Экономическая наука и ее эволюция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 02:27, курс лекций

Описание

Образование централизованных государств и преодоление феодальной раздробленности повлекли попытки осмыслить принципы организации и управления не отдельного частного, а государственного, общественного хозяйства. Как попытка теоретического обоснования экономической политики, отражающей интересы торговой буржуазии возник меркантилизм - первая школа экономической науки.

Содержание

1. Предмет экономической теории и его эволюция.
2. Метод экономической теории

Работа состоит из  1 файл

Лекции ЭТ высшее обр..doc

— 171.00 Кб (Скачать документ)
  • стоимость есть результат функционирования всех факторов производства – труда, капитала, земли;
  • каждый собственник основных факторов производства получает свою долю дохода в форме заработной платы, прибыли, ренты (рис. 4);


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4

Теорию факторов производства можно разделить на два направления. В соответствии с первым направлением стоимость представляет результат производительного использования каждого фактора производства (по аналогии с созданием продукции). В соответствии со вторым направлением стоимость -  это «жертва», которую несут собственники факторов производства, прежде всего рабочие и капиталисты. Участие каждого фактора в создании стоимости определяется величиной этой «жертвы».

Теория предельной производительности факторов производства является модификацией теории предельной полезности, вызванной необходимостью перехода от определения предельной полезности предметов потребления к определению предельной полезности факторов производства.

5. С конца ХІХ в. все нетрудовые теории стоимости трансформировались в теорию цены. В экономической теории стоимости был осуществлен поворот от причинно-следственного методологического подхода к функциональному. Основоположник современного неоклассицизма А.Маршалл сделал попытку отойти от поисков единственного источника стоимости и соединил теорию предельной полезности с теорией издержек производства и с теорией спроса и предложения. А.Маршалл писал: «Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц».

Согласно выработанному  неоклассиками подходу, цена товара определяется двумя факторами: полезностью  и издержками производства. Цена, которую  покупатель согласен уплатить за товар, обуславливается степенью его полезности. Цена, которую назначает продавец, имеет в своей основе издержки производства. Цены формируются в ходе своеобразного компромисса между покупателями и продавцами.

 

Тема 3: Государство  в рыночной экономике

1. “Провалы”  рынка и функции государства

2. Система инструментов  регулирования экономики

3. Эволюция  концепций роли и функций государства  в экономике

 

1. Эффективно функционирующий рыночный механизм позволяет решать многие, стоящие перед обществом проблемы. Он соединяет интересы производителей и потребителей, стимулирует научно-технический прогресс, снижение издержек производства, повышение качества, непрерывное расширение ассортимента товаров и услуг. Он превращает цены в сигнальную систему, ориентирующую потоки инвестиций и ресурсов, их эффективное распределение. Одновременно идет селекция товаропроизводителей с беспощадной отбраковкой тех, кто не способен продавать товары и услуги по ценам равновесия.

Рынок, как видно из выше сказанного, может многое, но он не всесилен. В рыночной экономике  есть проблемы, решение которых оказывается вне пределов досягаемости рыночных механизмов. Речь идет о так называемых “провалах”, или “фиаско”, рынка, когда рынок не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов [3, с. 432].

Во-первых, функционирование рыночной экономики, “игру по правилам” обеспечивают законы. Поэтому важнейшей функцией государства является создание целостной, внутренне непротиворечивой системы законодательных актов.

Во-вторых, система свободного предпринимательства не в состоянии обеспечить экономику нужным количеством денег. Поэтому государство берет на себя ответственность за организацию денежного обращения.

В-третьих, рыночная система не в  состоянии удовлетворить потребность  в товарах и услугах, не выраженных в спросе. Речь идет о товарах и услугах, которые в мировой экономической науке именуются чистыми общественными товарами (pure public good).

Чистые общественные товары и услуги характеризуются следующими свойствами:

  • потребляются сообща, коллективно всеми гражданами;
  • ни один человек не может быть не допущен к потреблению, даже если он отказывается за это платить;
  • потребление чистых общественных товаров одним человеком не уменьшает их доступности для других, причем объемы индивидуального потребления равны между собой и равны совокупному его предложению. Если для частного товара совокупное предложение можно определить по формуле:

                                                         X /  = ∑   X / ,


                                         

то совокупное предложение чисто общественного товара определяется:

 

X // = X1// = X2// = … = X i // = … X n //  ,

 

где     X /, X // - совокупное предложение соответственно частного и        общественного товара;                           

                                  X i               - потребление товара i-м потребителем;

          n            - число потребителей.

 Производство и предложение  чистых общественных товаров и услуг  ложится на плечи государства. С  учетом выше названных свойств к  числу чисто общественных товаров и услуг относят: национальная оборона, охрана общественного порядка, фундаментальная наука и т. п.

В-четвертых, система свободной  конкуренции, функционируя в автоматическом режиме, не в состоянии исключить  внешние эффекты или экстерналии (externalities) – издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в цене1. Признание того факта, что потребление, как и производство, некоторых товаров могут генерировать положительные или отрицательные внешние эффекты, стало еще одним доводом в пользу расширения функций государства в экономике. В данном случае предполагается, что меры правительства увеличивают стоимость производства или потребления товаров с нежелательными экстерналиями, а главное, уменьшают стоимость товаров с полезными эффектами. Государство может влиять на частный сектор с помощью субсидий (предоставляемых непосредственно или через налоговые льготы), предложения некоторых товаров через общественный сектор (в частности, систему здравоохранения или образования) или путем нормотворчества.

Страны с развитыми рыночными  экономиками долго шли к признанию  необходимости государственного регулирования  внешних эффектов. В течение многих лет рыночные силы ориентировали  экономику исключительно на спрос, стимулировали все большее вовлечение природных запасов  в хозяйственный оборот, способствовали обострению проблем больших городов, возникновению региональных диспропорций. Современное государство в значительной мере несет ответственность за обеспечение неотъемлемого права человека на жизнь в условиях здоровой окружающей среды.

В-пятых, рыночная экономика не способна автоматически предотвратить общество от трех тяжелых болезней: монополизма, инфляции и безработицы. Поэтому  современное рыночное хозяйство  немыслимо без антимонопольного регулирования, мер по борьбе с инфляцией и безработицей.

В-шестых, рынок признает только один вариант распределения, единственный критерий - он должен соответствовать  эффекту от вложения фактора производства (труда, земли, капитала, знаний, недвижимости и т. п.). Тогда в равной степени справедливы высокие доходы тех, кто преуспел в конкуренции, и низкие - тех, кто потерпел в ней неудачу. Следовательно, чисто рыночное распределение не гарантирует реализацию первого и неотъемлемого права человека – права на жизнь. Точнее – на доход, который обеспечил бы стандарт благосостояния, достойное существование вне зависимости от наличия фактора производства, форм и результатов хозяйственной деятельности. Поэтому современное государство активно участвует в перераспределении доходов.

В-седьмых, рыночный механизм не в состоянии обеспечить решение  региональных проблем исторического, национального и демографического характера. Для их решения тоже требуется  вмешательство государства, его соответствующая региональная политика.

В-восьмых, рыночный механизм не в состоянии осуществить стратегические прорывы в области науки и  техники, глубокие структурные преобразования производства и крупномасштабные проекты  с длительными сроками окупаемости. В таких ситуациях бизнес нуждается в поддержке государства. Участие государства воплощается в стимулировании научно-технического прогресса, инвестиционной и структурной политике.

Таковы в общих чертах максимальные границы государственного вмешательства в рыночную экономику. Эти рамки достаточно широки для того, чтобы создать эффективно действующий хозяйственный механизм, способный решать основные социально-экономические проблемы современного общества. Если же государство делает больше, чем  ему “отпущено” рыночной экономикой, то происходит деформация рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда становится необходимым разгосударствление экономики и избавление ее от чрезмерной государственной активности.

 

2. Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия на экономику. В зависимости от выбранного критерия существует несколько вариантов классификации методов экономической политики. Прежде всего, различают экономические (косвенные) и административные (прямые) методы.

     Поскольку  рынок представляет собой во  многом самонастраивающуюся систему,  влиять на него лучше экономическими  методами.  При использовании  экономических методов государство  непосредственно не вмешивается  в процесс принятия решений  субъектами экономики. Оно создает лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты склонялись к тем вариантам, которые соответствуют целям экономической политики государства. Так, например, осуществляя структурную перестройку национальной экономики, государство широко использует налоговые льготы и кредиты, обеспечивающие перелив капитала и труда в наукоемкие отрасли, определяющие научно- технический прогресс.

Административные методы базируются на силе государственной  власти и вынуждают субъектов экономики принимать решения, основанные на предписаниях государства. Административные средства регулирования подразделяются на три группы: запрет, разрешение и принуждение. Все виды средств базируются на законах и претворяются в жизнь путем выдачи, продления или изъятия лицензий на право хозяйственной деятельности. Так, например, в соответствии с Законом Украины “О предпринимательстве”  деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, изготовлением и реализацией военного оружия может осуществляться только государственными предприятиями и организациями. Без специального разрешения (лицензии) не может осуществляться: поиск и эксплуатация месторождений полезных ископаемых, изготовление и реализация медикаментов и химических веществ, изготовление пива, вина, табачных изделий и др.

Административные инструменты  ограничивают предпринимательскую  деятельность и заметно сужают свободу  экономического выбора. Поэтому в  нормально функционирующем рыночном хозяйстве в обычных условиях административные средства играют относительно незначительную роль. Однако по мнению А.Лившица [2, с.127] существует, по крайней мере, пять областей, где административные инструменты достаточно эффективны, а порой даже имеют явное преимущество по сравнению с другими способами государственного регулирования рыночного хозяйства..

     Во-первых, необходим прямой государственный  контроль над монопольными рынками.  Основания для этого хорошо  известны: господство монополий  в экономике разрушает рыночный  механизм и подрывает свободу  ценообразования, ведет к торможению научно-технического прогресса. Поэтому здесь допустимо даже государственное регулирование цен.

     Во-вторых, регулированием внешних эффектов  рыночных процессов. И в этой  сфере экономические регуляторы  недостаточны, а иногда и вообще неэффективны. Поэтому необходимы жесткие стандарты хозяйственной деятельности, гарантирующие населению экологическую безопасность.

     В-третьих,  определение и поддержание минимально  допустимых параметров жизни  населения. Имеются в виду пособия  по безработице, выплаты многодетным семьям, гарантированный минимум заработной платы и т.п.

     В-четвертых,  защита национальных интересов  в системе мирохозяйственных  связей. К их числу можно отнести,  например, лицензирование экспорта  или государственный контроль над импортом капитала.

     В-пятых,  реализация целевых программ, предусматривающих  элементы администрирования в  отношении предприятий государственного  сектора.

     Административные  методы давно стали неотъемлемой  частью хозяйственного механизма  в странах с развитой рыночной экономикой и ничуть не мешают повышению эффективности производства. Нигде не ставится задача, выдернуть это звено экономической политики, заменить чем-то другим, полностью отказаться от административных инструментов. Мировая практика свидетельствует о том, что администрирование опасно не само по себе. Оно наносит ущерб лишь тогда, когда не имеет экономического основания.

3. Вопрос о границах и формах вмешательства в рыночные процессы имеет длинную историю. На разных исторических этапах развития общества акцент  переносился с одних функций государства на другие, возникали новые функции.

На заре капитализма  главной функцией государства было обеспечение и фактическая реализация процесса “первоначального накопления”, т.е. создание главной предпосылки будущего капиталистического развития. Выполнив в основном эту функцию, обеспечив социальный консенсус, государство на фазе системы свободной конкуренции стало “усыхать”. Окрепнув, буржуазия стала требовать “дешевого” и “маленького” государства.

Представители классической буржуазной политэкономии выступили  с обоснованием минимальной роли государства, ограничивая ее осуществлением жизненно важных общественных работ, поддержанием законности и правопорядка, обороной страны. С их точки зрения правительство должно гарантировать права собственности и незыблемость контрактов, защищать экономические и политические свободы граждан. Все это может считаться основной деятельностью государства.

Со второй половины ХIХ столетия экономическая ситуация в промышленных странах начинает существенно меняться: крупные предприятия постепенно захватывают все большую долю   рынков. Бурное развитие производства, связанное с быстрым ростом капиталоемких отраслей тяжелой промышленности, железнодорожным строительством, переходом к использованию электрической энергии, привело  к образованию крупных и сверхкрупных по масштабам XIX в. предприятий. Об усилении концентрации производства на рубеже XIX – XX вв. свидетельствуют следующие данные. В Германии крупные предприятия (с числом рабочих более 50) составляли в 1882 г. 0,3 % всех предприятий, причем на них было сосредоточено 22 % рабочих страны; в 1925 г. на долю крупных предприятий приходилось уже 1,2 % общего числа предприятий и 48 % общего количества рабочих. В американской промышленности в 1904 г. крупнейшие предприятия с объемом производства в 1 млн. долларов составляли 0,9 % от общего числа, на них было занято 25,6 % рабочих. В 1909 году таких предприятий насчитывалось уже 1,1 % от общего числа и на них было занято 30,5 % всех рабочих, которые производили 43,8 % всей промышленной продукции страны [1, с. 5].

Информация о работе Экономическая наука и ее эволюция