Институционализм. Американский вариант

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 14:17, контрольная работа

Описание

Институционализм в американской политэкономии заявил о себе в конце XIX -начале XX века. Обострение противоречий рыночной экономики и вопиющие формы проявления власти монополистического капитала вызвали оппозиционную волну в экономической науке. В основе лежала идея о возможности преодоления пороков капитализма посредством реформ.

Содержание

I. Зарождение американского институционализма.
2. Основные черты.
3. Этапы эволюции.
IY. Основные течения институционализма.
а) Социально-психологический институционализм. Т.Веблен.
б) Социально-правовой институционализм Дж. Р. Коммонса (1862-1945).
в) Конъюнктурно-статистический институционализм У. Митчелла (1874-1948).
25. Значение институционализма.
Литература

Работа состоит из  1 файл

История экономических учений, контрольная работа.doc

— 127.50 Кб (Скачать документ)

САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ 
 

Кафедра  “Теоретической экономики” 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 
 
 
 

по  курсу: История экономических учений

на  тему: Институционализм. Американский вариант  
 
 
 
 

              выполнила: студентка факультета второго высшего образования, специальности финансы и кредит,  4 курса

              Шаповалова  Галина Вячеславовна

              принял: Рясих Гасилович Фахретдинов. 
               
               
               
               
               
               
               
               
               

              г. Самара 1998 год 
               
               
               
               

СОДЕРЖАНИЕ. 
 
 
 
 

I. Зарождение американского институционализма.

  1. Основные черты.
  2. Этапы эволюции.

IY. Основные течения институционализма.

    а) Социально-психологический  институционализм. Т.Веблен.

    б) Социально-правовой  институционализм Дж. Р. Коммонса (1862-1945).

    в) Конъюнктурно-статистический институционализм У. Митчелла (1874-1948).

  1. Значение институционализма.

Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. Зарождение американского институционализма.  

       Институционализм  в американской политэкономии заявил о себе в конце XIX -начале XX века. Обострение противоречий рыночной экономики и вопиющие формы проявления власти монополистического капитала вызвали оппозиционную волну в экономической науке. В основе лежала идея о возможности преодоления  пороков капитализма посредством реформ.

       В этот период интенсивно шёл процесс  концентрации производства и капитала, монополизировались важнейшие отрасли промышленности, происходила гигантская централизация банковского капитала в американской экономике.

       Монополистическая перестройка экономики сопровождалась социальными сдвигами. Появилась  оппозиция засилью монополистических  трестов. Наряду с этим выдвинулась проблема рабочего и социального законодательства, демократизации экономики и общественной жизни.

       Быстрый рост новых средних слоёв (инженеры, преподаватели, учёные, служащие, лица свободных профессий) был одним  из важных проявлений сдвигов в социальной структуре общества, связанных с переходом капитализма в монополистическую стадию.

       Рост  армии лиц умственного труда, значительная социальная дифференциация широкой массы образованных людей обусловливали противоречивые тенденции в их социальном сознании. Социальная неоднородность интеллигенции, объективная противоречивость её положения в капиталистической системе служили почвой для формирования реформистской идеологии.

       В политэкономии на почве обострения противоречий капитализма и глубокого разочарования части экономистов в тех результатах, к которым на практике приводит неограниченный рыночный механизм, возникла оппозиция традиционной экономической философии и рыночным неоклассическим концепциям.

       Нарождающаяся новая политэкономия была изначально связана с развитием демократической мысли и демократического движения, в которых находили определённое отражение изменения представления  о желательном общественном устройстве, в частности с идеологией прогрессизма.

       В прогрессистской идеологии ключевыми были антимонополистические мотивы, а в целом - тема ослабления засилья монополий, демократизации экономической и политической системы американского общества во имя его стабилизации и предотвращения революции.

       Термин  институционализм стал собирательным понятием применительно к экономистам, объединяемым общностью философской ориентации, общим видением противоречий общественной системы и широким культурологическим подходом к изучению экономики. Институционалисты стремились разработать теорию, которая могла бы стать действенным инструментом решения общественных проблем. Для этого она должна быть “реалистической”, то есть строиться на основе изучения конкретно-исторических условий.

       Сам термин “институционализм” возник в  США и относится прежде всего  к определённому течению в американской буржуазной политэкономии, несущему в себе черты специфики американского исторического опыта, национальных условий, традиций. Однако ключевые черты институционализма, говорят о тесном родстве этого течения с аналогичными течениями в социально-экономической мысли, возникшими в основных капиталистических странах в последних десятилетиях XIX - начале XX века. Поэтому понятие “институционализм” в области политэкономии используется не только применительно к США, но и ко всему течению в целом.

       Институционалисты, обратившись на рубеже XIX - XX веков к изучению противоречий капиталистической экономики и ограниченности рыночного механизма регулирования, привлекли в буржуазной политэкономии внимание к вопросу о необходимости корректировать рыночный механизм, дополнив его внерыночными формами координации экономической деятельности и распределения ресурсов посредством политики государства. Уже в ранних работах институционалистов содержались идеи о необходимости государственного воздействия на наиболее явные, бьющие в глаза “дефекты” рыночного механизма, связанные с капиталистической монополией, резким социальным неравенством, экономическими кризисами, расхождением частных и общественных интересов.

       Ключевой  у институционалистов была идея создания достаточно надёжного механизма социального контроля, который мог бы обеспечить стабильность экономики и управляемое развитие общества.

       Институционализм  возник на стыке политэкономии и  социологии, что нашло отражение как в проблематике, так и методологии институциональных исследований. На рубеже XIX - XX веков всё больше внимания привлекали к себе проблемы власти, давления, социальных конфликтов, роли государства и механизма формирования его политики.

       Необходимо  так же отметить, что по мнению многих исследователей , институционализм имеет много общего с исторической школой Германии.

       Поскольку уровень развития американской политэкономии  на рубеже XIX - XX веков резко отставал по сравнению с европейским, импорт теоретических идей играл важную роль в США.

       Многие  американские экономисты (так же как  социологи и историки) учились  в Германии и могли “из первых рук” знакомиться с буржуазно-реформистскими теориями. Это воздействие признают и сами институционалисты.

       В Германии экономисты-историки занимали главенствующие позиции в буржуазной политэкономии, что и определило особую роль немецкой исторической школы в развитии и распространении эволюционистских концепций.

       Однако, надо отметить, что историзм и учёт факторов социальной среды для обоснования путей экономического роста, хотя и свидетельствует о схожести методологических принципов институционализма и исторической школы Германии, но отнюдь не означает полной и безоговорочной преемственности традиций последней.

       Прежде  всего это касается отношения  к государственной власти. Институционалистов в целом,  отличает приверженность идее государственного регулирования. Все, кто был под влиянием немецкой исторической школы, склонялись к признанию необходимости большего вмешательства государства в экономику и организации государственного контроля над частным бизнесом. При этом позицию американских институционалистов неизменно отличает не только отсутствие культа государства, но и явно настороженное отношение к росту могущества государства. Сторонников государственного регулирования всегда в большей или меньшей мере заботили вопросы о природе и характере деятельности реально существующей государственной власти, а также о том, каков должен быть в идеале механизм общественного контроля над государством, реализацией его экономических и политических функций.

       Особенности сложившейся в США “исторической  среды” обусловили и другое отличие идеологии и теоретических позиций институционалистов. Идеология институционалистов отличалась определённой демократической окраской и несла в себе традиции гуманистического социального критицизма, развивавшиеся среди части радикальной американской интеллигенции с 30-ых годов XIX века.

       Также большое влияние на формирование институционализма США оказала  английская традиция реформистской социально-экономической мысли. Формирование идеологических и теоретических основ английского либерального реформизма связано с именем английского философа и экономиста Дж. С. Милля.

       Американских  институционалистов привлекал умеренный  критицизм в отношении капиталистической системы в сочетании с общей реформистской ориентацией и поисками практических средств совершенствования существующей общественной системы. Особенно привлекательной представлялась идея прагматического, экспериментального подхода к решению политических проблем.

        

    1. Основные черты институционализма.
 

         Основоположником институционализма  принято считать Т.Веблена (1857-1929). Это был философ, экономист,  социолог, антрополог и психолог. Его интерес ко всем этим  областям знания проявился в связи с основной комплексной темой, привлекавшей Веблена, - теорией общественной эволюции. Сам термин “институционализм” получил широкое распространение после выхода монографии Т. Веблена “Теория праздного класса”.

       На  протяжении всей истории институционализма  важнейшим признаком этого течения служит критическое отношение к неоклассической рыночной концепции (теории стоимости и цен, теории фирмы, потребительского спроса, экономической теории благосостояния) и к методологии, на которой она базируется.

       Институционалисты критикуют неоклассическую школу за её ограниченность, проявляющуюся по их мнению:

       во-первых, в том, что они игнорировали роль социологических, политических, социально-психологических факторов в функционировании экономического механизма;

       во-вторых, в игнорировании важнейших структурных и институциональных особенностей реальной экономики;

       в-третьих, в идеологической “предвзятости” неоклассической теории, где за претензией на нейтральный экономический анализ скрывается определённая социальная философия с присущей ей системой ценностей.

       Обратившись к изучению реальностей экономической  жизни на стадии “позднего капитализма”,  институционалисты сосредоточились на проблемах экономической власти, связанных, во-первых, с процессами монополизации, перестройки рыночных структур и изменениями в рыночном механизме и, во-вторых, с возрастанием вмешательства государства в социально-экономические процессы.

       Институционалистов, как экономистов-социологов, привлекали проблемы экономической власти в различных её аспектах - источники, формы , масштабы, способы реализации, последствия, методы ограничения; власть на микроуровне и в экономической системе в целом, связь экономической и политической власти.

       Специфика институционализма заключается  в том, что они рассматривали  институциональный разрез экономической системы. Институционалисты полагали, что движущей силой общественного развития являются институты.

       Под этим термином они понимали или социальные явления, такие, как семья, государство, монополии, профсоюзы и т.п., или проявление общественной психологии, мотивы поведения и способ мышления, ставшие привычными для определённой группы людей или всего народа, - обычай, традиции, привычки, а также правовые, этические и другие проявления.

       Согласно  определению Т.Веблена, социально-экономические институты - это “привычные способы осуществления процесса общественной жизни в её связи с материальным окружением, в котором живёт общество” (“Теория праздного класса”).

Информация о работе Институционализм. Американский вариант