Инфляция в России: сущность, причины, темпы, последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 15:46, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – проанализировать особенности инфляционных процессов в России, учитывая исторические предпосылки и особенности развития страны, и антиинфляционного регулирования.

В связи с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:

- дать определение инфляции;

- рассмотреть причины возникновения инфляции;

- рассмотреть виды инфляции;

- рассмотреть методы борьбы с инфляцией и антиинфляционное регулирование;

- выяснить особенности инфляции в РФ в динамике с 90-х гг. до сегодняшнего дня.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3

1 глава. Сущность инфляции ……………………………………………….....4

1.1. Сущность, причины, виды инфляции………………………………… 4

1.2. Альтернативные источники инфляции………………………………..8

1.3. Последствия инфляции…………………………………………………8

2 глава. Зарубежный опыт антиинфляционного регулирования……...……10

2.1. Антиинфляционное регулирование…………………………………..10

2.2. Опыт антиинфляционного регулирования на примере США……....13

2.3. Антиинфляционная политика в Евросоюзе……………………….…15

3 глава. Инфляция в России: сущность, причины, темпы, последствия ….17

3.1.Инфляционные процессы в Российской экономике в 90-х гг………..17

3.2.Особенности инфляционных процессов на современном этапе……..19

3.3. Перспективы преодоления инфляционных процессов в России…...27

Заключение……………………………………………………………………..29

Список использованных источников…………………………………………31

Работа состоит из  1 файл

Курсовая экон.теория.doc

— 475.50 Кб (Скачать документ)

     2. Воссоздание разрушенного инвестиционного  поля народного хозяйства, без чего функционирование экономики становится невозможным. В этих целях надо, прежде всего, восстановить на банковских счетах предприятий путем индексирования утраченные из-за резкого роста цен и обесценивания рубля суммы амортизации и собственных оборотных денежных средств.

     3. Налаживание снабженческо-сбытовых  связей между предприятиями. Хозяйственные  связи предприятий в рыночном  режиме наиболее эффективны в основном через систему крупных оптовых купцов-синдикатов. Эти структуры могут функционировать в рамках отдельных регионов, в общероссийском и межгосударственном масштабе.

     4. Взамен налога на добавленную  стоимость, стимулирующего в современных условиях хозяйствования в России рост инфляции и крайне трудно поддающегося контролю налоговых инспекций, определить основным платежом в бюджет налог на прибыль, дифференцировав его ставки в зависимости от роста рентабельности и роста объемов производства, что будет нацеливать производителей на рост массы, а не только нормы прибыли.

     5. На время кризиса необходимо  централизовать банковскую систему  России, имея в виду обязательное  исполнение коммерческими и инвестиционными банками директив центрального банка по приоритетности и льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения нормативных сроков документооборота.

     6. Для стабилизации потребительского  рынка целесообразно: а) создать  систему стимулирования развития  мелкого бизнеса в сфере производства и услуг. Ввести государственные кредиты на аренду производственных помещений и лизинговый кредит на аренду оборудования (с возможностью последовательного выкупа), а также ввести обязательное страхование малых предприятий на первые 3-5 лет деятельности, когда риск разорения особенно значителен; б) создать условия для повсеместного распространения параллельно с существующей системой торговли потребительских кооперативов на предприятиях, в учреждениях и по месту жительства для закупки и реализации продовольственных и промышленных товаров членам кооператива (по наличному и безналичному расчету) по бесприбыльным розничным ценам.

     7. В течение кризисного периода  следует также проводить рациональную  государственную политику защиты  внутреннего рынка и строгого контроля частной экспортной деятельности.

     На  основе вышесказанного можно сделать  следующие выводы-рекомендации по стратегии и тактике выживания бизнеса в условиях современной инфляции в России:

     1. Постараться сохранить основной  профиль бизнеса (продукт или вид услуги).

     2. Диверсификация, как в пределах  основного профиля, так и шире.

     3. Выделение из структуры предприятия  или создание преимущественно  малых торгово-посреднических фирм.

     4. Акцент на разнообразные и  многочисленные короткие по времени  и высокодоходные операции с высокой степенью риска.

     5. Создание общего страхового фонда  для минимизации риска по всей  совокупности отмеченных выше операций. 

     2.2.Опыт антиинфляционного регулирования на примере США

     В научных, банковских и официальных кругах США в последние годы активно обсуждается вопрос о роли инфляции и антиинфляционной политики в системе целей центрального банка и обеспечении макроэкономической сбалансированности в стране. По мнению Дж.Акерлофа и Дж.Стиглица, лауреатов Нобелевской премии в области экономики, контроль за инфляцией должен быть не самоцелью, а средством ускорения темпов экономического роста и сокращения уровня безработицы. «Результаты последних исследований, - отмечает Дж.Стиглиц, - заставляют сомневаться в том, что односторонняя ориентация на ценовую стабильность вообще способствует поиску баланса между инфляцией и безработицей». Американские экономисты полагают, что традиционный акцент в денежно-кредитной политике большинства центральных банков, включая ЕЦБ, на обеспечение ценовой стабильности как первоочередной задачи макроэкономической политики обусловлен не только объективными, но и субъективными факторами. В этой связи отмечается, что наемные работники, которые могут лишиться работы в результате жесткой денежно-кредитной политики, не в состоянии серьезно воздействовать на принимаемые решения, в то время как мнение влиятельных участников мировых финансовых рынков, мало чувствительных к безработице, но опасающихся высокой инфляции, учитывается в гораздо большей степени. Вместе с тем Дж.Стиглиц признает, что в некоторых странах, прежде всего с развивающимися рынками, концентрация внимания на борьбе с инфляцией вполне обоснованна, тогда как, например, в Японии такой необходимости нет.

     В начале 2000-х гг. в США сформировался  широкий консенсус экономистов по поводу того, что не следует допускать сужения мандата ФРС по аналогии с тем, как это имеет место в ЕЦБ. Большинство экспертов и политиков настаивали на активизации роли ФРС в стимулировании экономического роста и занятости в противовес политике ЕЦБ, зациклившейся на борьбе с инфляцией и не уделяющей необходимого внимания оздоровления европейской экономики. Такой подход был обусловлен по крайней мере двумя обстоятельствами. Во-первых, события 1980-1990-х гг. прошлого века показали, что относительно низкий уровень инфляции в развитых странах мира не гарантирует устойчивого экономического развития и предупреждения глубоких финансово-банковских кризисов, в том числе в США и особенно в Японии. Эти кризисы были обусловлены главным образом непредсказуемыми изменениями цен на активы и быстрым возникновением на рынке «финансовых пузырей» с последующими негативными последствиями в целом для экономики. Во-вторых, в начале 2000-х гг. в ряде развитых государств, включая США, все более острой становилась проблема не инфляции, а дефляции, обострившейся в том числе под воздействием лопнувших «пузырей» акций компаний так называемой новой экономики.

     По  мнению большинства экспертов, денежно-кредитная политика, проводившаяся центральным банком США на рубеже двух веков, во многом способствовала усилению риска дефляции. При этом специалисты отмечают, что дефляция наносит экономике значительно больше ущерба, чем инфляция, и справиться  с ней значительно труднее, поскольку современные центральные банки, традиционно нацеленные на борьбу с инфляцией, слабо подготовлены к действиям в новых условиях.

     В 1999-2000 гг. руководство ФРС США  в связи с возникновением искусственно раздувшегося «пузыря» на американском фондовом рынке столкнулось с  большой неопределенностью в выборе целей, направлений и ожидаемых результатов денежно-кредитной политики в целом для экономики. Проводимый в этот период Федеральной комиссией по операциям на открытом рынке курс на ужесточение денежно-кредитной политики опирался на стандартные макроэкономические модели, исходившие из того, что перекосы в ценах на активы могут быть компенсированы сдерживающей спрос ограничительной денежно-кредитной политикой. К середине 2000 г. размер ставки по федеральным фондам был доведен до самого высокого за многие годы уровня – 6,5%.

     Однако, как показал опыт сначала Японии, а затем и США, «финансовые  пузыри» склонны «сдуваться»  не постепенно и линейно, а неожиданно, непредсказуемо и зачастую с разрушительными последствиями для экономики. Оказалось, что весьма трудно определить степень ужесточения денежно-кредитной политики, необходимой для ликвидации значительного по размеру «финансового пузыря». Чрезмерное увеличение процентных ставок способно обернуться непоправимым ущербом для всей экономики. Как признал позднее А.Гринспэн, бывший глава ФРС, жесткая денежно-кредитная политика не принесла в тот период желаемых результатов, поскольку падение цен на акции оказалось весьма резким и сопровождалось значительным ослаблением инвестиционного и потребительского спроса. Дополнительными факторами ухудшения экономической ситуации в США стали события 11 сентября 2001 г. и финансовые скандалы в ряде крупнейших американских компаний.

     Опыт  США показывает, что в условиях новых экономических вызовов  едва ли целесообразно ставить амбициозные задачи по форсированному снижению темпов инфляции, если в стране накапливаются существенные макроэкономические диспропорции и перекосы в финансовой сфере.  

     2.3.Антиинфляционная  политика в Евросоюзе

     При разработке стратегии денежно-кредитной политики ЕЦБ опирался на опыт национальных центральных банков как государств, входящих в зону евро, прежде всего Германии, так и других промышленно развитых стран, а также старался максимально учесть условия переходного периода при формировании объединенного финансово-экономического пространства Евросоюза. Первая особенность стратегии ЕЦБ заключается в количественном определении понятия «ценовая стабильность»: «Ценовая стабильность определяется как рост в годовом исчислении гармонизированного индекса потребительских цен в зоне евро в пределах ниже 2%».

     Отсюда  вытекает вторая отличительная черта  стратегии антиинфляционной политики ЕЦБ – применение специфического гармонизированного индекса потребительских  цен (ГИПЦ). Концепция нового агрегированного  индекса заключается в том, чтобы попытаться с его помощью гармонизировать национальные индексы потребительских цен по всем странам зоны евро с охватом максимально широкого перечня потребительских расходов для того, чтобы оценить, достигнута ли в зоне евро ценовая стабильность и поддерживается ли она.

     Третье  важное отличие стратегии ЕЦБ  по обеспечению ценовой стабильности в зоне евро заключается в создании особых условий, благоприятствующих эффективной  работе трансмиссионного механизма  денежно-кредитной политики. Перед Советом управляющих ЕЦБ изначально стояла задача создания оптимальных условий для его воздействия на денежный рынок и через него – на уровень краткосрочных процентных ставок.

     В соответствии  с выработанной стратегией ЕЦБ создал комплексный механизм денежно-кредитной политики, который позволяет принимать обоснованные решения об адекватных уровнях краткосрочных процентных ставок. При проведении денежно-кредитной политики ЕЦБ использует три основных инструмента: операции на открытом рынке; предоставление суточных кредитов («овернайт»); регулирование норматива минимальных обязательных резервов.

     Решения, касающиеся проведения единой денежно-кредитной  политик, принимаются ЕЦБ, а ее инструменты  практически используются на децентрализованной основе национальными центральными банками. При этом последние наделены компетенцией обсуждения и выработки рекомендаций по проблемам и перспективам денежно-кредитной политики. Поскольку обсуждение этих вопросов в каждой европейской стране имеет свою специфику, отражая исторически сложившуюся роль центрального банка, Европейскому центральному банку приходится постоянно прилагать немалые усилия, чтобы содействовать единому пониманию отдельными странами задач денежно-кредитной политики и возлагаемых на нее ожиданий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.Инфляция в России: сущность, причины, темпы, последствия

     3.1.Инфляционные  процессы в Российской  экономике в 90-х  гг.

     Инфляция  в России возникла не в начале 90-х годов, только семь послевоенных лет оказались безынфляционными (1947-1955),но уже с 1955 года инфляция наблюдалась в скрытой форме постоянно. В бывшем СССР государственная политика была заведомо инфляционной. Недостатки централизованной экономики требовали огромных расходов, которые нельзя было нести не прибегая к инфляции. Главной причиной скрытой инфляции были милитаризованная экономика и структурные перекосы в народном хозяйстве. Правительство традиционно наращивало добычу нефти и в то же время допускало упадок отраслей создающих фонд потребления.

     Развитие  инфляционных процессов в России в 1992-1994 годах характеризуется некоторыми особенностями.

     1. Инфляционное развитие экономики в России осуществляется в условиях существования огромного монополизированного государственного сектора. Это означает, что производственно-экономическая ткань в России, источники ее формирования и взаимодействия не подчиняются в полной мере требованиям рынка. Рыночные структуры развиваются неравномерно, порождая дополнительные звенья на пути движения денег от производителя к конечному потребителю, увеличивая для последнего издержки и тем самым во многом способствуя росту инфляции. В стадии формирования находится правовая база рыночного хозяйства.

     2. Для инфляции в России в этот период характерно отступление от традиционных и, казалось бы, неизбежных ее последствий. Так, инфляционный рост не сопровождается адекватным высвобождением рабочей силы и безработицей в тех масштабах, которые соответствовали бы падению производства. Лишь в середине 90-х годов этот процесс несколько усилился. По данным Госкомстата РФ численность экономически активного населения в июне 1996 года составила около 50% от общей численности населения страны (73,7 млн. человек). Из них 6% (4,5 млн. человек) не имели занятий, но активно искали работу. Размеры неполной занятости оцениваются в 4,8 млн. человек (6, 4% экономически активного населения).С учетом не полностью занятых на производстве в силу объективных причин, общий потенциал безработицы в стране составил 10,1 млн. человек, или 13,5% экономически активного населения.

       Мировая практика показала, что в условиях инфляции и обесценения покупательной способности денег резко сокращаются капитальные вложения и растут сбережения населения. По данным Госкомстата России, за период 1992-1996 гг. при сокращении объемов капитальных вложений в народное хозяйство вдвое, заметно увеличился размер организованных и неорганизованных сбережений.

       Только за первое полугодие 1994 года населением на прирост вкладов, приобретение ценных бумаг и покупку валюты было израсходовано 78,3 трлн. руб., то есть 24,5% всей суммы денежных расходов. Кроме того, на руках у населения осталось еще 16,9 трлн. рублей.[1, с.316].

     Прямо-таки при будущем негодовании по поводу обесценения сбережений населения и высказывании настойчивых предложений о необходимости их индексации государством граждане Российской Федерации ведут себя прямо противоположно. Вместо того чтобы избавляться от сбережений и ликвидировать их, население только в первом полугодии 1996 года вышло на годовой уровень сбережений 1995 года.

Информация о работе Инфляция в России: сущность, причины, темпы, последствия