Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 07:41, курсовая работа
Инфляция является сложным социально-экономическим явлением. Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась, чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана. Но если ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах, (например, во время войны государство выпускало большое количество бумажных денег для финансирования своих военных расходов), то в последние два-три десятилетия во многих странах она стала хронической.
ведение………........……………………………………………………………………......…3- 4
О
сновная часть
1. Инфляция как социально-экономическое явление в рыночной экономике.........5
С
1.1. ущность и причины инфляции…………………………………………...............5- 10
В
1.2. иды и формы инфляции……………………………………………..........…..…10- 16
Э
1.3. кономические последствия инфляции………………………………..............16- 21
2. Особенности инфляционных процессов в современной России…………….....22
Х
1.4. арактерные причины возникновения и развития инфляции в РФ…..........22- 25
А
1.5. нализ динамики уровня инфляции в период 2004-2009гг…………............25- 26
А
1.6. нтиинфляционная политика государства…………………………….............26- 28
3. Методы борьбы с ифляцией....................................................................................29
3
.1. Адаптационная политика................................................................................29- 30
3
.2. Антиинфляционные меры...............................................................................30- 31
3
.3. Особенности противодействия инфляции в современных условиях...........31- 34
З
аключение…………………………………………………………………………….........35- 36
Б
иблиографический список…………………………………………………………...............37
Научный подход к проблемам инфляции отличается от обыденного мифологизированного трезвой оценкой опасности выхода инфляции из-под контроля и выработкой рекомендаций по ее регулированию, четко оценивающих конкретно-исторические и национально-государственные условия и особенности функционирования национальной экономики.
Инфляция, способствуя повышению цен и нормы прибыли, вначале выступает как фактор оживления конъюнктуры, но по мере углубления она превращается из двигателя в тормоз, усиливая социально-экономическую неустойчивость в стране.
В странах с развитой рыночной экономикой ползучая инфляция рассматривается в качестве нормального фактора экономического роста. Однако галопирующая, а тем более, гиперинфляция воспринимается как явление негативное, поскольку несет в себе огромные социально-экономические издержки.
Борьба с инфляцией представляет собой задачу макроэкономическую. Перед правительством стоит главный вопрос: или ликвидировать инфляцию посредством радикальных мер, или адаптироваться к ней. Различные страны решают эту дилемму по-своему. США, Великобритания активно борются с инфляцией, другие же страны разрабатывают комплекс адаптивных государственных мер.
Кроме того причины возникновения инфляции могут быть как внутренние, так и внешние. К внешним причинам относятся, в частности, сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного балансов. Инфляционный процесс у нас усиливало падение цен на мировом рынке на топливо и цветные металлы, составляющие важную статью нашего экспорта, а также неблагоприятная конъюнктура на зерновом рынке в условиях значительного импорта зерновых. В Венгрии, экономика которой в большей мере зависит от состояния внешнеэкономических связей, именно внешний фактор (ухудшение условий международной торговли, увеличение внешнего долга) играл едва ли не определяющую роль в усилении инфляционных процессов. При этом политика наращивания экспорта и сдерживания импорта снижала насыщенность внутреннего рынка и – при неизменном спросе – порождала рост внутренних, оптовых и потребительских цен.
Инфляционный рост цен наряду с отмеченными факторами обусловливается более глубокими причинами, имеющими основополагающий характер. Рассмотрим их на примере России.
Во-первых, как правило, одним из источников инфляционных процессов служит деформация народнохозяйственной структуры, выражающаяся в существенном отставании отраслей потребительского сектора при явном гипертрофированном развитии отраслей тяжелой индустрии, и особенно военного машиностроения.
Во-вторых, неспособность преодолеть инфляцию порождается недостатками хозяйственного механизма. В условиях централизованной экономики практически отсутствовала обратная связь, не было эффективных экономических рычагов, которые были способны регулировать соотношение между денежной и товарной массой; что касается административных ограничителей, то они «работали» недостаточно эффективно. В системе финансового планирования определяющую роль играл Госплан, а не Минфин и не Госбанк, которые работали под него, подкрепляя плановые задания финансовыми и денежными ресурсами без каких либо ограничений.
Ставшая традиционной политика высоких темпов экономического развития игнорировала реальные ресурсные возможности. Чтобы поддержать темпы, постоянно наращивались капиталовложения. В результате сдерживался рост потребления; эффективность капиталовложений падала, что отрицательно сказывалось на экономическом росте и текущем производстве. Средств на новую технологию не хватало, а непрерывные приросты фонда накопления не давали желаемого результата. Проблема упиралась уже не в количество капитальных вложений, а в их эффективность, структуру, перестроить которую мешал сам хозяйственный механизм.
Противоречия и дефициты пожирали все больше средств, а финансовые и бюджетные ограничители были очень слабы или практически отсутствовали. Несбалансированность имела место не только на потребительском рынке. Ее основа – нарастающая диспропорция в самом производстве, углубление материально-финансового неравновесия, недочеты в системе планирования, в механизме денежного обращения, в отсутствии антиинфляционного регулирования.
1.2. Виды и формы инфляции
Различают следующие виды и формы проявления инфляции:
1) по степени проявления:
н
ормальная инфляция (рост цен до 5% в год);
п
олзучая (умеренная) инфляция;
галопирующая инфляция;
г
иперинфляция;
Ползучую (умеренную) инфцию (рост цен до 10% в год). Западные экономисты рассматривают её как элемент нормального развития экономики, так как, по их мнению, незначительная инфляция (сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы) способна при определенных условиях стимулировать развитие производства, модернизацию его структуры. Рост денежной массы ускоряет платежный оборот, удешевляет кредиты, способствует активизации инвестиционной деятельности и росту производства. Рост производства, в свою очередь, приводит к восстановлению равновесия между товарной и денежной массами при более высоком уровне цен. Средний уровень инфляции по странам ЕС за последние годы составил 3—3,5%. Вместе с тем всегда существует опасность выхода ползучей инфляции из-под государственного контроля. Она особенно велика в странах, где отсутствуют отработанные механизмы регулирования хозяйственной деятельности, а уровень производства невысок и характеризуется наличием структурных диспропорций;
Галопирующая инфляция (темп роста цен - до 100% в год). Месячные темпы роста измеряются в двухзначных числах. Такая инфляция оказывает негативное влияние на экономику: сбережения становятся убыточными (процент по вкладам ниже темпов инфляции), долгосрочные инвестиции становятся слишком рискованными, уровень жизни населения значительно понижается. Она характерна для стран со слабой экономикой или стран с переходной экономикой. Такие высокие темпы в 80-х гг. наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Южной Азии, в 90-е годы в бывших социалистических странах;
Гиперинфляция (темп роста цен до 1000%.). Такая инфляция действует разрушительно на экономику, уничтожая сбережения, инвестиционный механизм, производство в целом. Цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия (МВФ за гиперинфляцию сейчас принимает 50%-й рост цен в месяц). Потребители пытаются избавиться от «горячих денег», превращая их в материальные ценности. Процветает спекуляция. Гиперинфляция, помимо негативных экономических последствий, опасна еще тем, что, как правило, остановить ее можно только неэкономическими мерами: жестким контролем цен, принудительным изъятием продовольствия у производителей и т. п.
2) по способам возникновения:
а
дминистративная инфляция – инфляция, порождаемая административно управляемыми ценами;
и
нфляция издержек – инфляция , проявляющаяся в росте цен на ресурсы, факторы производства, вследствие чего растут задержки производства обращения, а с ними и цены на выпускаемую продукцию;
и
нфляция спроса – инфляция, проявляющаяся в превышении спроса над предложением;
и
нфляция предложения – инфляция, проявляющаяся в росте цен, обусловленном увеличением издержек производства в условиях неполного использования производственных ресурсов;
и
мпортируемая инфляция – инфляция, вызываемая воздействием внешних факторов, например чрезмерным притоком в страну иностранной валюты и повышением импортных цен;
и
ндуцированная инфляция – инфляция, обусловленная какими-либо другими экономическими факторами;
к
редитная инфляция – инфляция, вызванная чрезмерной кредитной экспансией.
3) по степени сбалансированности роста цен по различным товарным группам:
с
балансированная инфляция;
н
есбалансированная инфляция.
При сбалансированной инфляции цены различных товаров неизменны относительно друг друга, а при несбалансированной - цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.
С
балансированная инфляция не страшна для бизнеса. Необходимо лишь периодически повышать цены товаров: подорожало сырье - соответственно увеличивается цена конечной продукции. В основном, риск потери доходности присущ предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен, это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях.
В России и СНГ преобладает несбалансированная инфляция. Рост цен на сырье опережает рост цен на конечную продукцию, стоимость комплектующего компонента превышает цену всего сложного прибора и т.п.
Н
есбалансированность инфляции – составляет большую проблему для экономики. Но еще сложнее, когда нет прогноза на будущее. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования.
4) с точки зрения ожидаемости или предсказуемости инфляции:
о
жидаемую (прогнозируемая);
н
еожидаемую (непрогнозируемая).
Под ожидаемой инфляцией подразумевается, что она прогнозируется (предсказывается) заранее. Фактор ожидаемости, предсказуемости позволяет по-новому взглянуть на вопрос влияния инфляции на стратегию бизнеса. Если все фирмы и все население знает наверняка, что в следующем году цены возрастут, то в условиях идеального свободного рынка имеется целый год на заблаговременную адаптацию к спрогнозированному скачку цен. Предприятия и население, соответственно, повысят цену на свой товар (станки, оборудование, услуги, рабочая сила и т. д.).
Наиболее часты сочетания сбалансированной и ожидаемой инфляции либо несбалансированной и неожидаемой, что особенно опасно.
П
ри инфляции, которую можно предвидеть и учитывать, имеется возможность скорректировать номинальные доходы (внести в трудовые договоры поправок на рост стоимости жизни), внести изменения в распределение доходов между кредиторами дебиторами и т. п. Если же ситуация резко изменяется, цены быстро растут и инфляция принимает не предсказуемый характер,то создаётся не уверенность в будущем как у домашних хозяйств, так и у тех, кто принимает решения в деловом мире. Слишком великриск при принятии хозяйственных решений, инвестиции не желательны, действия начинают принимать спекулятивные направления.
5) по форме проявления:
п
одавленная инфляция;
с
крытая инфляция;
о
ткрытая инфляция.
Подавленная инфляция – цены не повышаются при резком росте неудовлетворенности спроса. Возникает дефицит, товары уходят на черный рынок, ассортимент их сокращается. Этот вид инфляции характерен для административно-командной экономики с централизованным регулированием цен.
Скрытая инфляция: а) снижается качество товаров и услуг при неизменном уровне цен; б) официальная статистика не отражает рост уровня цен из-за произвольно выбранной потребительской корзины; в) инфляция захватывает и инвестиционную сферу – растет сметная стоимость основных производственных фондов. Подобная ситуация характера для СССР, Болгарии, Румынии конца 80-х гг. ХХ в.
Открытая инфляция – рост уровня цен, падение покупательной способности денежной единицы, рост стоимости потребительской корзины.
6) Стагфляция
С
тагфляция – ситуация, когда возрастание общего уровня цен происходит с одновременным сокращением производства, т.е. цена и объем выпуск изменяются в разных направлениях.
Экономисты по-разному объясняют причины стагфляции. Одна точка зрения: существование структурных несовершенств. В экономике с хорошо отлаженным рыночным механизмом рост цен на одни товары ведет к снижению цен на другие товары, т.е. должно соблюдаться рыночное равновесие, а при отсутствии должного уровня конкуренции наблюдается «жесткость» цен в направлении их понижения.
Д
ругая точка зрения: стагфляцию вызывают монополии и их власть над рынком. Ведь кривая спроса фирмы-монополиста совпадает с кривой спроса на товар, следовательно, количество продукции, которое может быть продано, растет по мере того, как снижается цена и часто монополисту выгоднее производить меньше и продавать дороже.
Существует также мнение, что причиной стагфляции могут быть инфляционные ожидания, когда владельцы факторов производства начинают завышать стоимость своих услуг, ожидая падения своих доходов от инфляции.
Р
ассматривая причины инфляции, экономисты проводят различия между двумя ее видами – «инфляцией покупателей» (инфляцией спроса) и «инфляцией продавцов» (инфляцией предложения). Ниже (таблица - См.Приложение 1) приведены эти различия и рассмотрены их особенности.
Инфляцию спроса и инфляцию предложения по праву можно считать основными, так как экономисты рассматривают инфляцию, как правило, анализируя факторы повышения цен, связанные с формированием потребительского спроса, с предложением товаров и услуг, с соотношением спроса и предложения, влияющих на формирование цен, и факторы производства. Эти факторы как раз и определяют два вида инфляции: инфляцию спроса и инфляцию издержек. В сущности это две, как правило, взаимосвязанные, но неравнозначные причины инфляции: одна лежит со стороны спроса (избытка денежных средств у покупателей), другая – со стороны предложения (роста производственных издержек).