Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 15:46, курс лекций
Термин «экономия» впервые был введен в научный оборот Аристотелем. Он состоит из двух греческих слов «ойкос» - дом, хозяйство и «номос» - учение, закон.
Предмет и место экономической теории в системе экономических наук
Экономические законы и категории
Основные экономические понятия: потребности, материальные блага и услуги, экономические ресурсы и их ограниченность
Методы научного познания экономики
Важной причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека, экономическая обособленность товаропроизводителей, чтобы они могли свободно распоряжаться результатами своего труда.
С развитием частной собственности развивалось и рыночное хозяйство. Наиболее высокого уровня частная собственность и рыночные отношения достигли при капитализме.
Объекты частной собственности многообразны. Они создаются и приумножаются за счет предпринимательской деятельности, доходов от ведения собственного хозяйства, доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения, акции и другие цепные бумаги.
В дальнейшем обособленность товаропроизводителей начала распространяться па коллективную и другие формы собственности. Возникли кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные и смешанные предприятия.
Кроме того, причина становления рынка кроется и в возможности (свободе) для каждого экономического субъекта обеспечивать свои интересы. Рынок предполагает свободу конкурентного поведения, свободу хозяйствования, защиту интересов конкретного товаропроизводителя. Различные страны, их национальные хозяйства к рыночной экономике шли разными путями. Вместе с тем существуют общие закономерности ее становления, присущие любой стране. К важнейшим из них относятся:
- наличие независимых товаропроизводителей, свобода предпринимательской деятельности и гарантии прав собственности различных экономических субъектов;
- свободные рыночные цены, уравновешивающие спрос и предложение;
- конкуренция
- свободный перелив капиталов между отраслями и регионами;
- образование финансового
рынка, включающего рынок
- наличие рынка труда, наемной рабочей силы с развитой системой ее подготовки, переподготовки, межотраслевого и межрегионального перелива;
- открытость экономики
мировым интеграционным
2. Сущность и функции рынка.
В современной экономической литературе встречается несколько определений рынка:
- рынок - это совокупность
экономических отношений
- рынок - система отношений по поводу обмена результатами производства и услугами, принимающими форму товара;
- рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения;
- рынок - это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.
Субъектами рыночных отношений являются участники рыночных сделок: во-первых, покупатели, продавцы, предприниматели или физические лица; во-вторых, юридические лица.
Объекты рынка - все то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи. Это материальные и нематериальные блага и услуги, факторы производства - средства производства, рабочая сила, капиталы (фонды), технические новшества и идеи.
Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций.
Рынок влияет на все фазы воспроизводства - производство, распределение, обмен и потребление. Конкурентная рыночная система способствует развитию научно-технического прогресса, побуждает применять новейшие технологии, рационально использовать ресурсы. Кроме того, она обеспечивает своим субъектам реальную экономическую свободу, свободу выбора форм и способов хозяйствования, гарантируемую досконально разработанным законодательством.
Различают следующие виды рынков:
Инфраструктура- это совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функционирование материального производства. Инфраструктура- это обязательный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы. Дословно инфраструктура – это основание, фундамент, внутреннее строение экономической системы.
Применительно к рынку инфраструктура- это совокупность организационно-правовых форм, опосредующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.
Термин «инфраструктура» в общем смысле обозначает комплекс отраслей, обслуживающих производственную и социальную сферу народного хозяйства.
Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются: биржи, аукционы, ярмарки; кредитная система и коммерческие банки; эмиссионная система и эмиссионные банки; система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости; информационные технологии и средства деловой коммуникации; налоговая система; система страхования; торговые палаты; таможенная система; профсоюзы, работающие по найму; коммерческо-выставочные комплексы; система высшего и среднего экономического образования; аудиторские компании; консультативные компании.
Все перечисленные элементы рыночной инфраструктуры переживают в Республике Казахстан период становления и развития.
Функции инфраструктуры рынка:
4. Конкуренция и монополия.
Конкуренция (от лат. «конкурро» – сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли-продажи) товаров. В рыночной экономике такое столкновение неизбежно, ибо оно порождается следующими объективными условиями:
- наличие множества
равноправных рыночных
- полная экономическая обособленность каждого из них;
- зависимость рыночных субъектов от конъюнктуры рынка;
- противоборство со
всеми другими рыночными
Конкурентная борьба за экономическое процветание и вживание – экономический закон рыночного хозяйства. Это борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать свои товар подороже, но конкуренция вынуждает их сбывать свою продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Иногда на рынке применяется демпинг – продажа товаров по чрезвычайно низким ценам. Конкуренция – двигатель экономического прогресса.
Сущность конкуренции проявляется в ее следующих функциях:
Конкуренция по своему содержанию весьма противоречива. С одной стороны, она выражает стремление к свободе, экономической независимости – это проявление центробежных сил. С другой – стремление самих конкурентов обезопасить себя от превратностей, что свидетельствует о центростремительной тенденций к объединению усилий, своего рода экономической солидарности, гарантом которых выступает государство, законы поведения на рынке и т.д.
Монополия (от греч. «монос» - один, «полео» - продаю) – исключительное право государства, предприятия, организации, торговца на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности.
В разных странах и в различные исторические периоды в экономике возникают следующие виды монополий:
- естественная монополия, которой обладают собственники и хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства;
- искусственная монополия, означающая сосредоточение в отдельных руках производства и рынка сбыта какого-либо продукта.
Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям: а) масштабам развития, б) характеру, в) методам соперничества
В экономической литературе дается следующая классификация видов монополий.
1. С учетом степени охвата экономики выделяются такие виды монополистических организаций.
В масштабе определенной отрасли – чистая монополия. В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товаров, предназначенных для продажи, и их ценой.
В масштабе национального
хозяйства образуется абсолютная монополия.
Она находится в руках
Монопсония (чистая и абсолютная) – один покупатель ресурсов, товаров.
2. В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополий.
Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно невоспроизводимые элементы производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов.
Легальные монополии образуются на законном основании. К ним относятся следующие формы монополистической организации: патентная система, авторские права, торговые знаки.
Искусственные монополии – объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. [kgl]
6. [gl] Тема Основы теории спроса и предложения[:]
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
ПЛАН СЕМИНАРА:
Спрос - это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Иными словами, спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств (деньгами) у покупателя. Таким образом, в экономической теории различают "потребность" и "спрос".
Как правило, спрос меньше потребности, поскольку любая цена ограничивает число покупателей.
Итак, спрос - это объем возможной купли товара в зависимости от установившейся цены на него. Очень важно осознать, что спрос - это потенциальная купля, но состоится она или нет, зависит от множества факторов.
Обратную связь между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде графика, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной оси. Закон спроса гласит, что люди покупают большее количество продукта при низкой цене, чем при высокой. Это находит отражение в нисходящем направлении кривой спроса.