Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2011 в 22:19, курсовая работа
Экономическое развитие общества – многоплановый процесс, охватывающий все сферы экономической деятельности. Характер и динамика экономического развития страны являются предметом пристального внимания экономистов и политиков. От того, какие процессы и структурные изменения происходят в национальной экономике, зависит многое в жизни страны и ее перспективах.
Введение 3
1. Понятие экономической структуры 5
2. Классификация и характеристика экономической структуры 11
3. Экономическая структура в российской экономике в условиях финансового кризиса 21
Заключение 28
Список использованных источников 30
Таким образом, структура экономики – широкое и многоаспектное понятие. В широком смысле слова понятие структуры означает строение, совокупность отношений, частей и элементов, из которых складывается определенное экономическое целое. Структура отражает форму расположения элементов и характер взаимодействия их сторон и свойств, это итог движения элементов системы, итог их организации, упорядочения. В свою очередь элементы системы состоят из частей, которые на определенном уровне рассмотрения обладают всеми системными признаками. Можно, таким образом, говорить как о структуре экономики в целом, так и о структуре ее составных частей, то есть о макро и микроструктуре.
В
узком смысле структура экономики
представляет собой состоящую из
хозяйственных элементов
Структуру
экономики можно рассматривать
как со стороны производства, так
и со стороны распределения, обмена
и потребления созданного продукта;
как со стороны предприятий, отраслей,
регионов и других хозяйственных
элементов, так и со стороны отдельных
структурообразующих факторов и процессов.
При этом отраслевая структура экономики
характеризует соотношение вкладов отдельных
отраслей в создание ВВП; воспроизводственная
структура – оборот и кругооборот факторов
производства; технологическая – соотношение
функционирующих технологических укладов
и т.п.
2. Классификация и характеристика экономической
структуры
Обычно выделяют отраслевую, воспроизводственную, региональную и внешнеторговую структуры.
Отраслевая структура представляет собой соотношение различных отраслей и подотраслей в системе национального хозяйства. Она сложна, динамична и подвергнута количественными качественным изменениям под воздействием научно-технического прогресса, циклического развития экономики и ряда других факторов. Формируется отраслевая структура на основе общественного разделения труда.
Деление национального хозяйства на основные сферы экономики (сельское и лесное хозяйство, промышленность и строительство, транспорт, торговля и другие отрасли сферы услуг) выражает общее разделение труда. В свою очередь, частное разделение труда предполагает наличие в каждой из этих сфер целого ряда отраслей. Так, в промышленности существуют добывающие и обрабатывающие отрасли, в обрабатывающих отраслях - легкая и пищевая промышленность, машиностроение. В машиностроении выделяются станкостроение, приборостроение и т.д. Наконец, во многих отраслях существуют подотрасли, отражающие внутриотраслевое разделение труда.
В процессе общественного воспроизводства между отраслями формируются тесные взаимосвязи, изучение которых необходимо для прогнозирования развития экономики. Анализ этих взаимосвязей был осуществлен в модели межотраслевого баланса, разработанной в 30-х гг. американским ученым русского происхождения Василием Леонтьевым (1906-1999), получившим за это звание лауреата Нобелевской премии по экономике. Данная модель называется «затраты - выпуск», так как в ней рассматриваются количественные соотношение между затратами ресурсов и выпуском продукции каждой отрасли и показано движение товаров и услуг из очной отрасли национального хозяйства во все другие [1, с.421].
На протяжении ХХ века отраслевая структура экономики неоднократно изменялась. В начале века в создании общественного продукта стран Запада преобладали природоэксплуатирующие отрасли (первичной переработки природного сырья), сельское хозяйство; начало развиваться машиностроение. К середине века происходит стремительное сокращение в производстве ВВП доли сырьевых отраслей и сельского хозяйства и резко возрастает доля сферы услуг.
Переход к постиндустриальному обществу в конце ХХ века сопровождается кардинальными изменениями в отраслевой структуре развитых стран, что выражается в следующем:
Структурные
изменения в экономике вызвали
аналогичные тенденции в
Воспроизводственная структура - это срез хозяйственной системы, который отражает возможности роста экономики и ее эффективности. Наиболее важно соотношение между потреблением и накоплением, так как оно является основным, определяющим условием расширенного воспроизводства. В принципе, чем выше доля валового накопления, тем выше темпы роста экономики. Для бывшего Советского Союза была характерна норма валового накопления, составлявшая примерно 30-40% ВВП. В дальнейшем эта норма снизилась и в 1990 г. в России была на уровне 20,7%. Структурная перестройка экономики осуществляется в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов.
За счет сокращения инвестиций можно временно расширить объем потребления, в особенности если удастся повысить эффективность капиталовложений. Однако в перспективе свертывание инвестиционных программ может отрицательно сказаться на обшей динамике народного хозяйства.
В развитых странах сложились довольно разнообразные и нестабильные пропорции между накоплением и потреблением. Многое зависит от циклической конъюнктуры. Чаше всего накопление колеблется в пределах 15-20% национального дохода. Однако, например, в Японии в отдельные годы норма накопления была более 30% [1, с.422].
При
анализе разных типов территориально-
Отраслевая структура хозяйства - это совокупность его отраслей, характеризующихся определенными количественными соотношениями (состав и пропорции развития отраслей) и взаимосвязями.
Отраслевая
структура хозяйства
Производственную сферу образуют отрасли:
Непроизводственная
сфера включает отрасли услуг (жилищно-коммунальное
хозяйство и бытовое
Представленные основные отрасли хозяйства - промышленность, сельское хозяйство, строительная индустрия, транспорт расчленяются на так называемые укрупненные отрасли, а они, в свою очередь, - на однородные (специализированные) отрасли и виды производства (например, сельское хозяйство распадается на земледелие и животноводство; земледелие - на зерновое хозяйство, производство технических культур, овощеводство, бахчеводство, садоводство и виноградарство и т. д.; животноводство - на скотоводство, овцеводство, свиноводство, птицеводство, пчеловодство и т. д.).
В отраслевой структуре хозяйства выделяются также межотраслевые сочетания (комплексы), представленные как совокупность однородных производств в рамках одной отрасли (например, топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, транспортный комплексы), так и технологически связанные разные отрасли (например, строительный, военно-промышленный, аграрно-промышленный комплексы).
Наиболее сложной структурой среди них отличается агропромышленный комплекс (АПК), включающий три сферы деятельности [9, с.12-17]:
Важной составной частью хозяйства является инфраструктура, представляющая собой совокупность материальных средств по обслуживанию производства и населения.
В зависимости от выполняемых функций различают производственную, социальную и рыночную инфраструктуру.
Производственная инфраструктура продолжает процесс производства в сфере обращения и включает транспорт, связь, складское хозяйство, материально-техническое снабжение, инженерные сооружения и устройства, коммуникации и сети (линии электропередач, нефтепроводы, газопроводы, теплотрассы, водопровод, телефонные сети и т. п.).
Социальную
инфраструктуру в основном образуют
отрасли жилищно-коммунального
Рыночная инфраструктура включает коммерческие банки, товарно-сырьевые и фондовые (операции с денежными ресурсами и ценными бумагами) биржи.
Отраслевая структура хозяйства определяется [14, с.24-29]:
Среди перечисленных основным является показатель объема произведенной продукции, позволяющий наиболее объективно судить о соотношении отраслей и их взаимосвязях.
В ходе исторического развития в отраслевой структуре мирового хозяйства происходят изменения. Как общая тенденция, сначала «первичные отрасли» (сельское хозяйство и добывающая промышленность) уступают первенство «вторичным отраслям» (обрабатывающая промышленность и строительство), затем «вторичные» - «третичным» (сфера услуг).
В современной структуре мирового хозяйства доля сферы услуг и других отраслей непроизводственной сферы (третичные отрасли) существенно возросла и уменьшилась доля производственной сферы (первичные и вторичные отрасли). В среднем в мире в непроизводственной сфере уже занято более 1/3 активного населения, а в отдельных развитых странах мира этот показатель (занятости) доходит до 50% и выше. В структуре ВВП отдельных развитых стран доля сферы услуг и того выше (60% в Германии и Японии, 70% в США).
Большие изменения в настоящее время происходят и в структуре материального производства. Они связаны, прежде всего, с изменением пропорций между промышленностью и сельским хозяйством в пользу промышленности, от развития которой зависит рост производительности труда во всех отраслях хозяйства. Удельный вес промышленности в ВВП наиболее развитых стран мира (США, Япония, Германия, Франция и др.) находится на уровне 25-35%, а сельского хозяйства составляет всего 2-3%. В новых индустриальных и постсоциалистических странах доля сельского хозяйства также неуклонно снижалась.
И только в развивающихся странах сельское хозяйство (его доля в ВВП составляет 30-40%) по-прежнему значительно превосходит промышленность (10-20%) [12, с.52-57].
В составе промышленности продолжает снижаться доля добывающих отраслей и расти доля обрабатывающих. В последних особо высокими темпами роста выделяются новейшие наукоемкие отрасли машиностроения и химической промышленности (микроэлектроника, робототехника, органический синтез и др.).
Произошли изменения и на транспорте. В грузообороте первое место занимает морской транспорт (более 60%), а в пассажирообороте - автомобильный (около 80%). И в том и в другом виде перевозок второй - железнодорожный транспорт (соответственно 15 и 10,2%), Быстро развиваются сравнительно новые виды транспорта: воздушный и трубопроводный.
Информация о работе Экономическая структура и ее классификация