К недостаткам метода зачета
необходимо отнести техническую
сложность его применения. Возникают
трудности при выяснении, какой
доход и в каком объеме получен
резидентами за границей. Введение
зарубежных налоговых документов в
национальную систему учета налогов
также требует дополнительных ресурсов
из-за их перевода и легализации. При
применении метода налогового кредита
в соответствующих законодательных
актах должны быть детально прописаны
следующие вопросы: какие субъекты
имеют право на зачет; в отношении
каких налогов; каков механизм расчета
суммы кредита; что является доказательством
уплаты налога за рубежом; существует
ли возможность переноса налогового
кредита с одного финансового
года на другой. Регулирование этих
вопросов требует высокого уровня профессионализма
при разработке законодательства, но,
что еще более важно, — высокого
профессионализма при его применении
сотрудниками налоговых органов, что
достаточно трудно достичь на практике.
Правовое регулирование
в Беларуси
До 2004 г. белорусское налоговое
законодательство содержало положения
о возможности избежания двойного
налогообложения в одностороннем
порядке. Так, в статье 5 Закона Республики
Беларусь от 20 декабря 1991 г. «О налогах
и сборах, взимаемых в бюджет Республики
Беларусь» содержался механизм избежания
двойного налогообложения в одностороннем
порядке. Закон декларировал принцип,
что один и тот же объект может
облагаться налогом одного вида только
один раз за соответствующий финансовый
период. Суммы налога на доходы, полученные
за пределами территории Республики
Беларусь и уплаченные субъектами хозяйствования
Беларуси за пределами территории республики
в соответствии с законодательством
других государств, засчитываются при
уплате ими налогов с прибыли
или доходов в Республике Беларусь
[1]. Таким образом, белорусский законодатель
фактически стоял на позициях применения
в одностороннем порядке метода
налогового кредита в случае отсутствия
международного договора. Таким образом,
до 2004 г. существовало два пути избежания
двойного налогообложения для хозяйствующих
субъектов, получающих доход из-за границы:
международные соглашения и односторонние
меры в соответствии с законодательством.
После вступления в силу Налогового
кодекса Республики Беларусь и внесения
изменений в налоговые законы
ситуация изменилась. Анализ действующего
законодательства позволяет сделать
вывод о том, что возможность
применения односторонних мер по
избежанию двойного налогообложения
в Беларуси отсутствует. В Общей
части Налогового кодекса Республики
Беларусь избежание двойного налогообложения
не упоминается вообще, а формулировки
налоговых законов в новой
редакции предусматривают применение
международных налоговых соглашений,
если таковые заключены. Статья 26 Закона
Республики Беларусь «О подоходном налоге
с физических лиц» гласит: «Фактически
уплаченные плательщиком, являющимся
налоговым резидентом Республики Беларусь,
за пределами Республики Беларусь в
соответствии с законодательством
других государств суммы налога с
доходов, полученных от источников за
пределами Республики Беларусь, подлежат
зачету при уплате налога в Республике
Беларусь, если такой метод устранения
двойного налогообложения предусмотрен
соответствующим международным
договором Республики Беларусь об избежании
двойного налогообложения» (выделено
мной. — А. Л.) [4]. Еще более категоричное
правило содержится в статье 6-1 Закона
Республики Беларусь «О налогах на
доходы и прибыль»: «Фактически уплаченные
(удержанные) в соответствии с законодательством
другого государства суммы налога
на прибыль (доход) в отношении дохода,
полученного из-за рубежа, не зачитываются
при уплате налога на прибыль (доход)
в Республике Беларусь, если иное не
предусмотрено международным договором»
(выделено мной. — А. Л.) [3].
Таким образом, Республика Беларусь
исключила возможность применения
односторонних мер по избежанию
двойного налогообложения. Учитывая то,
что договорная база в данной сфере
постоянно расширяется, подобная позиция
белорусского законодателя имеет право
на существование. Однако ведущие экономически
развитые государства уже несколько
десятилетий практикуют применение
односторонних мер по избежанию
двойного налогообложения. Это позволяет
им быть более привлекательными для
крупного международного бизнеса в
качестве государства резидентства,
а значит гарантировать стабильные
поступления в бюджет, создание высокооплачиваемых
рабочих мест и улучшение инфраструктуры.
Вероятно, в будущем Беларусь признает
необходимость создания для себя
привлекательного имиджа в качестве
государства резидентства крупных
компаний, и тогда практика применения
односторонних мер по избежанию
двойного налогообложения окажется
востребованной.
Литература
1. Алексахина, Т. С. Проблемы
двойного налогообложения // Бел.
журн. междунар. права и междунар.
отношений. 2001. № 4. С. 44—48.
2. Налоговый кодекс Республики
Беларусь (Общая часть): принят Палатой
представителей 15 нояб. 2002 г.: одобр.
Советом Респ. 2 дек. 2002 г. [Электронный
ресурс] // Нац. правовой Интернет-портал.
Режим доступа: <http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=Hk0200166>.
Дата доступа: 15.05.2007.
3. О налогах на доходы
и прибыль: Закон Респ. Беларусь
от 22 дек. 1991 г. № 1330-ХII [Электронный
ресурс] // Нац. правовой Интернет-портал.
Режим доступа: <http://www.pravo.by/webnpa/text_txt.asp?r=NaN&RN=V19101330>.
Дата доступа: 15.05.2007.
4. О подоходном налоге
с физических лиц: Закон Республики
Беларусь от 21 дек. 1991 г. № 1327-XII
[Электронный ресурс] // Нац. правовой
Интернет-портал. Режим доступа: <http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=V19101327>.
Дата доступа: 15.05.2007.
5. Arnold, B. J. International Tax Primer / B. J.
Arnold, M. McIntyre. Boston: Kluwer Law International, 2002.
6. Besluit voorkoming dubbele belasting van 21.12.2000
[Electronic resource] // Fiscanet — Netherlands tax portal. Mode
of access: <http://www.fiscanet.nl/wet.nsf/0/613547098C73CE5BC125725F0033D332?opendocument&kwartaal=2007_01>.
Date of access: 18.01.2007.
7. Double Taxation Relief for Companies: a Discussion
Paper. London: Inland Revenue, 1999 [Electronic resource] // The United
Kingdom Revenue & Customs web site. Mode of access: <http://www.hmrc.gov.uk/consult/dtrc.pdf>.
Date of access: 19.01.2007.
8. Jacobs, O. Internationale Unternehmensbesteuerung,
5, neubearbeitete und erweiterte Auflage. Munchen: C. H. Beck, 2002.
9. Taxation. New York; Geneva: UNCTAD, 2000.
10. Taxation in the Netherlands. Information for companies
operating internationally [Electronic resource] // The United Kingdom
Revenue & Customs web site. Mode of access: <http://www.minfin.nl/binaries/minfin/assets/pdf/publicaties/taxation.pdf>.
Date of access: 18.01.2007.