном хозяйстве. Правительство традиционно наращивало добычу нефти и в то же время допускало упадок отраслей создающих фонд потребления.
Развитие инфляционных процессов в России в 1992-1994 годах характеризуется некоторыми особенностями.
1. Инфляционное развитие экономики в России осуществляется в условиях существования огромного монополизированного государственного сектора. Это означает, что производственно-экономическая ткань в России, источники ее формирования и взаимодействия не подчиняются в полной мере требованиям рынка. Рыночные структуры развиваются неравномерно, порождая дополнительные звенья на пути движения денег от производителя к конечному потребителю, увеличивая для последнего издержки и тем самым во многом способствуя росту инфляции. В стадии формирования находится правовая база рыночного хозяйства.
2. Для инфляции в России в этот период характерно отступление от традиционных и, казалось бы, неизбежных ее последствий. Так, инфляционный рост не сопровождается адекватным высвобождением рабочей силы и безработицей в тех масштабах, которые соответствовали бы падению производства. Лишь в середине 90-х годов этот процесс несколько усилился. По данным Госкомстата РФ численность экономически активного населения в июне 1996 года составила около 50% от общей численности населения страны (73,7 млн. человек). Из них 6% (4,5 млн. человек) не имели занятий, но активно искали работу. Размеры неполной занятости оцениваются в 4,8 млн. человек (6, 4% экономически активного населения).С учетом не полностью занятых на производстве в силу объективных причин, общий потенциал безработицы в стране составил 10,1 млн. человек, или 13,5% экономически активного населения.
Мировая практика показала, что в условиях инфляции и обесценения покупательной способности денег резко сокращаются капитальные вложения и растут сбережения населения. По данным Госкомстата России, за период 1992-1996 гг. при сокращении объемов капитальных вложений в народное хозяйство вдвое, заметно увеличился размер организованных и неорганизованных сбережений.
Только за первое полугодие 1994 года населением на прирост вкладов, приобретение ценных бумаг и покупку валюты было израсходовано 78,3 трлн. руб., то есть 24,5% всей суммы денежных расходов. Кроме того, на руках у населения осталось еще 16,9 трлн. рублей.[1, с.316].
Прямо-таки при будущем негодовании по поводу обесценения сбережений населения и высказывании настойчивых предложений о необходимости их индексации государством граждане Российской Федерации ведут себя прямо противоположно. Вместо того чтобы избавляться от сбережений и ликвидировать их, население только в первом полугодии 1996 года вышло на годовой уровень сбережений 1995 года.
Информация о работе Инфляция в России: сущность, причины, темпы, последствия