Экономическая функция государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 08:06, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: проанализировать основные экономические функции государства в современной рыночной экономике.
В связи с целью работы я поставила перед собой следующие задачи:
1. Изучить литературу по исследуемому вопросу.
2. Проанализировать необходимость вмешательства государства в рыночную экономику и границы этого вмешательства.
3. Рассмотреть основные экономические функции государства.
4. Выявить роль государства в современной рыночной экономике.

Содержание

Введение 3

Глава 1 Необходимость государственного вмешательства в экономику и его границы 5

Глава 2 Функции государства в рыночной экономике 11

2.1Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики, антимонопольное регулирование 11

2.2 Стабилизационная функция 17

2.3 Аллокационная функция 19

2.4 Распределительная функция 27

2.5 Регулирующая функция 30

Глава 3 Экономическая роль государства в современной России 34

3.1 Социально-экономический кризис в России: основные черты 34

3.2 Роль государства в кризисной экономике 38

3.3 Задачи нового этапа реформ в России 42

Заключение 47

Список использованных источников и литературы 49

Работа состоит из  1 файл

22 экономическая функция государства.docx

— 96.05 Кб (Скачать документ)

5. Реализация  национальных интересов в мировой  экономике (регулирование внешнеэкономических  связей) предполагает проведение  государством соответствующей внешнеторговой  политики, контроль над международной  миграцией капиталов и рабочей  силы, воздействие на валютные  курсы, управление платежными  балансами и многое другое.

            6. Рынок не способен обеспечить  экономику нужным количеством  общественных благ, т.е. благ совместного  потребления. К последним относятся национальная оборона, правопорядок, охрана окружающей среды, фундаментальная наука, коммунальные услуги, транспортные коммуникации и др.

Чистое  общественное благо обладает двумя  свойствами:

а) потребление  такого блага одним лицом не уменьшает  его полезности для другого лица (свойство неизбирательности в потреблении);

б) невозможно помешать потреблению этого блага  лицом, не заплатившим за него (свойство неисключаемости из потребления).

Например, система  ПВО, предохраняющая страну от нападения  с воздуха, защищает не только добросовестного  налогоплательщика, своими налогами оплатившего  ее содержание, но и бомжа, в жизни  никаких налогов не платившего. При  этом защитить налогоплательщика невозможно, одновременно не защищая бомжа[5, c. 56].

Если  же государство пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной экономикой, - продолжает распределять производственные ресурсы, удерживает административный контроль над ценами, прощает предприятиям задолженность, сохраняет рабочие  места в технологически отсталых производствах, ведет фискальную налоговую  политику, пытается обеспечить высокую  социальную защищенность населения  без учета реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа. В результате страдают те, ради которых государство шло на превышение пределов разумного вмешательства в экономику. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Функции государства в рыночной экономике

 

2.1Создание  и регулирование правовой основы  функционирования экономики, антимонопольное  регулирование

 

Многообразие  задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике определяют выполняемые государством экономические  функции. Для решения задач, стоящих  перед государством в процессе выполнения этих функций в распоряжении государства  имеется ряд инструментов, к важнейшим  из которых относятся: фискальная и  денежная политика; социальная политика и политика регулирования доходов; внешнеэкономическая политика; и  другие.

К фискальной политике относят деятельность государства  по распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности связана  со сбором средств через систему  налогообложения, а другая - с расходованием  этих средств. За счет бюджетных средств  государство выполняет свои общественные функции, такие как: оборона, национальная безопасность, образование, здравоохранение, фундаментальные научные исследования, решение экологических проблем, социальные проблемы и т.д[6, c. 78].

Фискальная  политика - важный инструмент для достижения макроэкономической стабилизации экономики. Манипулируя государственными расходами  и налогами, можно стимулировать  деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неправильная фискальная политика государства может  приводить к серьезным отрицательным  последствиям для всей национальной экономики.

Не менее  важной по значимости является денежная политика. Регулируя денежную массу, государство может влиять на цены, инвестиционные проекты и потребление  населения, объем национального  производства, инфляцию и темпы экономического роста. Денежная политика, как и фискальная, может служить средством стабилизации, но может и отрицательно воздействовать на экономику. Без отлаженной денежной политики борьба с инфляцией невозможна.

Любое государство  проводит определенную социальную политику. Функцию перераспределения доходов  государство выполняет через  государственную налоговую систему, а также через различные социальные программы по государственной помощи малоимущим, проводя определенную политику в сфере занятости, образования, культуры, медицины, и т.д.

Государственное регулирование внешнеэкономической  деятельности, также является одним  из важнейших инструментов государственного регулирования. Государство осуществляет торговое и валютное регулирование, использует квотирование, таможенные пошлины, субсидии, налоги и т.д. Манипулируя  таможенными пошлинами, государство  может оказывать косвенную поддержку  национальному производству, регулируя  валютные курсы - оказывать влияние  на экспорт и импорт и т.д[7, c. 78].

Все инструменты  проведения экономической политики тесно взаимосвязаны. При принятии решений в одной сфере необходимо учитывать их влияние на другие. Так, изменения в государственных  расходах и налогах, требует соответствующего изменения денежной массы. Изменения  в фискальной и денежной политике повлияют на инвестиции, занятость, уровень  доходов, объем национального производства и размеры чистого экспорта. Важно  подчеркнуть, что ни один из инструментов экономической политики не действует  изолированно от других.

К функциям, выполняемым государством относятся, прежде всего, следующие:

-создание и регулирование правовой основы функционирования экономики,

антимонопольное регулирование;

-проведение политики макроэкономической стабилизации (стабилизирующая);

-воздействие на размещение ресурсов (аллокационная);

-деятельность в сфере распределения доходов (распределительная);

-регулирующая функция.

Такая классификация  достаточно условна, так как в  реальной практике все функции взаимосвязаны  и действуют в комплексе. Например, антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться  и на размещении ресурсов, и на распределении  доходов. В настоящее время точной классификации функций государства  не существует. Разные экономисты говорят  о различном количестве этих функций[8, c. 45].

Рассмотрим  эти функции государства.

Прежде  всего, на государстве лежит ответственность  за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также  контроль за их исполнением. Создание законодательной базы - это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты - производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и др.

История развития монополий является одновременно и историей борьбы с ними. Негативные результаты монополизации проявляются  сразу, и это особенно ощущают  широкие слои населения. Существование  монополистической структуры приводит к различным отрицательным последствиям для общества, не позволяет использовать все преимущества рыночного механизма. Вокруг монополий формируется негативное общественное мнение, которое требует  государственной защиты потребителей от деятельности монополистов, ограничения  деятельности других. Ведь одной из важнейших функции государства  является создание условий для нормального  функционирования рынка.

Накопленный опыт и научные обобщения помогли  обществу понять все “плюсы” и  “минусы” монополий, выработать по отношению  к ним определенную политику, которая  получила название антимонопольной. Антимонопольную политику разрабатывает и реализует государство. Во всех странах с рыночной экономикой существует  антимонопольное законодательство. Оно впервые возникло в Канаде (в 1889 году) и США (в 1890 году).

Под антимонопольной  политикой понимается система государственных  мер правового, экономического, финансового, налогового, психологического характера, препятствующая проявлениям антиконкурентного поведения и способствующая эффективному функционированию рыночной экономики. Антимонопольная политика — это основные направления деятельности государства по формированию конкурентных рыночных структур. Она направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, на защиту прав потребителей[9, c. 45].

Отношение государства, общества к проблемам  монополизма и конкуренции двояко. Эта двойственность исходит из того, что в условиях концентрации производства и обращения объективна тенденция  сокращения производства, роста цен, злоупотреблений монопольным положением.

С другой стороны, концентрация ведет к массовому  производству продукции и, следовательно, к снижению издержек производства, а в целом к экономии основных видов ресурсов.

Исходя  из этих двух тенденций, государство  строит антимонопольную политику.

Можно выделить три направления антимонопольной  политики.

Во-первых, борьба с монополизацией.

Во-вторых, предотвращение антиконкурентных слияний фирм.

В-третьих, запрет сговоров о ценах, т. е. образования  картелей. Запрещены соглашения между фирмами о разделе рынка, групповой бойкот других фирм, манипулирование ставками на аукционах.

К числу  других наиболее широко применяемых  методов борьбы с монополизацией рынков относятся:

1) предельное  упрощение процедуры создания  новых фирм;

2) снятие  всех барьеров во внешней торговле  и открытие внутренних рынков для зарубежных фирм, разрушающих контроль над рынком отечественных монополистов;

3) принудительное  разделение крупнейших фирм-монополистов  на несколько более мелких  и независимых друг от друга.

4) введение  государственного контроля за процедурами слияния и поглощения фирм, а в некоторых случаях — установление порядка, при котором поглощения и слияния возможны лишь с разрешения государства;

5) введение  в особо сложных случаях (чаще  всего это относится к естественным  монополиям) прямого государственного  контроля за ценами и заработной платой. Последнее связано с тем, что в определенных ситуациях профсоюзы, если они достаточно массовые, трактуются законом как монопольные продавцы на рынке труда;

6) наказание  фирм за проведение политики ценовой дискриминации.

Антимонопольная политика во времени видоизменяется. На каком-то этапе развития приоритетными  являются одни направления антимонопольной  политики, а с изменением ситуации акценты меняются.

Однако  некоторые формы монополии современная  экономическая наука и законодательство все же считают нормальным явлением и потому не преследуют. Прежде всего, не подлежит наказанию та фирма, которая сумела схватить значительную долю рынка за счет:

-создания уникального товара;

-эффективного маркетинга;

-разработки и освоение новой технологии, позволившей существенно снизить затраты и на этой основе продавать товары по более низким ценам, не лишаясь прибыли.

Можно сказать, что антимонопольная политика и  антимонопольное законодательство не имеют целью запрещение или  ликвидацию монопольных образований. В обществе сложилось понимание  того, что монополия как фактор роста прибыли не может быть уничтожена. Поэтому реальное задание антимонопольной  политики заключается в том, чтобы  поставить деятельность монополии  на  государственный контроль, исключить  возможность злоупотребления монопольным  положением. К. Маркс еще в середине прошлого столетия пришел к выводу, что появление монополий требует  государственного вмешательства[10, c. 45].

Главная цель этого вмешательства заключается  в защите и сохранении свободной  конкуренции, которой угрожают монопольные  тенденции. Конкретно можно сформулировать такие цели: ограничение монополий, поддержка и содействие малому бизнесу, защита прав потребителя. Существуют две  основные формы борьбы с монополиями:

-предупреждение создания монополий;

-ограничение использования монопольной власти.

Демонополизация осуществляется путем либерализации  рынков. Это достигается гибким маневрированием  таможенным режимом (снижение таможенных пошлин, отмена квот, ликвидация других барьеров, препятствующих поступлению  на внутренний рынок иностранной  продукции), улучшением инвестиционного  климата для зарубежных инвесторов, поддержкой малого бизнеса и т.д.

Антимонопольная политика государства способна нанести  вред экономике своей страны, если она, без учета экономических  взаимосвязей и без скрупулезной оценки той или иной проблемы, запрещает  укрупнение фирм, которое было бы полезно  и предоставило бы лучшие шансы в  конкурентной борьбе с отечественными или зарубежными конкурентами.

Информация о работе Экономическая функция государства