Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 09:37, курсовая работа
Цель работы – раскрыть виды и сущность инфляции в современной экономике России, особенности протекания инфляционных процессов, влияние инфляции на экономику и отразить содержание антиинфляционной политики.
Цель работы конкретизируется задачами:
- раскрыть сущность инфляции, ее виды и формы;
- показать особенности протекания инфляционных процессов;
- рассмотреть меры предотвращения инфляции.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….………...……..3
1. ИНФЛЯЦИЯ КАК МНОГОФАКТОРНОЕ ЯВЛЕНИЕ ………………………..4
1.1. Сущность и природа инфляции…………………………..……………..……...4
1.2. Виды и формы инфляции…………………..…………………..…..….………..6
2. ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ …….13
2.1.Анализ динамики инфляционных процессов 2007-2010 г.г………………...13
2.2. Причины возникновения инфляции…………………………….……………18
2.3. Социально-экономические последствия инфляции …………………….......20
3. МЕРЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ…..….……….……………..........23
3.1. Основные подходы антиинфляционной политики………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….…….…..………..28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….………………
Инфляция издержек может вызвать рост цен любого из факторов производства, будь то земля, капитал или рабочая сила. Издержки производства повышаются, затем они переносятся на цену выпускаемой продукции. Подорожавший товар оплачивается покупателем. Если для него этот товар является ресурсом для последующего производства, то издержки повышаются и у него, что заставляет предпринимателя компенсировать потери повышенной ценой. Возникает своеобразный инфляционный передаточный механизм.
Возможен и другой вариант, когда издержки растут, но в условиях насыщенного рынка предприниматель не может перекрыть рост расходов повышенной ценой. В этом случае сокращается прибыль. Часть капиталов из-за падающей доходности покинет производство и уйдет в сбережения. Совокупное предложение уменьшится, что приведет к общему росту цен.
Кроме
перечисленных выше социально-экономических
последствий, можно добавить: перераспределение
доходов и богатства; отставание цен государственных
предприятий от рыночных; скрытую государственную
конфискацию денежных средств через налоги;
ускоренную материализацию денежных средств;
нестабильность экономической информации;
падение реального процента; обратную
пропорциональность темпа инфляции и
уровня безработицы.
3.
МЕРЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ
ИНФЛЯЦИИ
3.1. Основные подходы антиинфляционной политики
Высокая инфляция, переходящая в гиперинфляцию, оборачивается бедствием для всей экономики. В долгосрочном периоде страдают все экономические агенты - домашние хозяйства, бизнес, государственный бюджет. Гиперинфляция не дает деньгам выполнять их основные функции и разрушает банковскую систему. Как же бороться с инфляцией?
Если полностью избавиться от инфляции нельзя, то нужно снизить ее темпы до минимально возможного и предсказуемого уровня. Стратегическая цель атиинфляционной политики - привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. Методы борьбы с открытой инфляцией зависят от характера инфляции, т. е. от причин ее возникновения и от темпов роста цен [6, с. 581].
Очень высокая инфляция или гиперинфляция приобретает самоусиливающийся, инерционный характер: во-первых, темпы инфляции становятся функцией инфляционных ожиданий и, во-вторых, огромная денежная база даже при маленьком денежном мультипликаторе продуцирует гигантские темпы роста денежной массы. Любые меры (эмиссионные или бюджетные, а также индексация доходов) стимулирования производства через совокупный спрос повысят инфляцию и инфляционные ожидания. Поэтому при гиперинфляции невозможно привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста реального ВВП посредством налогово-бюджетной политики. Гиперинфляция делает производство убыточным, сводя на нет финансовые и налоговые льготы. Следовательно, погасить гиперинфляцию можно лишь монетарными методами.
Антиинфляционная стратегия предполагает прежде всего комплекс следующих основных направлений борьбы с инфляцией [10, с.152]:
1. Гашение инфляционных ожиданий. Самое главное, чем характеризуется инфляция и что приносит серьезные негативные последствия, — это то, что она обладает механизмом самовоспроизводства, в центре которого находится механизм адаптивных инфляционных ожиданий. Суть его заключается в следующем. В условиях начавшейся инфляции население страны уверено в том, что завтра цены будут выше, чем сегодня, а послезавтра — выше, чем завтра. Это порождает устойчивый высокий спрос на товары. Причем это спрос, который обеспечивает не только сегодняшние потребности, но и будущие, — товары закупаются впрок для будущего потребления. Это означает, что все большая часть получаемых доходов идет на увеличение спроса и все меньшая — на сбережения. Уменьшение сбережений уменьшает возможность кредитования, новых вкладов в производство, и в итоге возрастающий спрос не компенсируется увеличением производства и, соответственно, ростом предложения товаров. В итоге возникают две четко выраженные тенденции: с одной стороны, быстро возрастающий спрос и с другой — медленное, практически незаметное увеличение предложения.
Однажды возникнув, инфляционные ожидания приводят к усилению неравновесия между спросом и предложением, и пока потребитель не поверит в то, что цены не будут расти, бороться с инфляцией практически невозможно. Достигается необходимый результат путем гашения инфляционных ожиданий.
Практическое воплощение в жизнь этого стратегического направления борьбы с инфляцией предполагает выполнение следующих двух условий. Во-первых, укрепление механизмов рыночной системы, которые способны снизить цены или хотя бы замедлить их рост. Лишь в этом случае вероятны изменения психологии потребителей, устранение из неинфляционных мотивов. Во-вторых, существование в стране правительства национального согласия, пользующегося доверием большинства граждан и проводящего антиинфляционную политику.
Для этого правительство должно разработать комплекс мероприятий по антиинфляционному регулированию, информировать население о них и неуклонно проводить их в жизнь. В том случае, если правительство не будет отступать от объявленных мер, то через определенное время население убедится, что взятый курс на обуздание инфляции проводится в жизнь, и население все больше начинает приспосабливать свои решения о ценах и спросе к пожеланиям правительства.
2. Ограничение денежной массы. В инфляционной экономике денежная политика должна играть главенствующую роль. Только руководствуясь принципом, что в инфляционной обстановке нет и не может быть причин, вынуждающих превысить лимит денежной массы, государство имеет шансы остановить инфляцию. В этой связи необходимо отметить, что одним из очень радикальных и действенных мероприятий по борьбе с инфляцией является денежная реформа, заключающаяся в переходе от одного масштаба цен к другому и в уменьшении на этой основе объема денежной массы в экономике. При этом, однако, денежная реформа должна сопровождаться комплексом мер, ограничивающих дальнейший рост денежной массы и, самое главное, обеспечивающих рост национального производства в стране.
Как же ограничить рост денежной массы? Идеальный вариант - одновременно повысить норму обязательного резервирования, ограничить операции, ведущие к депозитарному расширению денежной массы, временно прекратить эмиссию. Для этого нужно устранить причины дополнительной эмиссии: урегулировать структурный дефицит бюджета, сократив, прежде всего, непроизводительные расходы, прекратить индексацию доходов населения. Конечно же, такие меры непопулярны, поэтому их может проводить только сильное правительство, пользующееся доверием населения. В обстановке гиперинфляции это единственный способ переломить инфляционные ожидания, остановить инерционную инфляцию.
Осуществление антиинфляционной денежной стратегии предполагает также наличие современной банковской системы, где Центральный банк на деле независим от исполнительной власти.
3. Сокращение бюджетного дефицита. Стратегическая задача сокращения бюджетного дефицита может решаться двумя путями: увеличением доходов и уменьшением расходов государства. Основная часть бюджетных доходов государства — это налоговые поступления. Однако рост налогов может принести лишь краткосрочный результат в борьбе с инфляцией. В долгосрочном периоде такая политика оборачивается снижением инвестиций и замедлением экономического развития. Высокие ставки налогов могут вызвать сужение налоговой базы, то есть объемов доходов, с которых идут отчисления в бюджет. Поэтому современные налоговые системы развитых стран эволюционируют в сторону снижения ставок и увеличения налоговых льгот эффективно работающим хозяйствам. Линия правительства, намеревающегося покончить с бюджетным дефицитом, состоит не в том, чтобы побольше брать у экономики, а в том, чтобы поменьше ей давать из государственной казны. Необходимо при этом отметить, что антиинфляционные резервы налогообложения весьма ограничены и быстрых эффектов не дают, поэтому основная нагрузка, связанная с сокращением дефицита бюджета, ложится на уменьшение государственных расходов. Главный принцип сокращения бюджетных расходов состоит в следующем: постепенное уменьшение финансирования тех видов деятельности государства, которые можно передать рынку. Речь идет о прекращении чрезвычайного вмешательства государства в инвестиционный процесс и уменьшении объема бюджетных капиталовложений, отмене необоснованных дотаций и субсидий, частичной приватизации образования, здравоохранения и т. д.
Когда
инфляционная обстановка в стране нетерпима,
требуется мобилизовать быстродействующий,
тактический потенциал
Достигнутые результаты необходимо закрепить в долгосрочном плане. При невысоких темпах инфляции уже возможно проводить промышленную и структурную политику, направленную на повышение производительности труда и снижение издержек. Необходимо привести в соответствие структуру предложения со структурой спроса, а не только балансировать их объемы.
Необходима и профилактика инфляции. В еще более долгосрочном плане в условиях полной занятости нужно стимулировать расширение потенциального ВВП с помощью структурной и научно-технической политики. Причем, отдавать предпочтение здесь надо не бюджетному финансированию, а созданию экономических стимулов для повышения производительности труда, внедрения новых технологий и создания новых производств, преобразования старых отраслей на новой технической базе и т. д. Для проведения таких преобразований в стимулируемых отраслях необходимо создать систему льгот в налогообложении и условиях кредита (включая налоговые каникулы, увеличение нормы амортизации, госзаказ на конкурсной основе).
Очень важным условием антиинфляционной политики является независимость правительства от групп давления: антиинфляционные меры нужно проводить последовательно и взвешенно. Нарушение алгоритма антиинфляционной борьбы в угоду группам интересов приводит к прямо противоположным результатам.
Итак,
основной принцип борьбы с инфляцией
- уничтожение ее источников. Если существуют
объективные причины возникновения инфляции,
то полностью это явление не устранимо.
Поэтому наиболее реалистичной целью
антиинфляционной политики является не
абсолютное уничтожение инфляции, а снижение
инфляционного накала и поддержание ее
темпов на стабильно низком и предсказуемом
уровне.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, следует сделать вывод о том, что инфляция – это многофакторный процесс, основу которого составляет сложный комплекс причин.
В настоящее время инфляция — один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансовую, денежную и экономическую систему в целом. Это происходит потому, что они связаны между собой взаимными поставками. Инфляцию очень трудно устранить, даже если исчезают вызвавшие ее причины.
Ее причинами являются монопольное положение – государства в сфере денежного обращения, профсоюзов на рынке труда, крупных фирм на рынках товаров и услуг. Инфляция может существовать в скрытой форме и проявляться в виде товарного дефицита и в открытой форме в виде роста цен.
Она оказывает негативное влияние на распределение доходов, на накопление и инвестиции, на экономический рост в стране и на ее платежный баланс.
В России преобладает несбалансированная инфляция. В нашей стране инфляция имеет некоторые особенности, поскольку она вызвана не только нарушением в сфере денежного обращения, но имеет и некоторые немонетарные причины: монополизация в ведущих отраслях производства, высокий уровень милитаризации экономики.
Для
стабилизации и подъема экономики
необходимо регулирование инфляции. Для
борьбы с инфляцией могут применяться
как монетарные методы – регулирование
сферы денежного обращения, так и немонетарные
методы – регулирование цен и доходов.
Однако для придания инфляционным процессам
регулируемого характера необходимы серьезные
преобразования Российской экономики.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Борисов Е.Ф. Экономическая
2. Евстигнеева Л. Инфляция в новом измерении / Вопросы экономики . – 2008. - № 7. – с. 46-60.
3. Журавлева Г.П., Смагина В.В. Экономическая теория и политика рыночной системы хозяйствования. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 640с.
4. Корчагин Ю.А. Современная экономика России. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 544с.
5. Кудрин И. Инфляция: Российские и мировые тенденции / Вопросы экономики. – 2007. - № 10. – с. 4 - 25
6. Курс экономической теории: Учебник. / Под ред. М.Н. Чепурина. – Киров: «АСА», 2003. – 832с.