Экономические агенты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 22:14, курсовая работа

Описание

В работе рассматривается экономические агенты как участники экономических процессов. Также рассматриваются рыночные и нерыночные агенты.
Работа содержит практическую часть – практикум, состоящий из двух тестов, на которые я даю развёрнутые ответы.
Экономические агенты – субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Основными экономическими агентами являются индивиды (домохозяйства), фирмы, государство и его подразделения.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Экономические агенты как участники экономических процессов 4
Глава 2. Рыночные и нерыночные агенты 5
Практикум 14
Заключение 16
Литература 17

Работа состоит из  1 файл

Elizaveta.docx

— 35.02 Кб (Скачать документ)

В условиях рыночной экономики  приоритетное место занимают личные интересы. Именно они являются главным  стимулом для ведения экономической  деятельности. Производители, ориентируясь на реализацию личных интересов –  получение большего дохода, повышение  качества жизни, – способствуют удовлетворению общественных потребностей через насыщение  рынков товарами и услугами, повышение  их качества, обновления ассортимента.

Политика стран с социально-рыночной экономикой строится таким образом, чтобы гармонизировать все виды интересов, что, однако, не исключает  противоречий между ними. Разрешение подобных противоречий предполагает прямое и косвенное вмешательство государства в экономическую и социальную жизнь общества. 

Экономические стимулы – факторы, усиливающие желание получать материальную выгоду – становятся мощным побудительным условием деятельности людей. Конкретными формами проявления стимулов являются уровень денежного дохода, заработная плата, положение в обществе и т.п. Интересы и стимулы способствуют возникновению материальной заинтересованности в ведении дел субъектами экономики.

Однако средства, которыми располагает человек, коллектив  или государство для удовлетворения своих потребностей, ограниченны. Мы живем в мире, которому свойственна  редкость благ. Ограниченность средств  удовлетворения потребностей предполагает конкуренцию в борьбе за их использование. Конкуренция – это соперничество экономических субъектов за право использования тех или иных благ, в которых заинтересованы различные группы людей. Отсюда – проблема выбора направлений и способов использования благ, удовлетворение потребностей людей. Экономическое поведение людей при ограниченности ресурсов и безграничности потребностей формирует понятие рационального поведения человека, образ человека экономического (Homo economicus), в котором заложено стремление получить максимальный результат при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов.

Экономические субъекты могут  осуществлять свой выбор тремя способами: самостоятельно; согласовывая свои предпочтения с другими; в составе группы.

Первый вид выбора называется индивидуальным, второй – двусторонним, третий – коллективным. Коллективный выбор, в свою очередь, подразделяется на общественный и групповой (олигополистический). Общественный выбор делается в составе  невидимой группы, где действия одних  участников не отражаются на других. Например, в хлебопекарной отрасли закрылась  одна пекарня из-за высоких затрат и низких доходов, однако данный факт не отразился на функционировании отрасли  в целом и на потребителях.

Коллективный выбор осуществляется в группах, в которых участники  взаимосвязаны и поведение одного оказывает значительное влияние  на поведение остальных. Классический пример – действие предприятий в  олигополистических отраслях. Так, если в автомобильной промышленности одна фирма пошла на снижение цены, на свой автомобиль, то другие, скорее всего, последуют за ней, чтобы не потерять часть свое рынка.

Человек экономически обладает двумя фундаментальными характеристиками: рациональностью и эгоизмом. Действия такого экономического агента либо базируется на принципе максимизации выгоды, либо его поведение рационализуется  формальными и неформальными  нормами, которые устанавливаются  различными общественными институтами. Поэтому различают полную и ограниченную рациональность экономического поведения. В первом случае предполагается, что  человек наилучшим образом использует имеющуюся информацию и достигает  наивысшего разрыва между достигнутыми результатами и произведенными затратами (максимум выгоды при фиксированном  объеме затрат). Ограниченная рациональность отражает невозможность пользования  всей информацией из-за трудностей в ее сборе или анализе. В этом случае решения принимаются на основе опыта, интуиции, что может в ряде случаев привести к меньшему результату.

Все экономические субъекты стремятся к рациональности, однако возможности ее реализации весьма ограничены. Признание ограниченности рационального  поведения экономических агентов  означает, что субъекты экономики  не имеют полной информации о предпочтениях  других и подчас нечетко осознают свои интересы.

Помимо предпосылки рационального  поведения экономических агентов  существует концепция эгоизма экономических  субъектов, т.е. следование своим интересам. При этом различаются три формы  эгоизма: сильная, полусильная и  слабая. Сильная форма эгоизма  означает, что отдельные экономические  субъекты могут вести себя предательски, оппортунистически, т.е. использовать ложь, коварство, воровство, мошенничество  и т.п., преследуя свои корыстные  интересы. Эгоизм в полусильной форме представляет следование своим интересам без использования обмана и всякого рода махинаций. Слабая форма эгоистического поведения проявляется тогда, когда субъект действует на базе чужих представлений о своем интересе. Такое поведение называется послушанием, оно близко к альтруизму, т.е. фактически противоположно эгоизму.

Экономический рост в развитых странах привел к значительному  повышению благосостояния, как отдельных  семей, так и общества в целом. Поэтому во многих случаях действует  иная модель поведения Homo economicus: в процессе реализации интересов на первое место  выдвигаются потребности в самовыражении, в реализации престижа, в использовании  свободного времени для всестороннего  развития личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практикум

 

1. Экономическими агентами  могут быть:

1) производители;

2) потребители;

3) организаторы функционирования  хозяйства для достижения общественного  благосостояния;

4) все перечисленное верно.

 

Экономические агенты –  субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Основными экономическими агентами являются индивиды (домохозяйства), фирмы, государство и его подразделения. В свою очередь, среди фирм выделяют, прежде всего, индивидуальные деловые предприятия, партнерства и корпорации. Современная экономическая теория исходит из предпосылки о рациональном поведении агентов. Это означает, что целью является максимизация результатов при данных затратах либо минимизация затрат при заданном результате. Индивиды стремятся к максимальному удовлетворению потребностей при данных издержках, государство – к наивысшему росту общественного благосостояния при определенном бюджете. В качестве экономических агентов выступают также, например, профсоюзы, целью которых является повышение зарплаты и улучшение социальных условий жизни их членов, средством – борьба за выгодные условия заключения коллективных договоров. 

Ответ: 4.

 

2. К рыночным агентам  относятся:

1) домашние хозяйства;

2) государство (правительство);

3) коммерческие фирмы;

4) все перечисленное верно.

 

Домашние хозяйства и бизнес относятся к рыночным агентам, а  государство и некоммерческие организации  – к нерыночным.

Ответ:  1, 3.

 

Заключение

 

В системе экономических  потребностей выделяют личные и производственные потребности. Личные потребности обеспечивают существование людей, а производственные – поддерживают производственный процесс. Человек вступает в производственные процесс, чтобы получить возможность для удовлетворения своих личных потребностей в предметах первой необходимости (пища, одежда, жилье) и в предметах роскоши (продукты, без которых можно обойтись, ковры, картины, украшения и др.).

Естественно, с ростом производства, доходов и потребностей происходит некоторая «переоценка ценностей», и продукты второй группы постоянно  переходят в первую. В большинстве  развитых стран автомобиль, бытовая  техника уже не представляют предметы роскоши, а перешли в категорию  предметов первой необходимости, поскольку  их использование значительно облегчает  быт.

Экономические потребности  включают потребности не только в  материальных, но и в духовных благах. Последние связаны с приобретением  книг, картин, получением образования, посещением театров, концертов, с туристическими поездками. Население все больше стремится к удовлетворению духовных потребностей по мере экономического развития страны. Потребности как  чувство неудовлетворенности толкают  людей к действиям. Поэтому формой проявления экономических потребностей являются экономические интересы, т.е. мотивы, стимулы хозяйственной деятельности, направленные на удовлетворение потребностей субъектов экономики.

 

Список литературы

 

1.  Николаева И.П. Экономическая теория: учебник для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 543с.

2. Базиков А.А. Экономическая теория: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 288с.

3.  Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2001. – 560с. 

4. Мировая экономика и  международные экономические отношения:  Учебное пособие. — М., 2000.

5.  Лебедев О. Т., Филиппова Т. Ю., Каньковская А. Р. Основы экономики: Учебное пособие. – Санкт-Петербург, издательский дом «МиМ», 1997 

6.  Добрынин, Журавлева. Основы экономической теории: Санкт-Петербург, «Питер», 2000 

7. Курс экономики: Учебник.  – 2-е изд., доп./ Под ред. Б.А.  Райзберга - М.: ИНФРА-М. 1999 

8. Экономическая теория  под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко  Минск, БГЭУ 1999 

9.  Экономика. А. Булатов 1997 г. БЕК г. Москва 

10.  Архипов А.И. Большаков А.К Нестеренко А.Н. Экономика. Учебник // 000 “Издательская группа Проспект”- М.: 1998. 

11.  Видяпин В.И. Журавлева Г.П. Экономическая теория (политэкономия). Учебник // Инфра-М.-М.: 1997. 

12.  Камаева В.Д. Экономическая теория (учебник для вузов) - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 

13.  Сажина М. А., Чибриков Г. Г.  Экономическая теория // Учебное пособие. М.: Экономика, 1997

 


Информация о работе Экономические агенты