Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:45, реферат
Цель моей работы – рассказать об основных «экономических чудесах» XX века, их причинах и последствиях.
«Немецкое экономическое чудо» …………………………………………….4
«Германское экономическое чудо» по «Плану Маршалла» (1948-75 гг.)….5
3. «Японское послевоенное экономическое чудо»………………………………7
4. «Шведские рекордные годы» (1945-75 гг.)…………………………………….8
5. «Греческое экономическое чудо» (1945-65 гг.)………………………………..9
6. «Итальянское экономическое чудо» (1955-72 гг.)…………………………….10
7. Экономическое чудо «Азиатских тигров» (60-е – 90-е годы ХХ века)……...10
7.1. Тайвань………………………………………………………………….10
7.2. Сингапур………………………………………………………………..11
7.3. Гонконг……………………………...…………………………………..11
7.4. Южная Корея………………………….………………………………..11
8. «Испанское экономическое чудо» (1959-73 гг.)………………………………12
9. «Чилийское экономическое чудо» (1973-89 гг.)………………………………13
10. «Мексиканское экономическое чудо» (1940-70 гг.)………………………….14
Заключение………………………………………………………………………….16
Список использованной литературы……………………………………………...17
Содержание
3. «Японское послевоенное экономическое чудо»………………………………7
4. «Шведские рекордные годы» (1945-75 гг.)…………………………………….8
5. «Греческое экономическое чудо» (1945-65 гг.)………………………………..9
6. «Итальянское экономическое чудо» (1955-72 гг.)…………………………….10
7. Экономическое чудо «Азиатских тигров» (60-е – 90-е годы ХХ века)……...10
7.1. Тайвань……………………………………………………………
7.2. Сингапур…………………………………………………………
7.3. Гонконг……………………………...………………………
7.4. Южная Корея………………………….……………………
8. «Испанское экономическое чудо» (1959-73 гг.)………………………………12
9. «Чилийское экономическое чудо» (1973-89 гг.)………………………………13
10. «Мексиканское экономическое чудо» (1940-70 гг.)………………………….14
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………………...
Введение
За почти пять послевоенных десятилетий масштабы и географическая структура мировой экономики существенно изменились. В целом мировой ВВП за 46 лет возрос почти в 5,9 раза. При этом экономический потенциал наиболее развитых регионов середины 20 века – Северной Америки, Европы, Австралии и Океании – увеличивался медленнее, чем мировой экономики в среднем. В результате их доля в ВВП мира заметно снизилась. Сокращение доли Северной Америки в мировой экономике полностью произошло за счет снижения в ней удельного веса США, в то время как доля остальных североамериканских стран возросла.
По итогам II мировой войны изменилось соотношение сил между государствами мира. Были разгромлены Германия и Япония, существенно ослабли Великобритания и Франция, сказочно обогатились США; в ряде стран Европы и Азии произошли народно - демократические и социальные революции, они встали на путь строительства социализма, таким образом, возникла мировая система социализма. Война деформировала, или даже полностью вывела из строя рыночные механизмы регулирования капиталистического воспроизводства, наблюдался упадок хозяйственной жизни стран – участниц.
Нет ничего удивительного в том, что страны, прошедшие через период первоначального накопления и его издержки еще в средние века, в век Просвещения или Эпоху свободной конкуренции завершившие индустриализацию, исповедующие расовую и религиозную терпимость, сформировавшие широкий средний слой, избежали серьезных социальных потрясений и добились высокого уровня экономического развития и высокого жизненного стандарта для 85% своего населения.
Удивительно то, что ряд стран, в которых ни одно из вышеперечисленных условий к середине текущего столетия не было выполнено, также, хотя только во второй половине XX века, добились выдающихся экономических результатов.
Это было столь удивительно, что политики и экономисты окрестили произошедшее экономическим чудом.
«Экономическое
чудо» (англ. Economic miracle) — образное наименование
форсировано развивающейся
Цель моей работы – рассказать об основных «экономических чудесах» XX века, их причинах и последствиях.
Если после I мировой войны территория Германии практически не пострадала от военных действий, то после II мировой войны страна лежала практически в руинах. Промышленное производство было на уровне трети от довоенного, остро стоял жилищных вопрос, большая часть жилищного фонда была нарушены во время войны, тогда как более 9 миллионов немцев были высланы в Германию из Восточной Прусии и земель по Одер и Нейсе. Жизненный уровень упал на 1/3. Деньги обесценились, денежная масса не имела товарного покрытия, распространялся бартерные товарооборот. Союзники начали вывоз промышленного оборудования в счёт репараций. Кроме того Германия перестала существовать как независимое государство, она была оккупирована. Часть её территорий отторгнута. Это была страна где, как писал один современник, «среди голода и холода умерла надежда».
Фактически было два пути преодоления кризиса. Первый из них это идти путём плановой экономики, с возможной национализацией собственности. Другой идти путём рыночной экономики. Первый путь поддерживали социал-демократы и профсоюзы. Второго пути поддерживались христианские демократы. Так как в выборах в рейхстаг ХДС-ХСС в коалиции с СВДП оказались в большинстве и сформировали правительство, экономические планы именно этих партий и были приведены в жизнь.
Христианские демократы, несмотря на недовольство трёх оккупационных держав, отказались от любых видов давления на экономику. Претворялись в жизнь такие принципы рыночной экономики как, свобода экономики, свобода конкуренции; правительство воздействовало на экономику, прежде всего предоставлением кредитов, налоговых льгот, и введением премий за экспорт. Также действовали и антимонопольные законы. Всё это а так же, незначительные военные расходы, отсутствие огромных затрат на содержание колониального аппарата, приезд миллионов беженцев потерявших всё на востоке, и проявляющих завидную энергию на новом месте Ї всё это обусловило быстрое развитие Германии.
В 1950 году прекратилось распределение продуктов питания по карточкам. В 1956 году ФРГ произвела продукции три раза больше, чем вся Германия до войны. Особенно высокими темпами рост западногерманский экспорт. Около половины всей производимой в ФРГ продукции шла на экспорт. Доходы от экспорта позволили, ФРГ расплатится с долгами, осуществить выплаты жертвам нацизма и создать крупные золотовалютные резервы, сделавшие марку одной из наиболее стабильных валют в мире.
Большое внимание государство, уделялось также социальной политике, при свободной конкуренции неизбежно кто-то остаётся за бортом, и государственная должна была помогать им. Законы 50-х годов должны были улучшить положение пострадавших от войны, беженцев, инвалидов, стариков. С помощью налогов и компенсаций, государство пыталось сгладить бремя трудностей, разделяя его среди всего населения.
Такое стремительное развитие экономики ФРГ стали называть немецким экономическим чудом.
В середине 60-х годов наметился некоторый спад (-0,1%), безработных снова увеличилась. Хотя на первых порах такое торможение казалось временным
В 1966 году министром экономики стал социал-демократ. Хотя успехи, рыночной экономики, были бесспорными, и огосударствлевание экономики уже было нереальным, но социал-демократы всё равно оставались приверженцами увеличения влияния государства в политике. Проводимая ими политика называлась глобальным регулированием и состояла в налаживание более тесных связей между правительством, банками, промышленностью и профсоюзами. Такая политика оказалась довольно удачной и помогла преодолеть кризис 1967года.
До середины
70-х годов экономика
И в начале 80-х годов. СвДП пришла к выводу, что возвращение к прежним принципам рыночной экономики неизбежно.
Хотя экономика
ФРГ несколько затормозилось
в 70-80-х годах и несколько
(1948-75 гг.)
Все, кто видел послевоенную разруху в Германии, сходились во мнении, что для достижения в стране довоенного экономического уровня потребуется не менее 20 лет. Однако довоенного уровня производства Западная Германия достигла уже к 1950 году. Более того, к 1956 году оно удвоилось, а еще через шесть лет - утроилось. Феномен беспрецедентных в истории темпов экономического развития был назван "германским экономическим чудом".
Неблаготворительная помощь.
Результат
репарационной политики
После окончания военных действий фактически нажившимся на европейских бедах Соединенным Штатам грозил нешуточный кризис перепроизводства. Кроме того, Америке необходимо было противодействовать установлению просоветских режимов в Центральной Европе. В итоге в начале 1947 года госсекретарь США Джордж Маршалл заявил о готовности его страны предоставить всем заинтересованным странам субсидии и займы для подъема экономики. Всего планировалось выделить до 12 миллиардов долларов в виде наличных денег, продуктов питания, готовой промышленной продукции и направив на эти цели два процента американского ВВП. При этом Америка никоим образом не занималась благотворительностью. На полученные деньги Европе приходилось закупать оборудование у тех же американцев, кроме того, занимаясь целевыми инвестициями, американцы небезосновательно рассчитывали на перспективность в Европе некоторых видов бизнеса, например строительного.
"План Маршалла"
был принят конгрессом в 1948
году. Конгресс США никогда не
утвердил бы план, если бы в
нем не указывались политически
Тем не менее "план Маршалла" заработал, Европа восстанавливалась, доллар наводнил мир. В первые два года Западная Германия получила по "плану Маршалла" 1,4 миллиарда долларов из четырех миллиардов, ассигнованных всем 16 участникам. В последующие годы приоритетное финансирование Западного сектора Германии продолжалось.
Под контролем государства.
Считается,
что наиболее наглядно и
Эрхард понимал,
что американская помощь даст
максимальные и скорейшие
Экономическая система, приверженцем которой был Людвиг Эрхард, - это рынок практически в чистом виде. Однако столкнувшись с политическим сопротивлением, жесткая рыночная политика Эрхарда несколько преобразовалась и получила название "социальной рыночной экономики". Фраза: "Свобода и порядок" - стала девизом послевоенных преобразований в ФРГ.
Считалось, что вмешательство государства в экономику должно сводиться лишь к установлению правил, обязательных для всех хозяйствующих субъектов. Содержание этих правил включало, главным образом, установление порядка свободной и добросовестной конкуренции. Признание за государством основной реформирующей силы - главное во всей концепции построения в Германии "социальной рыночной экономики". Сами цели преобразований исходили от государственных институтов, а не от частных субъектов хозяйства.
Лучшая социальная политика.
Цели реформ были детально разъяснены всей западногерманской общественности. Они включали в себя стабилизацию денежного обращения в стране, обеспечение свободного доступа на рынки всем хозяйствующим субъектам, запрет на перенесение риска собственной экономической деятельности на других субъектов хозяйства, а также достижение постоянства государственной экономической политики.
В силу
того, что свободная конкуренция
имеет отрицательную оборотную
сторону, экономическую "