Инвестиционная политика в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 16:48, курсовая работа

Описание

Инвестиции играют важнейшую роль как на макро-, так и на микроуровне. По сути, они определяют будущее страны в целом, отдельного субъекта хозяйствования и являются локомотивом в развитии экономики. А привлечение иностранных инвестиций в экономику республики и их освоение способствуют повышению производительного потенциала ее экономики, служат важным инструментом передачи технических и управленческих навыков из–за границы.

Содержание

Введение ................................................................................................................ 3


Глава 1. ИНВЕСТИЦИИ, ИХ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ,

КЛАССИФИКАЦИЯ И СТРУКТУРА ............................................. 5



1.1. Инвестиции как экономическая категория и их роль в развитии

макро- и микроэкономики ............................................................................. 5

1.2. Классификация инвестиций и их структура .............................................. 11


Глава 2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РК ….....…........................ 17

2. 1. Инвестиционная деятельность в РК .......................................................... 17

2. 2. Иностранные инвестиции в РК................................................................... 19

2. 3. Принципы стратегии экономического роста РК до 2030 года ..........….. 25


Заключение ...............................…...................................................................... 27

Список использованной литературы ............................................................ 28

Работа состоит из  1 файл

курсовая для Нурчика.doc

— 176.00 Кб (Скачать документ)

     Взносы  в уставный капитал иностранными инвесторами могут вноситься  в установленном законодательством  РК порядке в виде зданий, сооружений, оборудования и других материальных ценностей, право пользования землей, водой и другими природными ресурсами, а также иными имущественными правами, включая право на интеллектуальную собственность.

     В целях упорядочения заключения контрактов с иностранными инвесторами установлены  единые правила, понятия и процедура  оформления контрактов, что нашло отражение в Постановлении № 1 – 206 от 21 марта 1997 года “Об утверждении Рамочного контракта о государственной поддержке и предоставления мер стимулирования инвестору осуществляющему инвестиционную деятельность в приоритетные сектора экономики РК”. 

     За 1993 - 2001 гг. приток в Казахстан иностранных  прямых инвестиций, без учета погашения  кредитов, предоставленных прямыми  инвесторами, составил 12,8 млрд. долл., из которых 10,2 млрд. долл. - инвестиции в  виде кредитов, денежных запросов и  реинвестированного дохода, полученные отдельными предприятиями и организациями (79,2%), 1,9 млрд. долл. - иностранный акционерный капитал (14,9%) и 0,7 млрд. долл. - взносы в бюджет иностранными инвесторами (5,8%).

     Наибольший  удельный вес среди предприятий, осуществляющих в отчетном периоде внешнеэкономические операции с инвестициями, занимают предприятия с частной формой собственности (рисунок 1). Приток прямых иностранных инвестиций в Казахстане осуществляется посредством создания совместных предприятий, дочерних предприятий, приватизации государственных предприятий с участием иностранного капитала, передачи в управление иностранным фирмам крупных промышленных предприятий и инвестирования банковского сектора.

Рисунок 1 
Распределение предприятий, осуществляющих внешнеэкономические 
операции с инвестициями, по формам собственности 
по состоянию на 1.01.2001 г.
 

        
 

      За  период с 1993 по 2001 гг. объем иностранных  прямых инвестиций, с учетом погашения по обязательствам, составил 9157,2 млн. долларов. До 1995 г. Казахстан не производил погашение кредитов и других обязательств по иностранным прямым инвестициям. Начиная с 1995 г. республика приступила к погашению кредитов и других обязательств по иностранным прямым инвестициям. Доля погашения принятых обязательств по иностранным прямым инвестициям в 1996 г. составила: - 7,5%, в 1997 г. – 18,0%, в 1998 г. - 25,0%, в 1999 г. – 24,6%, в 2000г. – 51,4% и в 2001 г. – 76,5%. В целом за период с 1993 по 2001 гг. сумма погашения составила 2683,7 млн. долларов, из них 1415,3 млн. долларов в 2001 году.

      Поступление ИПИ в Казахстан в разрезе  стран-доноров за период с 1993 по 2000 гг. приведено в рис.3. За 1993 - 2000 гг. от отдельных стран-доноров в Казахстан поступило ИПИ в виде кредитов, денежных запросов, реинвестированного дохода (без учета акционерного капитала и погашения по обязательствам) в объеме 9381,7 млн. долларов. Наибольшие объемы ИПИ в 2000 г. получены Казахстаном от США -993,5 млн. долларов, Великобритании - 464,2 млн. долларов, Италии - 351,0 млн. долларов, Российской Федерации - 163,2 млн. долларов, Канады - 144,9 млн. долларов и Нидерландов - 109,9 млн. долларов. На рисунке 3 представлены доли поступивших иностранных прямых инвестиций по странам-донорам, среди которых 53,0% от всех поступлений за 2000 г. составляют прямые инвестиции стран США (36,1%) и Великобритании (16,9%).

Рисунок 3  
Иностранные прямые инвестиции в разрезе стран-доноров за 2000 г.

 
 

     Согласно  данным Национального Агентства  по Статистике в 1998 году в РК действовало 1475 предприятий с иностранным  участием из которых почти 60 % в форме совместных предприятий.

  В привлечении прямых иностранных  инвестиций в 1998 году лидировала нефтегазовая отрасль (64, 9 %), вторым идет энергетический комплекс (8, 7 %).

      Между тем потребность РК в притоке  иностранных инвестиций очень велика. Только в ключевые отрасли промышленности требуется десятки миллиардов долларов (обрабатывающая, топливная, металлургическая).

      Большой круг инвестиционных проблем в легкой и пищевой промышленностях, а  также в сельском хозяйстве.

      В 2001 году РК получил прямых инвестиций на общую сумму  около  2, 5 миллиарда долларов. А объем иностранных инвестиции к 2002 году составит не меньше, чем 1, 5 – 2 миллиарда долларов.

      Иностранные инвестиции не могут быть национализированы, экспроприированы или подвергнуты  иным мерам, имеющим такие же последствия, как национализация или экспроприация, за исключением случаев, когда такая экспроприация осуществляется в общественных интересах, с соблюдением надлежащего законного порядка и производится без дискриминации с выплатой немедленной адекватной и эффективной компенсации. 

2. 3 Принципы стратегии  экономического роста  РК до 2030 года 

  Мировая общественность в последнее время  относится к Казахстану с большим  доверием. Это основано на социальной и политической стабильности, на созданной законодательной базе, - и это позволяет надеяться на большой приток инвестиций в приоритетные отрасли экономики и повышение ее экономического потенциала.

  30 июня 1998 года Указом Президента  РК образован СОВЕТ ИНОСТРАННЫХ  ИНВЕСТОРОВ – консультативно – совещательный орган при Президенте РК.  Он призван разрабатывать рекомендации по улучшению инвестиционного климата, стратегии привлечения иностранных инвестиций в экономику РК. При этом большую роль в осуществлении отбора инвестиционных проектов и включения их в Программу государственных инвестиций играют Министерство финансов, Министерство экономики, Агентство по стратегическому планированию РК.

  В Указе Президента РК от 28 января 1998 года № 3834 “О мерах по реализации стратегии  развития Казахстана до 2030 года”, принятым в г. Астане определены кроме общих вопросов развития экономики РК, еще и  принципы стратегии экономического роста:

  1. Ограниченное прямое вмешательство государства в экономику. Возложить на Агентство по стратегическому планированию и реформам РК  координацию деятельности государственных органов по выполнению стратегических планов развития республики и контроль за их реализацией.
  2. Макроэкономическая стабильность. Ее целью является  снизить уровень среднегодовой инфляции, сохранить управляемый бюджетный дефицит и устойчивый курс тенге.

      Приоритетным является:

    • Ужесточение денежно-кредитной политики;
    • Развитие финансовых институтов и углубление финансовых рынков;
    • Повышение эффективности налоговой и бюджетной политики и не инфляционное финансирование бюджетного дефицита;
    • Координация денежно-кредитной политики с налоговой и бюджетной политикой и пенсионной реформой;
    • Укрепление платежного баланса.
  1. Либерализация цен.
  1. Открытая экономика и свободная торговля. Целью ее является – завершить в основном структурные реформы в экономике. Приоритетным является:
    • ускоренное развитие экспортной транспортной инфраструктуры и коммуникаций;
    • рост внешней торговли с улучшением структуры и географии экспорта и импорта;
    • усиление государственного контроля на отдельных рынках при ограничении государственного регулирования на других рынках.
  2. Укрепление институтов частной собственности. Оздоровление и укрепление отечественной банковской системы и стимулирование кредитования частного сектора. Развитие фондового рынка Казахстана. Совершенствование форм и методов финансирования частного сектора.
  3. Приватизация.
  4. Обеспечение эффективной защиты иностранных инвестиций. Жесткое пресечение финансовых махинаций со средствами индивидуальных инвесторов, формирование благоприятных условий для прекращения оттока и начала репатриации капитала. Развитие международной компании “Инвестирование в Казахстан”.
  5. Разработка энергетических и других природных ресурсов. Целью является формирование экспортоориентированного, технологически связанного топливно-энергетического комплекса. Создание эффективных энерготехнологий с использованием разнообразных энергоресурсов. Создание евразийской сети экспортных нефтепроводов и газопроводов. Рост объемов добычи нефти и газа, повышение конкурентоспособности и внедрение передовых технологий и др.
  6. Формирование индустриальной технологической стратегии.
  7. Диверсификация производства. Целью этого является Формирование экспортоориентированного промышленного комплекса страны, базирующейся на производстве продукции преимущественно из отечественных минерально-сырьевых ресурсов и продукции производственно-технического назначения. Развитие машиностроительных производств, ориентированных на нужды отечественных производителей. Подготовка и расширение рынков сбыта казахстанской продукции.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      В последние годы в Казахстане  инвестиции и инвестиционная  политика стали актуальным объектом  многих научных разработок и  исследований.

    Ситуация в экономической жизни,  на пороге XXI века, изменяется стремительно.

     Разразившийся глобальный финансовый  кризис конца 90-х годов потребовал  переосмысления многих вопросов  в области экономической политики  в Казахстане в том числе  и инвестиционной.

     В настоящее время не всякое  приобретение собственности иностранцами на территории РК можно считать инвестициями, а скорее наоборот. Продажа (часто ниже номинальной цены) производственных  объектов  - особенно сырьевых, является для государства дезинвестицией. А “портфельные инвестиции” по большей части формируют спекулятивный капитал “горячие деньги”, которые быстро приходят на рынок и в случае неблагоприятной конъюнктуры быстро уходят с него. Поэтому необходимо выработать стратегию заимствований и разумные критерии отбора проектов инвестирования. Правительство Республики в последнее время много делает для этого, свидетельством тому  являются последние принятые законодательные акты – Указы и постановления в области инвестиций.

     В данной работе показана суть  государственных и иностранных  инвестиций, их структура и классификация, а также разумное применение их в экономике, и сформирование благоприятного  инвестиционного климата.

      Необходимо  также изыскивать внутренние (национальные) источники инвестиций, которые являются самыми надежными – самофинансирование и окупаемость. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Cписок использованной литературы 
 

  1. Закон РК от 27. 12. 1994 года № 266 – XIII “Об иностранных инвестициях”.
  2. Закон РК от 24. 04. 1995 года № 2235 “О налогах и других обязательных платежах в бюджет”.
  3. Закон РК от 28. 02. 1997 года № 75 – 1 ЗРК “О государственной поддержке прямых инвестиций”.
  4. Постановление № 1 – 206 от 21. 03. 1997 года Государственного Комитета РК по инвестициям “Об утверждении Рамочного контракта о государственной поддержке и предоставлении мер стимулирования Инвестору, осуществляющему инвестиционную деятельность в приоритетные сектора экономики РК”.
  5. Указ Президента РК от 5. 04. 1997 года № 3444 “Об утверждении перечня приоритетных секторов экономики РК для привлечения прямых отечественных и иностранных инвестиций”.
  6. Указ Президента РК от 6. 03. 2000 года “Об утверждении Правил предоставления льгот и преференций при заключении контрактов с инвесторами, осуществляющими инвестиционную деятельность в приоритетных секторах экономики”.
  7. Н.А. Назарбаев “Казахстан – 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев” (“Стратегия 2030”), Алматы, 1997 год.
  8. Указ Президента РК от 28. 01. 1998 года № 3834 “О мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года”.
  9. А. А. Рогачева “Cоциально – экономические приоритеты в системе финансовых координат”, Алматы, 1999 год.
  10. И. В. Сергеев, И. И Веретенникова “Организация и финансирование инвестиций”, Москва, 2000 год.
  11. М. Н. Чепурин “Курс экономической теории”, Алматы, 1994 год.
  12. “Инвестиционная деятельность”. Сборник законодательных актов. Алматы, 2000 год.
  13. Иностранные инвестиции в РК. Алматы, 2000 год.
  14. А. Б. Идрисов “Планирование и анализ эффективности инвестиций”. Москва, 1994 год.
  15. П. И. Вахрин “Организация и финансирование инвестиций”. Москва, 1999 год.

Информация о работе Инвестиционная политика в Республике Казахстан