Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 08:36, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование места и роли иностранных инвестиций в развитии экономики России.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть теоретический аспект рассматриваемой темы;
ВВЕДЕНИ…………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ В РФ…………………………………………………………………………………..5
1.1 Сущность и классификация иностранных инвестиций…………………….5
1.2 Функции иностранных инвестиций………………………………………….7
1.3 Российское законодательство в сфере привлечения иностранных инвестиций………………………………………………………………………...9
2.ОСОБЕННОСТИ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ЭКОНОМИКУ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……………………………11
2.1 Анализ поступлений иностранных инвестиций в экономику
РФ (2009– 2010гг.)……………………………………………………………….11
2.2 Проблемы инвестиционной привлекательности российской экономики..14
3.ПУТИ СТАБИЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОНОГО КЛИМАТА В РФ……...18
3.1 Необходимость стимулирования иностранного инвестирования в РФ….18
3.2 Возможные меры по привлечению иностранных инвестиций в экономику РФ…………………………………………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….27
Приложение………………………………………………………………………28
- слабое информационное обеспечение иностранных инвесторов о возможных объемах, отраслевых и региональных направлениях инвестирования;
- сильная бюрократизация страны, коррупция, преступность.[4]
3.ПУТИ СТАБИЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОНОГО КЛИМАТА В РФ
3.1 Необходимость стимулирования иностранного инвестирования в РФ
Глубинный экономический смысл привлечения иностранного капитала в страну заключается в том, что вместе с ним в национальную экономику привносятся новые технологии и формы организации производства и бизнеса, и именно они обеспечивают принципиально иной и более значительный экономический эффект по сравнению с возможностями отечественного предпринимательства. Это главный факт, который служит основанием при принятии решения об открытии национальных границ для массового притока зарубежных капиталов.
Необходимость привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется следующими основными обстоятельствами:
- за годы экономических (рыночных) реформ промышленное производство почти по всем отраслям в Российской Федерации значительно сократилось;
- с помощью иностранных инвестиций государство намерено приостановить упадок промышленного производства в стране, возникший проведением непродуманных темпов рыночных реформ;
- одной из главных причин упадка промышленного производства в ряде отраслей стала большая степень износа основных производственных фондов, упадка их производительности.[3]
Проблема состоит в стимулировании эффективного притока иностранного капитала. В этой связи встает два вопроса: во-первых, в какие отрасли и в каких формах следует в первую очередь его привлекать, а во-вторых, в какие сферы приток должен быть ограничен.
Из анализа, проведенного во второй главе видно, что за последние годы приток иностранных инвестиций сильно возрос, чему способствовала работа правительства страны по улучшению инвестиционной привлекательности.
Между тем Россия кровно заинтересована сейчас в притоке именно прямых инвестиций не ссудного капитала. Это объясняется тем, что в таком случае, во-первых, внешний долг страны не растет, во-вторых, сотрудничество с иностранными фирмами дает российским предприятиям новые технологии, способы организации производства, обеспечивает прямой выход на мировые рынки с конкурентоспособной продукцией, в-третьих, реальные инвестиции являются тем толчком, который способен вывести экономику из депрессивного состояния и обеспечить здоровый экономический рост.[6]
Прямое инвестирование может иметь доступ во все сферы экономики, за исключением находящихся в государственной монополии, без ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться только на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.), телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран. В перечисленных отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и займы.
Стимулировать приток портфельных инвестиций следует во все отрасли экономики. Иностранные портфельные инвестиции могут оказать внутренним инвестициям двоякую пользу. Во-первых, они освободят внутренние ресурсы, связанные на фондовом рынке. Во-вторых, они будут способствовать повышению курса акций, в результате чего выпуск акций будет обеспечивать компаниям-эмитентам приток финансовых ресурсов в большем объеме.[8]
Привлечение в широких масштабах иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения. В его основе лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.
Для стабилизации экономики и улучшения инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций.[1]
3.2 Возможные меры по привлечению иностранных инвестиций в экономику РФ
Выявленные проблемы и необходимость привлечения иностранных инвестиций в РФ, требуют проведения комплекса мер по улучшению инвестиционной привлекательности российской экономике. Целесообразным представляется разработка мер на ближайшую и долгосрочную перспективу, направленных на формирование в стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций.
Меры на ближайшую перспективу связаны со следующими преобразованиями.
В сфере налогообложения представляется, что простая, понятная система налогообложения удовлетворяла бы чаяниям налогоплательщиков и позволяла бы соблюсти государственные интересы. В связи с этим целесообразно:
- существенно уменьшить ставку совокупных отчислений в социальные фонды, доведя совокупные отчисления от фонда заработной платы (взносы в социальные фонды);
- сократить налоговые и таможенные льготы, а их предоставление должно носить не индивидуальный, а формализованный характер;
- жестко регламентировать перечень налогов, которые могут вводить субъекты Федерации и местные органы власти, а также ограничение суммарного налогового бремени по этим налогам;
- прекратить практику хаотичного внесения поправок в налоговое законодательство, увеличив период действия стабильных правил хотя бы до года. Поправки, ухудшающие положение налогоплательщиков, должны вноситься строго в соответствии с регламентом, предписанным законодательством;
- улучшить информирование налогоплательщиков, сократить возможности сотрудников фискальных служб произвольно толковать неопределенные положения налогового законодательства.[4]
В кратчайшие сроки нужно реализовать программу реструктуризации банковской системы:
- банкротство несостоятельных коммерческих банков, недопущение их деятельности после отзыва лицензии;
- создание благоприятных условий для увеличения присутствия в России иностранных банков;
- повышение прозрачности банковской системы, совершенствование системы банковского надзора, предупреждения банкротств банков, стимулирование повышения квалификации банковских менеджеров, завершение введения новой системы бухгалтерского учета, базирующейся на международных принципах;
Во внешнеэкономической политике:
- упростить порядок таможенного регулирования в отношении товаров, ввозимых на территорию России в режиме временного ввоза. Также необходимо упростить порядок, регламентирующий процедуру и количество согласований, лицензий и выдачи технических условий на реализацию инвестиционных проектов.[8]
В условиях России наиболее эффектным путем сокращения масштабов коррупции является дальнейшая либерализация, ограничение возможностей вмешательства чиновников в хозяйственные процессы, сокращение сфер администрирования и регулирования. Там же, где они необходимы, должны быть разработаны предельно простые и прозрачные процедуры исполнения административных функций, а также контроля над их исполнителями. Необходимо последовательно устранять неопределенность и противоречивость в законодательстве, оставляющие возможности разных толкований и связанных с ними злоупотреблений.
Меры на среднесрочную и долгосрочную перспективу представляют собой направления работ, которые предстоит конкретизировать в будущем.
Неэффективные предприятия не должны поддерживаться государством и местными властями ни прямо, ни косвенно. Должно сокращаться перекрестное субсидирование. Напротив, предпочтение должно оказываться сильным, более эффективным компаниям, чтобы ускорить процесс обновления экономики.
Дальнейшие структурные реформы потребуют существенного совершенствования законодательного обеспечения. На сегодняшний день законопослушное поведение для инвестора нерационально, поэтому, несмотря на очевидные достижения, законодательство следует менять. В части регулирования инвестиционной деятельности такое совершенствование требуется провести по двум основным направлениям.[10]
Первое: следует устранить противоречивость и дублирование трех основных законов – «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации», «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «Об осуществлении инвестиций в форме капитальных вложений», регламентирующих инвестиции, для чего, может быть, следует принять единый закон об инвестициях. Также следует устранить противоречия между законодательными актами, регламентирующими различные аспекты хозяйственной деятельности. Второе: необходимо содействовать развитию различных форм организаций производителей (ассоциаций, союзов), вырабатывающих стандарты и правила корпоративного поведения. Требуется разработка законодательства, полностью регулирующего создание и деятельность холдинговых компаний. Необходимо привести в соответствие с мировыми стандартами систему налогообложения внутри холдингов. Необходимо создать полноценную инвестиционную инфраструктуру, прежде всего распределительную и накопительную системы: банки, страховые компании, паевые и пенсионные фонды, фондовый рынок и т.д. Инвесторам необходимо дать возможность управлять рисками, для чего требуется предоставить им адекватные финансовые инструменты. Следует стимулировать развитие фьючерсных и опционных рынков, на которых инвесторы могли бы хеджировать рыночные риски.[6]
Важнейшее направление перспективных действий по улучшению инвестиционного климата - преодоление слабости государства. Тут необходимы следующие меры:
- осуществление судебной реформы с целью обеспечения независимости судов, увеличения эффективности и пропускной способности судебной системы; укрепление федерализма путем более четкого разграничения прав и ответственности между федеральным центром и регионами, обеспечения исполнения федеральных законов.
- необходимо произвести разделение государственного аппарата по функциональному принципу: структуры, занимающиеся производством благ (оказанием услуг), должны быть отделены от регулятивных органов, а политические подразделения - от технологических.
- правительство должно демонстрировать готовность решать проблемы, наиболее привлекающие внимание инвесторов: защиту прав собственности (в том числе и интеллектуальной), выполнение контрактных обязательств.
Среди мероприятий, направленных на борьбу с коррупцией, в среднесрочной перспективе следует выделить следующие:
- формирование межведомственной антикоррупционной структуры;
- разработка антикоррупционных программ на муниципальном и региональном уровнях, объединяя их в федеральную программу;
- подписание международных антикоррупционных конвенций;
Следует повысить уровень обеспечения государственных ценных бумаг, снизив тем самым риск инвестиций. В этом направлении, во-первых, необходимо осуществить переход функций эмитента государственных ценных бумаг от Министерства финансов РФ к Казначейству, ценные бумаги которого были бы обеспечены конкретным имуществом Казначейства; во-вторых, необходимо создать четкую и эффективную систему обращения взысканий на государственное имущество в случае неисполнения государством своих обязательств по займам.[11]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе написания данной работы было выяснено, что иностранные инвестиции играют огромную роль в экономике любой страны.
В современном мире идет острая конкурентная борьба за иностранные инвестиции между развитыми странами и странами с переходной экономикой. Произведенный анализ поступлений таких инвестиций в экономику России показал, что наша страна пока проигрывает в этой борьбе. Важными причинами такого положения являются неопределенность прав собственности, коррупция, административные барьеры, неадекватное и противоречивое законодательство, недостаточная степень защиты от неэтичной тактики ведения бизнеса.
Все это определяет низкую конкурентоспособность российского производства, а также дальнейшее уменьшение доли рынка, занятой товарами российского производства. Отрицательное влияние оказывают экономическая и социально-политическая нестабильность в стране, неразвитость банковской и прочей инфраструктуры, высокий уровень преступности.
В силу названных причин Россия остается страной высокого инвестиционного риска. Это обстоятельство сдерживает иностранных инвесторов.
Развитие иностранных инвестиций в России не соответствует потенциалу российского рынка. Благодаря богатым запасам природных ресурсов, достаточно высокому (по сравнению со многими развивающимися странами) уровню образования населения, емкому рынку Россия могла бы стать одной из самых привлекательных стран для вложения инвестиций. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и даже ее экологической беспечности.
Информация о работе Иностранные инвестиции в России: современное состояние, проблемы и пути решения