Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:52, курсовая работа
В октябре 1961 году состоялся XXII съезд КПСС, принявший новую Программу партии, в которой намечался переход общества к коммунизму. Первые десять лет (1961 – 1971 гг.) отводились на создание “материально-технической базы коммунизма”, последующие (1971 – 1981 гг.) — на вступление в коммунизм. Предполагалось сформировать бесклассовое общество и передать функции государства органам самоуправления трудящихся. В новом партийном Уставе закладывался механизм, призванный обеспечить обновление и омоложение партийных кадров. Однако на практике партийная реформа укрепила отношения личной преданности в верхах партаппарата и не смогла привлечь на сторону реформаторов массу нищих партаппаратчиков. Противостояние консервативного руководства и либеральной интеллигенции закончилось поражением последней. Сокращение числа совнархозов и образование Высшего Совета народного хозяйства – Совета Министров СССР — завершили процесс воссоздания централизованной экономической структу
Введение 3
Основные положения реформы 6
Заключение 14
Список литературы 16
Причина этого явления такова. Прежде всего, командная система извратила сами принципы, которые были заложены в основу хозяйственной реформы. Так, например, для предприятий сверху устанавливался один из важнейших показателей — норма прибыли. Выполнить этот плановый показатель можно было двумя путями: снижением производственных затрат и искусственным завышением цен.
Первый
путь оказался очень трудным для
предприятий, так как требовал от
руководителей постоянно
В конце 1960-х – начале 1970-х годов позитивный потенциал хозяйственной реформы стал исчерпываться, народное хозяйство возвращалось к традиционным источникам экономического роста за счет топливно-энергетического и военно-промышленного комплекса (в рамках ВПК находилось до 80% машиностроительных заводов страны). Не принесли ожидаемых результатов попытки внедрить в массовое производство наукоемкие технологии (радиоэлектронику, информатику, вычислительную технику, биотехнологию и др.). Структура советской экономики становилась все более нерациональной, однобокой, ориентированной на тяжелую индустрию и не учитывающей потребности людей.
К началу 1970-х годов, когда в экономике еще ощущалось влияние реформы 1965 г., становилось ясно, что она постепенно сворачивается, хотя никто не отменял экономических методов управления и в партийных документах постоянно подчеркивалась необходимость повышения фондоотдачи, снижения производственных затрат и фондоемкости производства и т. д.
К концу 1970 года на новую систему хозяйственности из 49 тыс. промышленных предприятий было переведено более 41 тыс., на долю которых приходилось 95% прибыли и 93% общего выпуска промышленной продукции.
Однако
все чаще стали появляться различные
ограничения и регламентации, что
подрывало саму идею хозрасчета. Были
введены лимиты на создание фондов
экономического стимулирования, сверх
которых даже высокорентабельные предприятия
не могли увеличивать эти фонды. Всю дополнительную
прибыль в виде “свободного остатка”
приходилось применять в бюджет. Таким
образом, хорошо работающие предприятия
не поощрялись, а фактически наказывались
за высокие результаты.
Подведем итог.
Общая концепция реформы 1965г. включала три направления.
Это, во-первых, проведение мероприятий по повышению материальной заинтересованности коллективов предприятий в увеличении производства и улучшения качества продукции.
Во-вторых,
осуществление мер по совершенствованию
планирования, нацеленные на то, чтобы
планы гарантировали
В-третьих, реорганизация управления промышленностью путем ликвидации совнархозов и создания министерств, причем, не только общесоюзных, но и союзно-республиканских, которые обеспечивали бы единую техническую политику и технический прогресс.
Ключевой задачей экономической реформы был переход от административных методов управления народным хозяйством к экономическим.
Другой
важной задачей реформы
И, наконец, реформа закладывала идею перевода всех предприятий на полный хозяйственный расчет.
Однако
реформа А. Н. Косыгина была с самого начала
обречена на провал, т. к. она оставляла
без изменений глубинные отношения производства
— отношения собственности. В реформе
были заложены несовместимые принципы:
расширение прав предприятий и усиление
централизации. Хотя предприятия и становились
формально более самостоятельными, они
не имели права сами назначать цену на
свою продукцию.
Итак,
экономическая реформа 1965 г. ознаменовала
собой наиболее масштабную попытку усовершенствовать
социалистическую систему хозяйствования,
но эта попытка оказалась половинчатой
и не дала заметных и устойчивых результатов.
В итоге эта реформа, как и все предыдущие,
фактически оказалась направленной на
продление существования самой командно-административной
системы, т. к. она не отвергала ее основные
принципы, без чего попытки реформирования
экономики не могли дать нужного эффекта.