Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 07:11, реферат
Переход нашей экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства, и в теоретических исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных вопросов на страницах экономической прессы, актуальность их не уменьшается. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики.
Как показывает опыт нашей, а также других стран, переход на рыночные отношения сопровождается быстрым ростом цен, усилением действия инфляционных факторов. Очень важно правильно оценить, является ли сам переход на рыночные отношения причиной углубления инфляции или при этих отношениях накопленный ранее инфляционный потенциал получает свое реальное выражение.
Введение
I. Определение инфляции
1.1 Что такое инфляция
1.2 Причины инфляции
1.3 Типы инфляции
1.3.1 Инфляция спроса
1.3.2 Инфляция предложения
1.4 Последствия инфляции
1.5 Виды инфляции
1.6 Гиперинфляция
1.6.1 Гиперинфляция в России
1.7 Соотношение роста цен по различным товарным группам
2 . Кризисы докапиталистической эпохи
3. Кривая Филлипса
4 . Инфляция - худший из налогов
5. Методы борьбы с инфляцией
5.1 косвенные методы
5.2 Прямые методы
Первоочередные антиинфляционные методы
7. Рост и падение Российской инфляции.
Специфические источники инфляции в Российской
экономике
7.1.1 Проблема ценовых индикаторов
7.1.2 Механизмы инфляции
7.1.3 Oценка стабилизационной политики правительства
7.2 Инфляция - денежное явление
7.3 Кредитная эмиссия центрального банка - главный источник инфляции.
7.4 Денежные индикаторы и инфляция
Заключение
Список литературы
адекватным сокращением численности занятых. Таким образом, уменьшение объемов производства создает затратное давление на цены. Вторую "спираль" взаимного усиления составляют объем производства и расходы госбюджета. В рамках стабилизационных программ правительство вынуждено идти на уменьшение своих расходов, сокращая тем самым конечный спрос. Это влечет за собой дополнительное уменьшение выпуска и, следовательно, дальнейшее снижение поступления налогов.
Борьба с инфляцией путем сжатия денежной массы (по отношению к производимому продукту) ведет к нехватке денежных, а следовательно, и материальных оборотных средств, что, как правило, приводит к сокращению производства. Анализ данных за 1992-1995 годы свидетельствует, что уменьшение реальной величины денежной массы на 10 процентов связано с дополнительным снижением промышленного производства на 1 процент.
При этом дефицит кредитно-денежных средств в сфере материального производства имеет две составляющие. Одна обусловлена изменением суммарного предложения денег, т.е. может рассматриваться как побочный результат проведения жесткой монетарной политики; Другой аспект той же проблемы - перетекание средств из сферы материального производства в финансово-посреднический сектор (в первую очередь в банковскую систему). Причиной служит
одна из наиболее разрушительных диспропорций в структуре российской экономики после начала реформ: разрыв в эффективности капитала в материальном производстве и в сфере финансовых и посреднических услуг. Согласно данным о прибыли и капитале 100 крупнейших банков отношение их суммарной прибыли за 1994 год к суммарному капиталу на середину года составляет 71 процент. В то же время средняя рентабельность к производственным фондам (переоцененным с учетом индекса оптовых цен) в промышленности равнялась примерно 15 процентам.
Традиционное представление об оптимизирующем воздействии рыночных механизмов на структуру производства основано на предпосылке о свободном перетоке ресурсов из депрессивных отраслей в более эффективные. Что касается трудовых ресурсов, то их территориальная мобильность в России была всегда резко ограничена из- за дефицита жилья и отсутствия его рынка, больших расстояний между промышленными центрами. О пере- токах капитала бессмысленно говорить в условиях, когда объем производственных капитальных вложений снизился в 4 раза по сравнению с пред- реформенными годами. Неопределенность, непредсказуемость даже близкого будущего (в частности, из-за высокой инфляции), неурегулированность прав собственности и т.д. явились тормозом для отечественных и зарубежных инвестиций, а следовательно, и для перестройки производственной структуры. В результате дисбаланс спроса и предложения разрешался только одним способом: снижением предложения.
Двустороннюю связь между темпами инфляции и объемом производства иллюстрирует динамика этих показателей в 1995 и начале 1996 годов. Ослабление инфляции совпало по времени с периодом ослабления промышленного спада - можно предположить, что здесь имеется и некоторая причинная связь. Вместе с тем ужесточение монетарной политики в 1995 году привело в октябре-ноябре к локальному конъюнктурному спаду. Рассмотрим сформировавшиеся в результате действия описанных факторов отраслевые пропорции
(Рис.2, 3).
Приведенные данные свидетельствуют, что соотношения цен существенно приблизились к соотношениям цен на мировых рынках. Обращает на себя внимание тот факт, что близкую зависимость имеют и индексы спада. Очевидно, эти показатели менялись в тесной зависимости. Перераспределение добавленной стоимости, происходившее в рамках инфляции, определялось преимущественно "силой" сторон в переговорах о ценах поставок. Здесь играли роль следующие факторы.
- Соотношение между внутренней и мировой ценой. Сырьевые отрасли, имеющие благоприятные соотношения этих цен, получили возможность экспортировать свою продукцию по ценам, значительно превышающим внутренние. Это не только усилило их переговорные позиции, но и привело к тому, что до недавнего времени они нередко вообще не были заинтересованы в сохранении покупателя на внутреннем рынке (какая бы цена ни была согласована, экспортные поставки все равно были выгоднее). Если сырьевые отрасли имели возможность вывозить свою продукцию, то производители потребительских товаров, наоборот, были вынуждены бороться (и не слишком успешно) с конкуренцией иностранных фирм на внутреннем рынке.
- Монопольная структура российской экономики. Средний размер промышленного предприятия в нашей стране в 10 раз выше, чем в США. Если гам средняя численность работающих на одном предприятии составляет 80 человек, то в России - 800. Согласно опросу предприятий2, проведенному в 1992 шву, 2/3 из них полагали, что могут найти альтернативные источники максимум для 10 процентов получаемых ими поставок. При этом большинство руководителей считали свое влияние на цены поставщиков слабым (лишь 4 процента назвали его значительным и еще 13 процентов - умеренным). Заметим, что степень монополизации, грубо характеризуемая размерами предприятий, заметно различалась по отраслям: она была максимальной в отраслях тяжелой промышленности (где среднеотраслевая численность превышала 1,6 тысячи человек) и минимальной в отраслях потребительского сектора и сельском хозяйстве (0,6 тысячи человек и менее). Анализ средних размеров предприятий по отраслям делают вполне обоснованной гипотезу, что крупные размеры предприятий в отрасли - фактор, способствующий поддержанию высокого уровня относительных цен.
Отметим, что в индустриально развитых странах важнейшее нормализующее влияние на стабилизацию цен
и формирование их структуры оказывают (особенно в последние десятилетия) ассоциации предприятий и крупные корпорации, связанные между собой долгосрочными соглашениями. Функции такой организационной системы во многом сходны с ролью, выполнявшейся в СССР аппаратом министерств и ведомств. В настоящее время процесс образования в России финансово-промышленных групп и крупных корпораций только начался. Отсутствие юридически оформленных межотраслевых корпораций - еще одна важная причина, затрудняющая формирование согласованной рациональной системы цен.
Данные о межотраслевых ценовых пропорциях полностью объяснимы приведенными факторами. Несколько выпадает на первый взгляд из общей тенденции лишь пищевая про-
мышленность. Однако ее сравнительно высокий уровень цен может быть объяснен тем, что предприятия этой отрасли являются, как правило, "локальными монополистами", что позволяет им диктовать цены производителям сельскохозяйственного сырья.
7.1.3 Оценка стабилизационной политики правительства
Чтобы оценить проводившуюся правительством стабилизационную политику, рассмотрим некоторые ее результаты. Как уже отмечалось, значительно снизились в последние месяцы темпы инфляции. Анализ динамики ценовых соотношений показывает, что они в основном стабилизировались. За последний год основное изменение пропорций было связано с заметным относительным удорожанием энергоносителей. Причиной, по-видимому, послужили как отмена экспортных квот на нефть и нефтепродукты, так и увеличение включаемых в цену акцизов. Однако в настоящее время стоимость нефти и газа на внутреннем рынке (соответственно 87 долларов за тонну и 66 долларов за тысячу кубометров) вплотную приблизилась к ценам их экспорта, таким образом потенциал их дальнейшего роста в основном исчерпан. В 1995 году был достигнут сравнительно небольшой дефицит федерального бюджета (2,9 процента от ВВП).
Вместе с тем ряд обстоятельств не позволяет говорить о том, что задача стабилизации близка к решению. С самого начала реформ обнаружилось, что предприятия реагируют на монетарные ограничения не замедлением роста цен, а нарастанием неплатежей. Этому правительство так ничего и не противопоставило. Попеременно ослабевая или усиливаясь, такое положение просуществовало до настоящего момента. В рамках действующих цен взаимные задолженности дают возможность держаться на плаву экономически неэффективным предприятиям за счет перераспределения в их пользу чистого дохода успешно функционирующих участников рынка. Таким образом, они заменяют в рыночных условиях механизм, который обеспечивал сосуществование разно- эффективных предприятий в плановом хозяйстве, но делают это в более широких масштабах.
Если в 1991 году убыточные предприятия в промышленности составляли 3 процента, то в начале 1996 года их доля возросла до 28 процентов. С другой стороны, широкое распространение неплатежей сигнализирует, что значительная часть производителей сопротивляется изменениям ценовых соотношений, превышающим их адаптационные возможности. До тех пор, пока не будет решена проблема неплатежей, нельзя говорить об устойчивости системы цен.
При этом следует иметь в виду, что неплатежи отраслей, находящихся в неблагоприятном финансовом положении, перераспределяются как на наиболее рентабельные сектора экономики (в первую очередь ТЭК), так и на государственный бюджет, во многом сводя на нет усилия по стабилизации. В самом деле, в 1993-1994 годах такой лидирующий сектор российской экономики, как ТЭК, компенсировал задолженность ему потребителей значительными налоговыми льготами. В частности, были освобождены от пошлин все экспортные поставки нефти и газа, совершаемые в пределах квот (что относилось к подавляющему большинству экспорта), а дополнительный доход от экспорта был освобожден от налога на прибыль. По оценкам МВФ3, фактическая налоговая нагрузка в нефтяной промышленности составляла в 1993- 1994 годах 40-43 процента от номинальной, а в газовой - лишь 30-31 процент. В 1995 году, когда перекладывать взаимные задолженности на государство за счет получения льгот стало сложнее, предприятия увеличили долю неплатежей непосредственно в бюджет. За период с 1 марта 1995 года по 1 марта 1996 года такая доля в приросте просроченной задолженности составила 27 процентов по сравнению с 21 за предшествующий период. Всего же в результате действия всех рассматривавшихся выше факторов поступление налогов в консолидированный бюджет снизилось с 29,5 процента от ВВП в 1992 году до 17,5 процента в январе-феврале 1996 года.
Общие возможные подходы к проведению реформ можно было бы сформулировать в виде следующих двух позиций.
Позиция сторонников жесткой монетарной политики. Усиление государственного регулирования экономики, использование тех или иных административных ограничений либо не эффективно, либо грозит возвращением государственной административной системы. Главное препятствие на пути выхода из кризиса с последующим переходом к экономическому росту - инфляция. Если денежная масса и спрос (особенно на промежуточную продукцию) будут расти ограниченно, предприятия рано или поздно перестанут повышать цены. Правда, при этом производство сократится. Но сокращение произойдет за счет неэффективных, убыточных производств. Это неизбежно и в определенной степени желательно, поскольку высвободит ресурсы для развития эффективных, прибыльных предприятий, которые и станут базой последующего подъема экономики.
Позиция оппонентов. При резких диспропорциях в технологическом развитии отраслей, в условиях нестабильности и непредсказуемости, блокирующих инвестиции в производство, неразвитости систем экономической информации и т.д. относительное сжатие денежной массы и образующийся в результате разрыв между платежеспособным спросом и инфляционным нарастанием затрат ведет к падению производства и огромным разрывам в финансовом положении отраслей. Это недопустимо в социальном плане, подрывает возможности структурной перестройки экономики, ведет к сокращению налоговых поступлений в бюджет. 1
Альтернативная по отношению к проводимой правительством стратегиям может быть основана на "гетерогенной" политике, предусматривающей сочетание монетарных рычагов и непосредственного государственного регулирования. Последнее может быть направлено в первую очередь на исправление и стабилизацию межотраслевых соотношений цен, стимулирование и гарантирование инвестиций в приоритетные сектора производства, повышение предсказуемости экономической ситуации. Задача преодоления инфляции не рассматривается в этом случае как самоцель, а решается совместно со стабилизацией производства.
Различие между указанными подходами можно сравнить с выбором между хирургическим и терапевтическим лечением тяжелого больного - ответ зависит от того, выдержит ли "пациент" радикальное лечение и есть ли время для менее болезненной, но длительной терапии. Практика покажет, на каком из этих путей удастся добиться устойчивой стабилизации, а затем и подъема российской экономики. В любом случае изучение этого процесса обогатит представления о принципах и методах преодоления кризисов современных экономических систем.
7.2 Инфляция - денежное явление
B 1991-1995 годах Россия оказалась охваченной высокой инфляцией. Ежегодные темпы прироста цен в течение пяти лет подряд превышали 100 процентов.
Социально-экономические последствия инфляции очевидны. Обесцениваются результаты труда, уничтожаются сбережения физических и юридических лиц. Высокая инфляция разрушает денежную систему, усиливает отток финансовых ресурсов в торгово-посреднические операции, ускоряет бегство капитала, способствует вытеснению национальной валюты во внутреннем обращении иностранной, подрывает возможности устойчивого финансирования государственного бюджета. Это эффективнейшее средство перераспределения национального богатства от наиболее бедных слоев населения к наиболее богатым усиливает социальную дифференциацию общества. Подрывается социально-политическая стабильность в стране, развиваются популистские, авторитарные, диктаторские тенденции. В течение последних лет высокая инфляция оставалась для России экономической проблемой номер один.