Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 21:31, курс лекций
Основой любой экономики является производство, которое характеризуется процессом взаимодействия работника со средствами производства. Последние состоят из предметов труда (то, на что направлен труд) и средств труда (то, с помощью чего человек воздействует на предмет труда).Человек и средства производства в их взаимодействии образуют производительные силы общества.В процессе производства, распределения, обмена и потребления благ люди вступают в определенные отношения, которые называются экономическими, или производственными, отношениями.
9. Издержки производства и прибыль предприятия
Выводы
1. Издержки производства представляют собой совокупность затрат, связанных с выпуском продукции. Они подразделяются на внешние и внутренние, постоянные и переменные.
2. В основе разграничения издержек на внешние и внутренние лежат критерии принадлежности используемого ресурса. Если ресурс является собственностью предприятия (предпринимателя), то его затраты относятся к внутренним издержкам, если же предприятие покупает ресурс, то затраты его относятся к внешним издержкам. К внутренним издержкам относится
также возмещение всей совокупности усилий и риска предпринимателя в форме нормальной прибыли.
3. Различают бухгалтерскую и экономическую прибыль. Бухгалтерская прибыль равняется разности между валовым доходом (общей выручкой) и внешними издержками. Экономическая прибыль есть разность между валовым доходом и суммой внутренних и внешних издержек (общими издержками). Поэтому бухгалтерская прибыль больше экономической на величину внутренних издержек.
4. В краткосрочном периоде издержки производства подразделяются на постоянные и переменные. Критерием отнесения издержек к постоянным или к переменным является их реакция на изменение объема производства. Если при изменении объема выпускаемой продукции величина определенных затрат остается неизменной, то речь идет о постоянных издержках. Если же затраты изменяются вместе с изменением объемов выпускаемой продукции, то речь идет о переменных издержках. В сумме постоянные и переменные издержки образуют общие издержки.
5. Издержки производства, приходящиеся на единицу продукции, называются средними издержками. Средние издержки бывают переменными, постоянными и общими. Они рассчитываются путем деления соответственно переменных, постоянных и общих издержек на объем продукции, связанный с данными издержками. Однако средние издержки необходимо отличать от предельных издержек, которые также связаны с выпуском единицы продукции. Если средние издержки указывают, какие затраты приходятся в среднем на единицу продукции при данном объеме производства, то предельные издержки свидетельствуют о затратах, приходящихся на выпуск каждой дополнительной единицы продукции по отношению к уже имеющемуся объему производства.
6. В долгосрочном периоде все издержки становятся переменными, так как происходят изменения не только в самом производстве в результате
инвестиционной деятельности, но и в условиях хозяйствования, т.е. изменения самой экономической среды использования факторов производства.
10. Предприятие в условиях чистой конкуренции
Выводы
1. Предприятие в условиях чистой конкуренции не может оказать влияния на рыночную цену, так как, изменяя объемы выпуска продукции, оно не может повлиять на общую массу предлагаемой продукции ввиду того, что его доля в общем выпуске продукции отраслью малозначительна. Поэтому для отдельно взятого предприятия цена есть величина заданная. В связи с тем, что цена спроса выступает для товаропроизводителя доходом, кривая спроса предприятия характеризуется совершенной эластичностью.
2. Так как каждая последующая единица продается по одной и той же цене, то у предприятия-конкурента цена, средний доход и предельный доход равны между собой. Предельный доход — это доход, получаемый от реализации каждой последующей (дополнительной) единицы продукции. Поэтому валовой доход равномерно возрастает по мере увеличения выпуска продукции на каждую последующую единицу, т.е. он находится в линейной функциональной зависимости от цены (среднего, предельного дохода).
3. В процессе хозяйственной деятельности в зависимости от складывающейся ситуации предприятие решает задачу или максимизации прибыли, или минимизации убытков, или прекращения своей деятельности. Решение этих задач может осуществляться на основе как валовых, так и предельных величин, но всегда речь идет о выявлении валового дохода и общих издержек.
4. Предприятие максимизирует прибыль путем определения такого объема выпуска продукции, который обеспечивает наибольшую разность между валовым доходом и общими издержками. Если предприятие несет убытки, то оно также определяет объем производства, который обеспечит наименьшую разность между общими издержками и валовым доходом, т.е. в этом случае общие издержки больше валового дохода. Предприятие минимизирует убытки до тех пор, пока они остаются меньше постоянных издержек. Как только убытки превысят величину последних, предприятие
решает проблему своего закрытия. Можно сказать, что предприятие минимизирует убытки до тех пор, пока валовой доход (выручка) превышает переменные издержки.
5. Максимизацию прибыли и минимизацию убытков предприятие может осуществлять и на основе предельных величин: равенства предельного дохода предельным издержкам. Данное равенство указывает на то, что предприятие, наращивая объем выпуска продукции, следит за тем, чтобы при продаже каждой последующей единицы предельный доход превышал предельные издержки. Как только предельные издержки превысят предельный доход, общая масса прибыли станет убывать. Поэтому предприятие прекращает наращивание объема выпуска и получает максимум прибыли при том объеме производства, при котором предельные издержки равны предельному доходу. При данном объеме выпуска разность между ценой (средним доходом) и средними общими издержками будет наибольшей. Эта разность, умноженная на объем производства продукции, равна максимальной совокупной прибыли.
6. Когда средние общие издержки становятся больше цены (среднего дохода), предприятие терпит убытки. Однако это не значит, что его необходимо закрывать. Предприятие будет минимизировать убытки до тех пор, пока цена превышает средние переменные издержки. При достижении их равенства убытки станут равны величине средних постоянных издержек. В этой ситуации предприятие может продолжать свою деятельность или приостановить ее, но в любом случае оно будет нести убытки, равные постоянным издержкам. Объем, при котором предприятие несет минимальные убытки, определяется равенством опять-таки (как и при максимизации прибыли) предельного дохода и предельных издержек.
7. Предприятие приостанавливает свою деятельность (закрывается), если при объеме производства, обеспечивающем равенство предельного дохода предельным издержкам, цена не покрывает средних переменных издержек, а следовательно, суммарные убытки превышают величину полных постоянных издержек.
11. Предприятие в условиях чистой монополии
Выводы
1. Специфика рынка чистой монополии заключается в том, что на нем выступает один-единственный продавец, который одновременно олицетворяет собой и предприятие, и отрасль. Поэтому он имеет возможность манипулировать ценой, но при повышении последней спрос на его продукцию сокращается, а при ее понижении — увеличивается. Поэтому предприятие-монополист вынуждено также выбирать объем выпуска, который обеспечивает получение максимальной прибыли или открывает возможность минимизировать убытки.
2. Монополия выступает в закрытой, открытой и естественной формах. Закрытая монополия характеризуется наличием нормативных и
законодательных актов, препятствующих проникновению в данную отрасль других предприятий. Открытая монополия допускает возможность появления предприятий, выпускающих идентичную продукцию или продукты-субституты, но пока предприятие остается единственным продавцом данного товара. Естественная монополия обусловлена технико-экономическими параметрами достижения оптимального масштаба производства, при котором наилучшим образом удовлетворяется спрос на продукцию.
3. Принципы максимизации прибыли, минимизации убытков и закрытия предприятия — те же, что и при чистой конкуренции. Специфическими моментами для чистой прибыли являются:
• валовой доход увеличивается не равномерно, как у предприятия-конкурента, а имеет нелинейную зависимость от предельного дохода;
• предельный доход (кривая предельного дохода) отклоняется от цены (кривой спроса), т.е. не совпадает с ней, как в условиях чистой конкуренции. Поэтому предельный доход сопоставляется с предельными издержками, а цена (средний доход) — с величиной средних общих (при максимизации прибыли) и переменных (при минимизации убытков) издержек.
4. Итак, максимум прибыли предприятие получает при том объеме производства, при котором достигается наибольшая разность между величинами валового дохода и общих издержек или равенство между предельным доходом и предельными издержками при превышении цены средних общих издержек.
Предприятие минимизирует убытки, когда общие издержки превышают валовой доход, но когда последний больше переменных издержек, т.е. когда убытки меньше постоянных издержек, или при равенстве предельного дохода и предельных издержек, когда цена ниже
средних общих издержек, но больше величины средних переменных издержек.
5. С целью добиться максимальной прибыли в результате наращивания объема выпуска монополия может прибегнуть к ценовой дискриминации — один и тот же товар продается по разным ценам различным покупателям: по более высоким — покупателям с низкой эластичностью спроса, по более низким — покупателям с относительно высокой эластичностью спроса.
6. В результате установления (навязывания) цен монополистом существенно сокращается излишек потребителя и значительно увеличивается излишек производителя при наличии чистых потерь для общества.
7. В интересах ограничения власти монополии на рынке, сокращения чистых потерь общества по сравнению с условиями чистой конкуренции и достижения рационального использования ресурсов государство вынуждено регулировать деятельность предприятия-монополиста путем установления максимально допустимой цены. Однако эта цена должна обеспечить получение монополистом как минимум нормальной прибыли.
12. Предприятия в условиях монополистической конкуренции и олигополии.
Выводы
1. Монополистическая конкуренция олицетворяет собой двуединство конкуренции и монополии. Монополия проявляется в уникальности производимой продукции каждым товаропроизводителем, конкуренция находит свое выражение в предложении хотя и особенных, специфических, но одних и тех же товаров. Монополистическая конкуренция характеризуется значительным числом товаропроизводителей на рынке (не менее 25), относительно свободным входом и выходом из него, а «уникальность» предлагаемого каждым товаропроизводителем одного и того же товара позволяет им «навязывать» в той или иной степени цену.
2. Максимизация прибыли, минимизация убытков, равно как и прекращение деятельности осуществляются предприятием в полном соответствии с принципами, характерными для рынка чистой конкуренции, но с уточнениями, касающимися рынка чистой монополии (см. выводы к главам 20 и 21).
3. На рынке монополистической конкуренции помимо ценовой конкуренции имеет место и неценовая конкуренция, которая выражается в дифференциации продукта, его совершенствовании и рекламе. Дифференциация продукта проявляется в предложении одного и того же товара с разнообразной комбинацией его потребительских свойств, что позволяет расширить класс покупателей. Совершенствование продукции связано с сохранением уровня цен на нее при одновременном улучшении технических, экономических, качественных характеристик и потребительских свойств. Реклама является наиболее ярко выраженной формой неценовой конкуренции в условиях монополистической конкуренции по сравнению с другими видами рыночных структур.
4. Олигополия — это рыночная структура, занимающая промежуточное положение между монополией и монополистической конкуренцией (число участников от 2 до 24). Олигополии характеризуются
различной степенью плотности: от 2 до 8 предприятий — плотная олигополия, от 9 до 24 — разреженная. Формирование олигополистических структур — результат конкурентной борьбы, сопровождаемой поглощениями и слияниями.
5. В рамках ценовой конкуренции предприятий-олигополистов их поведение характеризуется двумя специфическими моментами: при понижении цены одним из олигополистов все остальные также солидарно понижают цены, чтобы сохранить за собой «закрепленный» сегмент рынка; при повышении цены остальные олигополисты сохраняют прежний уровень цен и тем самым могут потеснить на рынке предприятие, рискнувшее повысить цены.
6. Среди видов неценовой конкуренции следует выделить тайный сговор, лидерство в ценах, ценовую накидку. Тайный сговор олигополистов направлен на проведение единой ценовой политики его участниками, на раздел рынков либо на имитацию ценовой конкуренции. Лидерство в ценах заключается в том, что все олигополисты вслед за ведущей компанией (лидером) в данной отрасли повышают или понижают цены. Ценовая накидка используется теми олигополистами, у которых продукция довольно дифференцированна, что затрудняет вести обособленную калькуляцию затрат по каждому отдельно взятому продукту. Поэтому они к средним издержкам плюсуют соответствующую величину прибыльной надбавки.
13. Макроэкономическое равновесие, основанное на приоритете сферы производства
Выводы
1. Макроэкономическое равновесие, базирующееся на приоритете производства, предполагает расчленение общественного производства на I и II подразделения. I подразделение включает в себя все отрасли и производства по выпуску средств производства, II подразделение — по выпуску предметов потребления. В связи с тем, что оба подразделения не могут самостоятельно обеспечить собственный процесс производства, они
вынуждены обмениваться частью созданной ими продукции. I подразделение, обращаясь ко II подразделению за предметами потребления, предлагает ему эквивалентный по стоимости объем средств производства. В результате между I и II подразделениями происходит частичный обмен произведенными ими продуктами.
2. С целью осуществления беспрерывного процесса воспроизводства (непрерывного повторения в той или иной форме производства) I и II подразделения оставляют часть произведенных каждым из них общественных продуктов для собственных нужд, а другой частью продуктов они обмениваются между собой.
3. Воспроизводство по своему характеру может быть простым (масштаб производства неизменен), расширенным (масштаб производства из года в год увеличивается), суженным (масштаб производства из года в год сокращается).
4. Сбалансированное развитие национальной экономики при простом воспроизводстве имеет место в том случае, если весь прибавочный продукт полностью идет исключительно на потребление, а национальный доход, созданный в I подразделении, равен стоимости средств производства, потребленных во II подразделении.