Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 10:14, реферат
Капитализм Х I Х века был многоукладным. Главным укладом был капитал. А поэтому надо было, прежде всего, объяснить капитал, что и сделал Маркс и Энгельс. На это указывает название главного труда Маркса - “Капитал”. Это - анатомия капиталистической экономики . В то же время, Маркс объяснял не только капитал, но и другие уклады капиталистической экономики.
(Этот неуклюжий прием, кстати, весьма усердно используется современными ревизионистами, заявляющими, что «истинный марксизм» следует искать в рукописях молодого Маркса, а не в его зрелых трудах. «Капитал» в итоге изображается как «испорченная форма выражения» концепции так называемого «реального гуманизма», развитой-де Марксом и Энгельсом в 1843-1841 гг.)
Именно поэтому В.И. Ленин и указывал, что при разработке «Большой Логики» марксизма следует иметь в виду прежде всего «Капитал», и что «метод изложения», примененный Марксом в «Капитале», должен послужить образцом диалектического осмысления действительности и образцом изучения и разработки диалектики вообще.
К.Маркс писал в "Капитале", что "единственно научный метод" есть метод "материалистический". Основываясь на этом методе, он доказал, что развитие общественно-экономических формаций - это "естественно-исторический процесс", процесс, который не зависит от субъективных факторов. Диалектика К.Маркса внушает злобу и ужас буржуазии и ее идеологам, так как, говоря его словами, "в позитивное понимание существующего она включает в то же время понимание его отрицания, его необходимой гибели, каждую осуществленную форму она рассматривает в движении, следовательно также и с ее преходящей стороны, она ни перед чем не преклоняется и по самому существу своему критична и революционна".
Марксистский диалектический метод является составной частью философии марксизма - диалектического и исторического материализма, руководством в революционной практической деятельности пролетариата. Созданный в борьбе против антинаучного метафизического метода и идеалистической диалектики Гегеля, этот метод в новых исторических условиях был развит В.И. Лениным и И.В. Сталиным. В статье "Переписка Маркса с Энгельсом", написанной в конце 1913 года, В.И. Ленин следующим образом определил значение марксистской диалектики: "Если попытаться одним словом определить, так сказать, фокус всей переписки, - тот центральный пункт, к которому сходится вся сеть высказываемых и обсуждаемых идей, то это слово будет диалектика. Применение материалистической диалектики к переработке всей политической экономии, с основания ее, - к истории, к естествознанию, к философии, к политике и тактике рабочего класса, - вот что более всего интересует Маркса и Энгельса, вот в чем они вносят наиболее существенное и наиболее новое, вот в чем их гениальный шаг вперед в истории революционной мысли".
Применив свой диалектический метод к исследованию в "Капитале" капиталистического способа производства и соответствующего ему отношения производства и обмена, К. Маркс доказал, что капиталистический строй - это "исторически преходящая ступень развития", а отнюдь не "абсолютная, конечная форма общественного производства" (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Издание второе М., 1960. Т. 23. С.14). К. Маркс показал неизбежность гибели капитализма и перехода человечества к коммунизму.
В "Философских тетрадях" В.И. Ленин пишет, что в "Капитале" К. Маркса "применена к одной науке" логика, диалектика и теория познания материализма, а в скобках замечает: "не надо 3-х слов: что одно и то же" 622. Тем самым В.И. Ленин указывает на недопустимость характерного для буржуазной философии разрыва между учением о бытии и учением о познании, о законах мышления. Логика не может создавать какие-то особые законы мышления, не согласующиеся с законами самого бытия. Материалистическая диалектика, вскрывающая наиболее общие законы природы и общества, есть вместе с тем и логика мышления. Диалектика вообще свойственна всему познанию человека. "Диалектика, - писал В.И. Ленин, - и есть теория познания (Гегеля и) марксизма".
Материалистическая диалектика
(диалектический метод) и философский
материализм составляют мировоззрение
марксистско-ленинской партии. Это
мировоззрение называется диалектическим
материализмом, т.к. его метод изучения
явлений природы, человеческого
общества и мышления является диалектическим,
антиметафизическим, а его философская
теория является последовательно научно-
Список использованной литературы:
1. Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса. 1960, http://www.i-u.ru/forum/;
2. Ленин В.И . Философские тетради. Госполитиздат , 1947, с . 216;
3. Christen oder Bolschewisten. Stuttgart, 1957, S. 89;
4. Маркс К . К критике политической экономии. Госполитиздат, 1953, с. 5;
5. Милль Д.С. Основы политической экономии. М., 1980 (Предисловие; кн. 2);
6. Хандруев А.А. Гегель и политическая экономия. М.: 1990;
7.Шкредов В.П. Превращение
политической экономии в