Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 00:37, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие смысла процесса инфляции, посредством рассмотрения понятия инфляции, измерения, форм и механизмов.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие инфляции;
- выявить возможные причины инфляции;
- рассмотреть способы измерения инфляции;
- рассмотреть методы измерения инфляции;
- изучить формы инфляции;
- рассмотреть основные виды инфляции;
- ознакомиться с механизмом инфляции.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
Глава 1. СУЩНОСТЬ ИНФЛЯЦИИ…………………………………………6
Понятие инфляции……………………………………………………….6
Причины инфляции………………………………………………………8
Глава 2. ИЗМЕРЕНИЕ ИНФЛЯЦИИ……………………………………….11
2.1 Способы измерения инфляции…………………………………………11
2.2 Методы измерения инфляции…………………………………………..12
Глава 3. ФОРМЫ ИНФЛЯЦИИ И ЕЕ ВИДЫ………………………….…..14
3.1 Формы инфляции…………………………………………………….….14
3.2 Основные виды инфляции………………………………………….…..17
Глава 4. МЕХАНИЗМ ИНФЛЯЦИИ………………………………….……22
4.1 Инфляция спроса………………………………………………………..22
4.2 Инфляция предложения………………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...25
СПИКОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….29
Глава 2. ИЗМЕРЕНИЕ ИНФЛЯЦИИ
Для правильного планирования хозяйственной деятельности в условиях инфляции люди должны учитывать силу инфляционных процессов. Существует три способа их измерения.
Первый - измерение с помощью индекса цен. Используется индекс цен ВНП, индивидуальных потребительских цен и индивидуальных оптовых цен. Для вычисления индекса берут соотношение между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг («рыночной корзиной») выражается в процентах.
Второй способ определить силу инфляционных процессов - измерить темпы инфляции за год, но можно рассматривать и более короткие периоды (месяцы или кварталы) или более длинные (десятилетия).
Для вычисления темпов инфляции за год нужно вычесть индекс цен прошедшего года из индекса цен этого года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100%. Если темп инфляции получиться отрицательным, значит, наблюдалась дефляция (падение цен).
Третий способ - это вычисление «по правилу величины 70». Правило помогает быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен: надо только разделить число 70 на темп ежегодного увеличения уровня цен в процентах [6, с. 64].
Наиболее распространенным методом измерения инфляции является индекс потребительских цен (Consumer Price Index, CPI), который рассчитывается по отношению к базовому периоду.
В России Федеральная служба государственной статистики публикует официальные индексы потребительских цен [7, с. 35], которые характеризуют уровень инфляции. Кроме того, эти индексы используются как поправочные коэффициенты, например, при расчёте размера компенсаций, ущерба и тому подобное. Если изменить методику расчёта [3, с.79], то при тех же изменениях цен на потребительском рынке результаты могут существенно отличаться от официальных. В то же время, эти неофициальные результаты не могут учитываться в реальной практике, например, на них нельзя сослаться в суде. Наиболее спорным моментом является состав потребительской корзины как по наполненности, так и по изменяемости. Корзина может ориентироваться на реальную структуру потребления. Тогда со временем она должна меняться. Но любое изменение в составе корзины делает несопоставимыми предыдущие данные с текущими. Индекс инфляции искажается. С другой стороны, если не менять корзину, через некоторое время она перестанет соответствовать реальной структуре потребления. Она будет давать сопоставимые результаты, но не будет соответствовать реальным затратам и не будет отражать их реальную динамику.
Помимо индекса потребительских цен существует другие методы, которые позволяют рассчитать инфляцию. Как правило, используются несколько основных методов:
Индекс цен производителей (Producer Price Index, PPI) — отражает себестоимость производства без учёта добавочной цены дистрибуции и налогов с продаж. Значение PPI опережает по времени данные CPI.
Индекс расходов на проживание (Cost-of-living Index, COLI) — учитывает баланс повышения доходов и роста расходов.
Индекс цены активов: акций, недвижимости, цены заёмного капитала и прочее. Обычно цены на активы растут быстрее цен потребительских товаров и стоимости денег. Поэтому владельцы активов вследствие инфляции только богатеют.
Дефлятор ВВП (GDP Deflator) — рассчитывается как изменение в цене на группы одинаковых товаров.
Паритет покупательной способности национальной валюты и изменение курса валют.
Индекс
Пааше — показывает отношение
текущих потребительских
Глава 3. ФОРМЫ ИНФЛЯЦИИ И ЕЕ ВИДЫ
Формы инфляции различаются по трем критериям:
1) по способам возникновения;
2) по характеру протекания;
3)по
степени предсказуемости.
По первому критерию выделяют следующие
формы инфляции.
Административная (социальная) инфляция
— инфляция, порождаемая административно
устанавливаемыми и управляемыми ценами.
Предположим, что в сбалансированной системе,
где сумма цен всех товаров и услуг равна
сумме обращающихся денег (с учетом скорости
их оборота), государство решит установить
цены на отдельные товары социально низкими.
Тогда образуется некоторый излишек денежной
массы по отношению к величине товарной
массы. Этот излишек сформирует дополнительный
спрос на другие товары, вызовет соответствующий
рост цен.
Политика социальных (доступных для малообеспеченных
слоев населения) цен имеет свою историю
и активно используется в современных
условиях. Так, в России в XVI в. при большом
недороде хлеба царь Борис Годунов вводил
в Москве казенную цену на хлеб — втрое
выше прежней, но вшестеро ниже «естественно
рыночной». Якобинское правительство
Франции в XVIII в. установило «хлебный максимум»
— верхнюю границу цены, превышать которую
не мог никакой купец. Начиная знаменитую
реформу 1948 г. в ФРГ, Л. Эрхард утвердил
список «социально приемлемых цен», куда
вошли самые нужные населению товары (к
примеру, за мужские полуботинки обычного
качества был назначен розничный «потолок»
в 25,5 марки). В 1919 г. Совнарком под руководством
В. И. Ленина отверг предложение о свободной
торговле продовольствием по «вольным
ценам». Во время кризиса 1998 г. в некоторых
регионах были попытки ограничить рост
цен на товары первой необходимости в
пределах 1020% (при совокупном росте цен
на 43,5% в августе — сентябре) . В настоящее
время в Санкт-Петербурге (как, впрочем,
и в других российских городах) зафиксированы
тарифы на проезд в городском транспорте
с тем, чтобы эти услуги были доступны
горожанам с умеренными доходами. Налог
с продаж не включается в розничную цену
массовых продовольственных товаров.
Импортируемая инфляция вызывается воздействием
внешних факторов, например, чрезмерным
притоком в страну иностранной валюты
и повышением импортных цен. Рост импортных
цен «переключает» спрос на товары национального
производства, что обусловливает их рост.
Индуцированная инфляция обусловлена
действием других экономических факторов.
Например, скачок инфляции в России в январе
2002 г. на 3,1% был вызван («индуцирован»)
скачком тарифов на платные услуги (абонентная
плата за телефон выросла на 18%, тарифы
на жилищнокоммунальные услуги— на 8,8%,
тарифы на транспорт — на 6,6%). При этом
сказалось и снятие льгот по НДС при продаже
лекарств и печатной продукции . (Всего
за январь — апрель 2002 г. индекс потребительских
цен вырос на 6,6%.)
Кредитная инфляция вызывается увеличением
масштабов предоставления кредитных ресурсов.
Наибольшую инфляционную значимость имеют
кредиты Центрального банка правительству.
Между тем такая практика имела место
в недавней российской истории. Так, в
1993 г. 59,3% дефицита федерального бюджета
Российской Федерации покрывалось за
счет прямых кредитов Банка России Правительству,
в 1994 г. — 79,5%. Далее по степени инфляционных
последствий идет предоставление кредитов
Центральным банком страны коммерческим
банкам.
По второму критерию следует выделять:
— подавленную (скрытую) инфляцию, характерную
для планового хозяйства и централизованного
государственного ценообразования. Цены
на официальном рынке могут оставаться
стабильными, но возникает товарный дефицит,
падает качество товаров и услуг, вынужденно
растут денежные сбережения, поскольку
ограничены возможности удовлетворений
платежеспособного спроса. В этой ситуации
происходит «вымывание» товаров с официальных
рынков и их переток на теневые, спекулятивные
рынки, где цены растут:
— открытую инфляцию, характерную для
рыночной (смешанной) экономики, когда
преобладает либеральное ценообразование,
реализующееся через взаимодействие платежеспособного
спроса и товарного предложения. Протекание
инфляции определяется степенью расхождения
роста цен. С этой точки зрения теоретически
можно различать сбалансированную инфляцию,
когда цены различных товаров относительно
друг друга остаются, неизменными, а при
несбалансированной инфляции цены различных
товаров постоянно изменяются по отношению
друг к другу, причем в непрогнозируемых
пропорциях. Но сбалансированная инфляция
— лишь формальное допущение, абстракция.
В силу различной эластичности спроса
по цене разных товаров с ростом денежной
массы цены меняются всегда по разному.
Даже в условиях высоких темпов инфляции
одни цены могут оставаться стабильными,
другие — снижаться. Например, в США в
1970—1980х гг. при относительно высоком уровне
инфляции цены на такие товары, как видеомагнитофоны
и персональные компьютеры, фактически
снижались .
По третьему критерию различают ожидаемую
инфляцию, темпы которой предсказываются
и прогнозируются заранее на основе анализа
факторов текущего периода. Непредвиденная
инфляция характеризуется тем, что ее
уровень оказывается выше ожидаемого
за определенный период [3, с. 71].
Существует несколько видов инфляции. В первую очередь те, которые выделяют с позиции темпа роста цен, т.е. количественно. В этом плане выделяют три вида инфляции:
- умеренная (ползучая, «стабильные цены») инфляция, когда цены растут менее,, чем на 10% в год, стоимость денег практически сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах. На Западе ее рассматривают как элемент нормального развития экономики, который не вызывает особого беспокойства.
- галопирующая инфляция - рост цен измеряется двузначными и более цифрами в год, контракты «привязываются» к росту цен, деньги ускоренно материализуются. Считается, что она опасна для народного хозяйства и требует антиинфляционных мер.
- гиперинфляция - цены растут астрономическими темпами, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльным и убыточным становятся крупнейшие предприятия, она парализует хозяйственный механизм, поскольку резко усиливается эффект бегства от денег с целью превращения их в товары. Разрушаются экономические связи, осуществляется переход к бартерному обмену.
Успешный бизнес в условиях гиперинфляции почти невозможен. Речь может идти только о стратегии выживания. Рецепт самовыживания таков: автономность и самодостаточность, упрощение производства, сокращение внешних связей, натурализация базовых элементов внутрифирменного хозяйствования.
Главными характеристиками гиперинфляции будут следующие последствия:
-сокращение производства;
- бегство от денег;
- переход к бартеру [10, с. 41].
Здесь рассмотрим виды инфляции соотносительности роста цен по различным товарным группам, т. е. по степени сбалансированности их роста: сбалансированная инфляция; несбалансированная инфляция.
При сбалансированной инфляции цены различных товарных групп относительно друг друга остаются неизменными, а при несбалансированной - цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.
Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров. Из этого следует, что риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю.
В России и СНГ преобладает несбалансированная инфляция. Рост цен на сырье опережает рост цен на конечную продукцию, стоимость комплектующего компонента превышает цену всего сложного прибора и т.п.
Несбалансированность инфляции - большая беда для бизнеса. Но еще хуже, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы - лидеры роста цен останутся лидерами и в ближайшем будущем. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования.
Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит особого вреда экономике, а несбалансированная и неожидаемая особо опасна, чревата большими издержками адаптационного плана.
С
точки зрения третьего критерия различают
ожидаемую и неожидаемую
Под ожидаемой инфляцией понимается инфляция, которая предсказывается и прогнозируется заранее, неожидаемая - наоборот.
Непредвиденная (неожидаемая) инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на денежном обращении, системе налогообложения. В такой ситуации, если в экономике существовали инфляционные ожидания, население, опасаясь дальнейшего обесценения своих доходов, резко увеличивает расходы на приобретение товаров и услуг, что само по себе создает трудности в экономике и искажает реальную картину потребностей в обществе. Таким образом, внезапный скачок цен может спровоцировать дальнейшие инфляционные ожидания, которые будут подстегивать рост цен [4, с.537].
Однако, если внезапный скачок цен происходит в экономике, где инфляционные ожидания еще не набрали силу, поведение населения и его реакция на рост цен могут быть иными. Ожидая, что этот скачок цен - кратковременное явление и вскоре последует снижение, потребители будут больше сберегать и меньше предъявлять денег на рынке в виде платежеспособного спроса. С уменьшением спроса начинается давление на цены в сторону их снижения. Экономика вновь возвращается в состояние равновесия. Этот процесс носит название «эффект Пигу». Однако необходимо подчеркнуть, что эффект Пигу действует только в условиях гибких цен и процентных ставок и отсутствии инфляционных ожиданий. Ряд западных экономистов считают, что эффект Пигу описывает гипотетическую, а не реальную ситуацию в экономике.
С точки зрения проявления, различают открытую и подавленную инфляцию (четвертый критерий).
Открытая инфляция характерна для стран рыночной экономики, где свободное взаимодействие спроса и предложения способствует открытому, ничем не ограниченному росту цен. Хотя открытая инфляция и искажает рыночные процессы, все же она сохраняет за ценами роль сигналов, показывающих производителям и покупателям сферы выгодного приложения капиталов.
Подавленная
инфляция (скрытая инфляция) присуща
экономике с командно-
Для экономики СССР длительное время была характерна подавленная инфляция, которая выражалась в росте неудовлетворенного спроса и денежных сбережений населения, которые не находили реализации. Денежная масса на руках у населения росла быстрее, чем масса товаров и услуг. Норма сбережений в приросте дохода в 1969 году составляла 50%, в 1976 - 79%, в 1984 - 100%. Часто сбережения являлись вынужденными, инфляционный разрыв составлял 40% ВНП. Дефицит порождал очереди, спекуляцию, ослабевали стимулы к труду.
В результате подавленной инфляции товарный дефицит становится видимой стороной невидимого инфляционного процесса, поскольку на то же количество товаров приходится большее количество денежных знаков. В рыночной экономике диспропорция нашла бы естественный выход в виде роста денежных цен [12, с. 34].
Можно сказать, что при подавленной инфляции только часть денежных знаков является деньгами. Покупатели, желая подтвердить значение своих денег, стараются найти дефицитный товар. Появляется «черный рынок» - нелегальная форма инфляции в условиях ее подавления. «Черный рынок» в какой-то мере показывает подлинные цены товаров, а иллюзия неизменности цен создает видимость экономического благосостояния, вводя в заблуждение продавцов и покупателей.
Глава 4. МЕХАНИЗМ ИНФЛЯЦИИ
Рассматривая причины инфляции, экономисты приводят различие между двумя ее видами – «инфляцией покупателей» (инфляцией спроса) и «инфляцией продавцов» (инфляцией издержек). В сущности это две, как правило, взаимосвязанные, но неравнозначные причины инфляции: одна лежит со стороны спроса (избытка денежных средств у покупателей), другая – со стороны предложения (роста производственных издержек).