Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 15:02, курсовая работа
Цель работы – анализ действующих и формирующихся НИС.
Для выполнения поставленной задачи необходимо решить ряд задач:
- определить понятие и сущность национальной инновационной системы;
- выявить признаки инновационной системы;
- рассмотреть типы НИС;
В настоящее время в
России основная масса исследований
и разработок происходит в предпринимательском
секторе, который включает в себя
все организации и предприятия,
чья основная деятельность связана
с производством продукции или
услуг с целью продажи, в том
числе находящиеся в
Во всех секторах экономики
России наблюдается отрицательное
сальдо в численности занятых
в НИОКР. Только в секторе высшего
образования сохраняется
В России насчитывается 420 тыс. исследователей – работники, занимающиеся исследовательской работой и непосредственно осуществляющие создание новых знаний, продуктов, процессов, методов и систем, а также управление указанными видами деятельности. Все исследователи имеют высшее образование. Несмотря на значительное уменьшение численности кандидатов наук и незначительный рост числа докторов наук, их удельный вес в общей численности исследователей составил 25,1%.
Хотя 62% всех исследователей сосредоточены в предпринимательском секторе и только 31,2% в государственном, 69% докторов наук и 52,3% кандидатов наук заняты именно в государственном секторе. Большинство исследователей работают в области технических (63,8%), а затем в естественных наук (23,9%). И все же 47,3 % докторов наук занимаются естественными, 19, 7 % техническими и 14,8 %- медицинскими науками.[17]
Объемы финансовых ресурсов стабилизировались, но все равно их недостаточно для удовлетворения в спросе на инновации. Россия направляет в сферу инноваций около 1 % ВВП (см.рисунок 1). В абсолютных показателях это составляет 48 млрд.руб.
Рис. 1. Внутренние затраты на разработки и исследования в 2000-2006 г., % от ВВП
В основном финансирование инновационных проектов идет за счет государственного финансирования. Так например, в 2006 году в рамках программы "Исследования и разработки" государство вложило 2,8 млрд. рублей, частный бизнес — 3,6 млрд. Созданная на эти деньги высокотехнологичная продукция уже продана на 12 млрд. В 2007 году затраты государства и бизнеса сравнялись и составили по 6 млрд.
Бюджетные вложения
на укрепление инновационной экономики
существенно выросли: с двух миллиардов
рублей в 2002 году до 11 миллиардов —
в 2008 году. Полный объём программы "Исследования
и разработки по приоритетным направлениям
развития научно-технологического комплекса
России на 2007—2012 годы" составляет 130
миллиардов рублей и столько же планируется
привлечь внебюджетных средств. В настоящее
время реализуется более
По секторам деятельности существует четкая дифференциация в структуре затрат на различные стадии НИОКР. Так, в государственном секторе основную долю составляют разработки и фундаментальные исследования (43,8% и 39,8% соответственно), в предпринимательском секторе 80,4% приходится на разработки конечного продукта, в секторе высшего образования фундаментальные и прикладные исследования составляют по 37,5%, частный бесприбыльный сектор характеризуется высокой долей прикладных исследований - 67,3%. По структуре внутренних текущих затрат на исследования и разработки 76,4% составляют технические науки (35,5 млрд. руб.). После них следуют естественные науки (16,6%), медицинские науки (2,2%), сельскохозяйственные науки (2,0%), общественные (1,7%) и гуманитарные науки (1,0%).
Устойчивой гарантией
динамичного развития научно-технической
сферы в условиях рынка является
только активное освоение разрабатываемых
инновационных технологий в промышленности
и других отраслях экономики. Сегодня
внедрение технологических
К сожалению, инновационная
активность отечественных предприятий
остается низкой. Незначительные масштабы
инноваций характерны для всех отраслей
промышленности и предприятий, независимо
от численности и формы
3.2 Российская венчурная компания как основа формирования НИС
Финансирование инновационных проектов может осуществляться по разным каналам. Один из них – конкурсное финансирование исследователей и инновационных фирм через фонды. В начале 90-х были созданы Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Российский фонд технологического развития (РФТР), Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Но идея коммерциализации науки, в сущности, не была реализована: практически все действующие в нашей стране фонды являются государственными [13].
ОАО "Российская венчурная компания" (ОАО "РВК") создано в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2006 года № 838-р с целью стимулирования создания в России собственной индустрии венчурного инвестирования, развития инновационных отраслей экономики и продвижения на международный рынок российских наукоемких технологических продуктов.
Основными целями деятельности ОАО "РВК" являются: стимулирование создания в России собственной индустрии венчурного инвестирования и значительное увеличение финансовых ресурсов венчурных фондов.
Роль ОАО "РВК" в инновационной
системе – это роль государственного
фонда венчурных фондов, через
который осуществляется государственное
стимулирование венчурных инвестиций
и финансовая поддержка
Приоритетные направления инвестирования создаваемых с участием ОАО "РВК" венчурных фондов определены в соответствии со списком критических технологий утвержденных президентом Российской Федерации:
В 2006 г. в компанию было направлено
около 5 миллиардов рублей, в 2007 году - около
10 миллиардов. По сути, из российской венчурной
компании будут наполняться
Как уже было сказан выше,
задача РВК состоит в том, чтобы
финансировать венчурные фонды,
различные инновационные
В 2008 году планируется расширение функций ОАО "РВК" по следующим направлениям:
3.3 Участие России в международных проектах, связанных с инновационной деятельностью
Помимо реформирования инновационной деятельности на внутреннем рынке, Россия стремится закрепиться и на мировом рынке. 2009 год станет определяющим для одного из самых амбициозных проектов, в рамках которого Россия развивает партнёрство со странами Европы в инновационной сфере. Проект предполагает создание по всей стране сети центров, которые помогут взаимодействию разработчиков и потребителей наукоёмких технологий, то есть НИИ и предприятий из России и ЕС.
Совместный проект "Gate to Russian Business Innovation Network" ("Вход в Российскую бизнес-инновационную сеть") полтора года назад запустил консорциум из трёх организаций, в который вошли: Союз инновационно-технологических центров России (Союз ИТЦ), Российская сеть трансфера технологий (RTTN) и Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса. Основная цель — создание в стране сети некоммерческих структур, оказывающих поддержку малым предприятиям, исследовательским институтам и конкретным учёным в сфере научно-технологического сотрудничества России и Европейского союза.
В идеале каждая такая структура должна оказывать услуги сразу по трём направлениям (модулям): модуль "А" — бизнес-кооперация с компаниями ЕС и помощь в выходе с инновационной продукцией на европейские рынки; модуль "B" — международный трансфер технологий; модуль "С" — помощь в участии в 7 Рамочной программе ЕС по исследованиям и разработкам.
Первое направление курирует Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, развивая сеть европейских информационных корреспондентских центров — ЕИКЦ или евроинфоцентров, которые частично финансирует Минэкономразвития. За другие направления отвечают RTTN и Союз ИТЦ. Эти организации ставят своей задачей внедрение услуг по модулям "B" и "C" на базе существующих и создаваемых инновационных центров страны, которым, в свою очередь, оказывает финансовую поддержку Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
В настоящий момент сеть евроинфоцентров, которую развивает Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, представлена одним центром в Москве (имеет статус головной организации) и 13-ю в регионах. В идеале ЕИКЦ должен быть в каждом регионе страны.
Данные центры бесплатно оказывают малым предприятиям (причём не только инновационным) услуги, которые на таких условиях не предоставляются нигде и никем, прежде всего помогают предпринимателям выйти со своей продукцией или услугами на европейские рынки. Центры могут дать информацию практически по любым вопросам государственной политики стран Европейского союза в сфере госзакупок, регулирования торговли и поддержки малых и средних предприятий. В частности информацию о тендерах на госзакупки в странах ЕС, действующих программах поддержки малого и среднего бизнеса, ставках налогов, импортных и экспортных пошлинах в странах ЕС и России. Также евроинфоцентры через московский головной офис размещают информацию о российских компаниях в базе данных Европейской сети поддержки предпринимательства (Enterprise European Network — EEN).
В 2008 г. году Министерство экономического развития России выделило 20 миллионов рублей на организацию работы новых евроинфоцентров. К 14 уже работающим в 2009 году добавятся ещё десять. Но, возможно, их будет и вдвое больше. Прогнозировать, что будет в следующем году, из-за кризиса крайне сложно: поскольку работа ЕИКЦ ориентирована на экспорт, а Минэкономразвития может пересмотреть приоритеты в финансировании инновационной инфраструктуры России. Всего же на развитие этой инфраструктуры в наступающем году министерство готово выделить до 800 миллионов рублей, а также финансировать до 80 процентов затрат по каждому конкретному проекту. Остальные средства должны предоставить местные власти.