Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 14:03, реферат
Целью данной работы является исследование самого явления кризиса, причин возникновения, а так же его влияния на экономику стран.
Поставленная цель определяет следующие задачи: - изучить историю мировых кризисов; - изучить кризис 30х годов; - изучить энергетический кризис 1974 года; -изучить причины вознкновения кризисов.
Объектом исследования является мировой кризис 30х годов и энергетический кризис 1974 года.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3с
История мировых кризисов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4-6с.
Мировой кризис 30х годов, прошлого века. Мировой экономический кризис. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7-14с.
Энергетический кризис 1974-1975 гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15-30с.
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
При президенте Герберте Гувере выросли ассигнования на общественные работы, бизнесменов призывали не снижать уровень заработной платы и занятости, была учреждена Корпорация финансирования реконструкции для поддержки предприятий посредством субсидий и займов. Государство начало закупать излишки сельскохозяйственных продуктов, пытаясь остановить падение цен. В 1930г. был принят тариф Смута — Холи, который защищал американских производителей и рабочих от зарубежных конкурентов. Эти меры, впрочем, не достигли цели, потому что были плохо проработаны и недостаточно финансировались. Гувер приобрел репутацию бездушного защитника собственности, когда послал генерала Дугласа Макартура стереть с лица земли палаточный городок ветеранов войны, прибывших в 1932г. в Вашингтон, чтобы добиться немедленной выплаты обещанного денежного довольствия.
В ходе президентской кампании 1932г. оба кандидата — Гувер и Франклин Д.Рузвельт, губернатор штата Нью-Йорк, — выдвинули практически одинаковые экономические программы, которые различались лишь в вопросах аграрной политики и развития государственной системы энергообеспечения. И Гувер, и Рузвельт обещали снизить государственные расходы, сбалансировать бюджет, укрепить национальную валюту, помочь фермерам кредитами, не ограничивать частное предпринимательство и предоставить чрезвычайную помощь штатам. Победу одержал Рузвельт, получивший 22,8 млн. голосов против 15,76 млн. у Гувера. Немедленная отмена сухого закона придала особый смысл предвыборной песенке демократов "Вот опять настали веселые денечки!"
Новый курс. После инаугурации 4 марта 1933г. Рузвельт первым делом созвал специальную сессию Конгресса, который в течение 100 дней выработал законодательные основы Нового курса, нацеленного на обуздание кризиса. Большинство законопроектов готовилось "мозговым трестом" ученых еще до выборов. Первые законы Нового курса должны были восстановить утраченное доверие населения к правительству, поддержать национальную валюту и экономику в целом, чтобы остановить падение цен. Планировалось также оказание помощи безработным, главным образом в рамках масштабной программы стимулирования строительства, а также и путем федеральной поддержки программ помощи безработным, осуществлявшихся штатами. В целом задачей Рузвельта было достижение экономической стабильности при сохранении системы частного предпринимательства. 6 марта 1933г. президент объявил четырехдневные банковские "каникулы". Конгресс одобрил инициативу Рузвельта и уполномочил министерство финансов проверить состояние банков. После проведенной ревизии в течение только первого месяца работы новой администрации было обнаружено более миллиарда спрятанных долларов. Закон Гласса — Стигалла 1933 расширил полномочия совета управляющих Федеральной резервной системы по контролю над банковской системой, заставил банки разделить депозитные и инвестиционные функции и учредил федеральную корпорацию страхования депозитов. Это законодательство практически остановило лавину банковских банкротств. Корпорация домовладельцев, созданная в 1933г., за три последующих года предоставила миллиону домовладельцев ссуд на сумму более чем 2 млрд. долл. Рузвельт отменил золотой стандарт в надежде, что в международных торговых операциях стоимость доллара упадет и внутренние цены возрастут. И действительно, это привело к кратковременному росту цен и падению стоимости доллара на международных рынках. Не рискуя жертвовать успехом кампании повышения цен, Рузвельт отклонил предложение Лондонской экономической конференции 1933г. стабилизировать международные курсы валют. Законы о ценных бумагах (1933г.) и о торговле ценными бумагами (1934г.) защитили инвесторов от мошеннических сделок, ослабивших фондовый рынок в 1920-х годах. Закон о банках 1935г. еще более усилил федеральный контроль над банками, кредитной системой и оборотом ценных бумаг. Эти меры постепенно восстановили доверие к финансовой системе. В соответствии с другими законами были созданы агентства по распределению средств потенциальным потребителям. Федеральная администрация по оказанию чрезвычайной помощи во главе с Гарри Гопкинсом передала штатам 500 млн3. долл. для прямой помощи безработным. Гражданский корпус охраны природных ресурсов направлял молодежь в трудовые лагеря по всей стране для участия в восстановлении лесов и иных природоохранных мероприятиях, и те могли высылать часть заработанных денег нуждающимся родителям. Корпорация финансирования реконструкции получила дополнительные фонды; закон о фермерском кредите 1933г. ввел приемлемые условия для получения фермерами-должниками займов, а управление ресурсами бассейна Теннесси занялось проблемами одного из беднейших регионов Америки. Новый курс попытался также справиться с ключевой, по мнению главных советников Рузвельта, экономической проблемой: избыточным производством, приводящим к падению цен, и падением потребления из-за низких доходов. В 1933г. была создана Администрация регулирования сельского хозяйства (АРСХ), имевшая целью снижение объема производства, для чего применялись разные меры — от субсидий за полное прекращение производства до скупки скота для забоя. Эти меры — в сочетании с суровой засухой на Юго-Западе и Среднем Западе — достигли своей цели. Созданная по закону 1933г. о восстановлении национальной промышленности национальная администрация восстановления (НАВ) установила уровень зарплат, цен и производственные квоты для 750 отраслей промышленности. На администрацию общественных работ (АОР), образованную по тому же закону, возлагалось осуществление крупных строительных программ. Закупки АОР строительных материалов должны были стимулировать развитие строительного комплекса и связанных с ним отраслей, а строительные проекты — создать рабочие места для тысяч безработных и дать возможность потребителям покупать товары контролируемых НАВ отраслей. Однако АОР оказалась малоэффективной из-за нерешительности ее директора Хэролда Икеса. В преддверии очередной суровой зимы Рузвельт создал администрацию гражданских работ для распределения 400 млн. долл. из бюджета АОР на краткосрочные проекты. Со временем АОР возвела немало плотин, мостов и других крупных сооружений. НАВ, проведшая ряд операций по восстановлению бизнеса, вскоре рухнула под огнем критики. Ее основными достижениями стали создание прецедента промышленного планирования в мирное время, ликвидация детского труда и потогонной системы в промышленности, а также повышение уровня оплаты труда до прожиточного минимума. Тем не менее промышленное производство, цены, прибыль и заработная плата оставались низкими, а безработица — чрезвычайно высокой. К 1935г. первая фаза Нового курса вылилась в ожесточенные и безысходные конфликты между упорствующими хозяевами и непреклонными судьями, с одной стороны, и представителями профсоюзов и левых сил — с другой. Законодательство 1934-1939гг. оказалось в значительной степени естественным развитием предшествующего курса, а также применением на практике сформулированных ранее принципов, медленно претворявшихся в жизнь. Например, закон о банках и закон о холдинговых компаниях коммунального обслуживания (оба 1935г.) хронологически относятся к периоду второй фазы Нового курса, однако они явились кульминацией серии мероприятий, начатых еще в 1933г. Закон о социальном страховании, принятый в 1935г. и вступивший в силу в 1937г., разрабатывался еще до вступления Рузвельта в должность. Основной закон о профсоюзах — национальный закон о трудовых отношениях, или закон Вагнера (1935г.), — во многом дублировал раздел 7го закона о восстановлении национальной промышленности4, и в нем возникла потребность лишь после того, как НАВ не смогла выполнить задачу защиты прав трудящихся на создание профессиональных союзов, заключение коллективных договоров и проведение забастовок.
Тем не менее законодательство Нового курса после выборов 1934г., когда Рузвельт заручился поддержкой значительного большинства реформаторски настроенных конгрессменов, было нацелено на реформы в большей степени, чем предыдущие законы. Кроме закона Вагнера и закона о социальном страховании, в течение т. н. второй фазы был принят целый ряд важных законопроектов. Закон о доходах 1935г. установил дифференцированную шкалу прогрессивного подоходного налога, впрочем не столь сильно дифференцированную, как отмененная в 1920-х годах министром финансов Эндрю Меллоном. Создание администрации электрификации сельских районов (1935), принятие закона Бэнкхеда — Джонса о помощи фермерам-арендаторам (1937г.) и обновление в 1938г. администрации регулирования сельского хозяйства было на руку фермерам. Среди важнейших экономических новаций Нового курса закон Бэнкхеда — Джонса по праву стоит в одном ряду с законом Вагнера и законом о социальном страховании. В соответствии с этим законом была создана администрация по защите фермерских хозяйств, имевшая целью помочь предприимчивым арендаторам стать собственниками, купить технику или переехать на новое место. Федеральные лагеря для сельскохозяйственных рабочих-мигрантов помогли десяткам тысяч людей найти работу и обеспечивали их семьи медицинской помощью. После принятия закона о жилищном строительстве (1937г.) было создано управление по жилищному строительству. Закон о справедливых условиях труда (1938г.) установил минимальную заработную плату и максимальную продолжительность рабочего дня для промышленных рабочих и запретил наем подростков моложе 16 лет. Администрация общественных работ, созданная в 1935г. и реорганизованная в 1939г. в администрацию программ общественных работ, распределяла временные рабочие места, главным образом в строительстве, а также и во многих других сферах, вплоть до ландшафтной архитектуры, театра, изобразительного искусства, историографии и охраны исторических памятников. Государственная поддержка творческой интеллигенции способствовала превращению этого периода, чреватого культурной катастрофой, в нечто вроде малого ренессанса.
Экономика
медленно реагировала на столь массированное
государственное вмешательство. Тем не менее
Рузвельт без труда победил на новых президентских
выборах 1936г., одержав верх над губернатором
Канзаса Алфредом Лэндоном, опередившим
его лишь в Мэне и Вермонте. Рузвельт усматривал
причины застоя экономики отчасти в решениях
Верховного суда, которые связали руки
таким новым учреждениям, как НАВ и АРСХ,
и фактически поощряли отказ предпринимателей
сотрудничать с правительством. Поэтому
в 1937 г. президент развернул атаку на Верховный
суд, которая разбилась о традицию независимости
судебной системы. Но, хотя план Рузвельта
провалился, борьба, похоже, подорвала
боевой дух его престарелых оппонентов.
Верховный суд начал пересматривать свои
прежние решения, пока не стало очевидно,
что федеральное правительство может
принимать едва ли не любые экономические
меры, не опасаясь признания их не соответствующими
Конституции. Однако к 1939г., когда в Европе
разгорелся пожар Второй мировой войны,
новый курс не сумел совладать с кризисом.
Уровень безработицы оставался чрезвычайно
высоким, как и недогрузка производственных
мощностей. Кроме того, сторонники нового
курса так и не смогли предложить политически
приемлемого решения проблем городских
трущоб, бедности и ущемления гражданских
прав чернокожих американцев, а также обнищания
населения, особенно в сельских районах.
Одним из самых мощных кризисов современности был мировой энергетический кризис 1973г. Он начался по инициативе стран – членов ОПЕК, которые значительно снизили объемы добываемой нефти. Энергетический кризис 1973г. оказался по своим географическим масштабам, продолжительности, разрушительности значительно сильнее, чем кризисы 1957-1958 гг., а также по некоторым сходным признакам даже приблизился к кризису 1929-1933 гг. Толпы людей в результате оказались на улице. А это более 10 млн. человек.5 Все они были переведены на неполную рабочую неделю, а кто-то был и вовсе уволен. Во всех регионах постепенно началось падение доходов населения. Нефтяной кризис 1973 стал своего рода прародителем нынешнего положения России, так как сложившаяся ситуация способствовала увеличению объема поставок нефти на Запад из СССР. Позднее эту «традицию» переняла и Россия. Именно тогда и было положено начало зависимости России от нефтедолларов и «нефтяной трубы».
После Второй мировой войны значительно изменились приоритеты, которые были расставлены в отношениях между странами-участниками отношений по купле-продаже нефти. И даже развитые страны, которые были заинтересованы в ввозе нефти из стран «третьего мира», постепенно стали испытывать сильную зависимость. В силу ряда причин, в том числе по причине технологического преимущества «черного золота» перед каменным углем, нефть постепенно превратилась в один из самых главных источников энергии. Подобная ситуация складывалась также и по причине ведения агрессивной политики Международным нефтяным картелем. Не без помощи этой организации постепенно в большинстве стран нефть вытеснила уголь из баланса энергопотребления. Кроме того, цены на нефть были достаточно низкими, а разведка не стимулировалась. Все это дало большой толчок к выходу на первый план нефти. Первые серьезные противоречия между балансом запасов и потреблением первичных энергоресурсов в мире начали наблюдаться в 50-60-е годы. Достаточно резво многие страны, которые занимались импортом энергоресурсов, стали отдавать приоритеты именно нефти. Быстро увеличился импорт дешевых энергоресурсов. Конечно же, в первую очередь здесь речь шла о нефти. На фоне этого многие страны значительно сократили собственные объемы производства энергоресурсов. Ситуация на политической арене, что касается экономической сферы, до начала 70-х гг. оставалась всецело под контролем Международного нефтяного картеля, где лидирующие позиции заняли американские нефтяные монополии. В 1972 на долю данной организации приходилось порядка 50% добычи «черного золота» всех капиталистических стран. Практически всю нефть, которая добывалась в различных странах, контролировал картель. А это 85-90% экспорта нефти из развивающихся стран. Международный нефтяной картель имел возможность получать огромные прибыли благодаря своей монополии на рынке. Благодаря этому имелась возможность закупать нефть по очень низким ценам у стран экспортеров, и продавать ее по сильно завышенной цене странам-импортерам. Постепенно монополия картеля стала не устраивать большинство стран, которые занимались добычей и продажей нефти. Поэтому многие страны стали ограничивать влияние иностранного капитала. Они стали делать это через регулирование налогов на концессионные компании, т.е. налоги стали увеличиваться. Кроме того, стал создаваться государственный сектор в нефтяной промышленности, большинство иностранных концессий стали национализироваться. Многие страны объединились для совместного противостояния монополии Международного нефтяного картеля. Это выразилось в том, что в 1960 г. была создана Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК). Поначалу эта организация не могла противостоять картелю, но к началу 70-х годов это стала достаточно мощная организация, которая теперь уже могла стать достойным соперником нефтяному картелю. Если говорить откровенно, то проблема сырья всегда была достаточно актуальной. Многие компании желали иметь контроль над доступом к ресурсам, либо к механизму распределения полученных прибылей. Толчком к возникновению энергетического кризиса 1973 г. послужил четвертый арабо-израильский конфликт. 13 октября 1973 года состоялась памятная встреча министров нефти в Кувейте. К этому времени война уже началась, и отсчитывала седьмой день. Горела техника, гибли люди. Особенно жаркие стычки были на Синае и Голанских высотах. Все собравшиеся имели не только цель – поддержать арабскую армию в этом противостоянии, но также речь шла и о применении «нефтяного оружия». Но постепенно стало ясно, что представители арабских стран настроены несерьезно. Они заявили, что арабские страны будут каждый месяц сокращать добычу «черного золота» ровно на 5%. И все это будет продолжаться до тех пор, пока израильские войска не покинут оккупированные территории. Но все это было только на словах. А на самом деле уже с самого начала войны Саудовская Аравия и Кувейт сократили добычу нефти не на 5, а на 10%. 20-22 октября было объявлено, что арабские страны прекращают поставки нефти в Америку. Все дело в том, что США снабжали Израиль оружием, что, разумеется, не нравилось арабам. Впоследствии поставки «черного золота» были также прекращены и в Голландию, поскольку «страна тюльпанов» заняла произраильскую позицию. Со временем добыча нефти в арабских странах значительно сократилась. Было введено эмбарго на реализацию стратегически важного сырья, которое производили некоторые арабские заводы с последующим экспортом его в США или американскому ВМФ. Многие понимали, что благодаря нефти арабы могут диктовать свои условия многим странам, поэтому Западная Европа во избежание конфликтов почти в полном объеме прекратила поставки нефтепродуктов в США. Причем, это коснулось даже тех продуктов, которые изготавливались не из арабского сырья. После встречи арабских стран в Кувейте состоялась встреча стран Персидского залива, которые занимались экспортом нефти. В их число входил и Иран. В результате этой встречи было принято решение повысить справочную стоимость нефти на 70%, а уже в декабре эта цена была удвоена. В течение всего следующего года наблюдался бешеный рост цен на нефть. Так цена выросла с $3 до $12 за баррель. Не последнюю роль в противостоянии сыграла ОПЕК. С ее помощью была обнародована декларация стран общего мира, которые безоговорочно поддержали арабов. Помимо того, большинство африканских стран были вынуждены пойти на разрыв отношений с Израилем. В результате этого возникла ситуация, когда стало очевидно, насколько сильно зависит Израиль от США. Кроме того стало очевидным, насколько развитые страны зависят от цен на нефть.
Как бы там не было, но мир все-таки прочувствовал, что такое, когда нет сырья, обеспечивающего тепло. Отголосок нехватки «черного золота» прошелся по всем без исключения странам, которые были от него зависимы. Нормальным явлением в то время был холод в домах, введение специальных карточек на получение топлива, парализация части промышленности, и, разумеется, автотранспорта. И это далеко не все из большого списка холодной зимы 1973-1974 гг. Лидеры стран Запада не заявляли открыто об истинных причинах кризиса, а лишь время от времени бросали в общественность пространные заявления. Организовывались специальные штабы координации действий по противостоянию кризису. Регулярно собирались многочисленные советы экспертов, как на локальном, так и на международном уровне. Никаких кардинальных мер, чтобы урегулировать возникшую ситуацию, не проводили. В Европе и Японии то и дело появлялись новые заметки в прессе с «воодушевляющими» заголовками «Энергетическая война», «Нас ждет век тьмы» и т.д. Теперь возникла ситуация, когда развитие тормозилось не недостатком новых технологий, а недостатком ресурсов. Конечно, были определенные мечтания прошлого, но в связи с новыми веяниями, они не выдержали столкновения с различными проблемами. После энергетического кризиса 1973 наступили совершенно иные времена. Конечно, сразу нельзя было прочувствовать какие-то кардинальные сдвиги, но все-таки простым людям довелось на себе почувствовать, что наступает совершенно новая эпоха. Кризис не обошел стороной и США, где в результате нехватки нефти были введены лимиты на отопление учреждений, жилых домов и школ. В отношении нефти в США все стало строго нормироваться. Разумеется, были повышены и налоги на нефть. Проблематично стало и с другими ресурсами. Например, впервые после II мировой войны были введены жесткие рамки на использование мазута. В связи с тяжелой ситуацией Конгрессом США было принято делегировать Президенту чрезвычайные полномочия. Большинству компаний, которые использовали в своей работе нефть, было указано переходить на использование угля. Было сокращено время работы школ, уменьшено количество авиарейсов. Несмотря на то, что в целом на отопление школ, учреждений и домов теперь выделялось значительно меньше топлива, тем не менее, к населению обратились с просьбой уменьшать по мере возможности температуру в домах с целью экономии. В США стали прорабатывать стратегию по увеличению размера добычи собственной нефти. В частности, были увеличены объемы добычи из континентального шельфа. Большинство американцев говорили про кризис не иначе как про «нефтяной вызов», а возникшую ситуацию окрестили самой проблематичной, с которой когда-либо приходилось сталкиваться стране. Так уж исторически сложилось, что в американской экономике никогда особо не считали размеры потребляемого топлива, а всегда транжирили его. Все дело в том, что эта энергия была слишком дешевой, чтобы экономить ее. Сказывалась монополия нефтяного картеля. Если посмотреть на цифры, то с 1958 по 1970 год цена на нефть в процентном соотношении выросла всего на 5% в текущих ценах. Но, в то же время, все остальные издержки увеличивались достаточно быстро. В такой ситуации у всех промышленников была отличная возможность заменить дорогостоящий труд дешевой энергией. Сложнее всего в условиях энергетического кризиса 1973 года пришлось наиболее энергоемким предприятиям. Теперь им предстояло как можно быстрее поднимать цены на выпускаемую продукцию. Первыми признаками того, что теперь энергия будет стоить значительно дороже, стало то, что значительно снизилась заработная плата рабочих. Недостаток нефти вызвал необходимость вводить специальные антикризисные меры. Например, в Голландии запретили езду на автомобилях по Воскресениям. Странно в воскресные дни было видеть автострады Западной Германии и Голландии. Тишина и умиротворенность на трассах напоминала время после ядерной войны. Один из премьер-министров даже демонстративно ездил на велосипеде. Кстати, в таких условиях быстро вырос спрос на данный вид транспорта, который был уже почти забыт. В Италии необходимость такого средства передвижения вызвала развитие черного рынка. Ситуации порой доходили до комических. В Париже владельцы дорогих гостиниц, не лишенные чувства юмора, объявляли: «Всем нашим клиентам, прибывающим на лошадях, овес и сено предоставляется бесплатно!» Во Франции автомобильная промышленность и вовсе прекратила свое производство. Количество авиарейсов было урезано. Кстати, коснулось даже телевидения. Было урезано время телепередач.
Началась
первая волна возмущений возникшей
ситуацией. Британские шахтеры заявили,
что они не собираются работать сверх
положенного времени без
«Нефтяное оружие» - так еще называли эмбарго, как с экономической, так и с политической точек зрения, играло значительную роль. Если касаться политической стороны, то все страны были заинтересованы в том, чтобы не портить отношения с арабскими странами. В этом списке были крупнейшие государства Европы, Востока, включая Японию, Германию, Италию, Великобританию. Исключение составляли только те государства, у которых не было необходимости «идти на поклон» арабским странам ввиду наличия собственных запасов/источников топлива. Периодически предпринимались попытки хоть как-то противостоять проводимой странами ОПЕК политике, но они ничем не заканчивались, и в конечном итоге каждая страна пыталась восполнить недостаток ресурсов путем двухсторонних соглашений. Большинство потребителей ресурсов придерживались политического мнения Израиля, но не могли на должном уровне отстоять свои интересы. Странно, но мотивации палестинцев постепенно находили понимание, и, возможно, стали даже негласно поддерживаться даже в те моменты, когда речь шла о террористических акциях. Постепенно достаточно сильным становилось влияние Организации Освобождения Палестины, а также ее лидера – Абу Аммара, причем, со временем оно выросло настолько, что ООП стали приравнивать чуть ли не к государственной власти. Политика эмбарго комментировалась следующим образом: «Если вы питаете к Саудовской Аравии чувства ненависти, то вы не получите нефти вообще. Если вы относитесь к нам нейтрально, то вы получите нефть, но в ограниченно количестве и не столько, сколько раньше. А если вы считаете нас друзьями, то будете получать столько нефти, сколько получали и раньше, и даже, возможно, больше». Так заявлял тогдашний министр нефти Ямани. Как видите, в то время нефть стала мощным политическим оружием в руках арабского мира, чем они и пользовались. Разумеется, многим это не нравилось, и на Западе их стали обвинять в том, что они политизировали продукт общего использования. Разумеется, никто не воспринимал всерьез эти высказывания. Почему? Не потому, что это было неправдой, а потому, что всем и так давно было известно, что нефть является политизированным продуктом. В истории человечества никогда не вычеркнуть факты, когда со странами, пытавшимися установить контроль над собственными богатствами, устраивали целые войны. Очень правильно в то время подметили журналисты одного французского журнала. Они написали: «Конечно, страны Ближнего Востока имеют право делать с ресурсами на подконтрольной им территории все, что угодно. И поскольку ресурсы находятся на их территории, то они могут при желании увеличивать цены на нефть в соответствии с имеющимися интересами, беречь свои месторождения. То есть, они всецело имеют право использовать то, что принадлежит им, так, как они хотят, и назначать такую цену, которую они хотят. А возмущаться тем, как они себя ведут по отношении к этой нефти, значит, забывать о том, как на протяжении многих столетий вели себя американцы и европейцы по отношению к многим народам. И, причем, негативное отношение к некоторым государствам не улучшается и по сей день». Раньше стратегия, на которой Запад основывал свои действия, базировалась на следующем постулате: «Арабские страны не смогут выпить свою нефть». Суть этого постулата заключается в том, что на Западе считали, что если в арабских странах есть большие месторождения «черного золота», то это не означает, что они могут замкнуться в себе, и не продавать нефть. И все, что они добывают, обязательно должно продаваться. Иначе арабы не смогут. Если говорить уж совсем просто, то смысл заключается в том, что добываемое «черное золото» должно идти на экспорт, чтобы обеспечить арабским странам приток капитала. Конечно, если посмотреть правде в глаза, то можно увидеть, что арабам на самом деле не нужно столько ресурсов, сколько у них имеется. Не нужно в том плане, что имеющееся количество нефти чересчур много для собственного потребления. Но к тому времени большинство арабских стран, в том числе и Ливия, накопили уже достаточное количество золотовалютных ресурсов, и поэтому могли себе позволить жить вообще без экспорта нефти. Правда, не все было так гладко, как могло показаться на первый взгляд. Дело в том, что национальная валюта арабских стран не была в обращении на международном рынке. Все разногласия привели к тому, что была приостановлена конвертация доллара, а это в свою очередь стало поводом к исчезновению из оборота золота, причем, это случилось тогда, когда еще не была отлажена система заимствования. В такой ситуации получалось, что валютой-прибежищем мог быть только американский доллар. В результате всего это получилось так, что возник замкнутый круг, что означало, что дефицит платежного баланса восполнялся благодаря тому, что доллары перемещались на Ближний Восток, а также благодаря тому, что страны ОПЕК имели возможность выдавать кредиты или непосредственно, или через такие организации как МВФ. Выходило, что все нефтедоллары возвращались обратно на Запад через вклады, которые делали страны ОПЕК на рынке Европы. Дефицит платежного баланса заставил многие правительства брать огромные кредиты в процветающих банках. В этих условиях Лондонский рынок находился на пике роста. В этих условиях большинство умных людей вовремя сообразили, что подобная ситуация говорить лишь об одном: зависимость от арабских стран для некоторых закончится. Рост цен привел к тому, что наиболее важные из арабских стран были вынуждены тесно сотрудничать с США, что привело к взаимозависимости. Те расходы, которые были связаны с нефтяными богатствами, дали отличную возможность многим странам вести политику экономического роста. Но развитие в первую очередь было обусловлено тем, что функционировал нефтяной рынок. То есть, все было завязано на покупателях.