Инфляция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 18:46, реферат

Описание

Инфляция (лат. Inflatio – вздутие) означает переполнение сферы обращения денежными знаками сверх действительной потребности национального хозяйства.
Во время инфляции бумажные деньги обесцениваются по отношению: а) к золоту (при золотом стандарте), б) к товарам, в) к иностранным валютам. Вследствие этого происходит в первом случае – повышение рыночной цены золота в бумажных деньгах, во втором – рост цен товаров и в третьем случае – падение курса национальной валюты, по отношению к иностранным денежным единицам, сохранившим прежнюю реальную стоимость или обесценившимся в меньшей степени.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1.Причины инфляции ………………………………………………………….…3
1.1 Внешние причины …………………………………………………….…...4
1.2 Внутренние причины ……………………………………………….….…..4
1.3 Механизм инфляции …………………………………………..……….......5
2. Инфляция спроса и инфляция предложения ………………………………...6
2.1 Инфляция спроса ………………………………………...………………...6
2.2 Инфляция предложения ……………………………………………….…..8
3. Изменение инфляции ………………………………………….…………....…9
3.1 Индекс цен ………………………………………………….……….....…...9
3.2 Индекс стоимости жизни ……………………………………………..….10
3.3 Индекс оптовых цен ………………………………………………….......10
3.4 Дефлятор ВНП …………………………………………………………....11
4. Виды инфляции ……………………………………………………………....11
4.1 Открытая инфляция ……………………………………………………....11
4.2 Подавленная инфляция ………………………………………………..…12
4.3 Сбалансированная и несбалансированная инфляция ………………….14
4.4 Ожидаемая и неожидаемая инфляция ……………………………….….14
Заключение …………………………………………………………………...…16
Список используемой литературы …………………………………………….17

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word2.docx

— 37.83 Кб (Скачать документ)

      Инфляция  предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов. Ее иногда так и называют инфляцией издержек производства. В  последнее время тип инфляции, при котором цены растут при снижении совокупного спроса, часто встречается  в мировой практике.

      Теория  инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Повышение  издержек на единицу продукции сокращает  прибыль и объем продукции, которое  предприятия готовы предложить при  существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг и увеличиваются цены. Следовательно, по этой схеме не спрос, а издержки взвинчивают цены.

 Основным источником инфляции предложения являются рост заработной платы и цен за счет удорожания сырья и энергоносителей. Проиллюстрируем механизм инфляции предложения (рис. 3).

                               P

 

                                                                                                        

                                                                                                             

                                                              E1                                       

                                        S1                                    E

                                                                                        

                                        S    

                                      0            Рис. 3                                     Q 

                                                     

                                                       

     Как видно из графика, повышение цены предложения (рост издержек) приводит к смещению кривой предложения вертикально  вверх. В итоге, через определенное время баланс спроса и предложения  вновь налаживается, но уже в точке, соответствующей более высокой  цене.

3. Измерение  инфляции.

3.1 Индексы цен.

      В макроэкономике широко используются индексы, и в частности, индексы цен. Среди  них наиболее распространенными  являются индекс стоимости жизни (индекс цен потребительских товаров), индекс оптовых цен (индекс цен товаров  производственного назначения) и  дефлятор ВНП.

      Все они выражают относительное изменение  среднего уровня цен за определенный промежуток времени. Обычно цены базового года принимают за 100%, а цены других лет оцениваются к этим 100%.

3.2 Индекс стоимости  жизни.

      С помощью индекса стоимости жизни  изменяются цены фиксированной «рыночной  корзины» потребительских товаров. В США такой индекс рассчитывается ежемесячно Бюро Статистики Труда. В  потребительской корзине учитывается 400 видов товаров и услуг, приобретаемых  средней городской семьей за определенный промежуток времени (месяц, год).

 
 
Индекс  цен в данном периоде = 
 
Цена  «рыночной корзины» в данном периоде
Цена  аналогичной корзины в базовом  периоде

     Если  раньше за базовый период в США  принимался 1967 г., то сейчас – 1982 г. Это  связано с тем, что с развитием  общества изменяются человеческие потребности  и, следовательно, меняется содержимое «потребительской корзины».

      В 1996 г. индекс стоимости жизни в  США составил 129%. Это означает, что  за тот же набор товаров и услуг  потребители сейчас платят в 1,29 раза больше, чем в 1982 г., т.е. цены за 14 лет  выросли на 29%.

      Индекс  стоимости жизни используется при  расчете минимальной заработной платы, от него зависит уровень заработной платы. В развитых странах раз  в полгода происходит корректировка  зароботной платы: на 1% роста инфляции рост зароботной платы составляет 0,5%.

3.3 Индекс оптовых  цен.

      При исчислении индекса оптовых цен (индекса цен товаров производственного  назначения) рассматривается изменение  цен определенного количества промежуточных  товаров, используемых в производстве. Изменение оптовых цен отражает динамику цен на сырье, полуфабрикаты, материалы, конечные виды продукции  на оптовом рынке.

      Два названных индекса тесно взаимосвязаны, т.к. рост промышленных товаров и  услуг в конечном итоге ведет  к росту розничных цен.

3.4 Дефлятор ВНП.

      Для измерения общего уровня цен чаще используется индекс цен ВНП –  дефлятор ВНП. Его корзина включает в себя все конечные товары и услуги, произведенные в обществе. То есть дефлятор ВНП более полно отражает изменение цен в обществе, охватывает не только отдельные группы товаров  и услуг.

                                                 Дефлятор ВНП =  
номинальный ВНП
 
x 100%
реальный  ВНП
 
 
 
 

где номинальный  ВНП – расходы в нынешнем году по текущим ценам; реальный ВНП -  расходы в нынешнем году по ценам  базового года. Реальный ВНП показывает, насколько возрос валовой национальный продукт исключительно за счет роста  цен. 

4. Виды инфляции.

      С точки зрения проявления различают  «открытую» и «подавленную» инфляцию.

4.1 Открытая инфляция.

Она характерна для стран рыночной экономики, где  взаимодействие спроса и предложения  способствует открытому неограниченному  росту цен. Хотя открытая инфляция и  искажает рыночные процессы, все же она сохраняет за ценами роль сигналов, показывающих производителям и покупателям  сферы выгодного приложения капиталов.

4.2 Подавленная инфляция.

      Это скрытая инфляция, присущая экономике  с командно-административным контролем  над ценами и доходами. Жесткий  контроль над ценами не позволяет  открыто проявиться инфляции в росте  цен. В такой ситуации инфляция принимает  скрытый характер. Внешние цены остаются стабильными, но так как масса  денег возрастает, то их избыток  вызывает товарный дефицит.

      Для экономики СССР длительное время  была характерна подавленная инфляция, которая выражалась в росте неудовлетворенного спроса и денежных сбережений населения, которые не находили реализации. Норма  сбережений в приросте дохода в 1969 г. составляла 50%, в 1976 – 79%, в 1984 – 100%. Часто  сбережения являлись вынужденными, инфляционный разрыв составил 40%. Дефицит порождал очереди, теневую экономику, ослабевали стимулы к труду.

      В результате подавленной инфляции товарный дефицит становится видимой стороной невидимого инфляционного процесса, поскольку на то же количество товаров  приходится большее количество денежных знаков. В рыночной экономике диспропорция нашла бы естественный выход в  виде роста денежных цен.

      Можно сказать, что при подавленной  инфляции только часть денежных знаков являются деньгами. Покупатели, желая подтвердить значение своих  

денег, стараются найти дефицитный товар. Появляется «черный рынок» - нелегальная форма инфляции в условиях ее подавления. «Черный рынок» в какой-то мере показывает подлинные цены товаров, а иллюзия неизменности цен создает видимость экономического благосостояния, вводя в заблуждение продавцов и покупателей.

      Другим  критерием вида инфляции выступает  темп роста цен. В этом плане выделяют три вида инфляции:

  1. Умеренная инфляция, когда цены растут менее чем на 10% в год, стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах. На Западе ее рассматривают как элемент нормального развития экономики, который не вызывает особого беспокойства. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3-3,5%.
  2. Галопирующая инфляция – рост цен измеряется двузначными и более цифрами в год, контракты «привязываются» к росту цен, деньги ускоренно материализуются. Считается, что она опасна для народного хозяйства и требует антиинфляционных мер. Такие высокие темпы в 80-х годах наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Центральной Азии. По подсчетам Центрального банка России, индекс потребительских цен в нашей стране в 1992 г. поднялся до 2200%; еще стремительнее рос индекс оптовых цен – 3400%. Потребительские цены опережали рост денежных доходов населения.
  3. Гиперинфляция – цены растут астрономическими темпами, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия; она парализует хозяйственный механизм, поскольку резко усиливается эффект бегства от денег с целью превращения их в товары. Разрушаются экономические связи, осуществляется переход к бартерному обмену. Ее условный рубеж – ежемесячный (в течение трех-четырех месяцев) рост цен свыше

    50%, а  годовой будет выражаться четырехзначными  цифрами. Особенность гиперинфляции  в том, что она оказывается  практически неуправляемой; обычные  функциональные взаимосвязи и  привычные рычаги управления  ценами не действуют. Вести  успешный бизнес в условиях  гиперинфляции почти невозможно. Речь может идти только о  стратегии выживания. Рецепт самовыживания  таков: автономность и самодостаточность,  упрощение производства, сокращение  внешних связей, натурализация базовых  элементов внутрифирменного хозяйствования.

   4.3 Сбалансированная  и несбалансированная  инфляция.

      По  степени сбалансированности роста  цен выделяют два вида инфляции: сбалансированную и несбалансированную.

      При сбалансированной инфляции цены различных  товарных групп относительно друг друга  остаются неизменными, а при несбалансированной – цены различных товаров постоянно  изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.

      Сбалансированная  инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке  повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних  кооперационных связях. Цена на их продукцию  отражает всю сумму повышения  цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю.

      В России и в странах СНГ преобладает  несбалансированная инфляция. Рост цен  на сырье опережает рост цен на конечную продукцию, стоимость комплектующего компонента превышает цену всего  сложного прибора и т.п.

      Несбалансированность  инфляции – большая беда для бизнеса. Но еще хуже когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы –  лидеры роста цен останутся лидерами и в ближайшем будущем. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. Промышленность развиваться в таких условиях не может, индустриальное развитие кажется  нереальным. Возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции. 

4.4 Ожидаемая  и неожидаемая  инфляция.

      С точки зрения четвертого критерия различают  ожидаемую и неожидаемую инфляцию. Под ожидаемой инфляцией понимается инфляция, которая предсказывается  и прогнозируется заранее, неожидаемая  – наоборот.

Информация о работе Инфляция