Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2011 в 20:38, контрольная работа
Производство любого товара требует затрат экономических ресурсов, которые, в силу своей относительной редкости, имеют определенные цены. Количество какого-либо товара, которое фирма стремится предложить на рынке, зависит от цен (издержек) и эффективности использования ресурсов, необходимых для его производства, с одной стороны, и от цены, по которой товар будет продаваться на рынке, - с другой.
1. Введение. 3
2. Издержки предприятия. 4
3. Характеристика марксистской и неоклассической концепций издержек производства. 7
4. Заключение 12
5. Список используемой литературы
3.
издержки производства как
Если реальные издержки (согласно Марксу) измеряются затратами труда, то капиталистические издержки производства - затратами капитала, которые заключают в себе цену потребленных средств производства (С) и цену примененной рабочей силы (V).
Наибольшее
практическое значение при организации
товарного производства имеет категория
издержек как затрат капитала. У
Маркса неоднократно встречается, что:
«товарная стоимость равна
Это позволило, сделать вывод о том, что из экономического учения К. Маркса вытекает еще четвертое значение издержек производства - индивидуальные издержки производства - это часть стоимости товара (С + V + т'), возмещающая расходы на потребление средств производства и наем рабочей силы, а также процент на авансированный капитал и арендную плату. Таким образом, индивидуальные издержки производства включают в себя определенные элементы прибавочной стоимости (процент и ренту) и именуются на практике «себестоимостью».
Теория
издержек производства Маркса является
конкретизацией анализа процесса создания
стоимости. Стоимость, по Марксу, есть
результат общественно
Маркс
различал также авансирование
Авансирование
капитала предполагает, кроме закупок
сырья, топлива, оплату труда работников
и большие единовременные затраты:
строительство
Издержки обращения, по Марксу, связаны с процессом реализации товаров и делятся на чистые и дополнительные. К чистым издержкам обращения К.Маркс относил затраты, связанные с куплей-продажей в чистом виде, а именно заработную плату работников оптовой и розничной торговли, содержание торговых помещений, затраты на консультации, рекламу, изучение потребительского спроса и т.д. Эти издержки, по мысли Маркса, не увеличивают стоимость товара, а возмещаются после продажи товара из прибыли, созданной в процессе производства. К дополнительным издержкам обращения К.Маркс относил затраты на упаковку, сортировку, транспортировку и хранение товаров. Этот вид издержек обращения является, по существу, затратами, связанными с продолжением процесса производства в сфере обращения. Входя в стоимость товара, они увеличивают ее и возмещаются после продажи товара из полученной суммы выручки.
Действительные издержки производства (или стоимость) определяются количеством общественно необходимых затрат труда, понесенных при производстве данной продукции.
Общественно необходимые затраты труда есть затраты труда, осуществляемые при нормальных условиях производства в обществе и при средней умелости, и интенсивности труда. Общественные издержки производства и стоимость воплощают полные затраты труда на производство продукции, а потому совпадают с точки зрения их количественной определенности.
Неоклассическая
концепция, разработанная экономистами
Запада, рассматривает издержки как
взаимосвязь между объемом
В созданной экономистами кембриджской школы теории предложения ведущая роль принадлежит понятию предельных издержек, под которой понимались издержки производства последней единицы определённого товара. А. Маршалл столкнулся с односторонностью как трудовой теории стоимости (считавшей цену денежным выражением стоимости - трудовых затрат производителя), так и теории предельной полезности (видевшей в рыночной цене проявление субъективных оценок товаров покупателем). Стремясь преодолеть это противоречие, А. Маршалл пришел к заключению: в процессе образования рыночной цены одинаково неправильно отдавать предпочтение либо предложению продавца, либо спросу покупателя.
Действуя так же, как и при исследовании спроса, А. Маршалл отождествлял предельные издержки с той минимальной ценой (ценой предложения), по которой предприниматель ещё готов поставлять свой товар на рынок. Предполагалось, что если встать на его позицию, то цена предложения превратится в начальный пункт движения рыночной цены в положение равновесия. Поэтому в центр исследования он поставил формирование на разных товарных рынках цен под влиянием взаимодействия спроса и предложения. При этом были выявлены функциональные (количественные) зависимости между ценой и спросом, ценой и предложением.
Но, отмечал А. Маршал, цена предложения в разных отраслях ведёт себя неодинаково. Есть отрасли, где предельные издержки, а значит, и цена предложения не зависит от объёма выпускаемой продукции. В них, согласно Маршаллу, действует закон постоянной производительности. Существуют и другие производства, в которых действует закон возрастающей производительности: с ростом объёма изготовленных товаров предельные издержки снижаются. Наконец, имеются отрасли подчиняющиеся закону убывающей производительности. Здесь по мере увеличения размеров производства наблюдается рост предельных издержек и соответственно цен предложения.
Используя приёмы маржиналистской методологии, А. Маршалл рассматривал рабочего как рационального субъекта, оценивающего плюсы и минусы своего участия в производстве. Если минусом считались сами трудовые затраты, измеряемые субъективной оценкой предельной тягости труда, то в качестве плюса выступала заработная плата, зависящая от этой оценки и предназначенная для денежной компенсации отрицательных эмоций рабочего. Соответствующим образом описывалось и поведение владельца денежного капитала. Предполагалось, что он может либо немедленно потратить капитал на личное потребление, руководствуясь своими представлениями о предельной полезности различных благ, либо «отсрочить удовольствие» (как писал А. Маршалл), воздержавшись от потребительского решения и направив капитал в производство с расчётом на процент. Величину последнего, экономисты кембриджской школы ставили в зависимость от субъективных оценок собственника капитала, от того, на сколько он сочтет второй вариант выгоднее первого. Предпринимательский доход разлагался на две части. Первой рассматривалась как компенсация трудозатрат предпринимателя по управлению производством, а вторая выступала в виде платы за риск, связанной с работой на неизвестный рынок. Выдвинутая кембриджской школой концепция издержек производства не согласуется с действительностью. Ведь очевидно, что отрицательные эмоции или воздержания сами по себе не имеют никакой созидательной силы, не могут быть источником ни продукта, ни дохода. Субъективные оценки рабочего и денежного капиталиста явно не соизмеримы. Их невозможно подвести под общий знаменатель в виде издержек производства.
Следует отметить, что теории стоимости как исходные теоретико-методологические положения постепенно утрачивают свою привлекательность. На первый план выдвигаются теории цены; в исследованиях экономистов цена, закономерности ее образования занимают приоритетное положение. Изменения в методологии, самой трактовке категории цены в значительной мере связаны с переменами в экономических условиях, системе хозяйственных отношений.
В
современной концепции издержек
предельные издержки необходимы для
определения объема производства, приносящего
максимальную прибыль, для определения
эффективного распределения ресурсов
в обществе. Прибыль предприятия
будет возрастать, если доход от
последней проданной единицы
товара превышает предельные издержки
этой единицы, тогда наиболее прибыльным
будет производство и реализация
такого объема продукции, когда имеется
равенство дополнительного
Факторы повышения доходности производства - это, прежде всего снижение издержек производства. Существуют альтернативные затраты, по которым можно сделать выбор между теми или иными экономическими решениями.
Список литературы
1. Агапова Т.А. Макроэкономика, Учебник для вузов, 4-е изд. - М.: ДиС-МГУ», 2001, - 448 с.
2. Ломакин
В. К. Мировая экономика.
3. Макконелл К. Экономикс: принципы, проблемы и политика, Пер. с анг., Учебник. - М.: «Инфра-М», 2001. - 972 с.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.23, - М.: Политпросвещение. - 1982.
5. Маршалл
А. Принципы экономической
6. Райзберг Б.А. Курс экономики, Учебник для вузов. - М.:Инфра-М, 2002. - 716 с.
7. Романов А.Н., Николаева И.П., Клочков В.В. и др. / Под ред. Николаевой И.П. Экономическая теория. Учебник для вузов. - М.: Финстатинформ, 1997. - 399 с.
8. Слезингер Г.Э. Социальная экономика, Учебник для вузов. - М.: «ДиС», 2002. - 368 с.
9. Фишер С. и др. Экономика. Пер. с англ. - М.: «Дело», 2001. - 864 с.
10. Ядгаров Я.С. История экономических учений, Учебник для вузов, 4-е изд. - М.: Инфра-М, 2001. - 480 с.