Экологическая проблема как глобальная мировая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 10:51, реферат

Описание

Глобальные проблемы имеют общепланетарный характер, так как затрагивают жизненно важные вопросы всех стран и народов и являются наиболее актуальными на данный момент времени. При этом по ряду позиций они настолько обострены, находятся в таком критическом состоянии, что любое промедление их решения грозит неминуемой гибелью цивилизации или деградацией условий жизни людей. Следует учитывать, что глобальные проблемы для своего решения требуют громадных усилий всех государств, объединения воедино прогрессивных сил и народов, тесного взаимодействия политических, экономических и научно-технических возможностей. Темой своего реферата я выбрала экологическую проблему, так как на данный момент считаю её наиболее актуальной.

Содержание

1. Понятие и сущность экологической проблемы
2. Экологические проблемы
2.1 Утилизация радиоактивных отходов
2.2 Освоение космического пространства
2.3 Загрязнение Мирового океана
2.4 Глобальное потепление
2.5 Загрязнение атмосферы
3. Сырьевой кризис

Работа состоит из  1 файл

титул реферата.doc

— 125.00 Кб (Скачать документ)

 

2.2 Освоение космического пространства

Успех всех национальных и международных программ мирного исследования и освоения космического пространства уже в ближайшие десятилетия будет целиком определяться перспективностью заложенной в них экологической политики. С этой точки зрения современная ракетная деятельность космических держав не выдерживает никакой критики. Мировая космонавтика остановилась в своём развитии и находится не только в технологическом, но и в экологическом тупике. Каждый успешный запуск ракеты - это новая "дыра" и в хозяйственном бюджете страны, и в озоновом слое Земли. Интенсивность реактивного пробоя атмосферы является одним из факторов, влияющих на динамику катастрофического разбаланса климата на нашей планете. Проникая в космос на реактивной тяге, мы необратимо исчерпываем ограниченные земные ресурсы и активно превращаем земную поверхность, атмосферу, космическое пространство в ядовитую мусорную свалку, которая, по мере технического освоения более эффективных ракетно-ядерных двигательных установок, начинает превращаться в свалку радиоактивную. Жертвуя собой, заточая себя на месяцы в тесных камерах утлых космических судёнышек, наши герои космонавты низводят себя до жалкого, нечеловеческого положения подопытных животных. Добровольно превращаясь в "человеческие факторы" экспериментальных программ космических исследований, они всю свою личную познавательную деятельность сводят, фактически, лишь к сомнительным опытам над собой. Ни экономическое разорение дорогостоящими запусками ракет, ни загрязнение Земли токсичными выбросами, остатками топлива и обломками ракет, ни "рекорды" на выживаемость в нечеловеческих условиях невесомости и ограниченного, замкнутого объёма, ни риск погибнуть на старте, в полёте или при неудачной посадке совершенно несовместимы с экологией гуманного стремления человечества к безграничному расширению своего жизненного пространства в открытый космос, в целях обеспечения большей безопасности цивилизации. Корень всех проблем современной космонавтики лежит в принципиально непреодолимых внутренних противоречиях, присущих реактивной форме физического движения.

"Гравилёт" не имеет двигателей, поэтому исключены катастрофы, связанные с их отказом. Надёжность систем навигации и автоматического управления может быть гарантирована их многократным дублированием. Нет никаких препятствий для оснащения такого космического транспорта любыми необходимыми системами экологической безопасности. Для создания технологий управления гравитацией у землян уже есть все необходимые научные предпосылки: - открыты природные проявления и экспериментальные эффекты генерации антитяготения, сопряженного с тяготением в едином физическом процессе гравитационного взаимодействия масс ("притяжение - отталкивание"); - установлена физическая связь и основные закономерности процессов гравитационного притяжения и отталкивания с конкретными формами взаимодействия заряженных элементарных частиц вещества и антивещества; - показана возможность нового способа физического движения посредством направленного, взаимообратимого изменения формы связи заряженных элементарных частиц вещества и антивещества в процессах управления слабыми взаимодействиями; - разработан механизм реакции обратимого синтеза антивещества из вещества управляемым изменением фазовой направленности процессов гравитирующей пульсации протонов и электронов на противоположную, по фазе, пульсацию антипротонов и позитронов. (Этот физический механизм предусматривает, в рамках сложившейся естественной системы нуклонно-лептонных связей в атомах вещества, двойное повышение частоты гравитирующей пульсации электронов в электронных оболочках атомов за счёт их объединения в "куперовские пары". "Куперовские пары" имеют удвоенный заряд и массу, поэтому они способны взаимодействовать с другими элементарными частицами вещества не как лептоны, а как нуклоны – единым "биэлектроном", по законам Бозе-Эйнштейна статистики); - получено физико-математическое доказательство возможности преодоления космическими кораблями на гравитационной тяге "абсолютного" верхнего барьера скорости движения (300 000 км/с), ошибочно установленного для массивных материальных тел классическим релятивизмом СТО Альберта Эйнштейна; - для целей дальней космической навигации уточнены закономерности космологической зависимости Хаббла по параметрам "красного" смещения частоты излучения под воздействием фотонов гравитирующих масс и из-за уменьшения базовой частоты излучения объектов в процессе эволюционного уменьшения величины скорости света. Физическое знание процессов управления гравитацией может быть практически реализовано, на уже имеющейся во всех развитых странах материальной базе техники и технологии ядерных взаимодействий, высоких энергий и высокотемпературной сверхпроводимости. Необходима только новая – международная форма производительной связи науки с производством, которая может быть организована на качественно новом методологическом уровне организации научной работы – опережающем синтезе очеловечивающих отношений производства и общения. Только такой общечеловеческой формой связи можно соединить в единое целое весь необходимый массив знаний и технологических возможностей, которые сегодня рассеяны по информационно-технологическим базам, производствам и головам различных специалистов, живущих в десятках стран. Овладев процессами сознательного управления, связью друг с другом, научно отразив форму этих связей в своём сознании, люди смогут овладеть и технологией производства необходимых форм связи между процессами природы в сфере управления гравитацией. Выход в Солнечную систему и открытое межзвёздное пространство, освоение безграничных ресурсов космоса с помощью новой формы физического движения – управления гравитацией, выведет человечество на качественно новый уровень космической формы существования. Это, в свою очередь, откроет путь к удовлетворению потребности в непрерывном технологическом прогрессе и всех остальных отраслей мирового производства, развитие которых уже сегодня начинает сдерживаться массой экологических проблем глобального, планетарного характера. Перед странами и народами откроется огромная арена взаимовыгодного международного сотрудничества, способного обеспечить всеобщий мир, гарантированное выживание и экологическую безопасность всех и каждого.

 

2.3 Загрязнение Мирового океана

Мировой океан, покрывающий 2/3 земной поверхности, - это огромный водный резервуар, масса воды в котором составляет 1,4 килограмм или 1,4 миллиарда кубических километров. Вода океана – это 97 % всей воды на планете. Являясь крупнейшим поставщиком пищевых продуктов, Мировой океан дает, по различным оценкам, от 1/6 до ¼ всех белков животного происхождения, потребляемых населением планеты в пищу. Океан и, особенно его прибрежной зоне, принадлежит ведущая роль поддержания жизни ни Земле. Ведь около 70 % кислорода, поступающего в атмосферу планеты, вырабатывается в процессе фотосинтеза планктоном (фитопланктоном). Сине-зеленые водоросли, обитающие в Мировом океане, служат гигантским фильтром, очищающем воду в процессе ее кругооборота. Он принимает загрязненные речные и дождевые воды и путем испарения возвращает влагу на континент в виде чистых атмосферных осадков. Мировой океан является одним из важнейших объектов экологической защиты. Особенность этого объекта экологической защиты состоит в том, что течение в морях и океанах быстро относит загрязняющие вещества на большие расстояния от мест их выброса. Поэтому проблема охраны чистоты океана носит ярко выраженный международный характер. Химическое загрязнение представляет собой изменения естественных химических свойств воды, за счет увеличения содержания в ней вредных примесей, как неорганической (минеральные соли, кислоты, щелочи, глинистые частицы), так и органической природы (нефть и нефтепродукты, органические остатки, поверхностно-активные вещества, пестициды и тому подобное). Источники и вещества, загрязняющие Мировой океан, многочисленны: от ртути до неподдающихся разложению синтетических моющих средств, часто образующих в реках толстый слой пены. Интенсивная деятельность человека привела к тому, что Балтийское, Северное и Ирландское моря сильно загрязнены стоками моющих средств. Воды Балтийского и Северного морей таят в себе и иную опасность. Успешное восстановление водных ресурсов при одновременном вовлечении их в хозяйственный оборот, то есть воспроизводство водных ресурсов, предотвращение вероятных новых загрязнений возможно лишь при проведении комплекса мероприятий, включающих очистку сточных вод и водоемов, внедрение оборотного водоснабжения и малоотходных технологий. Безотходная технология развивается в нескольких направлениях: Создание бессточных технологических систем и водооборотных циклов на базе существующих внедренных и перспективных способов очистки сточных вод. Разработка и внедрение систем утилизации отходов производства и потребления их как вторичный материальный ресурс, что исключает их попадение в водную среду. Создание и внедрение принципиально новых процессов получения традиционных видов продукции, которые позволяют исключить или сократить технологические стадии, дающие основное количество жидких отходов загрязнителей. Наиболее массовыми веществами, загрязняющими водоемы, являются нефть и производные от нее продукты. Нефтяное загрязнение океана опасно из-за того, что на поверхности воды образуется тонкая нефтяная гидрофобная пленка, препятствующая свободному газообмену с атмосферой, что резко сказывается на океанской флоре и фауне. Судоходство – древнейшая отрасль транспорта, связывавшая континенты и культуры еще в самом далеком прошлом. Но только второй половине XX века оно приняло современные грандиозные масштабы. Тоннаж морского флота с 1950 по 1980 года увеличился в 6 раз. Научно-техническая революция стремительно изменила тоннаж судов, особенно танкеров: если в1970 году средний тоннаж танкера составлял 42 тысячи тонн, то уже в 1980 году – 96 тысяч тонн, при этом половина тоннажа танкерного флота мира уже приходилась на супертанкеры (более 200 тысяч тонн) Правда, вначале 80-х годов выявилась резкая избыточность флота развитых стран, особенно супертанкеров. Тем не менее, эпоха супертанкеров и крупных танкеров и рудовозов выдвинула на первый план порты с большими глубинами подходов, вызвала концентрацию грузопотоков нефти и руды.

Экологические проблемы Мирового океана обуславливаются и "нагрузкой" на прибрежные районы, и непосредственно – на экосистемы морей. "Сдвигом к морю" называют глобальный процесс притяжения к морским берегам самой разнообразной экономической деятельности, а значит – и населения. В прибрежных районах сложились мощные портово-промышленные комплексы. За последние 50 лет доля приморских районов населения Земли увеличилась с 30 – 35 до 45 – 50 % Океан рассматривается как даровая свалка отходов – антропогенный "сток" уже стал гораздо больше природного: по свинцу его доля 92 %, по нефти – больше 90 %, по ртути – 70 %. Только нефтяное загрязнение Мирового океана оценивается от 3 до 15 миллионов тонн в год, причем большая часть его падает на загрязнение с суши (вынос реками) – наибольшую опасность для открытого океана представляют катастрофы танкеров и еще большую – атомных подводных лодок. Особо опасным стало Средиземное море, через которое проходит грузопоток в 250 миллионов тонн нефти, хотя площадь всего бассейна – только 1 % Мирового океана. Все это говорит о нарастающей конфликте использования Мирового океана – развитие добывающей промышленности на шельфе и широкий сброс промышленных отходов в океан подрывают условия для традиционных отраслей рыболовства и рекреации. К тому же и сами отдыхающие на побережье ухудшают экологическую ситуацию. Окружающая среда подверглась беспрецедентному за всю историю человечества загрязнению. Более неясные проблемы могут возникнуть вследствие потепления климата Земли. В настоящее время идет незаметное повышение уровня океана до 1,5 – 2 метров, что приводит к затоплению "маршей" (зон высокой биологической продуктивности, гнездовий птиц и так далее), приносит серьезный ущерб хозяйству многих стран. Кроме химического и нефтяного загрязнения, существует еще один вид загрязнений, особенно опасный для океана, - радиоактивное загрязнение при захоронении радиоактивных отходов. Загрязнение морей и океанов радиоактивными отходами является одной из важнейших проблем современности. Она сильно обострилась после катастрофы в Японии весной 2011года.

За последние годы был принят ряд важных международных соглашений по охране морей и океанов от загрязнений. В соответствии с этими соглашениями промывка танкеров и сброс отработанных судовых вод должны осуществляться в специальных портовых устройствах. Каждая страна, подписавшая соглашение, несет юридическую и материальную ответственность за загрязнение вод океанов и морей.

 

2.4 Глобальное потепление

Европейской комиссией был принят долгосрочный план, согласно которому должен сократиться объем парниковых газов, выбрасываемых в атмосферу. Уже к 2020 году, по решению Евросоюза, следует уменьшить выброс этих веществ на 20%. Необходимость принятия данного проекта заключается, в первую очередь, в том, что увеличение количества диоксидов углерода и парниковых газов в атмосфере стало причиной возникновения парникового эффекта, который, по мнению специалистов, приводит к изменению климата. По сути, он является причиной глобального потепления.

 

Глобальное потепление, по оценкам ученых, грозит планете серьезными экологическими катастрофами. Так, если температура воздуха Земли увеличится на 2 градуса по Цельсию, то это приведет к сокращению на 20-30% водных ресурсов Средиземноморья и Южной Африки, а также будет существовать угроза наводнений в прибрежных зонах. Более того, начнет таять Гренландский ледовой щит, а это чревато повышением на 7 м уровня моря., а также исчезновением 15% видов наземных животных.

Повышение температуры на 3 градуса станет причиной засухи в Южной Европе, на 4 градуса – гибель половины арктической тундры, сокращение южноафриканских и средиземноморских водных ресурсов на 30-50%. Повышение на 5 градусов сделает возможным исчезновение крупных ледников в горах Гималаях, следовательно, нарушится водоснабжение в Китае и Индии, затопленными окажутся Лондон, Нью-Йорк, Токио. Если же температура увеличится более, чем на 5 градусов, то встанет острая проблема переселения людей.

Основные пути уменьшения объема выбросов – это: более активное использование биотоплива, а также возобновляемых источников энергии, внесение некоторых поправок в систему торговли квотами для промышленных предприятий на загрязнение атмосферы. По прогнозам специалистов, данные меры будут обходится каждому гражданину ЕС в среднем в € 3 в неделю. Отметим, что уже к 2012 году, согласно Киотского протокола, развитые страны сократят объем выбросов на 5,2%.

 

2.5 Загрязнение атмосферы

В Европе экологи обеспокоены стремительным загрязнением воздуха, происходящее за счет выброса углекислого газа автомобилями. В связи с этим, Еврокомиссия взяла на себя инициативу по созданию законопроекта, который контролировал бы объем выбрасываемого углекислого газа. В основном этот законопроект коснется производителей автомобилей. Основная идея программы состоит в том, чтобы автомобильные компании уменьшили количество выбрасываемого их моторами газа до определенной отметки. Законопроект предполагает, что к 2012 году авто производители будут производить автомобили, средний объем выделяемого углекислого газа будет составлять 130 граммов на километр. Для сравнения – сейчас этот показатель составляет 160 грамм. Если же эта процедура не будет выполнена до 2012 года, то за лишний грамм СО2 производители вынуждены будут платить 20 евро, а к 2015 размер штрафа вырастет до 95 евро. Наряду с контролем снижения объемов выбрасываемого газа, ЕС планирует проводить агитационные мероприятия, с целью стимуляции перехода на биотопливо. Кроме того, автоконцернам предстоить изменить конструкции коробок передач, а также систем кондиционирования. Как заявил президент Европейской комисии, основная цель ЕС - стать лидером по снижению уровня загрязнения атмосферы. Острая необходимость в таком решении возникает в связи со стремительным изменением климата. Экологи отметили, что 12% от общего объема выброса СО2 В евросоюзе составляет доля легковых автомобилей, причем этот показатель постоянно растет. Следует упомянуть и о том, как отреагировали непосредственно автокомпании, к которым планируется применять установленные нормы. Так, BMW и Peugeot резко критикуют законопроект, поскольку, на их взгляд, он является антиэкономическим по отношению к производителям авто. Оно и понятно, ведь на переобуродовние производства и внесение изменений в конструкции автомобилей необходимо выделить немалое количество средств.

 

 

3. Сырьевой кризис

Остро стоит проблема обеспечения людей природными ресурсами: потребности человека постоянно растут, и увеличиваются возможности их удовлетворения. Потребление ресурсов достигло гигантских масштабов и продолжает расти. В перспективе возникает угроза их нехватки просто из-за физической ограниченности Земли и её недр. Но проблема даже не в нехватке сырья и энергии. Возникают сложности в обеспечении общественного производства отдельными видами сырья, топлива, что особенно касается труднодобываемых ресурсов, их доставки и распределения. Ведь добыча сырьевых природных ресурсов ориентировалась прежде всего на те месторождения, эффективная эксплуатация которых отвечала достигнутому уровню технологии. А освоение новых природных богатств, находящихся в сложных географических и климатических условиях требует новых технологий. О нерациональном использовании сырьевых ресурсов говорит то, что из ежегодно извлекаемых из недр планеты 100 млрд. т различных видов сырья только 5% из них реально используются, а всё остальное идёт в отвалы, покрывает территории, сравнимые по площади со всеми государствами, посёлками, деревнями и т.д.

На мировом рынке в период с 2006 до 2012 годов существует нехватка железной руды до 60 миллионов тонн. И это несмотря на то, что вводится целый ряд проектов по освоению новых железорудных месторождений, особенно в Бразилии и Австралии, рассчитанных на увеличение производства до 100 миллионов тонн. "В мире есть три крупных производителя железорудного сырья, — говорил на одной из встреч с представителями профсоюзов "Северстали" генеральный директор "Северсталь-групп" Алексей Мордашов, — которые обеспечивают порядка 90 % его мирового производства. Консолидировавшись, сырьевики начали весьма жестко поднимать цены. Соответственно тот, кто имеет сырье, может контролировать всю цепочку создания стоимости и свои издержки.

Быстрый рост промышленности, сопровождающийся глобальным загрязнением природной среды, небывало остро поставил проблему сырьевых ресурсов. Из всех видов ресурсов на первом месте по росту потребностей на него и по увеличению дефицита стоит пресная вода. 71% всей поверхности планеты занят водой, однако пресная вода составляет лишь 2% общего количества, и почти 80% пресной воды находятся в ледовом покрове Земли. В большинстве промышленных районов воды уже ощутимо не хватает, и её дефицит с каждым годом растёт. В целом на хозяйственно-бытовые нужды изымается 10% речного стока планеты. Из них 5,6% расходуются безвозвратно. Если безвозвратный забор воды будет и дальше увеличиваться в том же темпе, что и теперь (4-5% ежегодно), то к 2010 г. человечество может исчерпать все запасы пресных вод в геосфере. Положение осложняется тем, что большое количество природных вод загрязняется промышленно-бытовыми отходами. Всё это в конечном счёте попадает в Океан, который и без того подвергается сильному загрязнению. В перспективе тревожно обстоит дело и с другим природным ресурсом, считавшимся раньше неисчерпаемым кислородом атмосферы. При сжигании продуктов фотосинтеза прошлых эпох горючих ископаемых, происходит связывание свободного кислорода в соединения. Ориентировочно в недрах Земли содержится 6,41015 т горючих ископаемых, на сжигание которых потребовалось бы 1,71016 т кислорода, т.е. больше, чем его насчитывается в атмосфере. Следовательно, задолго до исчерпания запасов горючих ископаемых люди должны прекратить их сжигание, чтобы не задохнуться самим и не уничтожить всё живое. Полагают, что запасы горючих сланцев и торфа истощатся через 200-300лет. Примерно за это же время может быть исчерпано 2/3 запасов кислорода в атмосфере планеты. Следует учесть, что при возрастающих темпах потребления кислорода темпы его воспроизводства зелёными растениями неуклонно снижаются, поскольку развивающееся производство и множащееся население наступают на природу, отбирая у нее все новые зеленые площади для построек и угодий. Каждые 15 лет площадь отчуждаемых земель удваивается и, по-видимому, предел освоения территории уже близок. Зеленые растения вытесняются не только постройками, но и расползающейся полосой загрязнения. Особенно губительно загрязнение для фитопланктона, покрывавшего сплошным слоем водную поверхность планеты. Полагают, что он воспроизводит около 34% кислорода атмосферы. До сих пор перспективу истощения ресурсов связывают по инерции с так называемыми невозобновимыми факторами природной среды: запасами железных руд, цветных металлов, горючих ископаемых, драгоценных камней, минеральных солей и т.д.

Информация о работе Экологическая проблема как глобальная мировая проблема