Инфляция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 14:47, реферат

Описание

В Республике Беларусь, как и в других странах с переходной экономикой, резко усилились инфляционные тенденции. Экономическая политика в Республике Беларусь направлена на снижение инфляции и поддержание стабильного обменного курса белорусского рубля. Приоритетной задачей является защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3
1. Понятие инфляции………………………………………………………………………………4
2. Причины инфляции……………………………………………………………………………..6
3. Типы и виды инфляции…………………………………………………………………………8
4. Измерение инфляции…………………………………………………………………………..11
5. Последствия инфляции…………………………………………………………….………..…12
6. Антиинфляционная политика…………………………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………………………..17
Список использованных источников.………………………………………………....……..19

Работа состоит из  1 файл

Доклад по ЭТ.docx

— 48.95 Кб (Скачать документ)

 Поэтому достаточно  продолжительная гиперинфляция  неминуемо приводит к катастрофе  всей финансовой системы. Экономика  не может нормально функционировать  с такими темпами роста цен.  Из трех функций денег средства  сохранения стоимости, единицы  счета, средства обращения остается только последняя, да и то относительно. Если гиперинфляцию вовремя не остановить, то она приведет к развалу экономической системы. Во всей мировой истории зарегистрировано всего 15 случаев гиперинфляции, но почти все они приходятся на последнее столетие.

Необходимо различать  прогнозируемую инфляцию и неожиданную  инфляцию. При прогнозируемой инфляции, во-первых, возникает инфляционный налог, а всякий налог удаляет  экономику от эффективного использования  ресурсов. Во-вторых, повышаются номинальные  процентные ставки и увеличиваются  номинальные издержки хранения денег. В-третьих, искажается действие других налогов. Налоговое бремя уменьшается, а налоговые льготы обесцениваются из-за того, что налоги исчисляются  в одно время, а реально выплачиваются  в другое (более позднее).

 Для непредвиденной  инфляции верные прогнозы о  будущем (о прибылях и убытках)  составить невозможно. Следовательно, искажаются такие основополагающие отношения, как кредитор – заемщик, труд – заработная плата, предприниматель – прибыль. Предположим, что инфляция выше ожидаемой.

При сбалансированной инфляции цены различных товаров неизменны  относительно друг друга, а при несбалансированной – цены различных товаров постоянно  изменяются по отношению к друг другу, причем в различных пропорциях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Измерение инфляции

Один из наиболее наглядных  показателей наличия или отсутствия инфляции, ее глубины является показатель индекса цен. Показатели инфляции призваны дать количественную оценку инфляционных процессов.

 Индексы – это относительные  показатели, характеризующие соотношение  цен во времени. Они рассчитываются по отношению к базовому периоду. Темп инфляции для данного года можно вычислить следующим образом: вычесть индекс цен прошедшего года из индекса этого года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100. Например, если в 2011 г. индекс цен на потребительские товары был равен 113,6, а в 2012 г. - 118,3. Следовательно, уровень инфляции для 2012 г. вычисляется следующим образом: темп инфляции = 118,3 - 113,6 /118,3 * 100 = 4,1%

 Так называемое «правило  величины 70» дает нам другую  возможность количественно измерить  инфляцию. Точнее говоря, оно позволяет  быстро подсчитать количество  лет, необходимых для удвоения  уровня цен. Надо только разделить  число 70 на ежегодный уровень инфляции.

 Таким образом, необходимо  подчеркнуть, что в современной  экономической действительности  достаточно сложно отделить один  вид инфляции от другого, ибо  часто она порождается комплексом  взаимосвязанных экономических,  социальных и политических причин, субординировать которые далеко не просто, тем более что сама инфляция весьма динамична и изменчива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Последствия  инфляции

 При всем многообразии  причин, вызывающих инфляцию, в повседневной  экономической жизни она предстает  в виде неуклонного роста цен,  что чрезвычайно болезненно для  общества.

 Устойчивые, уравновешенные  цены являются непременным условием  нормального экономического развития, выступают гарантом согласованности  процессов производства, распределения,  обмена и потребления. Напротив, инфляционные, «взбесившиеся» цены  разрушают устойчивый ход общественного  воспроизводства. Цены товаров  отрываются от их реальной  стоимости, теряют свои качества  достоверного выражения затрат  труда на их производство. В  результате нарушаются количественные  пропорции в обмене одного  товара на другой, деформируются  отношения спроса и предложения.  Следствием этого является искаженное  распределение труда и ресурсов  между сферами и секторами  экономики, возникают диспропорции  в объемах производства товаров  и услуг. Перераспределение национального  дохода отрывается от его естественной  трудовой основы.

 Конкретные проявления  социально-экономических последствий  инфляции — в силу сложности  самого явления — масштабны  и разноплановы.

 Наиболее ощутимым  результатом инфляционного роста  цен является «дороговизна» —  катастрофическое удорожание товаров  потребительского назначения. Неуклонное  повышение цен на предметы  повседневного спроса ведет к  сокращению денежных доходов  в их реальном выражении, подрывает  позиции покупателей на рынках. Ослабление покупательной способности  вызывает в свою очередь падение  объемов потребления материальных  и духовных благ и услуг,  существенно ухудшает структуру  потребления. В итоге происходит  снижение жизненного уровня и  ухудшение качества жизни в  обществе, появляются абсолютная  и относительная бедность и  даже нищета.

 Другим не менее  существенным последствием инфляционного  повышения цен служит «хаос  относительных цен». Неравномерный,  противоречивый рост цен на  продукцию различных секторов  и на отдельные виды товаров  взрывает устоявшуюся структуру  относительных цен, отрывает цену  одних товаров от других. В  итоге дезорганизуются нормальные  рыночные связи и отношения,  производители теряют своих традиционных  покупателей и поставщиков, возрастают  издержки и ненадежность производства. Экономика в целом впадает  в состояние кризисного упадка, в ее структуре возникают перекосы.

 Наконец, еще одним  важнейшим следствием инфляционного  взлета цен является обесценение  денег. Потребность во все большей  денежной массе для обслуживания  того же или сокращающегося  объема производства и потребления,  неправомерное сосредоточение и  накопление денег в результате  широкой денежной эмиссии порождают  грандиозный размах спекулятивной  активности на товарно-денежных  и валютных рынках. Одни теряют, другие выигрывают. В итоге происходит  экономически и социально неоправданное  перераспределение общественных доходов и общественного достояния между различными социальными слоями и структурами, угрожающих размеров достигают социальное расслоение и напряженность.

При всех изменениях неизменным остается одно — теряющей стороной (за чей счет идет формирование «нового класса» и кто оплачивает ликвидацию инфляционной разрухи) выступают лица наемного труда, пенсионеры, иждивенцы, иначе говоря, основная масса населения.

 Когда народное хозяйство  поражено инфляцией, потери неизбежны.  В условиях же необходимости  экономических преобразований инфляция  практически им противодействует, поскольку делает невозможными  рациональные экономические расчеты.  Проблемы, вызываемые инфляцией,  почти полностью связаны с  неопределенностью. Непредсказуемость  экономических явлений и разрушение  инфляцией функции цен являются  характерной чертой и открытой, и подавленной инфляции, при этом  «если открытая инфляция значительно  искажает регулирующую функцию  рынка, то подавленная инфляция  останавливает ее полностью».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Антиинфляционная  политика

 Положение, создавшееся  в Беларуси, потребовало выработки антиинфляционной политики.

 Антиинфляционная политика  представляет собой комплекс  мер по государственному регулированию  экономики, направленных на борьбу  с инфляцией в виде главных  составляющих её воздействия  – инфляции спроса и инфляции  издержек. В международной практике  с этой целью используются  две линии антиинфляционной политики:

 - дефляционная политика (регулирование спроса) – в виде методов ограничения денежного спроса через денежно–кредитный и налоговый механизмы: снижения государственных расходов; повышения процентной ставки за кредит; усиления налогового пресса; ограничения денежной массы.

 Результатом действия  этого механизма дефляционной  политики является замедление экономического роста и даже кризисные моменты, что нередко служит причиной отказа правительства от его использования;

- политика доходов – в виде параллельного контроля за ценами и заработной платой путём полного их замораживания или установления пределов их роста.

 Опыт использования  данного метода в США, Великобритании  и скандинавских странах свидетельствует  о незначительных результатах  по следующим причинам: замедление  роста цен вызывает дефицит  на многие группы товаров; рост  цен сдерживается лишь на определённое  время, а с отменой ограничений  вновь ускоряется.

 Формы сдерживания  контролируемого роста цен проявляются  в двух направлениях:

- «замораживание» цен на определённые товары;

- сдерживание уровня цен в определённых пределах .

 Важнейшим направлением  антиинфляционной политики государства  является конкурентное стимулирование  производства:

- прямое стимулирование предпринимательства путём значительного снижения налогов на корпорации;

- косвенное стимулирование сбережений для населения (снижение налогов с населения);

- стимулирование рыночной конкуренции и снижение её воздействия на цены и спираль «цены – заработная плата»;

 Модель антиинфляционной программы в её белорусском варианте состоит из двух крупных блоков:

- мера по преодолению экономического спада;

- мера по сдерживанию финансовых причин инфляции.

 Первый блок включает  экономические факторы:

- создание эффективной инвестиционной программы;

- формирование стабильной макроэкономической структуры рынка с целью выравнивания диспропорций производства;

- привлечение дополнительных капиталов в производственную сферу.

 Второй блок формирует  финансовую направленность:

- покрытие бюджетного дефицита с помощью размещения государственных ценных бумаг и отказа от кредитов НБ;

- установление регулирующего значения функций налогов (а не только фискальный) в сфере производства;

- резкое снижение чрезмерной эмиссии денег (сверх потребности товарооборота) как наиболее важного денежного инфляционного фактора;

- активная политика доходов, предполагающая согласование и увязку темпа роста зарплаты, доходов и цен под наблюдением и при посредничестве государства.

 Достижение финансовой  стабильности, сокращения дефицита государственного бюджета, обеспечения его финансирования возможно за счёт ряда неинфляционных источников:

- повышение собираемости налоговых платежей в бюджет (в том числе за счёт существенного сокращения налоговых и иных льгот);

- сокращения перечня  государственных целевых программ, что позволит сконцентрировать средства бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;

 Мировой опыт показывает, что до тех пор, пока совокупное воздействие инфляционных факторов не снизится до 30 – 40% в год, реальный экономический рост оказывается невозможным. Поэтому процесс финансовой стабилизации, выход из кризиса и подъём белорусской экономики становятся возможными при соблюдении жёстких требований при проведении антиинфляционной политики.

 Финансовые факторы  инфляции и прежде всего бюджетного  дефицита в антикризисной стратегии  занимают значительное место:

- переход к цивилизованным методам покрытия бюджетного дефицита за счёт выпуска государственных ценных бумаг;

- принудительное размещение государственных ценных бумаг в банках (по примеру мирового опыта);

- совершенствование налоговой системы, так как в условиях уменьшения прибыли в народном хозяйстве сокращается база налогообложения и усиливается тенденция уклонения от уплаты налогов;

- установление лимитов государственного долга (внешние заимствования и предоставление белорусских кредитов иностранным государствам и международным организациям) по принципу: брать не больше, чем надо платить по прежним кредитам.

 Выполнение этих условий  антиинфляционной стратегии способствует  достижению таких основных социальных  и экономических целей, как:

- ограждение социальных интересов народа, в первую очередь его малообеспеченных слоёв;

Информация о работе Инфляция