Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 16:12, реферат
Цели:
Проанализировать историю создания экономической теории А. Маршаллом.
Изучить вклада Альфреда Маршала в теорию управления.
Выявить основные особенности теории и узнать, какое значение данная теория имеет для практического применения в специальности нашего факультета.
Задачи:
• анализ истории создания экономической теории А. Маршалла
• описание сущности экономической теории Альфреда Маршалла
• изучение вклада Маршала в теорию управления;
• изучение значения его теории
Введение 3
Биография Альфреда Маршалла 4
Глава 1:Историография вопроса. 6
1.1.Появление концепции. 6
1.2: Основные произведения: 9
Глава 2. 11
2.1: Сущность экономической теории. 11
2.2: Критика. 21
Глава 3 : Современные значения экономической теории. 24
3.1 : Значение для экономической теории. 24
3.2: Значение для практического применения в соц.-эконом. Развитии и ГМУ 26
Заключение: 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 29
В рамках определения цены только соотношением спроса и предложения Альфред Маршалл достаточно оригинально включил в эту систему издержек производства (прежде всего предельные издержки, т.е. затраты на производство последней единицы того или иного товара, которые определяют минимальную цену, удовлетворяющую производителя, т.е. так называемую цену предложения) .
Маршалл отметил, что цена
предложения определенной фирмы
непосредственно зависит от денежных
издержек только при том условии,
если издержки производства единицы
продукции остаются неизменными
при различных объемах
Однако для большинства производств существуют иные закономерности. В одних случаях издержки производства единицы продукции с ростом объема производства снижаются (действует так называемый закон возрастающей отдачи) , в других издержки производства единицы продукции с ростом объема производства возрастают (действует так называемый закон падающей отдачи) .
В обоих случаях цена предложения соответствующих фирм определяется уже не средними издержками производства, а количеством произведенной продукции (точнее, издержками производства, скорректированными на изменение объема производства, т.е. предельными издержками производства) . В производствах, где господствует закон возрастающей отдачи, с увеличением объема произведенной продукции в связи со снижением предельных издержек снижается и цена предложения; в производствах, где действует закон падающей отдачи, с ростом объема продукции растут и предельные издержки производства, что ведет соответственно к росту цены предложения. Соотношение - 16 спроса и предложения, влияя на объем продукции, поступающей на рынок, тем самым влияет на предельные и соответственно на средние издержки, которые в свою очередь влияют на предложение данной фирмы.
Зависимость издержек производства
от объема продукции (т.е. снизятся, возрастут,
останутся постоянными эти
Маршалл различал подход к проблемам ценообразования в зависимости от длительности анализируемого периода. По его мнению, одни закономерности проявляются при анализе за кратковременный (shot run) период, другие - при анализ за долговременный (long run) период. Так, только при анализе за кратковременный период проявляется определяющая роль спроса.
Это связано с тем, что при росте спроса на тот или иной свободно воспроизводимый товар предложение не всегда может быстро отреагировать на указанное изменение. Если рост спроса таков, что его не могут удовлетворить имеющиеся производственные мощности, то подтягивание предложения до уровня возросшего спроса потребует определенного времени, необходимого для создания новых производственных мощностей. В этот отрезок времени возникает ситуация, при которой предложение носит относительно фиксированный характер и определяющее влияние на изменение цен оказывает спрос. В частности, в результате его роста происходит и повышение цены.
Однако через определенный
отрезок времени с введением
необходимых производственных мощностей
предложение возрастает, толкая цены
к снижению. Подобная ситуация рассматривалась
Маршаллом при анализе за кратковременный
период. Для долговременного периода
воздействие предложения и
В долговременном аспекте влияние предложения и издержек производства на цену усиливается. По сути дела, за достаточно длительный период оно принимает определяющий характер по сравнению с влиянием спроса (хотя бы потому, что именно производство в конечном счета играет основную роль в складывании потребностей, проявляющихся через спрос) .
В XIX веке проблемы теории стоимости
- нахождение конечного основания
цен и конечного источника
доходов - занимали центральное место
в работах большинства
Одна из главных новаторских идей А.Маршалла заключалась в том, что он не согласился с попытками предшественников искать один-единственный фактор ценообразования. В качестве аналогии он приводил пример с лезвиями ножниц: бессмысленно спорить, какое именно лезвие – верхнее или нижнее – разрезает лист бумаги. Именно А.Маршалл соединил теорию предельной полезности и теорию издержек производства в дуалистической концепции цены. По его мнению, рыночная цена есть результат взаимодействия спроса, сила которого определяется предельной полезностью товара, и предложения, зависящего от издержек производства. Центром, вокруг которого происходит колебание цен, выступает нормальная цена или цена равновесия (равновесная цена), складывающаяся при равенстве спроса и предложения.
Таким образом, теория ценообразования А.Маршалла стала своего рода компромиссом между разными подходами к вопросам стоимости и цены. Ее графическое изображение, «маршаллианский крест» (рис. 1), а также учение А.Маршалла об эластичности спроса и предложения, о краткосрочном и долгосрочном периодах и другие его теоретические находки стали основой раздела экономической теории, посвященного поведению отдельных хозяйствующих субъектов (его называют микроэкономикой).
О том, насколько сильное
влияние на развитие экономической
науки оказали труды А.
Рациональный индивидуализм – главный методологический принцип неоклассической экономической теории, унаследованный ею от А.Смита, – подвергается в наши дни критике сразу с двух сторон.
Конечно, неоклассики находят
контраргументы в полемике со своими
критиками. Так, неоклассическим «ответом»
на институциональный «вызов»
В нашей стране пик популярности неоклассики пришелся на конец 1980-х – первую половину 1990-х, когда она воспринималась как новая «единственно верная» экономическая теория, призванная заменить «ошибочный» марксизм. Именно российские поклонники неоклассических идей (прежде всего, Егор Гайдар) возглавили в начале 1990-х либеральные экономические реформы. Однако уже к концу 1990-х обозначился заметный спад влияния неоклассических идей на российских экономистов. С одной стороны, стали очевидными не только успехи, но и провалы «гайдаровских» реформ. С другой стороны, преподаватели экономики осознали, что неоклассическая теория не менее абстрактна и не намного более практична, чем «старый» марксизм. В последние годы под влиянием критики отечественные экономисты-либералы (Ясин, Илларионов), как и зарубежные неоклассики, стали обращать все больше внимания на институциональные факторы экономического развития (национальная культура, политические свободы), которые ранее практически не учитывались.
Значение этого экономиста выходит далеко за временные рамки его жизни и деятельности. Ряд предложенных им идей лег в основу одного из ключевых разделов современной буржуазной политэкономии - так называемой микроэкономики.
По характеру Маршалл был не революционной, а синтезирующей фигурой. Он обладал редким талантом к систематизации и развитию концепций, выдвинутых экономистами прошлого и настоящего: Курно, Дюпюи, Тюнена, Рикардо. Очень многие из них вошли в экономическую теорию именно в его редакции. Эволюционный подход с упором на постепенность, преемственность и осмотрительный реформизм Маршалл применял не только в оценке экономической теории (см. Приложение В к его «Принципам...»), но и в исследованиях реальной экономики и человеческого общества.
Следует отметить, что объединение различных исследовательских подходов было предпринято Маршаллом не для собственного удобства аналитика, а для того, чтобы обеспечить выход экономической теории на уровень, предполагающий ее практическое применение. Маршалл безусловно не хотел, чтобы экономическая теория превращалась в «искусство для искусства» и эклектизм был ценой, которую ему пришлось уплатить за попытку реализовать этот идеал. Огромные познания и многогранные личные качества Маршалла в высшей степени соответствовали поставленной им перед собой задаче.
В Маршалле вечно сражались за первенство математик, получавший удовольствие от изобретения новых средств анализа, психолог, для которого бентамовский утилитаризм был недостаточно глубоким, историк, ощущающий бесконечный поток социальных изменений, моралист и реформатор, проповедь которого шла вразрез с устремлениями его современников, эмпирический исследователь, требующий фактов, прежде чем применять теорию к проблемам современности, и мудрый практик, обсуждающий практические вопросы на уровне здравого смысла.
С точки же зрения современных неоклассиков, государство должно быть неподкупным «судьей», который вырабатывает наиболее эффективные «правила игры» в хозяйственной жизни и строго следит за их соблюдением, не «подыгрывая» ни одной из команд. Для неоклассиков конца 20 в. характерна сильная антиэтатистская риторика – критика бюрократии, требования разгосударствления хозяйственной жизни путем приватизации государственной собственности и дерегулирования. Однако если обратиться к данным статистики о доле государственных расходов в ВВП, то обнаруживается, что в период «неоклассической контрреволюции» активность правительств почти всех развитых стран в перераспределении произведенного валового продукта не сокращалась, а росла. Это доказывает, что за критикой государственного регулирования со стороны современных неоклассиков скрывается призыв не столько отказываться от этого регулирования, сколько менять его формы
Таким образом, теория ценообразования А.Маршалла стала своего рода компромиссом между разными подходами к вопросам стоимости и цены. Ее графическое изображение, «маршаллианский крест» , а также учение А.Маршалла об эластичности спроса и предложения, о краткосрочном и долгосрочном периодах и другие его теоретические находки стали основой раздела экономической теории, посвященного поведению отдельных хозяйствующих субъектов (его называют микроэкономикой).
О том, насколько сильное
влияние на развитие экономической
науки оказали труды А.
В третьем томе своей работы Маршалл по большей части пишет об области, в которой применяется экономическая теория спроса. По его мнению, человеческие потребности вытекают из деятельности самого человека. Поскольку экономическая наука на данном этапе изучает только потребности человека, то она не сможет дать обществу окончательной теории потребления.
К главным достижениям Альфреда Маршалла, которые он сделал в области исследования спроса, можно отнести работы, которые связаны с эластичностью спроса, кривой спроса, потребительским излишком. По мнению Альфреда Маршалла, возможно вывести кривую спроса и для крупных рынков. Собственно, для больших рынков он и вывел «общий закон спроса». Его суть заключается в следующем: чем больше товара производитель желает продать за небольшой промежуток времени, тем больше он должен снизить цену, чтобы тем самым заинтересовать большее число покупателей.
По мнению Маршала, существуют кое-какие закономерности, подчиняющие себе эластичность спроса. На товары, которые обладают следующими свойствами, спрос всегда более эластичен, чем на другие товары. К этим свойствам он относил то, что:
1) эти товары всегда
являются жизненно
2) на эти товары всегда
приходится большая часть
3) цены изменяются на
эти товары очень
4) такие товары всегда
имеют огромное количество
5) такие товары всегда могут употребляться большим количеством способов
Итак, сформулировано два тезиса. Первый: цена определяется соотношением спроса и предложения. Второй: за ценой скрывается стоимость, цена — исключительно рыночная категория. Поэтому причинно-следственный анализ, утверждает Маршалл, крайне вреден, нужны функциональный анализ и анализ того, что на что влияет. Исходная точка такого анализа — спрос. В основе спроса лежит предельная полезность, в основе предложения — издержки производства.