Инвестиции и их роль в развитии экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 20:34, реферат

Описание

Задачами данной работы являются проведение исследования инвестиционного климата России, при последовательном рассмотрении всех факторов, влияющих на его изменение и попытка дать оценку его текущего состояния. В задачу данной работы входит также и исследование источников инвестиций, их перспективность и оценка их состояния на сегодняшний момент.
Целью же данной работы назовем оценку перспектив изменений инвестиционного климата в России и его активизации на основе существующих тенденций его развития и инвестиционной политики государства, в которой также необходимо выявить наиболее слабые стороны и указать необходимые меры для их устранения.

Содержание

Введение
Экономическая сущность инвестиций.
Роль инвестиционной политики в российской экономике.
Роль международной помощи в оздоровлении российской экономики.
Проблемы и перспективы инвестиционной политики в России.
О некоторых проблемах инвестиционных процессов в России.
Оценка и анализ текущего состояния инвестиционного климата в России.
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Инвестиции и их роль в развитии экономики.docx

— 58.74 Кб (Скачать документ)

– мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;

– внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;

– запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;

– предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;

– формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы.

В числе мер по активизации  инвестиционного климата необходимо отметить:

– принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;

– создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно – посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок «под ключ»;

– создание в кратчайшие сроки национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России;

– разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода его к полной конвертируемости.

Будем надеяться, что вышеперечисленные  меры будут приняты правительством в ближайшее время и помогут  притоку национальных иностранных  инвестиций.

 

Оценка и анализ текущего состояния инвестиционного  климата в России

Итак, рассмотрев основные факторы, влияющие на инвестиционный климат страны, мы можем приступить к оценке, а  затем и к анализу инвестиционного  климата нашей страны.

В рыночной экономике совокупность политических, социально – экономических, финансовых, социокультурных, организационно – правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих и отталкивающих инвесторов, принято  называть ее инвестиционным климатом.

Оценить теперешнее состояние  инвестиционного климата в России не составляет особого труда, стоит  только обратиться к статистике. Размер капиталовложений в экономику России, падает с каждым годом. Такая тенденция, наблюдаемая до сих пор, не обнадеживает. Она говорит о том, что инвестиционный климат в нашей стране пока крайне неблагоприятен для капиталовложений, и даже такие факторы как природные ресурсы России, мощный (хотя технически устаревший и хронически недогруженный) производственный аппарат, наличие дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы, высокий научно-технический потенциал не привлекают инвесторов, причины чего мы уже пояснили в проделанной работе. Сейчас же важно сказать о том, что теперешнее состояние инвестиционного климата не дает надежды на скорое оздоровление экономики России, и необходимы активные действия государства по улучшению инвестиционной политики в стране, коих, к сожалению, пока не предвидится, дабы индекс инвестиционного климата в России повышался как внутри страны, так и за ее пределами.

Анализируя сложившийся  инвестиционный климат в нашей стране, можно заметить, что размер капиталовложений внутри страны зависит от степени  доверия населения государству, а за рубежом размер капиталовложений зависит в основном от индекса  инвестиционного климата.

Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного  климата или обратному ему  показателю индекса риска служит обобщающим показателем инвестиционной привлекательности страны и «барометром» для иностранных инвесторов.

Зависимость потока иностранных  инвестиций от индекса инвестиционного  климата или его отдельных  составляющих носит почти линейный характер. Не так давно международная  финансовая корпорация заявила о  своем намерении включить Россию вместе с группой других стран  в свой совокупный инвестиционный индекс, который служит своего рода ориентиром для международных частных инвесторов, стремящихся определить инвестиционный «вес» страны и формирующих свой инвестиционный портфель.

Как показывает анализ законодательства стран-республик бывшего СССР, при  сходстве многих формулировок в ряде республик независимо от декларирующих  общих положений принят режим  большего благоприятствования иностранным  инвесторам по сравнению с национальными. Это выражается в полном или частичном  освобождении от уплаты налога на прибыль  в первый период эксплуатации предприятия (Украина, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Литва, Туркмения) и снижения его  в последующий период (Казахстан, Киргизия, Литва, Украина, Эстония), таможенных льготах для таких предприятий: тарифных (Украина, Молдавия, Россия, Туркмения, Эстония) и нетарифных (Молдавия). Все  названные меры призваны компенсировать неблагоприятный инвестиционный климат в этих республиках и косвенно подстраховать иностранных инвесторов от избыточного риска. В России до сих пор отсутствует такая  система оценки инвестиционного  климата и ее отдельных регионов.

Иностранные инвесторы ориентируются  на оценки многочисленных фирм, регулярно  отслеживающих инвестиционный климат во многих странах мира, в том  числе и в России. Однако оценки инвестиционного климата в России, даваемые зарубежными экспертами на их регулярных заседаниях, проводимые вне Российской Федерации и без  участия российских экспертов, представляются мало достоверными. В связи с этим встает задача формирования на основе ведущихся в Институте экономики РАН исследований Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России, крупных экономических районов и субъектов Федерации. Это обеспечит приток и оптимальное использование иностранных инвестиций, послужит ориентиром российским банкам в собственной кредитной политике.

Одним из путей  выхода из кризиса для российских инвестиционных банков могло бы стать  предложение своим клиентам новых  платных услуг. Одной из таких  услуг инвестиционного банка  является андеррайтинг, под которым понимается реализация всего выпуска ценных бумаг. К сожалению, на российском рынке эта услуга пока слабо развита, несмотря на достаточно высокую потребность развивающихся компаний в привлечении капитала.

Выделяют две  основные формы проведения андеррайтинга  инвестиционным банком:

– принятие андеррайтером на себя конкретных гарантий размещения ценных бумаг эмитента;

– проведение андеррайтинга по принципу «максимальных усилий».

Конкретные гарантии андеррайтера могут заключатся либо в обязательстве  выкупить на себя весь выпуск ценных бумаг  эмитента сразу, либо в обязательстве  выкупить на себя не размещенную в  течение определенного периода  часть выпуска. Ясно, что в обоих  случаях, когда инвестиционный банк дает конкретные гарантии размещения эмиссии, весь риск неразмещения бумаг  лежит на банке – различается  лишь момент получения финансовых ресурсов эмитентом: в первом случае он получает все средства немедленно, а во втором – часть ресурсов предается эмитенту позднее. При второй форме андеррайтинга  весь риск неполного размещения лежит  на эмитенте.

В большинстве случаев  обе стороны более устраивает второй вариант принятия андеррайтером  на себя конкретных гарантий, то есть обязательство  выкупить на себя не размещенную в  течение определенного срока  часть выпуска.

Понятно, что выкуп на себя новой эмиссии или ее части  требует существенного объема собственных  средств (или долгосрочных привлеченных ресурсов). Именно низкий объем собственных  средств является одной из важнейших  причин, сдерживающих предложение андеррайтинговых услуг со стороны российских банков. На этом рынке, возможно, ожидать участия  российских инвестиционных банков только в составе андеррайтинговых синдикатов.

Второй сферой деятельности инвестиционных банков может  стать их участие на рынке слияний  и поглощений предприятий путем  аккумулирования и продажи крупных  пакетов акций.

Например, услуги по продаже  крупных (контрольных) пакетов могут  понадобиться российским финансово-промышленным группам (ФПГ). в период своего бурного  роста российский ФПГ (оформление таковыми или являющиеся ими по сути) при  покупке новых компаний часто  обходились без консультаций инвестиционных банков. Множество приобретений осуществлялось без четкого стратегического  плана, компании нередко покупались только потому, что они очень дешевы и для того, «чтобы они были». В  итоге многие ФПГ оказались сильно диверсифицированными. Приобретать  компании без четкого плана было несложно, а вот продать их, пытаясь  оптимизировать структуру ФПГ, гораздо  сложнее. Тут необходимо знание особенностей многих отраслей промышленности, способность  правильно оценить компанию, найти  покупателя. Вот тут и могут  понадобиться российские инвестиционные банки, которые сумели создать достаточно сильные аналитические службы, наладить мониторинг рынков, и которые по роду деятельности имеют представление  об эмитентах из многих секторов промышленности.

Возвращаясь к обычным  операциям на рынке слияний и  поглощений, мы должны заметить, что  тут российские инвестиционные банки, в случае проявления реального спроса на инвестбанковские услуги, вряд ли смогут составить заметную конкуренцию  западным банкам. В таких сферах, как привлечение финансовых ресурсов (в основном на западных рынках), консалтинг по оптимизации структуры бизнеса, защита от недружественных поглощений, западные банки обладают несоизмеримо большим опытом, а главное, они обладают именем на рынке. А на рынке инвестбанковских услуг имя значит крайне много.

В данной заметке мы попытались оценить возможности работы российских инвестиционных банков в двух важных сферах инвестиционно – банковской деятельности: андеррайтинге и рынке  слияний и поглощений. Но эти услуги не единственные. Они могут предложить своим клиентам новые услуги, которые, в свою очередь, окажут существенное влияние на развитие российских предприятий.

 

 

 

 Заключение

Привлечение в широких  масштабах национальных и иностранных  инвестиций в российскую экономику  преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством  жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и  интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.

Иностранный капитал может  привнести в Россию достижения научно – технического прогресса и передовой  управленческий опыт. Поэтому включение  России в мировое хозяйство и  привлечение иностранного капитала – необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение  кредитов для покупки необходимых  товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные  долги. Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен  и для достижения среднесрочных  целей – выход а из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных  инвесторов – с другой, непосредственно  не совпадают. Россия заинтересована в  восстановлении, обновлении своего производственного  потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и  недорогими товарами, в развитии и  структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении  в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы  естественно заинтересованы в новом  плацдарме для получения прибыли  за счет обширного внутреннего рынка  России, ее природных богатств, квалифицированной  и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники  и … даже ее экологической беспечности.

Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный  капитал, и, не лишая его собственных  стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.

Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации  в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые  льготы, которых не имеют российские, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера практически  не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к  возникновению на месте бывших отечественных  производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение.

Отдельно нужно сказать, что национальные инвестиции еще  более важны, чем иностранные  потому, что они служат показателем  доверия населения правительству. Российские инвесторы будут заинтересованы не только в получении максимальной прибыли, но и в увеличении стабильности экономики нашей страны (по крайней  мере можно на это надеяться), а  также в неразбазаривании природных  богатств России.

В целом же мы уже можем  говорить с некоторой долей уверенности  о положительных сдвигах в  инвестиционном климате России, о  котором говорят некоторые приведенные  ниже цифры. За этот год показатель рублевых инвестиций вырос в 8 раз  и достиг к апрелю 2001 года отметки  в 50 млн. руб. в том числе 30,8 млн. прямых инвестиций, что говорит об активизации  национальных инвесторов, а также  говорит о некотором доверии  к правительству России в целом, и к относительной устойчивости российской экономики. Акции российских предприятий за последние полгода  подорожали в среднем почти в 2,5 раза. Такой рост привлекает на фондовый рынок даже самых осторожных инвесторов, имеющих стойкое предубеждение  против бумаг предприятий. В первом квартале 2001 года в экономику России было инвестировано 2,2 млрд. долларов иностранного капитала, что в 2,5 раза больше, чем  за аналогичный период прошлого года. Это дает надежду на то, что инвестиционный климат России все же делает какие-то движения вперед, хотя и не очень уверенными шагами. В целом общая ситуация в российском производстве может резко измениться в ближайшие 5 – 10 лет в лучшую сторону, если существующие тенденции капиталовложений будут сохраняться в будущем. В перспективе мы уже можем надеяться на улучшение ситуации в экономике в целом по России, ведь вместе с увеличением инвестиций в нашу экономику, увеличится ее стабильность, уменьшится риск долгосрочных кредитов, а значит, будут претворяться в жизнь многие проекты, рассчитанные на улучшение социальной сферы (бюджет в данный момент не справляется даже с необходимым минимумом программ), что в свою очередь уменьшит социальную напряженность в стране. Только так, последовательными тщательно продуманными реформами, мы можем добиться остановки спада производства и стабильного его роста. Радикальные реформы показали себя далеко не с самой лучшей стороны, их несостоятельность лишь разрушала российскую экономику и, как следствие, ухудшало инвестиционный климат в стране, пугая потенциальных инвесторов непредсказуемостью экономики России. Имея на данный момент тенденцию улучшения инвестиционного климата в России, будем надеяться, что какой-нибудь неосторожный шаг со стороны правительства не повернет нас назад.

Информация о работе Инвестиции и их роль в развитии экономики