Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 12:53, контрольная работа
Каждое общество независимо от социально-экономической системы сталкивается с двумя основными экономическими проблемами:
1) материальные (экономические) потребности людей практически безграничны;
2) экономические ресурсы редки или ограниченны.
Любое общество должно удовлетворять потребности людей в различных экономических благах. В свою очередь эти блага производятся на базе экономических ресурсов, которые имеются в распоряжении общества и его членов.
Блага — это все то, что способно удовлетворять повседневные (жизненные) потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие (произведенные товары и услуги, а также дары природы).
Министерство
образования и науки
Филиал Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный
инженерно-экономический
университет» в г. Выборге
Кафедра
общей экономической теории
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
Дисциплина: Экономическая теория
Вариант
3
Каждое общество независимо от социально-экономической системы сталкивается с двумя основными экономическими проблемами:
1)
материальные (экономические) потребности
людей практически
2) экономические ресурсы редки или ограниченны.
Любое общество должно удовлетворять потребности людей в различных экономических благах. В свою очередь эти блага производятся на базе экономических ресурсов, которые имеются в распоряжении общества и его членов.
Блага — это все то, что способно удовлетворять повседневные (жизненные) потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие (произведенные товары и услуги, а также дары природы).
Многообразные человеческие потребности можно объединить в группы, пользуясь теми или иными классификационными признаками. Существует множество критериев, на основе которых выделяют различные группы благ:
1) экономические блага — результат экономической (хозяйственной) деятельности людей, обладают ценой (товар). К экономическим благам относятся блага, которые являются объектом или результатом экономической деятельности; т.е. которые можно получить в ограниченном количестве по сравнению с потребностями и которые могут удовлетворять потребности людей. Для получения экономических благ необходимы соответствующие экономические ресурсы;
2) неэкономические блага — результат дарения, представлены природой. Неэкономические блага (даровые блага) предоставляются природой без приложения усилий человека. Эти блага существуют в природе свободно, в достаточном количестве для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека (воздух, вода, свет и т.д.);
3) материальные блага имеют материально - вещественную форму (товар: уголь, цемент, обувь, одежда, пища и т.д.); включают естественные дары природы (земля, лес, вода), продукты производства (здания, сооружения, машины и т.д.);
4) нематериальные блага не имеют материально-вещественной формы (услуги, научные открытия, образование и т.д.), воздействуют на развитие способностей человека, создаются в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование, искусство и т.д.
Различают две группы нематериальных благ:
1) внутренние — блага, данные человеку природой. Он развивает их в себе по собственной воле (голос — пение; музыкальный слух — занятия музыкой; способность к науке и т.д.);
2) внешние — это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция и т.д.).
По степени удаленности от конечного потребления блага делятся на потребительские (пища, одежда, обувь) и ресурсы (факторы производства, используемые для производства потребительских благ).
По длительности использования блага делятся на долговременные, используемые многократно (здания, книги, компьютеры), и кратковременные, используемые в процессе разового потребления (хлеб, молоко, спички и т.д.).
Необходимость государственного регулирования рыночной экономики теоретически обосновал английский экономист Дж.М.Кейнс в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1946).
Вмешательство государства в экономику, вызвано стремлением правительства смягчить неэффективность и «несправедливость», связанные с функционированием рыночной экономики.
Регулирование государством рынка (частного капитала) направлено на достижение следующих экономических целей:
1. Экономический рост.
Эта цель предполагает увеличение объемов производства материальных благ, улучшение их качества, обеспечение более высокого уровня жизни.
2. Экономическая эффективность.
Эта цель требует получения наибольших (наилучших) результатов при минимальных затратах имеющихся ограниченных производственных ресурсов.
3.
Полная занятость
Реализация этой цели позволит обеспечить всех, кто может и желает работать, занятием (рабочим местом) в соответствии с их потребностями и квалификацией.
4.Стабильный уровень цен.
Значительное повышение или снижение общего уровня цен дестабилизирует экономику в целом, возникают напряжение, различного рода сложности в экономической деятельности (инфляция и дефляция), которых крайне важно избегать.
5. Экономическая свобода.
Предприниматели, хозяйствующие субъекты рыночной экономики должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы.
6.
Справедливое распределение
С позиции рыночной экономики доходы, полученные в результате конкурентной борьбы, справедливы. Принцип: «На равный капитал - равная прибыль» действует как тенденция. Уравнительное распределение недопустимо. В то же время ни одна группа граждан в цивилизованном обществе не должна пребывать в нищете, когда другие купаются в роскоши.
7. Экономическая обеспеченность.
В обществе, к сожалению, существуют хронически больные, нетрудоспособные, престарелые и другие иждивенцы. Необходимо обеспечить их нормальное существование за счет средств государственного бюджета и различных социальных и благотворительных фондов.
8. Торговый баланс.
Предполагается
поддержание разумного
Этот перечень можно дополнить и другими целями, например улучшением охраны окружающей среды и т. д.
Анализ перечисленных целей позволяет отметить, что некоторые из них могут противоречить другим или взаимно исключать друг друга. Например, экономический рост и полная занятость могут вызвать повышение цен и породить инфляцию. Стремление обеспечить равенство в распределении может снизить мотивацию к творческому, рискованному труду и тем самым замедлить экономический рост.
Следовательно, общество вынуждено разработать систему приоритетов в осуществлении задач, которые будут различны для разных периодов времени, для отдельных стран и регионов.
Функция спроса на данный товар Fd=10-P, функция предложения Fs=-5+2P, где Р – цена за единицу товара. Изобразить линию спроса и предложения. Определить равновесную цену и равновесный объем продаж.
Решение.
Равновесная цена и равновесный объем продаж находятся в точке пересечения кривых спроса и предложения, т.е. когда Fs= Fd, или 10-P=-5+2P.
3Р=15; Р=5. Равновесная цена равна 5.
Равновесный объем продаж равен 5. (10-5=-5=2*5=5)
В управлении финансовой системой важную роль играет проблема бюджетного дефицита. Госбюджет построен на соотношении доходов и расходов. Теоретически наиболее оптимальным будет такой бюджет, который предполагает равенство доходов и расходов. Сальдо такого бюджета, следовательно, равно нулю. На практике добиться такого положения очень сложно. В макроэкономическом смысле стремление к бюджету, сальдо которого равно нулю, является мало перспективным делом. Что такое бюджет с нулевым сальдо? Это отражение функционирования самоограничивающей экономики: затраты определяются исключительно полученными доходами. Однако, если экономика развивается, то она должна решать все большие по объему задачи и средств на их реализацию хватать не будет.
Здесь мы сталкиваемся с бюджетным неравновесием, когда расходы превышают доходы (дефицит бюджета) или когда доходы превышают расходы (профицит бюджета). В основном такое неравновесие складывается во многих странах в пользу превышения расходов над доходами. Рост бюджетных дефицитов явление распространенное и даже закономерное.
Причин тому множество (спад общественного производства, массовый выпуск «пустых» денег, неоправданно возросшие затраты на финансирование ВПК, значительные социальные программы, крупномасштабный оборот «теневого» капитала, огромные непроизводительные расходы, потери, приписки, хищения и т. п.), но важнейшее значение имеет возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его экономических, социальных функций, увеличение военных расходов, численности госаппарата.
Бюджетный дефицит, несомненно, относится к так называемым «негативным экономическим категориям» типа инфляции, кризиса, безработицы, которые являются, однако, неотъемлемыми элементами экономической системы, базирующейся на рыночных отношениях.
Следует заметить, что бездефицитность бюджета еще не означает «здоровья» экономики. Надо четко представлять, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражают дефицит бюджета. Вместе с тем, любое государство стремится если не покрыть полностью, то частично уменьшить дефицит бюджета.
Существует несколько традиционных способов покрытия бюджетного дефицита — это государственные займы и ужесточение налогообложения. Но есть и третий способ, предусматривающий увеличение денежной массы в обращении, — собственное производство денег, или «сеньораж». «Сеньораж» сейчас обычно не принимает форму простого печатания денег, так как это прямо и непосредственно способствует росту инфляции. В настоящее время «сеньораж» реализуется посредством создания резервов коммерческих банков.
Сумма накопленных за несколько лет бюджетных дефицитов образует государственный долг. Различают внешний и внутренний государственный долг.
Если говорить о бюджетном профиците, то этот феномен нельзя рассматривать как явление положительное. Бюджетный излишек формирует дополнительный спрос на деньги. Это увеличивает темпы инфляции. Если бюджетный излишек заморозить, то тем самым ограничивается избыточное давление совокупного спроса и сдерживаются темпы инфляции.
В частности, бюджет с профицитом формировался в последние годы в РФ. На базе профицита был создан стабилизирующий фонд, доходы которого составляли около 50% доходной части федерального бюджета. Однако эти средства государство не использовало для повышения инвестиционной активности, модернизации основных фондов, увеличения инновационной активности, финансирования социальной сферы.
Дефицит бюджета и государственный долг оказывают существенное влияние на развитие экономической системы, а именно — рост бюджетного дефицита и государственного долга влекут за собой реальные негативные последствия.
Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована в руках у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят к более обеспеченным, т. е. тот, кто владеет облигациями, становится еще богаче.