Экономические и социальные последствия вступления России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 10:33, курсовая работа

Описание

Россия, заявив о своем стремлении к интеграции в мировое экономическое сообщество, последовательно проводит реформирование национальной экономики, формирует инфраструктуру и условия для развития рыночных отношений.
Присоединение к ВТО для России - это не технический вопрос внешнеторгового сотрудничества, а вопрос национального, очень важного, ответственного выбора для страны и общества стратегии развития.

Содержание

Введение 3
1.Основы всемирной торговой организации 5
1.1.Практические принципы работы ВТО 6
1.2.Аргументы в пользу открытой торговли 9
1.3.Роль ВТО в глобальной экономической политике 10
2.Всемирная торговая организация и Россия 11
2.1.Роль и место внешней торговли в экономике России 11
2.2.Возможные последствия присоединения к ВТО для отдельных отраслей Российской экономики 15
2.2.1.Оценка последствий изменения таможенных тарифов 15
2.2.2.Анализ возможных социальных последствий присоединения
России к ВТО 18
2.2.3.Последствия в области доступа на рынок услуг 18
2.2.4.Последдствия принятия обязательств в области регулирования торгового режима 20
2.2.5.Влияние фактора ВТО на участие в региональных интеграционных группировках 21
Заключение 23
Глоссарий 25

Работа состоит из  1 файл

Семенов В. КР макроэкономика 2011.doc

— 180.50 Кб (Скачать документ)

 

1.3.Роль ВТО в глобальной экономической политике

 

Важным аспектом мандата, предоставленного ВТО, является сотрудничество с Международным валютным фондом и Всемирным банком для достижения большего взаимодействия в глобальной экономической политике. На совещании министров, которое проходило в Марракеше в апреле 1994 г, была принята отдельная Декларация министров, в которой подчеркивалась важность этой задачи.

Эта декларация признает взаимозависимость различных аспектов экономической политики и призывает ВТО к развитию сотрудничества с международными организациями, которые занимаются валютными и финансовыми вопросами.

Декларация также признает тот вклад, который вносит либерализация торговли в дальнейший рост и развитие мировой экономики. При этом либерализация рассматривается как важный элемент, значение которого все возрастает, успешной реализации программ корректировки экономического развития, которые реализуют в настоящее время многие страны-члены ВТО, хотя проведение в жизнь таких программ зачастую сопряжено со значительными социальными затратами в переходный период.

  • 2.Всемирная торговая организация и Россия 

  •  

    2.1.Роль и место внешней  торговли в экономике России

     

    Всемирная торговая организация - международная организация, созданная  с целью либерализации международной  торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов.

    Сто пятьдесят три  страны, присоединившись к ВТО, создали  общее унифицированное правовое пространство для ведения международной  торговли. Значение этого обстоятельства для России трудно переоценить.

    Россия почти побила рекорд по длительности подготовки к вступлению в ВТО. Мы не достигли китайских 18 лет, но Китай уже вступил в эту организацию в 2001 году. Идея присоединиться к предшественнику ВТО - ГАТТ возникла в России более 17 лет назад, на волне перестройки Михаила Горбачева. Тогда же начались первые переговоры о получении статуса наблюдателя. Однако в 1986 году США отклонили заявку, мотивировав это тем, что СССР является страной с плановой экономикой, несовместимой с принципами свободного рынка. Только в 1990 году Советский Союз получил статус наблюдателя. А с 1993 года начались переговоры о вступлении России собственно в ВТО. За последнее время мы очень серьезно продвинулись в этом направлении.

    Двусторонние переговоры по ВТО между Россией и ЕС завершились  в конце ноября 2010 года, Москва отказалась от планов повышать экспортные пошлины на лес в 2011 году, а после присоединения обязалась снизить их.

    ЕС является главным  торговым партнером России и основным источником иностранных инвестиций в отечественную экономику. Россия входит в тройку крупнейших торговых партнеров Евросоюза, являясь основным поставщиком энергоресурсов в Европу.

    Даже после достижения договоренностей с ЕС и США  разногласия в переговорном процессе все еще сохраняются. Так, острые дискуссии идут по объему субсидий сельскому хозяйству, размеру квот на импорт мяса в РФ, ряду ветеринарных и фитосанитарных мер.

    По оценкам Российской Академии наук, Минэкономразвития, Минпромнауки РФ, отдельных экспертов присоединение  к ВТО в целом не приведет к  сколько-нибудь масштабным изменениям в большинстве секторов российской экономики.

    Россия может вступить во Всемирную торговую организацию  в этом году, если партнеры по переговорам  не выдвинут новых требований. Об этом заявил помощник президента РФ Аркадий  Дворкович. По его словам, «фактически все переговоры содержательные уже проведены, и все позиции сформулированы, осталась техническая стадия реализации этого проекта». Дворкович также отметил, что «параллельно мы формируем торговые и иные экономические союзы с нашими ближайшими соседями, ведем переговоры о зонах свободной торговли, о едином экономическом пространстве с Евросоюзом».

    Есть множество мнений относительно нашего членства во всемирной  организации. В Америке есть лобби, которое говорит, что Россию не следует  пускать в ВТО. Да и у нас есть те, кто считает, что вступать в эту организацию не следует. Но в целом баланс положительный.

    Сторонники вступления России в ВТО считают, что членство в организации позволит стране ежегодно добавлять к ВВП один процент. Противники присоединения страны к ВТО опасаются, что это нанесет серьезный ущерб российской промышленности из-за того, что на российский рынок хлынут более дешевые товары из-за рубежа.

    Россия единственная из стран «двадцатки» не является членом ВТО.

    Вступив в ВТО, Россия получит возможность использовать для защиты своих внешнеторговых интересов весь этот механизм. Нужда в нем для российских предпринимателей ощутимо выросла, когда в ответ на серьезное повышение открытости своего внутреннего рынка Россия не увидела ответных шагов западных стран. Вместо этого она, напротив, столкнулась с торговыми барьерами как раз по тем товарам, где Россия обладает сравнительными преимуществами в международной торговле, и с недобросовестной конкуренцией ряда зарубежных фирм на внешних рынках, а также и на внутреннем рынке России.

    В условиях изоляции от многосторонней торговой системы к началу ХХI века Россия вошла в число наиболее дискриминируемых торговых держав (второе место после Китая). Ущерб от мер, применяемых торговыми партнерами России против ее товаров и услуг, превысил 2,5 млрд. американских долл. в год, что во многих  случаях привело к адекватному сокращению отечественного производства и, как следствие - занятости и налоговых поступлений.

    Кроме того, Россия, являясь  де-факто частью мировой торговой системы, была лишена возможности участвовать в выработке правил мировой торговли.

    Россия – в отличие  от членов ВТО – не имела и  до сих пор не имеет  возможности  добиваться от своих торговых партнеров  устранения нетарифных барьеров в отношении перспективных товаров российского экспорта, компенсаций за ухудшение условий торговли в результате формирования или расширения таможенных союзов.

    По результатам более  десяти проведенных исследований последствий  присоединения России к ВТО не выявлено факторов, которые могут привести к возникновению значительных и явных отрицательных последствий, способных заметно повлиять на направление и темпы развития экономики в целом.

    Одним из основных выводов  исследований, является то, что членство России в ВТО будет способствовать возникновению ряда структурных, политических и иных качественных изменений, которые могут благоприятствовать созданию условий для повышения конкурентоспособности российских предприятий.

    В первую очередь речь идет об имплементации ряда ключевых принципов ВТО и их влияния в области регулирования торгового режима.

    При всем этом, ВТО для  каждой страны – это инструмент многосторонней торговой дипломатии, которым нужно уметь пользоваться и без которого сегодня трудно существовать в сложном взаимосвязанном в экономическом плане мире.

    В настоящее время  через внешние рынки реализуется  чуть больше одной трети ВВП России, и эта доля постоянно растет. (См. приложение А)

    Доля экспортно-ориентированных  отраслей в структуре российского  производства также постоянно увеличивается.

    Российский экспорт  вырос за последнее десятилетие  почти в 1.8 раза по сравнению с 1999г. Темпы его увеличения в реальном выражении заметно опережали  среднемировую динамику, и как  результат доля России в мировом  экспорте повысилась.

    От конъюнктуры на мировых энергетических рынках непосредственно  зависят базовые показатели российского  бюджета (см. приложение Б), а от условий  доступа на внешние рынки - перспективы  развития крупнейших отраслей национальной экономики. Российский бюджет во многом формируется за счет экспортных пошлин на нефть и газ, а идеология ВТО не предусматривает экспортных пошлин вообще.

    На экспорт в настоящее  время идет около 60 процентов металлургического  производства, 90 процентов производства удобрений, более 35 процентов производства химических товаров. Параллельно с увеличением экспорта идет рост объемов производства, занятости, а значит и рост доходов граждан, компаний, бюджета федерации и регионов.

    Сейчас наши производители  испытывают значительные затруднения при экспорте. Вспомним об антидемпинговых процедурах, число которых в отношении нашего экспорта возросло на порядок в сравнении с советским периодом. Они ставят барьер не нашему сырью, а экспорту с высокой степенью переработки таким, как, например, ядерное топливо, минеральные удобрения. Предлагая эти товары, мы вступаем в жесткую конкуренцию с иностранными производителями. После присоединения к ВТО мы, наравне с другими ее членами, сможем защищать свои торговые интересы, используя имеющиеся правовые механизмы данной организации.

    2.2.Возможные последствия  присоединения к ВТО

    для отдельных отраслей Российской экономики

    2.2.1.Оценка последствий  изменения таможенных тарифов

     

    Анализ с учетом различных  сценариев привел к выводу о том, что принятие обязательств в области тарифных уступок не приведет к резким изменениям защитных функций тарифного барьера. Кроме того, ожидается, что изменения таможенного тарифа не окажут существенного влияния на развитие промышленности в целом. Рост объема промышленного производства в период до 2010 года при всех вариантах развития событий составляет чрезвычайно близкие величины, которые находятся в пределах статистической погрешности.

    После вступления в ВТО  России придётся спешно модернизировать  свою промышленность — или смириться с наступающими последствиями. По прогнозам, общий уровень тарифов через семь лет после вступления в ВТО должен снизиться со среднего уровня в 10,1 процента до 7,1 процента.

    С учетом изменения показателей  производства выделяются пять отраслей, потенциально более чувствительных к изменению таможенных ставок - мясомолочная, химико-фармацевтическая, микробиологическая промышленность, автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение. Однако и в этих случаях фактор присоединения не ведет к падению или стагнации производства. Различия проявляются только в колебаниях темпов роста, тенденция к которым сохраняется в любом случае.

    По мнению Дэвида Тарра, экономиста-международника из Всемирного банка, пострадают лёгкая, строительная и пищевая промышленность.

    Автомобильная промышленность России, в которой действует 30-процентный тариф на импорт, скорее всего, пострадает сильнее всех. Если понизить его  до 15 процентов, что Россия согласилась  сделать в течение семи лет  с момента вступления, то автомобильная  промышленность вряд ли выживет без помощи извне.

    Более того, даже в случае гипотетического двукратного сокращения импортных пошлин, что не предусматривается  никакими российскими предложениями, итоговое сокращение производства в  экономике в целом составит не более 1 процента. Гораздо более значительное влияние на производство оказывают колебания курса рубля, ведущие к фактическому многократному увеличению защиты от импорта в случае девальвации или ее сокращению в случае укрепления рубля (что не связано с присоединением к ВТО).

    Проблемы машиностроительного  комплекса общеизвестны - это отсутствие по оценке многих экспертов:

    • ясной промышленной политики;
    • эффективных механизмов поддержки и развития инновационной деятельности;
    • налоговой политики, стимулирующей развитие производства и повышение инвестиционной привлекательности.
    • системы кредитования с нормальной процентной ставкой по кредитам.

    Эти и другие проблемы никак не связаны с присоединением к ВТО, а являются скорее проблемами внутриэкономического развития России.

    Присоединение к ВТО  обещает быть противоречивым для  высокотехнологичных отраслей промышленности. Доля их продукции в российском экспорте снизилась до 1%, а в мировом  – до ничтожной величины, что  делает их весьма слабыми конкурентами в рамках ВТО.

    Эффект вступления в ВТО будет вариантным в зависимости от того, в какой степени Россия сможет воспользоваться механизмами государственного стимулирования инноваций, разрешенными ВТО.

    Российский агропромышленный комплекс развивается в условиях минимальной поддержки со стороны государства. Объем господдержки за 10 лет сократился более чем в 40 раз. Сейчас позиция России, которую поддержали участники переговоров по ВТО, заключается в том, что вплоть до 2012 года уровень поддержки АПК останется на текущем уровне - девять миллиардов долларов в год. С 2013-го по 2017 годы она снизится более чем в два раза - до 4,4 миллиарда долларов в год.

    Ранее российская сторона  настаивала на том, чтобы как минимум  сохранить текущий объем субсидий на сельское хозяйство или увеличить его. Так, предыдущий глава Минсельхоза Алексей Гордеев в 2006 году предупреждал, что если Россия ради вступления в ВТО ограничит участие в АПК, то доля страны в мировом экспорте снизится с 1,3 до 1 процента, доля в импорте увеличится с 1,9 до 2,3 процента, а затраты экономики составят четыре миллиарда долларов.

    Таким образом, речь идет об обеспечении равных условий конкуренции, а не о дальнейшей либерализации  сельскохозяйственного производства.

    Изменения импортного тарифа с разной степенью интенсивности влияют на динамику производства, занятость и доходы различных субъектов в зависимости от величины импортной составляющей на их рынке (иными словами, чем более регион зависим от импорта, тем болезненнее для него либерализация тарифа).

    Вовлеченность отдельных регионов России во внешнеторговые связи крайне неравномерна. Присоединение к ВТО наиболее ощутимо коснется импортозависимых субъектов Федерации. По отношению к объему потребительского рынка у 19 регионов импорт превышает 20% и у 45 регионов – 10%.

    Информация о работе Экономические и социальные последствия вступления России в ВТО