Экономическая мысль Древнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 16:50, реферат

Описание

Экономико-специфическая сфера человеческой деятельности родилась одновременно с возникновением человеческого общества. В процессе своей хозяйственной деятельности первобытные люди накапливали производственный опыт, приобретали навыки решения проблем экономического характера. Все это закреплялось в родовой памяти поколений. Однако в те отдаленные от нас времена экономические представления людей являлись составной частью их архаического мышления.

Работа состоит из  1 файл

Эконом. мысль Древнего Востока.doc

— 110.50 Кб (Скачать документ)

Выдающимся письменным памятником, характеризующим состояние хозяйства и экономическую жизнь Древней Индии в IV- III вв., является знаменитый трактат "Артхашастра". В переводе с языка санскрит это название означает науку о материальной выгоде, под которой понималось пополнение государственной казны. В этом, утверждается в трактате, состоит главная цель экономической политики государства. Основным источником государственных доходов в трактате называются прибыль от царских хозяйств и различные налоги и пошлины. Важным источником обогащения государственной казны признается также торговля, которая рассматривалась как объект государственной регламентации. В частности, фиксировалась норма торговой прибыли, устанавливалась "справедливая" рыночная цена. В целом, "Артхашастра" характеризует довольно высокий уровень общественного развития Древней Индии и характерные черты экономической мысли в этой стране.

Автор - Каутилья "Артхашастры" (советник царя Чандрагупты I) утверждал о трудовом происхождении богатства и осветил основные положения:

  • за широкие функции государства (обеспечение охраны ирригационных сооружений, льготное землепользование, освоение источников руды, строительство дорог, развитие промыслов, борьба со спекулирующими торговцами и т.д.)
  • «накопление богатства» естественным образом предполагает деление общества на рабов и свободных граждан-ариев, для которых «не должно быть рабства», и каждый, кто не возвращает причитающиеся за пользование землей долги, обязан за это разделить участь низшего сословия на время либо навсегда.
  • формирование справедливых цен на товары (доля прибыли торговцев в цене товара должна составлять 5% от цены на местные товары и 10 % от цены на иностранные. В случае отклонений - разницу изымать в казну).

 

 

  Заключение

Экономическая жизнь  древневосточных обществ имеет практически полностью натурально-хозяйственную основу и регулируется «снизу» унаследованной еще от первобытных времен традиций, «сверху» - государственной регламентацией, еще во многом основанной на той же традиции.

Памятники экономической мысли Древнего Востока – это, как правило, своды, законов и сочинения по искусству государственного управления, экономическое знание носит догматический, априорный характер. Периодичное повторение одних и тех же экономических ситуаций создавало возможность для успешного ведения хозяйства путем простого копирования удачного опыта прежних лет.

Изначально и в течение  очень длительного времени в  силу объективных причин экономической основой являлся центрально-управляемый тип хозяйства. Рынок (тем более свободный рынок), как производная экономической деятельности и низовая хозяйственная единица, зарождался долго и достаточно мучительно.

Для его становления необходимо было очень много факторов, на первый взгляд не связанных с экономикой: развитие государственно-правовой сферы, духовно-ментальной среды, в целом рост цивилизованности личности и общества.

Развитие рынка, зарождение рыночного хозяйства и в целом  системы свободных рынков исторически показали прямую взаимозависимость социально-политической и экономической сфер. Развитие демократии и демократической системы невозможно при отсутствии системы свободных рынков. Там же, где господствовал центрально-управляемый тип хозяйства, в основе которого лежит отсутствие системы частной собственности (в первую очередь на землю), всегда социально-политическая система проявлялась в форме деспотии.

В современной литературе можно встретить различную трактовку  основных факторов производства. В целом их выделяют четыре: земля, труд, капитал и менеджмент. Зарождались они в различное время, что было связано с объективным экономическим развитием. Развивались они также по-разному, но всегда в тесной взаимосвязи. Все они разнохарактерные и обладают своей спецификой.

Поэтому из всего вышеизложенного можно  выделить общие черты экономической мысли Древнего Востока:

  1. трактаты древневосточных мыслителей были, прежде всего, источниками сведений о хозяйственном быте, и только во вторую очередь их можно рассматривать как памятники экономической мысли
  2. она выражались в терминах, заимствованных из обыденного языка
  3. носила преимущественно нормативный характер, т.е. отвечала на вопросы: «Как должно быть? Как следует поступать?»

Именно на эти  вопросы и именно эти черты  экономической мысли Древнего Востока  и проявились во всех произведениях  философов того времени.

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Черкурин А. Древний Восток/Словари и энциклопедии. М.: Эксмо, 2002
  2. Покидченко М.Г., Чаплыгина И.Г. История экономических учений/Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2005
  3. Шмарловская Г.А. и др. История экономических учений/Учебное пособие. М.: Новое знание, 2006
  4. Видяпина В.И. Бакалавр экономики/Хрестоматия. Т.2
  5. Березин И.С. Краткая история экономического развития/Учебное пособие. М.: Русская Деловая Литература, 1999.
  6. Бор М.З. История мировой экономики. М.: Дело и Сервис, 1998.
  7. История мировой экономики/Под ред.Г.Б. Поляка. М.: ЮНИТИ, 1999.
  8. Экономическая история зарубежных стран/Под ред. В.И. Голубовича. Минск: Экоперспектива, 1998.

 

 


Информация о работе Экономическая мысль Древнего Востока