Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 02:27, курс лекций
Образование централизованных государств и преодоление феодальной раздробленности повлекли попытки осмыслить принципы организации и управления не отдельного частного, а государственного, общественного хозяйства. Как попытка теоретического обоснования экономической политики, отражающей интересы торговой буржуазии возник меркантилизм - первая школа экономической науки.
1. Предмет экономической теории и его эволюция.
2. Метод экономической теории
Рис. 4
Теорию факторов производства можно разделить на два направления. В соответствии с первым направлением стоимость представляет результат производительного использования каждого фактора производства (по аналогии с созданием продукции). В соответствии со вторым направлением стоимость - это «жертва», которую несут собственники факторов производства, прежде всего рабочие и капиталисты. Участие каждого фактора в создании стоимости определяется величиной этой «жертвы».
Теория предельной производительности факторов производства является модификацией теории предельной полезности, вызванной необходимостью перехода от определения предельной полезности предметов потребления к определению предельной полезности факторов производства.
5. С конца ХІХ в. все нетрудовые теории стоимости трансформировались в теорию цены. В экономической теории стоимости был осуществлен поворот от причинно-следственного методологического подхода к функциональному. Основоположник современного неоклассицизма А.Маршалл сделал попытку отойти от поисков единственного источника стоимости и соединил теорию предельной полезности с теорией издержек производства и с теорией спроса и предложения. А.Маршалл писал: «Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц».
Согласно выработанному неоклассиками подходу, цена товара определяется двумя факторами: полезностью и издержками производства. Цена, которую покупатель согласен уплатить за товар, обуславливается степенью его полезности. Цена, которую назначает продавец, имеет в своей основе издержки производства. Цены формируются в ходе своеобразного компромисса между покупателями и продавцами.
Тема 3: Государство в рыночной экономике
1. “Провалы” рынка и функции государства
2. Система инструментов регулирования экономики
3. Эволюция
концепций роли и функций
1. Эффективно функционирующий рыночный механизм позволяет решать многие, стоящие перед обществом проблемы. Он соединяет интересы производителей и потребителей, стимулирует научно-технический прогресс, снижение издержек производства, повышение качества, непрерывное расширение ассортимента товаров и услуг. Он превращает цены в сигнальную систему, ориентирующую потоки инвестиций и ресурсов, их эффективное распределение. Одновременно идет селекция товаропроизводителей с беспощадной отбраковкой тех, кто не способен продавать товары и услуги по ценам равновесия.
Рынок, как видно из выше сказанного, может многое, но он не всесилен. В рыночной экономике есть проблемы, решение которых оказывается вне пределов досягаемости рыночных механизмов. Речь идет о так называемых “провалах”, или “фиаско”, рынка, когда рынок не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов [3, с. 432].
Во-первых, функционирование рыночной экономики, “игру по правилам” обеспечивают законы. Поэтому важнейшей функцией государства является создание целостной, внутренне непротиворечивой системы законодательных актов.
Во-вторых, система свободного предпринимательства не в состоянии обеспечить экономику нужным количеством денег. Поэтому государство берет на себя ответственность за организацию денежного обращения.
В-третьих, рыночная система не в
состоянии удовлетворить
Чистые общественные товары и услуги характеризуются следующими свойствами:
то совокупное предложение чисто общественного товара определяется:
X // = X1// = X2// = … = X i // = … X n // ,
где X /, X // - совокупное предложение
соответственно частного и
общественного товара;
n - число потребителей.
Производство и предложение чистых общественных товаров и услуг ложится на плечи государства. С учетом выше названных свойств к числу чисто общественных товаров и услуг относят: национальная оборона, охрана общественного порядка, фундаментальная наука и т. п.
В-четвертых, система свободной
конкуренции, функционируя в автоматическом
режиме, не в состоянии исключить
внешние эффекты или
Страны с развитыми рыночными
экономиками долго шли к
В-пятых, рыночная экономика не способна
автоматически предотвратить
В-шестых, рынок признает только один вариант распределения, единственный критерий - он должен соответствовать эффекту от вложения фактора производства (труда, земли, капитала, знаний, недвижимости и т. п.). Тогда в равной степени справедливы высокие доходы тех, кто преуспел в конкуренции, и низкие - тех, кто потерпел в ней неудачу. Следовательно, чисто рыночное распределение не гарантирует реализацию первого и неотъемлемого права человека – права на жизнь. Точнее – на доход, который обеспечил бы стандарт благосостояния, достойное существование вне зависимости от наличия фактора производства, форм и результатов хозяйственной деятельности. Поэтому современное государство активно участвует в перераспределении доходов.
В-седьмых, рыночный механизм
не в состоянии обеспечить решение
региональных проблем исторического,
национального и
В-восьмых, рыночный механизм
не в состоянии осуществить
Таковы в общих чертах максимальные границы государственного вмешательства в рыночную экономику. Эти рамки достаточно широки для того, чтобы создать эффективно действующий хозяйственный механизм, способный решать основные социально-экономические проблемы современного общества. Если же государство делает больше, чем ему “отпущено” рыночной экономикой, то происходит деформация рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда становится необходимым разгосударствление экономики и избавление ее от чрезмерной государственной активности.
2. Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия на экономику. В зависимости от выбранного критерия существует несколько вариантов классификации методов экономической политики. Прежде всего, различают экономические (косвенные) и административные (прямые) методы.
Поскольку
рынок представляет собой во
многом самонастраивающуюся
Административные методы
базируются на силе государственной
власти и вынуждают субъектов экономик
Административные инструменты
ограничивают предпринимательскую
деятельность и заметно сужают свободу
экономического выбора. Поэтому в
нормально функционирующем
Во-первых,
необходим прямой
Во-вторых,
регулированием внешних
В-третьих,
определение и поддержание
В-четвертых, защита национальных интересов в системе мирохозяйственных связей. К их числу можно отнести, например, лицензирование экспорта или государственный контроль над импортом капитала.
В-пятых,
реализация целевых программ, предусматривающих
элементы администрирования в
отношении предприятий
Административные
методы давно стали
3. Вопрос о границах и формах вмешательства в рыночные процессы имеет длинную историю. На разных исторических этапах развития общества акцент переносился с одних функций государства на другие, возникали новые функции.
На заре капитализма
главной функцией государства было
обеспечение и фактическая
Представители классической буржуазной политэкономии выступили с обоснованием минимальной роли государства, ограничивая ее осуществлением жизненно важных общественных работ, поддержанием законности и правопорядка, обороной страны. С их точки зрения правительство должно гарантировать права собственности и незыблемость контрактов, защищать экономические и политические свободы граждан. Все это может считаться основной деятельностью государства.
Со второй половины ХIХ столетия экономическая ситуация в промышленных странах начинает существенно меняться: крупные предприятия постепенно захватывают все большую долю рынков. Бурное развитие производства, связанное с быстрым ростом капиталоемких отраслей тяжелой промышленности, железнодорожным строительством, переходом к использованию электрической энергии, привело к образованию крупных и сверхкрупных по масштабам XIX в. предприятий. Об усилении концентрации производства на рубеже XIX – XX вв. свидетельствуют следующие данные. В Германии крупные предприятия (с числом рабочих более 50) составляли в 1882 г. 0,3 % всех предприятий, причем на них было сосредоточено 22 % рабочих страны; в 1925 г. на долю крупных предприятий приходилось уже 1,2 % общего числа предприятий и 48 % общего количества рабочих. В американской промышленности в 1904 г. крупнейшие предприятия с объемом производства в 1 млн. долларов составляли 0,9 % от общего числа, на них было занято 25,6 % рабочих. В 1909 году таких предприятий насчитывалось уже 1,1 % от общего числа и на них было занято 30,5 % всех рабочих, которые производили 43,8 % всей промышленной продукции страны [1, с. 5].