Экономическая теория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 09:26, реферат

Описание

Любой человек обладает набором материальных и духовных потребностей. Все необходимое для существования люди берут из природы (в чистом виде) или изготавливают самостоятельно. Поиском ответов на возникающие при этом вопросы занимается экономическая теория.
Экономическая наука – наука о хозяйстве, управлении, а также людьми и окружающей средой (природной, социальной, техногенной), возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.
Экономика объединяет множество отраслей (предметов, дисциплин), которые объединяют в две группы:
1) общую экономическую теорию: раскрывает сущность, содержание и закономерности развития экономических процессов в обществе в целом без отношения к сферам деятельности;
2) частную экономическую теорию: отражает отдельные функции экономического управления (менеджмент, теория финансов, теория управления).

Содержание

1. Предмет экономической теории, ее функции и задачи.
2. Экономические законы и экономические категории.
3. Этапы развития экономической теории.
4. Методы экономической теории.

Работа состоит из  1 файл

Экономическая теория лекции.doc

— 255.00 Кб (Скачать документ)

1) покупатель  сам дает субъективную оценку  роли определенного блага в  удовлетворении его  личных потребностей;

2) полезные блага  делятся на два вида:

- имеющиеся в  безграничном количестве – эти  блага люди не считают полезными,  не приписывают им ценность (воздух, вода);

- являющиеся  относительно редкими – эти  благам люди приписывают ценность (редкие металлы и т.д.);

3) в процессе  личного потребления действует  закон убывающей полезности: если непрерывно пользоваться одним и тем же продуктом, то наступает насыщение;

4) ценность благ  определяет предельная полезность, которая зависит от запаса данного продукта и потребности в нем. Если при неизменной величине потребности запас уменьшается, то предельная полезность и ценность возрастают.

Таким образом, основные положения теории предельной полезности отражают экономические  связи: потребитель→потребность→полезность→ценность→цена. 

5. «Экономическая теория» стр. 76-78 (учебное пособие Зиганшина). 

6. Эпохи в истории денег:

- эпоха товарных  эквивалентов (денег);

- эпоха золотых  денег (золотого стандарта).

Деньги –  всеобщий эквивалент; способность их обмениваться на любой другой товар, поэтому деньги обладают таким свойством, как ликвидность.

Функции денег  при золотом стандарте:

1) мера стоимости.  Цены товаров выражаются в  известном количестве данного  товара, золота. Количество золота  измеряется его весом. Определенное весовое количество золота принимается за единицу его массы. Эта единица, устанавливаемая государством в качестве денежной единицы, называется масштабом цен. Все цены товаров выражаются в определенном количестве денежных единиц или в определенном количестве весовых единиц золота;

2) средство обращения.  Деньги переходят из рук в  руки;

3) средство образования  сокровищ. Они накапливаются в  качестве воплощения богатства;

4) средства платежа;

5) мировые деньги. Деньги участвуют в хозяйственных взаимоотношениях всех стран.

Функции современных денег:

    1. мера стоимости;
    2. средство обращения;
    3. средства платежа.

Стабильность  современных денег определяется количеством денег в обращении. Количество денег в обращении  прямо пропорционально сумме  цен на товары и обратно пропорционально  скорости обращения денег:

. 

7.

  Подходы к определению цены:

  1. марксистский подход: цена – денежное выражение стоимости товара. Стоимость определяется затратами труда на производство товара;
  2. рыночный подход: предусматривает, что цена – это форма выражения полезности товара.

Свободная цена характерна для рынка совершенной конкуренции. На основе свободной цены формируется аукционная цена – когда покупатель определяет конечную цену товара. На основе свободной цены формируется комиссионная цена, контрактные (договорные) цены. В рыночной экономике используются также такие цены, как лимитные: расценки (используется при сдельной оплате труда), тарифы. Цена также делятся на оптовые и розничные. Существуют государственные цены. Используются также так называемые мировые цены.

Функции цен:

- информационная: цена информирует о платежеспособном росте, о предложении товаров и т.д.;

- стимулирующая:  поощряет тех, кто рационально  использует ресурсы;

- распределительная:  ресурсы направляются в эффективные  отрасли;

- учетно-измерительная.

По уровню цен  можно судить об израсходованных факторах производства (экономических ресурсах). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Механизм  функционирования рынка. 

    1. Общая характеристика рыночного механизма. Его элементы.
    2. Спрос. Закон спроса. Факторы, влияющие на изменение спроса.
    3. Предложение. Закон предложения. Факторы, влияющие на изменение предложения.
    4. Рыночная или равновесная цена.
    5. Эластичность спроса и предложения.
 

1. Рыночный механизм – это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов. Это параметры рынка, которыми руководствуется потребители и производители в своей экономической деятельности.

Рыночный механизм действует на основе экономических  законов (спроса, предложения, равновесной  цены, стоимости, полезности и др.).

На стороне  производства выступает предложение, на стороне потребления выступает спрос. Эти 2 элемента всегда взаимосвязаны, но на рынке противостоят друг другу.

Экономические положения производителей и потребителей зависит от рыночной конъюнктуры, которая изменяется под влиянием многочисленных факторов.

Конъюнктура рынка – это совокупность складывающихся на рынке в каждый данный момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг. Конъюнктура определяется экономическими показателями: соотношением спроса и предложения, уровнем цен, емкостью рынка, платежеспособными возможностям и потребителей, состоянием товарных запасов и другим.

Особенность рыночного  механизма в том, что каждый его  элемент связан с ценой, которая служит основным инструментом, действующим на спрос  и предложение.

Элементы  рыночного механизма:

Спрос – платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им товары и услуги.

Предложение – сумма товаров, которые продавцы готовы продать при разной динамике рыночной цены.

Конкуренция – соперничество между покупателями и продавцами за лучшие условие производства и реализации продукции. 

2. Закон спроса гласит, что при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется  в обратной зависимости от цены. Это происходит по двум причинам:

1) при снижении  цены потребитель желает приобрести  больше товара, это явление называется  эффектом дохода;

2) товар, при  снижении на него цены дешевеет относительно других товаров, и приобретать его становится относительно выгоднее – явление эффект замещения.

Закон спроса не действует в трех случаях:

    1. при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен;
    2. для некоторых редких и дорогостоящих товаров, являющихся, как правило, средством вложения денег;
    3. при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары.

Зависимость между  ценой и спросом можно выразить в виде графика:

Qd=f(p).

Цена, тыс. руб. 8 6 4 2
Спрос, шт. 1 2 3 4
 

На изменение  спроса влияют и неценовые факторы (D1 и D2 – смещение вправо и влево):

- изменения в  денежных доходах населения;

- изменения в  структуре населения;

- изменения цен  на другие товары, особенно на  товары-заменители и на товары  взаимодополняемые (бензин и автомобили);

- экономическая  политика государства (налоговая);

- изменение потребительских  предпочтений. 

3. Закон предложения гласит, что предложение при прочих равных условиях изменяется в прямой зависимости от изменения цены.

Зависимость между ценой и предложением:

Цена, тыс.руб. 2 4 6 8
Предложение, шт. 1 2 3 4
 

Реакция предложения  на цену объясняется тем, что, во-первых, фирмы, занятые в отрасли при  повышении цены задействуют резервные, если такие имеются, или быстро вводимые новые мощности, что приведет к увеличению предложения, во-вторых, в случае продолжительного и устойчивого повышения цены в эту отрасль устремляются другие производители, что еще более увеличит производство и предложение.

В краткосрочном  периоде увеличение предложения не всегда наступает немедленно за повышением цены, т.к. может не оказаться для этого резервов. Но в долгосрочном периоде увеличение предложения всегда следует за повышением цены.

На предложение  оказывают влияние также и  неценовые факторы, такие как: количество продавцов на рынке, использование различных технологий, вкусы и предпочтения потребителей, цены на товары-заменители и др. При увеличении предложения под влиянием неценовых факторов кривая предложения смещается вправо, влево – при снижении предложения (S1, S2). 

4. В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена. Она фиксируется в точке, в которой пересекаются кривые спроса и предложения:

 E – точка равновесия

 В этой  точке цена устраивает одновременно покупателя и  продавца. При этом действуют следующие законы рыночного ценообразования.

1) цена стремится  к такому уровню, при котором  спрос равен предложению;

2) если под  влиянием неценовых факторов  произойдет повышение спроса  при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, то цена возрастет (дефицит). Если при неизменном предложении спрос сократится или  при неизменном спросе предложение увеличится, то цена понизится (избыток товаров). 

5. Эластичность спроса – степень изменения спроса в зависимости от цены; измеряется коэффициентом эластичности:

Эластичным спрос  бывает тогда, когда величина спроса изменяется на больший процент, чем  цена.

Неэластичный  спрос проявляется, если платежеспособная потребность покупателей не чувствительна к изменению цен (соль).

Варианты  эластичности спроса:

  1. спрос эластичный – когда приобретаемое количество товара увеличивается больше, чем на 1% на каждый процент снижения цены (Ed>1);
  2. неэластичный спрос – когда приобретаемое количество товара увеличивается меньше, чем на 1% на каждый процент снижения цены (Ed<1);
  3. единичная эластичность – когда приобретаемое количество товара увеличивается на 1% при изменении цены на 1% (Ed=1);
  4. абсолютно эластичный спрос – когда спрос увеличивается или уменьшается при неизменной цене (Ed=∞);
  5. абсолютно неэластичный спрос – когда изменение цены не влечет за собой изменение спроса (Ed=0).

Эластичность  предложения – степень изменения предложения в зависимости от динамики цены. Эластичным предложение становится, когда его величина изменяется на больший процент, чем цена.

Неэластичным  предложение бывает, если предложение  не изменяется при повышении или  снижении цены.

Для предложения  характерны те же закономерности, что  и для спроса. Но в обратной зависимости.

Величина предложения  повышается по мере роста цен.

Информация о работе Экономическая теория