Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 17:34, курсовая работа
Экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики. Вне системного характера экономики не могли бы воспроизводиться (постоянно возобновляться) экономические отношения и институты, не могли бы существовать экономические закономерности, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономических явлений и процессов, не могло бы быть скоординированной и эффективной экономической политики.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
1.1. Доиндустриальное общество………………………………………………………4
1.2. Индустриальное общество………………………………………………….……. 5
1.3. Постиндустриальное общество………………………………………………….. 5
ГЛАВА II. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ИХ СУЩНОСТЬ
2.1. Типы и модели экономических систем ………………………………………….7
2.2. Рыночная экономика. Оценка роли смешанной экономики………………...…11
2.3. Административно-командная система. Механизм принятия
экономических планов ……………………………………………………….…..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….………21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………..……..22
Закономерность выступает как средство активного приспособления к требованиям рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития получают новое решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а также анализа приоритетных направлений НТП, прогноза раз-вития общественных потребностей на макроуровне. Прогноз рынка позволяет заблаговременно сокращать выпуск устаревающих товаров и переходить к качественно новым моделям и видам продукции. Маркетинговая система управления производством создает возможность еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного вида, в соответствие с общественно необходимыми затратами.
Государственные отраслевые и общенациональные программы (планы) также оказывают существенное влияние на объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая их большее соответствие изменяющимся общественным потребностям.
Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования с учетом наиболее перспективных отраслей. В то же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит за счет бюджетных ассигнований, государственных общенациональных и межгосударственных программ, проведения НИОКР в приоритетных направлениях НТР. Например, в настоящее время реализуются общеевропейские программы «Эврика», «Эсприт» и др.
Наконец, задача распределения созданного валового национального продукта решается не только на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложений в развитие «человеческого фактора»: финансирование систем образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды.
На социальное обеспечение,
реализацию многочисленных программ «борьбы
с бедностью» в настоящее время
направляется не менее 30--40% всех государственных
бюджетных ассигнований в развитых странах
с рыночной экономикой.
2.3. Административно-командная система.
Механизм
принятия экономических
планов
Нерыночная система хозяйства, созданная в нашей стране и по нашей модели в ряде зарубежных стран, имеет много разных названий: «экономика дефицита», «административно-командная экономика», «нетоварный социализм».
Представляется, что
наиболее полно системе нерыночного
хозяйства отвечает название «командно-административная
система». Экономической основой анализируемой
системы является директивное (централизованное)
планирование. Все и вся определяющий
центр материализует свою политическую
волю в виде экономических планов. В экономике
господствует государственная собственность.
Абсолютно централизованный экономический
план имеет разбивку директив по регионам,
отраслям, отдельным производителям, включая
и сельское хозяйство. Непременным элементом
системы является административная коллективизация
сельского хозяйства, имеющая следствием
экспроприацию трудовой частной собственности,
насильственное объединение частных товаропроизводителей
в колхозы и совхозы, жестко контролируемые
централизованным государством, полностью
монополизировавшим экономику и власть.
Облеченное в форму обязательной директивы
плановое задание доводится до каждого
субъекта планирования
Отдельно нужно сказать о механизме принятия экономических планов в командно-административной системе. План принимается на высшем форуме правящей политической партии и в высшем законодательном органе страны, что освящает сращивание политических, исполнительных и законодательных структур общества и является одним из главных признаков тоталитаризма. После этого контроль за исполнением плана, принявшего форму закона, может осуществляться на основе административно-уголовной и партийной ответственности.
Директивное задание плана сопровождается выделением бесплатных для производственной единицы ресурсов и фондов заработной платы, определяемых административным центром страны. Общий центр определяет не только объем выделяемых ресурсов и фондов заработной платы, но и номенклатуру товаров. Элементарный анализ показывает, что сделать это даже приблизительно, хотя бы по небольшой группе производителей, невозможно. А если страна располагает большим производственным потенциалом, то сама мысль о директивном планировании заставляет задуматься об абсурдности таких планов.
Руководящий центр
является безраздельным, т. е. абсолютно
монопольным собственником
Производители и
оптовые потребители
В рыночной экономике факторные доходы (заработная плата, процент, прибыль, земельная рента) выполняют роль стимулом, способствующих наиболее эффективному распределению ресурсов.
В командной системе заработная плата не является рычагом эффективного распределения труда в силу жесткого декретирования ее государством вне зависимости от качества и количества производимой продукции. Результат -- отсутствие стимула к производительному труду (механизм установления заработной платы будет рассмотрен далее в связи с мотивизацией труда и принуждением).
Процентная ставка не может служить в командной экономике средством эффективного распределения инвестиций. В условиях льготного кредитования, хронического списывания долгов нерентабельным предприятиям ни о какой эффективности говорить не приходится. Инвестиции осуществляются исходя из идеологических и политических приоритетов правящего центра.
Ресурсы достаются производителям либо бесплатно (земля), либо по низкой цене, а, следовательно, неизбежно расточительное их использование.
В условиях государственной монополии на трудовые ресурсы, инвестиции и землю заработная плата, процент и рента не могут являться равновесными ценами, поскольку вообще не существует рынков труда, капитала и земли.
В директивной экономике в принципе невозможно существование такой категории, как альтернативные издержки, а, следовательно, нет и разграничения на экономическую и бухгалтерскую прибыль. И директор промышленного предприятия, и директор магазина, и руководитель банка - все они лишены альтернативы использования свободных денежных средств, ибо все эти предприятия находятся в составе государства.
В практике неконкурентной системы экономики отсутствует состояние предельной фирмы а также нет предприятия, получающего квазиренту или фирмы-банкрота. В результате убыточные предприятия -- на дотации, прибыльные -- переводят средства в бюджет и не существует объективного механизма определения эффективно работающих предприятий. Отсутствие стимулирующей роли прибыли и угрозы банкротства из-за убытков лишает предприятия необходимости эффективной работы. Основная цель - выполнение плановой директивы.
В условиях командной системы так называемый хозрасчет носит формальный характер. Производители вносят все свои финансовые средства в обязательном порядке в бюджет, а потом средства ему выделяются из бюджета. Суммы, вносимые в бюджет, и выплаты из него не взаимосвязаны и тем самым демонстрируется определяющая роль власти в экономике. Субъективная воля центра определяет и уравнительные выплаты без видимой связи с бюджетными платежами, и привилегированные дары и льготы, также назначаемые центром. Экономические потребности предприятия формируются и удовлетворяются центром. Перечисление денег предприятиями происходит через банковскую систему, является исключительной монополией государства, и эта система неустанно следит за финансовым обеспечением власти центра. Если к этому добавить принадлежность председателя правления Госбанка к высшей партийно-административной управленческой элите, то картина социалистической экономики выглядит вполне зримо. Кредитные рычаги, возможность получения кредитов под невысокий процент, перспектива получить в дальнейшем списание задолженности приводят как к паразитизму производителей, так и к финансовому укреплению центральной власти.
Предприятия в любой
хозяйственной системе
Важно отметить, что предприятия, стремясь выполнить плановую директиву, сталкиваются с бюджетным ограничением. Существует несколько факторов, придающих бюджетному ограничению в рыночном хозяйстве жесткий характер.
Экзогенные цены. Это означает, что предприятие является не «ценоискателем», а «ценополучателем», т. е. цена задана рынком и отдельная фирма не в состоянии повлиять на закупочные цены или на цены, по которым реализуется продукция.
Жесткая система налогообложения. Это означает не просто высокие налоги, а то, что предприятие не может повлиять на нормативы налогообложения, не получает льгот при уплате налогов, изымаемых в обязательном порядке.
Отсутствие
Отсутствие
Невозможность внешних финансовых вложений. Здесь имеется в виду, что собственники могут изымать прибыль, но при этом они не имеют права вкладывать ее вновь в развитие предприятия.
В командной экономике
предприятие действует в
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Непременной принадлежностью
экономических систем являются компоненты,
части, то есть то, из чего она состоит
и без чего она невозможна. Компонентов
экономической системы очень много
и данная характеристика системы имеет
решающее значение при сравнительном
анализе различных систем. Национальные
экономические системы могут иметь различные
компоненты, а при типизации экономических
систем данная характеристика имеет решающее
значение. Например, при плановой экономике
просто не было необходимости в валютной
системе или сети коммерческих банков.
Хотя проблему и остается дискуссионной,
этот признак является решающей при классификации
экономических систем.
В заключение отметим,
что при сознательной трансформации экономической
системы главным условием недопущения
окончательного ее распада является "плавное"
изъятие "лишних" элементов и введение
новых; чтобы дать возможность им адаптироваться
в новой среде и избежать несовместимости
элементов в данной конкретной экономической
системе.
Россия сегодня
имеет монетарную экономику с
наемным трудом, правда, с некоторыми
ограничениями. Она пока не управляется
рыночным соглашением, то есть еще не является
рыночной экономикой. При наличии финансового
отношения без финансового рынка и плохо
установленных и плохо контролируемых
прав собственности едва ли можно квалифицировать
ее как экономику с капиталистическим
началом, даже монополистическим. Напротив,
можно отметить, что это экономика с финансовой
олигархией, осуществляющая отчасти первичное
накопление капитала.
Следовательно, главная
проблема для России - развитие рыночной
экономики на базе монетарной экономики
с наемным трудом и финансовой
олигархией, то есть приведение в действие
рыночного соглашения. Тенденция к
разбросу цен как раз и свидетельствует
об отсутствии единого рынка. Эта трудность
установления рыночного соглашения и
служит одним из проявлений российской
специфики или, в более общем плане, тем,
что отделяет постсоветский "первый
мир" от "второго мира" - Центральной
Европы.
Главной проблемой
современного периода формирования
научных экономических систем в
отечественной экономической
Информация о работе Экономическая система: сущность и квалификация основных видов