Исследование социально-экономических процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:37, контрольная работа

Описание

Работа содержит 2 ответа на вопросы по "Экономической теории"

Работа состоит из  1 файл

исследование социально-экономических процессов.docx

— 41.83 Кб (Скачать документ)
 

    Власть  можно считать центральным элементом  политической системы, в первую очередь  потому, что она, власть, регламентирует поведение людей в обществе и  политике и взаимодействие политических субъектов.    

Сущность  и роль политической власти мы рассмотрим позже. Можно лишь заметить, что с  появлением политической системы управление обществом приобрело политический характер. В современных политических системах регламентация поведения  людей от отношений диктата и  господства все больше переходит  к отношениям социального партнерства.     

Под политической организацией понимается, в первую очередь, государство. Оно  является ведущим политическим институтом, сосредоточившим в себе максимальную политическую власть.    

Некоторые политологи к политической организации  относят средства массовой информации, церковь. По мнению политологов-марксистов, к политической организации относятся  и трудовые коллективы. Они считают, что трудовые коллективы все больше расширяют воздействие на политическую жизнь общества. 

Трудовой  коллектив становится политическим субъектом, потому что:  
 

  • может самостоятельно принимать решения;
  • имеет средства и возможности эти средства реализовать;
  • отвечает за свои действия.
 

    Видимо, наделение трудовых коллективов  политическими функциями возможно лишь в условиях плановой, социалистической экономики. В рыночных условиях политическая активность в рабочее время неизменно  входит в противоречие с экономическим  интересом (на время политических акций  останавливаются станки, не выполняется  норма и т.д.). Да и главное назначение трудового коллектива - труд, а политической деятельностью его члены могут  заниматься в нерабочее время.

Типология политических систем

 

     Важная  роль в понимании сущности  политических систем принадлежит  их типологии, классификации.  В этой области существует  несколько подходов.    

Типология систем, созданная на основе марксистского  подхода, опирается на такие критерии, как тип формации и характер социально-экономической  структуры.    

Исходя  из этих критериев, выделяются следующие политические системы:  
 

  • рабовладельческая;
  • феодальная;
  • буржуазная;
  • социалистическая.
 

    Основанная  на классовой теории, данная типология  политических систем указывает не только формационный тип системы, но и правящий класс - рабовладельцев, буржуазию, пролетариат. Отличительной чертой этой типологии  является противопоставленность каждого  из выделенных типов друг другу.    

В соответствии с социальной основой выделяются:  
 

  • военная (военизированная) политическая система (когда у власти государства стоят военные);
  • гражданская;
  • национально-демократическая система;
  • буржуазно-демократическая политическая система.
 

    Военное правление является временным, переход  к гражданскому государственному управлению обычно связан с принятием конституции, проведением свободных выборов, упразднением военных структур власти, созданием парламента, формированием  партий, принятием нового законодательства.     

На  основе характера политического  режима выделяют политические системы:  
 

  • демократические;
  • либеральные;
  • тоталитарные;
  • авторитарные.
 

    Широко  распространено деление политических систем на:  
 

  1. Традиционные - в их основе лежит неразвитое гражданское общество, слабая дифференцированность политических ролей, харизматический способ обоснования власти.
  2. Модернизированные - имеют развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти.
 
 

Вопрос  № 2

Государство - основной субъект  социальной политики

Социальная  политика государства может быть представлена как форма сознательного  воздействия на сферу жизнедеятельности  людей с целью ее изменения. Это  наиболее обобщенное представление  о социальной политике позволяет  рассмотреть ее как часть государственного управления, объектом которого является социальная сфера жизни людей. В  силу специфики социальной сферы  как объекта управления социальная политика также является специфическим  воздействием. Уяснив данную особенность  социальной сферы, мы сможем также уяснить  особенность деятельности государства, которая обозначается таким понятием, как "социальная политика"

Объект  социальной политики - это то, на что она направлена. Несмотря на различные точки зрения ученых по поводу описания социальной сферы, большинство, в том числе и мы, не сомневается, что именно она является объектом социальной политики. Уточняя объект социальной политики, исследователи или называют непосредственно социальную сферу, или выделяют ее различные элементы, стороны, аспекты: социальные отношения, людей (общество, население, граждане, различные социальные группы, индивиды), условия жизни и деятельности людей и т.п. Также есть мнения, что объектом социальной политики являются социальное развитие, воспроизводство социальных ресурсов, благосостояние, социальная безопасность, социальный потенциал, социальная структура, удовлетворение потребностей, социальные процессы, основные направления развития общества, социальные проблемы, система социальных неравенств, согласование интересов социальных общностей и другие.

Большинство ученых в качестве субъекта социальной политики называют государство, некоторые  добавляют к нему различные управленческие, общественные организации, предприятия. Иногда в определениях социальной защиты субъектом "назначается" общество. 
 

    Вопрос № 3

Политический  процесс, классификация.

Политический  процесс – это определенная последовательность действий и взаимодействий между политическими факторами, которая проистекает в определенное время и в определенном пространстве.

    Политический  процесс развертывается в каждой стране в рамках политической системы общества, а также в региональных и глобальных масштабах. В обществе он осуществляется на государственном уровне, в административно-территориальных районах, в городе и деревне. Кроме того, он действует внутри различных наций, классов, социально-демографических групп, политических партий и общественных движений. Тем самым политический процесс раскрывает поверхностные или глубинные изменения политической системы, характеризует её переход от одного своего состояния к другому. Поэтому в целом политический процесс по отношению к политической системе раскрывает движение, динамику, эволюцию, изменение во времени и пространстве.

    Основные  стадии политического процесса выражают динамику развития политической системы, начиная с её конституирования и последующего реформирования. Его главное содержание связано с подготовкой, принятием и оформлением на соответствующем уровне, исполнением политических и управленческих решений, необходимой их коррекцией, социальным и иным контролем в ходе практического осуществления. 

Классификация.

Общие и частные политические процессы.

Специфическая особенность политических процессов  заключается в том, что их невозможно изучать как единую массу. В совокупности политических процессов выделяются две группы - общие и частные. Политические процессы этих групп отличаются не только масштабом охвата общественной жизни, но и содержанием, формами  протекания, целями и результатами. Поэтому изучение политических процессов не может быть организовано иначе как в раздельном постижении общих и частных политических процессов. Однако сразу отметим, что эти две группы процессов нередко связаны между собой. Более того, частные политические процессы могут оказывать существенное влияние на содержание, формы и скорость протекания общего политического процесса.

Итак, что  понимается под общим политическим процессом? Общий политический процесс охватывает все общество и ведет к смене состояния его политической системы.

Частные политические процессы - это различные, исключительно многочисленные формы политической активности общества, направленные на реализацию определенных политических целей, не затрагивающих состояние политической системы общества в целом. Соответственно частные политические процессы проявляются в исполнении представителями власти своих непосредственных функций (в частности, по управлению обществом). Эти процессы также отражают различные пути презентации различными политическими партиями, общественными движениями и отдельными гражданами своих политических интересов (например, участие в выборах, референдумах, а также в митингах, уличных шествиях и т.д.). К частным политическим, процессам относятся различные формы принятия и реализации управленческих решений. Процессы могут протекать на государственном уровне, в регионе, городе, деревне, внутри разных социально-демографических групп, классов, наций; в трудовых коллективах, в политических партиях и т.д. Не смотря на великое множество и разнообразие частных политических процессов, их реализация не ведет к существенным изменениям политической системы общества. Например, не ведет к смене тоталитаризма демократическим политическим режимом или к замене монархии республикой и др.

Список  использованной литературы:

  • Мухаев Р. Политология, учебник, Москва, 2007г.
  • Пугачёв В.П., Соловьёв А.И. Введение в политологию. - 3-е изд. - М., 2007г.
  • Дягтерев А.А. Основы политической теории. - М.: Высшая школа, 2008г.
  • Ильин В.В. Политология. Учебник для ВУЗов, М.: Университет, 1999г

    .

  • Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Информация о работе Исследование социально-экономических процессов