Контрольная работа по экономической
теории
Тема: «Инструменты государственного
регулирования экономики»
Содержание
1. Введение
2. Причины государственного
вмешательства
3. Средства государственного
вмешательства
3.1. Административные средства
3.2. Экономические средства
4. Средства внешнеэкономического
регулирования
5. Заключение
6. Список использованной
литературы
- Введение
Сегодня в условиях перехода
экономики к рыночным отношениям
Республика Беларусь переживает сложный
период формирования экономических
и социальных основ нового общества,
в котором важнейшая, если не решающая,
роль отводится государственному регулированию
экономики.
Формирование действенной
системы государственного регулирования
экономики в условиях становления
рыночных отношений является одной
из наиболее сложных и важных проблем,
которая связана, во-первых, со спецификой
национальной экономики, традициями и
психологией людей и, во-вторых, -
с особенностями переходного
периода.
Актуальность темы работы
объясняется тем, что на современном
этапе исторического развития практически
во всех странах мирового сообщества
в системе государственного управления
выделилось и приобретает все
большую значимость управление экономикой,
иными словами, государственное
регулирование экономики, где в
качестве объекта регулирования
выступает национальная экономика,
представляющая собой сложную экономическую
систему.
Решая задачи развития национальной
экономики (экономический рост, занятость,
уровень цен, распределение доходов,
экономическая свобода, экономическая
эффективность и т.д.), государственное
регулирование экономики должно
быть увязано с другими элементами
целостной системы государственного
управления: политикой, культурой, соблюдением
законности, прав и свобод граждан
и др.
- Причины государственного вмешательства
При рыночной модели экономики
ситуация на рынке контролируется так
называемой «невидимой рукой рынка»: производятся
именно те товары, которые нужны населению;
формируется уровень цен, который устраивает
и предпринимателей, и покупателей. Но,
к сожалению, нередко в экономике страны
возникают ситуации, когда рыночный механизм
не в состоянии решить сложившиеся проблемы,
и тогда возникает необходимость государственного
вмешательства. Можно выделить следующие причины, по которым
государство должно вмешаться в рыночную
экономику:
1. Рынок не может самостоятельно
обеспечить экономику необходимым количеством
денег. Деньги выпускает государство и
регулирует их количество в экономике.
2. Рынок не производит общественных
товаров (городской
транспорт, железные дороги, благоустройство
городов, охрана поряд
ка и др.). Этими товарами пользуются все
и часто не оплачивают их.
Поэтому все расходы на эти товары должно
покрывать государство.
- Экономика развивается циклически, то есть спады производства чередуются с подъемами. Во время спадов производства возникает безработица, во время подъемов - инфляция. Государство создает систему инструментов регулирования экономики для того, чтобы преодолеть безработицу и инфляцию.
- Доходы субъектов экономики не одинаковы. Кто-то получает большие, а кто-то меньшие доходы. Государство создает условия для того, чтобы разница в этих доходах была не очень большой.
- Для рыночной экономики характерен монополизм, который имеет негативные последствия. Государство ограничивает экономическую власть монополий.
- Предприятия бизнеса, используя всевозможные способы для увеличения прибыли, способствуют загрязнению окружающей среды. Государство при помощи налогов и других методов создает предпосылки для установления равновесия в окружающей среде.
Государственное регулирование
носит рекомендательный, или индикативный,
характер. Главная задача государственного
регулирования состоит в том, чтобы обеспечить
нормальное функционирование свободного
рынка.
- Средства государственного вмешательства
Средства, которые государство
может использовать для регулирования
подразделяются на административные
и экономические.
- Административные средства
Административные средства
не связаны с созданием дополнительного
материального стимула или опасностью
финансового ущерба. Они базируются
на силе государственной власти и включают
в себя меры запрета, разрешения и принуждения.
: государство занимается лицензированием
деятельности частного бизнеса; устанавливает
верхние и нижние границы цен, если это
необходимо; определяет и поддерживает
минимально допустимый уровень жизни
населения; ограничивает монополизм; осуществляет
размещение государственных заказов;
устанавливает нормативы загрязнения
окружающей среды; защищает национальные
интересы на международном уровне.
Например, французские власти
запретили строить новые промышленные
предприятия в пределах Парижской
агломерации, и для достижения этой
цели они не увеличивали налоги на
новые предприятия, не ввели штрафы,
- это были бы экономические меры,
а просто прекратили выдачу лицензий
на новое промышленное строительство.
Административные средства
регулирования в развитых странах
с рыночной экономикой используются
в незначительных масштабах. Их
сфера действия в основном
ограничивается охраной окружающей
среды и созданием минимальных
бытовых условий относительно
слабо социально защищенных слоев
населения. Однако в критических
ситуациях их роль сильно возрастает,
например, во время войны, критического
положения в экономике. Самыми
крупномасштабными административными
акциями по регулированию экономики
в послевоенной Японии были
денежная реформа и разукрупнение
ведущих концернов.
3.2.
Экономические средства
Экономические
средства государственного регулирования
подразделяются на средства денежно-кредитной
и бюджетной
политики.
Самостоятельным комплексным
инструментом государственного
регулирования экономики (и одновременно
его объектом) является государственный
сектор в экономике.
Высшая форма государственного
регулирования экономики - это
государственное экономическое
программирование, охватывающее многочисленные
цели и весь набор инструментов
государственного регулирования
экономики.
Основные средства денежно-кредитной
политики - это:
1) регулирование учетной
ставки (дисконтная политика, осуществляемая
центральным банком);
2) установление и изменение
размеров минимальных резервов,
которые финансовые институты
страны обязаны хранить в центральном
банке (резервная ставка) ;
3) операции государственных
учреждений на рынке ценных
бумаг, такие как эмиссия государственных
обязательств, торговля ими и
погашение.
При помощи этих
инструментов государство стремиться
изменить соотношение спроса
и предложения на финансовом
рынке (рынке ссудных капиталов)
в желаемом направлении. По
мере относительного снижения
роли рынков свободных капиталов
в финансировании капиталовложений
и, особенно в связи с уменьшением
роли фондовой биржи и ростом
самообеспечения крупных компаний финансовыми
средствами, действенность этих инструментов
в наиболее развитых странах несколько
ослабела.
Основные средства бюджетной
политики – методы регулирование экономики
путем изменения расходов и доходов
государственного бюджета.
Государственный бюджет
- это годовой план государственных
расходов и источников доходов
их финансового покрытия. Проект
бюджета ежегодно обсуждается
и принимается законодательным
органом.
Главным инструментом мобилизации
финансовых средств для покрытия государственных
расходов являются налоги. Они также широко
используются для воздействия на деятельность
субъектов хозяйства. Это фискальная роль
налогов. Но главная роль налогов - регулирующая.
Государственное регулирование
при помощи налогов зависит
в решающей степени от выбора
налоговой системы, а также
от видов и размеров налоговых
льгот.
Задача государственных
бюджетных органов - не просто
обложить налогами те или иные
источники поступления средств,
а создать тонко настраиваемый
механизм воздействия на хозяйственное
поведение юридических и физических
лиц. Для этого используются
временно или селективно предоставляемые
налоговые скидки, льготы, отсрочка
уплаты налогов.
Особое место среди
средств государственного регулирования
экономики, осуществляемого при
помощи налогов, играет ускоренное
амортизационное списание основного
капитала и связанные с ним
образование и реализация скрытых
резервов, осуществляемые в рамках
разрешений министерств финансов.
Ускоренное амортизационное списание
основного капитала в современных
условиях является главным средством
стимулирования накопления, структурных
изменений в экономике и важным
инструментом воздействия на
хозяйственный цикл, занятость и
НИОКР. Суть его в отрыве
физического процесса снашивания
машин, оборудования, зданий и
сооружений от калькулируемого
в издержках производства путем
переноса стоимости вещественных
носителей основного капитала
на производимые товары и услуги.
Изменяя ставки и порядок амортизационного
списания, государственные регулирующие
органы определяют ту часть
чистой прибыли, которая может
быть освобождена от налогов
путем включения в издержки
производства и затем перечислена
в амортизационный фонд для
финансирования в дальнейшем
новых капиталовложений.
При проверке правильности
уплаты налога с прибыли налоговые
инспекторы соглашаются с калькуляцией
издержек производства или услуг,
только если амортизационные
отчисления были произведены
в соответствие с нормами, разрешенными
министерством финансов. От этого
зависит величина балансовой
прибыли, ставка и размер налога,
а также выплачиваемые дивиденды.
Государственные капиталовложения
осуществляются в значительной
степени в государственном секторе
экономики, играющем важнейшую
роль в государственном регулировании
экономики. Он является одновременно объектом
и инструментом воздействия на частное
хозяйство.
Государственный сектор
представляет собой комплекс
хозяйственных объектов, целиком
или частично принадлежащих центральным
и местным государственным органам.
Государственный сектор существовал во
многих странах задолго до развития капитализма,
включая почту, частично транспортную
службу, изготовление оружия и др. По мере
становления системы государственного
регулирования экономики государство
строило, выкупало у частных собственников
хозяйственные объекты, главным образом
в сфере инфраструктуры, тяжелой промышленности,
функционирование которых было всегда
выгодно и необходимо для экономики страны,
но не всегда выгодно с точки зрения частного
капитала. В одних странах государственный
сектор возник в основном в результате
национализации ряда отраслей и предприятий
(во Франции, Италии, Великобритании, Австрии),
в других государство строило либо приобретало
разоряющиеся хозяйственные объекты (в
США, Швеции, Японии). В первой группе стран
доля государственного сектора в национальном
богатстве выше, чем во второй. Значительная
часть государственного сектора - это
объекты инфраструктуры, в большинстве
своем нерентабельные. Другая часть - государственные
предприятия в сырьевых и энергетических
отраслях, где требуются большие инвестиции,
а оборачиваемость капитала медленная.
Рентабельность государственных фирм,
как правило, ниже, чем частных. Часть государственного
сектора - это пакеты акций смешанных частно
- государственных компаний.
Существование в условиях
рыночного хозяйства секторов, которые
в своей деятельности руководствуются
принципами, несколько отличающимися
от принципов частных фирм, позволяет
использовать государственный сектор
для решения общегосударственных
экономических задач, повышения
прибыльности частного хозяйства.
Активно используется государственный
сектор как средство государственного
регулирования экономики. Так, в
условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии
или кризиса, когда частные капиталовложения
сокращаются, инвестиции в государственный
сектор, как правило, растут.
Таким образом, правительственные
органы стремятся противодействовать
спаду производства и росту
безработицы. Государственный сектор
играет заметную роль в государственной
структурной политике. Государство
создает новые объекты или расширяет и
реконструирует старые в тех сферах деятельности,
отраслях или регионах, куда частный капитал
притекает недостаточно. Так, государственный
сектор играет огромную роль в НИОКР, подготовке
и переподготовке кадров. Государственные
фирмы занимаются и внешней торговлей,
вывозом капитала за рубеж, зачастую выступая
пионерами во внедрении национального
капитала в какую-либо страну (например,
участие германского концерна “Volkswagen”
, частично находившегося в собственности
федерального и земельного правительств,
в автомобильной промышленности Чехии).