Экономическая мысль Древнего мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:45, реферат

Описание

С появлением первых государственных образований и зарождением различных форм участия государства в хозяйственной жизни, т.е. со времен древних цивилизаций, перед обществом возникло множество насущных проблем, актуальность и важность которых сохраняется до сих пор и едва ли когда будет утрачена. В их числе наиболее значимой была и, очевидно, будет всегда проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества на основе логически выверенной систематизации экономических идей и концепций в экономической теории, принимаемой в результате всеобщего одобрения в качестве руководства к действию при осуществлении хозяйственной политики.

Работа состоит из  1 файл

доклад по экономике.docx

— 41.93 Кб (Скачать документ)

Экономическая мысль Древнего мира

С появлением первых государственных  образований и зарождением различных  форм участия государства в хозяйственной  жизни, т.е. со времен древних цивилизаций, перед обществом возникло множество  насущных проблем, актуальность и важность которых сохраняется до сих пор  и едва ли когда будет утрачена. В их числе наиболее значимой была и, очевидно, будет всегда проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества на основе логически выверенной систематизации экономических идей и концепций в экономической теории, принимаемой в результате всеобщего одобрения в качестве руководства к действию при осуществлении хозяйственной политики.

Как же эта проблема решалась в  Древнем мире? Какими аргументами  на протяжении с четвертого тысячелетия  до нашей эры и до первых столетий первого тысячелетия нашего времяисчисления  в странах Древнего Востока и  античного рабства поддерживалась система рабовладения и приоритета натурально-хозяйственных отношений перед товарно-денежными?

Коротко ответы на эти вопросы могут  быть сведены к следующему.

1. Выразители экономической мысли  Древнего мира — крупные мыслители  (философы) и отдельные правители  рабовладельческих государств —  стремились идеализировать и  сохранить навсегда рабовладение  и натуральное хозяйство как  главные условия открытого разумом  и охраняемого гражданскими законами  непреходящего «естественного порядка».

2. Доказательства идеологов Древнего  мира базировались преимущественно  на категориях морали, этики, нравственности  и были направлены против крупных  торгово-ростовщических операций, т.е.  против свободного функционирования  денежного и торгового капитала, в которых усматривали искусственную  сущность, нарушающую принцип эквивалентности  и пропорциональности процесса  обмена товаров на рынке по  их стоимости.

Однако для более обстоятельной  и полной характеристики эволюции экономической  мысли Древнего мира необходимо обособленное рассмотрение особенностей хозяйственной  жизни восточного рабства и классического (античного) рабства и основных идей и воззрений в дошедших до нас  памятниках экономического мышления цивилизаций  Древнего Востока и античных государств.

Экономическая мысль цивилизаций  Древнего Востока

Главная особенность восточного рабства  заключается, как известно, в масштабных хозяйственных функциях государства, обусловленных отчасти и объективными предпосылками. Так, создание ирригационной  системы и контроль над ней  требовали безусловного участия  государственных органов в этой деятельности, в том числе в  части правовых мер. Однако чрезмерная государственная опека (регулирование) натурального по сути хозяйства посредством  регламентации сферы ссудных  операций, торговли и долговой кабалы и ведущая роль в национальной экономике собственности государства  стали теми критериями, в соответствии с которыми хозяйство восточных  цивилизаций нередко называют азиатским  способом производства.

Остановимся на наиболее популярных источниках — памятниках экономической  мысли цивилизаций Древнего Востока.

Древний Египет. На примере этой страны человечество располагает двумя  самыми ранними памятниками экономической  мысли за всю историю самоорганизации  в рамках государственных образований. Один из них датируется XXII столетием  до нашей эры и им является некое  послание, получившее название «Поучение гераклеопольского царя своему сыну». В этом «Поучении» приводятся «правила» государственного управления и руководства хозяйством, овладение которыми для правителя так же важно, как и всякая другая сфера искусства. Другой памятник датирован началом XVIII в. до н.э. и называется «Речение Ипусера», а главная его идея — недопущение бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства во избежание обогащения «простолюдинов» и начала в стране гражданской войны.

Вавилония. Это древневосточное государство Месопотамии, расположенное в междуречье Тигра и Евфрата, оставило потомкам творение своего царя Хаммурапи (царствовал в 1792—1750 гг. до н.э.), часто именуемое кодексом законов, который действовал в этой стране в XVIII в. до н.э. В соответствии с ним во избежание разрушения натурально-хозяйственных отношений и угрозы суверенитету страны из-за ослабления государственных структур и армии от сократившихся поступлений налогов в казну вводились чрезвычайно жесткие правовые нормы. Их нарушение влекло за собой самую суровую экономическую, административную и уголовную ответственность вплоть до смертной казни.

Вот некоторые примеры законодательных  установок в кодексе Хаммурапи:

- посягнувший на чужую (частную)  собственность, в том числе на раба, карается обращением в рабство либо смертной казнью;

- за несвоевременную уплату  долгов ни царские воины, ни  другие граждане-вавилоняне не  лишаются своих земельных наделов,  как ранее;

- срок долгового рабства кого  бы то ни было (жены, сына, дочери  либо отца семейства) не должен  превышать трех лет, а сам  долг отменяется по отбытии  срока наказания;

- предел денежной ссуды не  может превышать 20%, натуральной  — 33% от ее первоначальной суммы.

Древний Китай. Своеобразие древнекитайской экономической мысли ассоциируется, как правило, с именем Конфуция (Кун Цзы (551—479 до н.э.) и его сборником «Лунь юй» («Беседы и суждения»), а также с идеями популярного в IV—III вв. до н.э. коллективного трактата «Гуань-цзы».

Сторонник регламентированных патриархальных отношений и защиты государством экономического благополучия родовой  знати и всех «вышестоящих», Конфуций настаивал на мысли, что только образованный правитель, являясь «отцом народа»  и гарантом «правильного действия», способен реально повлиять на равномерное  распределение создаваемого обществом  богатства. Этот философ хотя и признавал  божественное и природное начало деления людей по сословиям, тем  не менее считал обязательным долгом каждого человека стремиться к моральному совершенству, постижению естественных правил уважения старших, сыновней почтительности и дружбе с братьями. По его мнению, тогда «у народа будет достаток», когда хозяйствование будет умелым, а труд, приумножающий богатство народа и государя, станет одинаково выгодным как в условиях «великой общности» (коллективной собственности крестьянской общины), так и частного владения потомственной аристократии и непотомственных рабовладельцев.

Авторы «Гуань-цзы», подобно Конфуцию, в качестве главной выдвигали задачу «сделать государство богатым и народ довольным» (посредством равномерного распределения богатства без «обогащения» торговцев и ростовщиков) и так же, как он, ратовали за незыблемость сословного деления общества (полагая, что без Богом избранных «знатных» и высших сословий страна не имела бы доходов и что не может быть, чтобы «все были знатны», так как «некому было бы трудиться»). В числе мер по стабилизации натурально-хозяйственных отношений наиболее важными они считали регулирование государством цен на хлеб (дабы «в селениях царило спокойствие»), создание государственных запасов хлеба, введение льготных кредитов земледельцам, замену прямых налогов на железо и соль косвенными (перекладывая эти налоги на производимые с их использованием товары) и др. Небезынтересно отметить и то обстоятельство, что основными составляющими понятия богатства в трактате названы, наряду с золотом и жемчугом, и иные материальные блага, товарная сущность которых на рынке не подлежит сомнению. При этом роль золота как товара и меры исчисления ресурсов государства «объяснялась» прежде всего его природным предназначением выступать в качестве денег и способствовать такому обмену, в результате которого «выгоды у одних» бывают «больше, чем у других».

Древняя Индия. Наиболее ярким свидетельством древнеиндийской экономической  мысли на протяжении IV—III вв. до н.э. является трактат под названием  «Артхашастра», означающий в переводе учение («артха») о доходах («шастра»). Его автором явился некий Каутилья (советник царя Чандрагупты I в конце IV в. до н.э.), возвещавший своему народу положения о трудовом происхождении богатства и необходимости регулирования процессов распределения торговой прибыли между купцами и государством. Именно государство, на его взгляд, обеспечивает охрану ирригационных сооружений, льготное землепользование, освоение источников руды, строительство дорог, развитие промыслов, борьбу со спекулирующими торговцами и т.д. Согласно трактату, «накопление богатства» естественным образом предполагает деление общества на рабов и свободных граждан-ариев, для которых «не должно быть рабства», и каждый, кто не возвращает причитающиеся за пользование землей долги, обязан за это разделить участь низшего сословия на время либо навсегда. Выступая за регулируемый государством хозяйственный механизм, Каутилья выдвинул сугубо эмпирический вариант дифференциации в цене товара издержек производителей и купцов: им предлагались заранее устанавливаемые нормативы в размере 5 и 10% соответственно от цены товара местного и иностранного происхождения.

Экономическая мысль Древней Греции

Рабство, которое имело место в  Древней Греции и Древнем Риме в первом тысячелетии до эры, называют классическим, или античным. Причем лучшими достижениями экономической  мысли античного рабства в  период конца V—IV вв. до н.э. явились  труды древнегреческих философов Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Поэтому далее речь пойдет о видении «достоинств» натурального хозяйства и «естественном» характере рабовладения только на примере названных авторов.

Ксенофонт (430—354 до н.э.). Экономические воззрения этого философа нашли свое выражение в его трактате «Домострой», в котором приводятся следующие положения:

- разделение труда на умственный и физический, а людей — на свободных и рабов имеет естественное (природное) происхождение;

- природному предначертанию отвечает  преимущественное развитие земледелия  по сравнению с ремеслом и  торговлей; производительно может  выполняться «наиболее простая  работа»; степень разделения труда  обусловлена, как правило, размерами  рынка сбыта;

- всякому товару присущи полезные  свойства (потребительная стоимость)  и способность обмениваться на  другой товар (меновая стоимость);

- деньги изобретены людьми для  того, чтобы с их помощью осуществлялось  товарное обращение и накопление  богатства, но не ростовщическое  обогащение.

Платон (428—347 до н.э.). Этот философ, предвосхитивший  ряд элементов возникшей впоследствии так называемой коммунистической модели социально-экономического устройства, отстаивал прежде всего натурально-хозяйственные отношения рабовладельческого общества, что нашло отражение в характеристике двух проектов идеального государства в его произведениях «Государство» и «Законы».

В первом сочинении речь идет об особо  важной, с точки зрения Платона, роли, которую совместно призваны выполнять  аристократическое сословие (философы) и сословие воинов (армия) в обеспечении  общественных интересов. Эти сословия, олицетворяя аппарат управления идеального государства, не должны, по мысли ученого, обладать собственностью и обременять себя хозяйством, так  как их материальное

обеспечение (по уравнительному принципу) должно стать общественным. Остальная  часть общества отнесена в проекте  к обладающему и распоряжающемуся собственностью третьему сословию, названному Платоном чернью (земледельцы, ремесленники, купцы), и к рабам, приравненным к  собственности свободных граждан.

Во втором произведении философ  выдвигает обновленную модель идеального государства, развивая и конкретизируя  свою аргументацию в части осуждения  ростовщичества, обоснования ведущей  роли в хозяйстве земледелия по сравнению  с ремеслом и торговлей. Основное внимание при этом вновь уделено  аппарату управления обществом, т.е. гражданам  высших сословий, которые, в частности, будут наделены правом владения и  пользования (неполное право собственности) предоставляемым им по жребию государством домом и земельным наделом. Кроме  того, проектом оговаривается возможность  последующей передачи земли по наследству на тех же условиях одному из детей  и требование, чтобы ценность общего имущества граждан не разнилась  более чем в четыре раза.

Аристотель (384—322 до н.э.). Проект идеального государства этого философа изложен в его трудах «Никомахова этика», «Политика» и др. В них он, подобно Ксенофонту и Платону, настаивает на обусловленности деления общества на свободных и рабов и их труда на умственный и физический исключительно «законами природы» и указывает на более высокую роль в хозяйстве земледелия, а не ремесла или торговли. Но свою приверженность принципам натурального хозяйства ученый особенно ярко продемонстрировал в выдвинутой им оригинальной концепции об экономике и хрематистике.

Эта концепция носит как бы классификационный  характер, о чем свидетельствует  то, что все виды хозяйства и  деятельности людей, от земледелия и  скотоводства до ремесленного производства и торговли, он соотносит с одной  из двух сфер — естественной (экономика) и неестественной (хрематистика). Первая из них представлена земледелием, ремеслом и мелкой торговлей и должна поддерживаться государством, так как ее звенья способствуют удовлетворению насущных жизненных потребностей населения. Вторая же зиждется на бесчестных крупных торговых, посреднических и ростовщических операциях, проводимых ради достижения беспредельной и корыстной цели, суть которой — искусство наживать состояние, т.е. все большее «обладание деньгами».

Таким образом, по рассматриваемой  концепции Аристотеля, все, что могло  бы подорвать основы натурально-хозяйственных  отношений (а это прежде всего обусловленное разделением труда движение торгового и денежного капитала), относится к «издержкам» хрематистики. А последние, на его взгляд, обусловлены непониманием того, что «в действительности вещи столь различные не могут стать соизмеримыми», ибо возникшие в результате соглашения между людьми деньги, по мысли философа, представляют собой не более чем «удобный в обиходе» товар и «в нашей власти», чтобы они (деньги) стали неупотребительными». Поэтому он решительно осуждает использование денег не по истинному назначению, т.е. с целью обеспечения удобств в обиходе «ради меновой торговли», и откровенно признается в том, что ростовщичество у него «вызывает ненависть».

Экономическая мысль Древной Руси, не знавшей рабовладельческого строя, возникла в Киевской Руси – могущественном и авторитетном государстве Европы. Договоры князей, грамоты и, прежде всего, все летописи дают нам относительное полное представление о торговой и налоговой политики, характер земледелия, развитии ремесел, росте городов. Ценным источником сведений о феодализации Руси служит “Русская правда” – своеобразный кодекс содержавший нормы торговли (внутренней рынок), и “гость бы” (внешняя торговля - гости купцы) действовал этот свод законов, где первые статьи принадлежат Ярославу Мудрому (1019-1054), а остальные сформулированы позднее - с 30-х гг. XIв до XVв. В 1097г. на съезде русских князей закреплено право получения земли “от отца” (вотчины), что стало началом феодального раздробления Руси и одной из причин ее поражения при нашествии восточных кочевников (татаро-монгольского иго). Экономическая мысль этого сложного периода отражала идею объединения в сильное государство (“городские ереси” в Новгороде XIV-XV на этапе “Задонщина” где прославился Дмитрий Донской).

При Иване III (1462-1505) формирование централизованного  государства завершилось и за XVв территория Московского княжества выросла в 30 раз. В 1497г. был издан “Судебник” – первый общерусский сводник законов. В его 56-й статье ограничивался срок выхода крестьян от феодала 2 недели до и после Юрьева дня (26 ноября). Одновременно там отражены: ликвидации феодальной раздробленности, широкая торгово-ремесленная деятельность, градостроительство, развитие горнодобывающей и литейных заводов. 
 
Взгляды поместного дворянства XVI в. отразил Ермолай Еразм, священник и позднее монах, написавший произведение “Благо хотящим царем правительница и землемерие” (40-50 гг. XVI в) предназначенное для Ивана IV. В “Правительнице” автор отстаивал интересы поместного дворянства. Повинности крестьян считал слишком высокими, предполагая ограничить их пятой частью и выполнять только в форме натурального оброка. Размер поместного надела и количества душ, крепостных Еразм ставил в зависимость от службы, а богатство вельмож отвергал как несправедливое. Работа имела четкую антибоярскую направленность.

Выступая против ростовщичества и  обогащения торговцев за счет чрезмерной прибыли, он писал: “Растет по Божьему  повелению, садовое, серебру же не положа Бог растениа”. В руководстве Ермолай предлагает царю осуществить систему важных мероприятий по совершенствованию социально-экономического порядка: законодательное урегулирование повинностей, порядок обеспечения царя денежными средствами, реформу измерения земли, отмену кормлений, урегулирование воинской службы. 
 
Крупные сдвиги в экономической политике России этого периода осуществлял сам Иван Грозный, разгромив крупные княжеско-боярские вотчины и обеспечив рост и укрепление служилого дворянства, а в своих указах оставивший историкам экономических доктрин свое видение общественного строя централизованного государства. Деятельность Ивана IV поставила перед историками проблему цены реформ, т.е. негативных текущих и долгосрочных последствий преобразований общественного строя

Экономическая мысль средневековья

Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как  и времен Древнего мира, базируются в основном на материалах дошедших до нас литературных источников. Но существенной особенностью идеологии рассматриваемого периода, в том числе и в области хозяйственной жизни, является ее сугубо богословский характер. По данной причине средневековым экономическим доктринам присущи многообразные хитросплетения схоластических и софистических суждений, причудливые нормы религиозно-этического и авторитарного свойства, с помощью которых предполагалось не допустить грядущего утверждения рыночных экономических отношений и демократических принципов общественного устройства.

Средневековый тип натурально-хозяйственных  отношений, или феодализм, зародился, как известно, в Ш—VIII вв. в ряде государств Востока и V—XI вв. — в странах Европы. И с самого начала вся полнота политической власти и экономического могущества была в них достоянием светских и церковных феодалов, которые как явно, так и неявно осуждали тенденции расширения масштабов товарности экономики и ростовщичества.

В экономической литературе в числе  наиболее значимых представителей средневековой  экономической мысли на Востоке, как правило, упоминаются видный идеолог арабских государств Ибн Хальдун, а в Европе — лидер так называемой поздней школы канонизма Фома Аквинский. Об их творческом наследии и последует далее речь.

Ибн Хальдун (1332—1406). Его жизнь и творчество связаны с арабскими странами на севере Африки, где в духе, как принято говорить, азиатского способа производства государство традиционно сохраняло за собой право владения и распоряжения значительными земельными угодьями, сбора для нужд казны обременительных налогов с доходов населения. Причем с тех пор, как в начале VII в. на землю снизошли «откровения Бога» и услышавший их мекканский купец Мухаммед — первый проповедник Корана — возвестил мусульманский мир о новой (исламской) религиозной идеологии, ослабить «всесилие» антирыночных постулатов, казалось, ничто более не смогло бы.

Веру в незыблемость сословной  дифференциации общества, т.е. в то, что «Аллах дал преимущество одним  людям перед другими», а также  в богоугодность бартерной по существу торговли, на всех этапах эволюции общества от «примитивности» к «цивилизации» попытался укрепить в душах всех правоверных и Ибн Хальдун, выдвинув с этой целью концепцию некой «социальной физики». Вместе с тем, последняя не лишена отдельных поучительных идей и историко-экономических обобщений, таких, например, как необходимость возвышенного отношения к труду, порицание скупости, жадности и расточительства, понимание объективного характера прогрессивных структурных изменений в сферах экономики, благодаря которым к давним хозяйственным заботам людей в земледелии и скотоводстве прибавились сравнительно новые занятия в ремесленном производстве и торговле.

Переход к цивилизации и соответственно избыточному производству материальных благ позволит, по мнению Ибн Хальдуна, многократно приумножить национальное богатство, и со временем каждый человек сможет обрести больший достаток вплоть до предметов роскоши, но при этом никогда не наступит всеобщее социальное и имущественное равенство и не исчезнет деление общества на «слои» (сословия) по имущественному признаку и принципу «предводительства».

Развивая тезис о проблеме достатка и недостатка в обществе материальных благ, мыслитель указывает на ее обусловленность прежде всего размерами городов, точнее, степенью их заселенности и делает следующие выводы.

- С ростом города растет достаток  в «необходимом» и «лишенном  необходимости», приводя к снижению  цен на первое и росту цен  на второе и свидетельствуя  одновременно о процветании города.

- Малочисленность населения города  является причиной дефицита и  дороговизны всех необходимых  его населению материальных благ.

- Расцвет города (как и общества  в целом) реален в условиях  снижающихся размеров налогов,  включая пошлины и поборы правителей  на городских рынках.

Фома Аквинский (Аквинат) (1225—1474). Этот итальянский монах-доминиканец считается наиболее авторитетной фигурой упоминавшейся выше школы канонистов на позднем этапе ее развития. Его воззрения в области социально-экономического устройства общества существенно разнятся с положениями основателя канонизма, или, как еще говорят, ранней школы канонистов, Августина Блаженного (354—430). При этом, на первый взгляд, Ф.Аквинский, подобно Августину, опирается на те же принципы религиозно-этического свойства, на основе которых школа на протяжении ряда столетий трактовала правила хозяйственной жизни, установления справедливых цен и достижения эквивалентного и пропорционального обмена.

На самом же деле Ф.Аквинский, учитывая реалии своего времени, изыскивает сравнительно новые объяснения социального неравенства в условиях более дифференцированного, чем прежде, сословного деления общества. В частности, в работе «Сумма теологии» он оперирует уже не единичными, а массовыми проявлениями признаков утверждающих себя изо дня в день масштабных товарно-денежных отношений в возросших числом и своим могуществом городах. Иными словами, в отличие от ранних канонистов, прогрессирующий рост городского ремесленного производства, крупных торговых и ростовщических операций Ф.Аквинский не характеризует отныне как исключительно греховные явления и не требует их запрещения.

С точки зрения методологических позиций, внешне у автора «Суммы теологии»  почти нет расхождений с ранними канонистами. Однако, если последние придерживались принципа неоспоримой авторитарности текстов священного писания и трудов церковных теоретиков, а также метода морально-этического обоснования сути экономических и явлений, то Ф.Аквинский наряду с названными инструментами исследования использует и так называемый принцип двойственности оценок, позволяющий средствами софистики диаметрально изменить суть первоначальной трактовки хозяйственного или экономической категории.1

Понимание различий и совпадений в  структуре исследовательского процесса и экономического явления заключается  в рассмотрении принципа понимания, как расположены имущественные  экономические отношения в процессе взаимодействия экономических субъектов. В данной ситуации важно проявление связи частей исследуемого экономического явления с целью организации, совпадения ее принципа с принципом  ее исследования. При этом следует  отметить, что наиболее полно проблема такого совпадения прослеживается в  эволюции экономической мысли в  период зарождения рыночной экономики  и предпринимательства.

Вытеснение натурального хозяйства  рыночными экономическими отношениями  происходило на протяжении значительного  промежутка времени, именуемого историками-экономистами не иначе как периодом (эпохой) меркантилизма. Широко распространена в экономической  литературе и характеристика этого  времени К.Марксом, назвавшим его периодом «первоначального накопления капитала». Кроме того, в марксистском толковании меркантилизм — это прежде всего один из последовавших за географическими открытиями моментов в процессе перехода от феодализма ж капитализму.

Между тем все экономисты современности  единодушны как в том, что меркантилизм обозначил переходный период в зарождении экономической науки в качестве самостоятельной отрасли человеческих знаний в социально-экономической  сфере, так и в том, что благодаря  меркантилизму пришло понимание  сдерживающих признаков научно-технического прогресса в доиндустриальной экономике. Латинские («mercari»— торговать), англофранцузские («mercantile» — торговый) и итальянские («mercante» — торговец, купец)в«меркантилизм», конечно же, не дают полного представления о сути меркантилистской системы, «принципы» научного мировоззрения которой господствовали на протяжении XVI-—XVIII столетий.

В частности, идеологи меркантилизма  были убеждены, что только деньги (золотые  и серебряные) и сокровища олицетворяют богатство нации, государства. Приумножение богатства, полагали они, требует протекционистских  мер по регулированию внешней  торговли и того, чтобы поощрялся  экспорт, сдерживался импорт и всемерно поддерживалась национальная промышленность. Наряду с этим из-за отсутствия должных теоретических познаний в области народонаселения меркантилисты считали возможным поддержание низкого уровня заработной платы благодаря росту населения (предложения рабочей силы).

По меркантилистской концепции  достижение активного торгового  баланса увязывается непременно с мерами государственного вмешательства, а источником богатства считается  неэквивалентный обмен в результате торговых взаимоотношений с другими  государствами. Причем не только меркантилисты, но и- подавляющая часть представителей вытеснившей их впоследствии классической политической экономии, безусловно, верили в абсолютную власть просвещенной деспотии, т.е. в монархию, и были весьма далеки от истинных принципов демократии.

К сказанному следует прибавить, что  даже более 100 лет спустя после выхода в свет в 1664 г. книги английского  меркантилиста Томаса Мена («Богатство Англии во внешней торговле, или  Баланс нашей внешней торговли как  принцип нашего богатства»), т.е. когда  уже появилось «Исследование  о природе и причинах богатства  народов» великого Адама Смита (1776) и были опубликованы произведения крупнейших физиократов Ф.Кенэ и А.Тюрго, — еще тогда во Франции, например, сохранялись такие средневековые «традиции», как ремесленные цехи и феодальные привилегии (отменены в 1790 г.), а в Англии — Статут о ремесленниках и елизаветинский Закон о бедных (отменены соответственно в 1813—1814 и 1834 гг.). Другими словами, меркантилисты, ратуя за всеобщую коммерциализацию национального хозяйства, все же сдерживали этот процесс в отношении таких основных факторов производства, как труд и земля, без чего едва ли вообще возможна независимая рыночная экономическая система.

Характеризуя учение меркантилистов как систему практической политики, Н.Д. Кондратьев и другие современные экономисты прежде всего имеют в виду то обстоятельство, что промышленное производство в тот период контролировалось главным образом торговым капиталом, т.е. купцами. Благодаря последним эта сфера стала развиваться на коммерческой основе, и ее масштабы вышли далеко за пределы городов. Объяснялось это тем, что вплоть до конца XVIII в. преимущественно надомное производство не имело дорогого оборудования и поэтому, подключаясь к сфере промышленной деятельности, хорошо знавшие конъюнктуру рынка купцы мало чем рисковали, превратив ее в конечном счете в некий придаток торговли.

Таким образом, в ситуации доиндустриальной экономики меркантилистам не приходилось  сталкиваться с проблемами регулярной занятости рабочей силы, организации  неизвестного тогда еще фабрично-заводского производства. Основными их требованиями неизменно оставались превышение экспорта над импортом, стимулирование вывоза из страны капитала и ввоза в нее  золота и роскоши из-за рубежа, недопущение  в национальную экономику заграничных  инвестиций.

Однако подобного рода теоретические  установки, основанные на протекционистских  настроениях в области государственного регулирования внешней торговли, наивное отождествление денег и  богатства, всемерное одобрение  общественных работ и другие постулаты меркантилистов в самом деле располагают к нелепым с позиций сегодняшней экономической науки выводам об «обязанности» государства обеспечивать население рабочими местами, придерживаться политики «разори соседа» ради обогащения собственного народа и т.п.

 

К числу современных принято  относить экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX и в начале XX вв. Они представлены широким разнообразием позиций, взглядов, концепций.

Выделим главные направления современной  экономической мысли и охарактеризуем их в самых общих чертах. К ним  относятся

1)         неоклассическое;

2)         кейнсианское;

3)         институционально-социологическое.

Неоклассическое направление возникло как реакция на экономическое  учение К. Маркса, его критическое  осмысление. Оно господствовало до 30-х годов XX в. и воспевало свободную  конкуренцию. Кризис и Великая депрессия  показали неспособность свободной  конкуренции преодолеть противоречия, решить все социально-экономические  проблемы. Вследствие этого появляется новое экономическое учение —  кейнсианство, требующее серьезного вмешательства в экономику государства. Когда в 70— 80-х годах чрезмерное вмешательство государства в  экономику стало тормозить развитие общественного производства, неоклассическое  учение снова приобрело актуальность и сохраняет ее до настоящего времени. В западной экономической литературе это направление получило название «новый классический экономике».

Неоклассическое направление экономической  науки представлено современными теориями монетаризма и неолиберализма.

Монетаризм — теория, исходящая  из представления о решающем влиянии  денежной массы на цены, инфляцию и  ход экономических процессов. Монетаристы сводят управление экономикой прежде всего к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, количеством денег, находящихся в обращении и в запасах, достижению сбалансированности государственного бюджета и установлению высокого кредитного банковского процента.

Американский ученый Милтон Фридмеп (род. в 1912 г.) — один из крупнейших авторитетов в современной экономической науке, признанный глава «новой монетаристской школы», лауреат Нобелевской премии по экономике за 1976 г. Его экономические советы использовались в Чили во времена правления Пиночета и в экономической политике, проводимой Р. Рейганом в США. На обложке книги М. Фридмена «Свобода выбора» Рейган написал: «Ее нужно прочитать всем, кто заинтересован в будущем Америки», По мнению М. Фридмена, все крупнейшие экономические потрясения объясняются последствиями денежной политики, а не нестабильностью рыночной экономики, поэтому государство должно как можно меньше и осторожнее вмешиваться в рыночные отношения. 

 

 

 

Неолиберализм — течение, согласно которому необходимо сокращать (свести к минимуму) вмешательство государства  в экономику (принцип, еще заложенный А. Смитом), ибо частное предпринимательство  способно вывести из кризиса экономику  и обеспечить ее подъем и благосостояние населения. Отсюда важно предоставление максимально возможной свободы  предпринимателям и торговцам в  хозяйственной деятельности. Из современных  экономистов представителем этого  направления является

Фридрих А. фон Хайек (1899—1984), который родился в Германии, а работал в Англии. Он стал проповедником рыночной экономики XX в., лауреат Нобелевской премии по экономике за 1974 г. В книге «Дорога к рабству» Хайек доказывает, что отказ от экономической свободы, от рыночного ценообразования ведет к диктатуре, к экономическому рабству, утверждает превосходство рыночной системы хозяйства над смешанной и «командной» экономикой, подчеркивает, что социалистические идеи государственной экономики обречены на полный провал.

Направление экономической теории, основателем которого является англичанин Джон Мейнард Кейнс (1883—1946), теоретически обосновывает государственное регулирование развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы. По его мнению, с помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы. Дж.М. Кейнс — выходец из научной среды, его отец был ученым-экономистом. Кейнсианские идеи в течение нескольких десятилетий оказывали воздействие на развитие экономики и политики первой половины XX в. во всем мире. Влияние Кейнса на общественное мнение оказалось самым сильным после А. Смита и К. Маркса. В главном произведении «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) изложены его теория и программа государственного регулирования экономики. Он был объявлен «спасителем капитализма», а его теория провозглашена «кейнсианс-кой революцией в политической экономии». Вместе с тем ряд теоретических положений Кейнс заимствовал из классической политической экономии А. Смита и Д. Рикардо, а также из экономической теории марксизма (в частности, из марксистской теории воспроизводства).

Третьим направлением современной  зарубежной экономической мысли  является институционально-социологическое, представителями которого являются Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл, Дж. Гелбрейт. Его сторонники рассматривают экономику как систему, где отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием экономических и внеэкономических факторов, среди которых исключительную роль играют технико-экономические факторы. Под институтами они подразумсвают корпорации, профсоюзы, государство. В этом направлении экономической теории отмечаются недостатки капиталистического общества: засилье монополий и издержки свободной рыночной стихии, растущая милитаризация экономики, отдельные пороки «общества потребления» (например, бездуховность) и др. Американский экономист Торстейн Веблен (1857—1929) прославился на весь мир книгой «Теория праздного класса» (1899), в которой он опроверг попытки политэкономов упростить действительность и мнение, что поведение человека можно описать математически, с помощью уравнений. Он считал, что в обществе возможна лишь временная стабильность. В результате революции богатые беспрепятственно улучшают свое положение, а нищие слои населения и далее будут терпеть лишения. В связи с тем, что потребление в современном обществе становится средством повышения статуса, количество товаров при высоких ценах будет возрастать скорее, чем при низких. Жажда предпринимателей к наживе толкает их на беспринципные поступки: попытки устранить конкуренцию, ограничить выпуск товаров. Его нападки на капитализм вызывали по отношению к нему почти личную враждебность. Ему были закрыты при жизни дороги к академическим почестям и престижу в ученом мире. Веблен был обречен на духовное одиночество и смерть в нищете, но его теории и сегодня остаются актуальными.

В данном направлении важное место  занимает проблема преобразования, трансформации  современного общества. Сторонники институционализма полагают, что НТП ведет к преодолению социальных противоречий, к бесконфликтной общественной эволюции общества от индустриального к постиндустриальному, супериндустриальному или «неоиндустриальному (т. е. информационному)» обществу. Абсолютизация роли технико-экономических факторов позволила выдвинуть теорию конвергенции (Дж. Гелбрейт, П. Сорокин — США, Р. Арон — Франция, Я. Тинберген — Нидерланды).

Главная идея современного институционализма в утверждении не просто возрастающей роли человека как основного экономического ресурса постиндустриального общества, а в аргументации вывода об общей переориентации постиндустриальной системы на всестороннее развитие личности: XXI век провозглашается столетием человека.

Наши лучшие экономисты-глобалисты, которые исследуют процесс экономической  эволюции, считают, что эволюция включает развитие как совместное взаимообусловленное  превращение, но не в одну (согласно теории конвергенции), а в разные системы.



Информация о работе Экономическая мысль Древнего мира