Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 21:26, курсовая работа
Центральное место в анализе хозяйственной деятельности любого коммерческого предприятия занимают проблемы издержек и дохода в той или иной форме. Вся совокупность затрат, связанных с использованием ресурсов и услуг для производства продукции, называется издержками производства. Последние в зависимости от их отношения к собственности предприятия и характера их учёта подразделяются на внешние или явные и внутренние или неявные издержки.
Введение……………………………………………………………………3
1 Издержки производства в теории трудовой стоимости
1.1 Индивидуальные и общественные издержки………………………...4
1.2 Прибавочная стоимость и прибыль…………………………………...6
1.3 Стоимость и цена производства……………………………………..12
2 Ценообразование на основе издержек и факторов производства.
2.1 Издержки производства и их классификация. Издержки
использования и дополнительные издержки…………………………...15
2.2 Альтернативные издержки…………………………………………...21
2.3 Отдача от масштаба производства…………………………………..23
2.4 Издержки, факторы производства и доходы. Принципы
вменения. Производственная функция Ч. Кобба - П. Дугласа………...25
3 Сходства неоклассической теории и теории трудовой стоимости….28
Заключение………………………………………………………………..34
Список использованной литературы…………………………………….36
Существуют и другие аргументы в пользу того, что понятие "стоимость" действительно отражает фундаментальные свойства человеческого поведения. Речь идет об известном каждому из собственного опыта (и фиксируемом экономистами и социологами) понятии "справедливой цены". Если бы у человека не было интуитивного представления о цене (субъективном феномене) как проявлении некоего объективного свойства вещей (то есть стоимости), то откуда взяться суждению о степени справедливости цен? С рыночно-либеральной точки зрения любая цена "справедлива".
Можно обратиться также к практике регулирования естественной монополии в такой сугубо либеральной экономике, как североамериканская. По антимонопольному законодательству США (в полном соответствии с принципами неоклассики) предприятие-монополист может быть принудительно разделено для сохранения условий рыночной конкуренции. Однако в случае естественной монополии, например в электроэнергетике, где прокладывание дублирующих линий электропередачи для поддержания конкуренции явно абсурдно, применяется иная процедура. Органы антимонопольного регулирования рассчитывают издержки соответствующего предприятия, к ним добавляется "разумная прибыль", и на основе этого определяются тарифы для потребителей. Отметим, что этот подход уже более соответствует классической школе (фактически это методология марксизма, получившая отражение в советской практике планирования). Иными словами, когда здравый смысл согласуется с классическим подходом, менеджеры США следуют ему, а не абстрактным неоклассическим рыночным принципам.
Обнаружение субстрата - носителя стоимости - может быть существенным дополнительным аргументом в пользу интеграции классического и неоклассического подходов. Наиболее перспективным в этом отношении представляется развитие трудовой теории стоимости с позиций информационного подхода.
Как отмечалось ранее, трудовая теория стоимости недостаточно универсальна. Попробуем расширить ее, найдя общие точки соприкосновения с неоклассической концепцией, связывающей цену в первую очередь с редкостью благ.
Человек (как и любой иной живой объект) есть система, поглощающая из окружающей среды порядок. Действительно, химический состав потребляемых человеком веществ на входе и на выходе один и тот же, разница - в изменении структуры потребленных веществ. В результате потребления структура продукта частично или полностью разрушается, следовательно, содержащаяся в нем информация уменьшается, Это касается любой формы потребления, будь то продукты питания, предметы длительного пользования или основные фонды предприятий.
В окружающей среде можно искать нужные человеку продукты, что и было основным занятием людей на стадии собирательства и охоты. Однако количество полезных продуктов, генерируемых единицей окружающей среды, ограничено ее способностью к естественному воспроизводству. Для увеличения количества полезных продуктов человек преобразует среду, то есть трудится, создавая объекты, как правило, содержащие и большее количество информации.
Труд мы определяем как овеществление идеальной модели (овеществление мышления). Мышление может рассматриваться как труд, если оно создает новые ментальные объекты с их фиксацией на каком-либо носителе как условии последующего применения для преобразования среды. Просто физические (энергетические) усилия, напротив, не являются трудом: хаотическое воздействие на окружающую среду неэффективно с точки зрения создания полезных объектов.
Из всех предметов универсума можно выделить множество полезных (ценных) предметов, включающее в себя два подмножества - природных объектов и результатов труда. Попробуем найти общее между ними.
Труд как овеществление мышления есть увеличение количества информации в предметах труда, или овеществление информации.
Природные объекты тоже могут быть квантифицированы на основе информации, при этом выделяются два их аспекта - сложность и редкость. В первом случае мы вычисляем информацию, разделяя интересующий нас объект на элементарные составные части. Во втором - сам объект становится элементом более общей системы, в которой вычисляется количество информации, соответствующее его относительной редкости.
Из двух предыдущих тезисов следует, что в основу стоимости и как результата труда, и как редкости той или иной вещи объективно может быть положена информация. В рамках нашего подхода стоимость определяется как информационная мера ценности объекта.
Цена - результат субъективного преломления стоимости через идеальный мир человека, в котором происходит отнесение свойств объекта к совокупности идеальных объектов. Чем точнее субъективные модели продавца и покупателя соответствуют предметной области оценивания, тем точнее цена соответствует стоимости.
Ввести квантификацию для количества информации, определяющей стоимость объекта (или степень деградации структуры потребленных объектов), достаточно просто в каждом конкретном случае и весьма сложно - в общем случае. По нашему мнению, главная сложность в том, что стоимость имеется только у объектов, обладающих полезностью. Если и структуру и редкость можно квантифицировать на основе той или иной модификации известной формулы Шеннона, то полезность есть также функция и мира идеального. Даже если не принимать во внимание флуктуации, связанные с разбросом индивидуальных вкусов и предпочтений, и рассматривать некую среднюю полезность, то и она - функция не только объективного информационного содержания объекта, но и достигнутого уровня знаний. Поэтому она исторична.
Это относится и к полезности факторов производства. Так, уран в XIX в. почти не имел применения, а в XX в. - стал стратегическим ресурсом, обладающим огромной стоимостью. Другой радиоактивный элемент - торий - имеет сопоставимую с ураном распространенность в земной коре, однако его стоимость существенно ниже, поскольку в современных промышленных атомных реакторах он не используется. Если в будущем будет разработан новый тип ядерных реакторов, работающих на тории, его стоимость станет сопоставимой со стоимостью урана. Но для заданного уровня знаний стоимость факторов производства и результатов труда - величина достаточно объективная.
Следует отметить, что принципиальное
признание существования
Поясним наш подход к взаимосвязи категорий информации и стоимости аналогией с управлением автомобилем. Так, угол поворота руля для осуществления конкретного маневра можно рассчитывать на основе законов механики, конструкции рулевого управления и т.д. Но это сложно, а главное - не нужно. Проще откалибровать эту величину на основе обратной связи: когда шофер видит, что машина развернулась на нужный угол, он перестает поворачивать руль. Неиспользование при этом формул механики не означает, что автомобиль законам механики не подчиняется. Тем более отсюда не следует, что эти законы не существуют или представляют собой субъективное соглашение "заинтересованных сторон". Так же и в экономике. В общем случае вычисление информационного значения стоимости есть процедура сложная и зачастую ненужная. Прагматически важные величины цен проще получить посредством обратной связи через рынок. Из этого, однако, не следует необходимость отрицания стоимости как объективной основы наблюдаемого феномена цены.
Определение труда как овеществления мышления не противоречит энергетической теории стоимости. В соответствии с ней, за счет использования внешних потоков энергии (в конечном счете сводящихся к энергии Солнца) человек совершает работу, превышающую его мускульные возможности. Речь идет о частном случае использования ментальной модели; однако есть много видов труда, где внешняя энергия не применяется (например, сборка микросхемы). Поэтому наш подход представляется более общим, а определение труда с позиций энергетической теории стоимости - неоправданно суженным, не охватывающим всего экономического понятия "труд". По этой же причине и энергетическая концепция стоимости в целом представляется нам недостаточно удачной. Отметим в завершение темы: по данным К. Вальтуха, энергетическая теория стоимости не подтверждается конкретными расчетами.
Заключение
Прибавочная стоимость - стоимость прибавочного продукта, создаваемая трудом наемных рабочих, присваиваемая капиталистами. Учение о прибавочной стоимости - главное в экономической теории капиталистического способа производства К. Маркса. Предпосылка превращения прибавочного продукта в прибавочную стоимость - появление на рынке специфического товара «рабочая сила». Исторически это было связано с формированием класса наемных рабочих, свободных юридически и экономически (не имеющих средств производства). Для получения необходимых для жизни средств рабочие вынуждены продавать свою рабочую силу. Внеэкономическому принуждению (рабовладение, феодализм) приходит на смену экономическое принуждение. Механизм производства прибавочной стоимости основан на специфике товара «рабочая сила», функцией которого является наемный труд. Продажа рабочей силы происходит по стоимости тех жизненных средств, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности рабочего и членов его семьи. Капиталист, покупая товар «рабочая сила», оплачивая ее стоимость в форме заработной платы, приобретает ее потребительную стоимость, заключающуюся в том, чтобы в процессе труда создавать стоимость большую, чем стоимость рабочей силы. В процессе труда, совершаемого с помощью принадлежащих капиталисту средств производства, работники создают продукт, принадлежащий капиталисту, стоимость которого выше, чем стоимость оплаченных капиталистом факторов производства (средств производства и рабочей силы). Разница между стоимостью созданного продукта и стоимостью факторов производства есть прибавочная стоимость. Реально прибавочная стоимость выступает в форме прибыли, которая в процессе распределения принимает формы: предпринимательского дохода, присваиваемого промышленными и торговыми предпринимателями; процента, присваиваемого банкирами; земельной ренты, получаемой собственниками земли.
Исторически известны два способа увеличения прибавочной стоимости: счет увеличения труда работника путем удлинения рабочего дня и повышения интенсивности труда - производство абсолютной прибавочной стоимости; за счет повышения общественной производительности труда (особенно в отраслях, производящих предметы потребления), снижения на этой основе стоимости рабочей силы и соответственно увеличения прибавочной стоимости - производство относительной прибавочной стоимости. При различии этих способов увеличения производства прибавочной стоимости общее для них состоит в том, что ее источником остается неоплаченный наемный труд.
Список использованной литературы