Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 23:47, реферат
Феномен кластера, как объекта экономической агломерации взаимосвязанных предприятий на некоторой территории, известен со времен ремесленного производства. Но, только начиная с последней четверти XX века, промышленные кластеры начали проявлять себя как важный фактор экономического развития регионов.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ: ПОНЯТИЯ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
Феномен
кластера, как объекта экономической
агломерации взаимосвязанных
Кластерная
концепция тесно связана с
работами Майкла Портера: об индустриальных
кластерах (The Competitive Advantage of
Как признает сам Портер, идея специализированной индустриальной локализации едва ли нова. Еще Альфред Маршалл в конце девятнадцатого столетия, включил в свои “Принципы Экономики” (1890) главу о "концентрации специализированных отраслей в отдельных местностях"[1]. Его характеристика этих локальных концентраций специализированной деятельности была выполнена в терминах триады внешних экономик (External Economies):
1. присутствие доступного квалифицированного труда;
2. рост поддерживающих и вспомогательных отраслей;
3. cпециализация различных фирм на различных стадиях и сегментах производственного процесса.
Таким
образом, наблюдается связь
1. характер стратегии фирмы и межфирменной конкуренции в стране, включающие отношение к конкуренции, рыночным институтам, уровню местной конкуренции и другим культурным и историческим факторам, влияющим на взаимодействие фирм друг с другом, своими работниками и правительством;
2. факторные условия, или основные вклады и условия, в которых фирма пытается конкурировать (затраты, связанные с основными факторами, такие как легкодоступные поставки природных ресурсов или недорогой, неквалифицированный труд в сравнении со знаниями и/или технологически связанными продвинутыми факторами);
3. условия спроса или характер местного спроса (нужды и желания потребителей иностранных и отечественных товаров, так же как существование местного промышленного спроса на связанную промежуточную продукцию);
4. присутствие родственных и поддерживающих отраслей, включающих поставщиков и удачливых конкурентов (и те и другие стимулируют кооперацию, последние также стимулируют конкуренцию).
Но
Портер не единственный, кто обратился
к идеям Маршалла в последние
годы. В течение последних двух
десятилетий специалисты в
Наряду с «кластерами», можно выделить следующие термины (как вновь изобретенные, так и устоявшиеся), которые используются для описания географических скоплений фирм, отраслей и связанных с ними процессов:
· индустриальные районы;
· новые индустриальные места;
· территориальные производственные комплексы;
· неомаршалловские узлы;
· региональная инновационная среда;
· cетевые области;
· обучающиеся регионы и др.
Эти термины, отчасти различные по значению, иногда используются как равнозначные, создавая путаницу и нуждаясь в более точных определениях. Не существует и однозначного, строгого определения кластера (см. Табл.1), что вызвано становящимся характером теории и неполнотой) портеровской концепции, о чем будет сказано ниже.
По определениям, приведенным в таблице, можно выделить два центральных элемента в кластерах. Во-первых, фирмы в кластере должны быть связаны некоторым способом. Связи являются и вертикальными (цепи покупок и продаж), и горизонтальными (дополнительные изделия и услуги, использование подобных специализированных затрат, технологий или институтов, и другие связи). Кроме того, большинство этих связей вовлекают социальные отношения или сети, которые производят выгоды для задействованных фирм.
Следовательно, «кластер - форма сети, которая происходит в пределах географической локализации, в которой близость фирм и институтов гарантирует некоторые формы общности и увеличивает частоту и влияние взаимодействий» [8, стр.226].
Вторая фундаментальная характеристика - то, что кластеры географически близкие группы взаимосвязанных компаний. Совместное местоположение компаний способствует формированию и увеличению преимуществ, создающих стоимость, являющихся результатом сети взаимодействий между фирмами.
Выделяются две основные категории кластеров, сформированные по пространственной и функциональной осям. Когда проводится различие между кластерами, функционально-связанные системы, которые менее ограничены строго определенными регионами, совпадающие с первоначальным определением Портера (1990г., см. Tабл. 1), обычно относятся к промышленным кластерам. Пространственные группировки подобных и связанных фирм и отраслей относятся к региональным кластерам.
Промышленный кластер фокусируется на конкуренции внутри сектора. Он состоит из всевозможных действующих лиц, ресурсов и видов деятельности, которые объединяются вместе для развития, производства и продажи разнообразных типов товаров и услуг. Критическая масса в цепочке начисления стоимости делает фирмы более конкурентными, поскольку они извлекают выгоды из общего рынка труда и других факторных условий. Промышленный кластер, как правило, пространственно не привязан к какой-либо урбанизированной области. В противоположность региональному кластеру, он обладает тенденцией иметь более широкие границы, возможно охватывая весь регион или страну.
Региональный
кластер – это пространственная
агломерация подобной и связанной
экономической деятельности,
Для определения других характерных черт кластеров, их особенностей и преимуществ, представляется целесообразным упомянуть о теоретических предпосылках, в которые уходит своими корнями кластерная теория.
Портер
[1, стр. 215-216] пишет: «Во многих случаях
в литературе, в связи с определенными
аспектами, наблюдалось осознание
существования и важности феномена
кластеров, в том числе исследовались
полюса роста и структуры с
прямыми и обратными связями,
рассматривалась экономика
Энрайт (1990, 1996) выделяет связь наблюдаемой пространственной кластеризации с теориями бизнес-экстерналий, агломеративной экономики, трудовых объединений и переливов знаний.
Одним из наиболее полных и структурированных подходов является точка зрения Бергмана и Фезера, изложенная ими в работе «Индустриальные и региональные кластеры», опубликованной в 1999г. Авторы выделяют пять основных теоретических концепций, поддерживающих и питающих кластерную теорию:
1. внешние экономики;
2. инновационное окружение;
3. кооперативная конкуренция;
4. межфирменная конкуренция;
5. зависимость пути.
Внешние экономики(External Economies). Два основных концептуальных подхода для понимания выгод от концентрации доминируют в литературе: теория индустриальной локализации (Weber, 1929, Hoover,1937), где выгоды именуются агломеративной экономикой, и маршалловский ракурс, где в качестве отправной точки принимается анализ внешних экономик масштаба и их присутствие в индустриальных районах.
К выгодам, вытекающим из теории индустриальной локализации, относятся: возросшая рыночная сила через брокерские сделки, лучшее использование оборудования, наличие общей инфраструктуры, снижение риска и неопределенности, большая информированность.
Маршалл
определял внешние экономики
масштаба как затратосбережения, достающиеся
фирме из-за размера или роста
выпуска в отрасли в целом.
Такие внешние экономики
Инновационное окружение(Innovation Environment). В данной теории также выделяются две концепции: обучающихся экономик и инновационной среды (innovative milieu).
К
преимуществам обучающихся
Инновационную
среду характеризуют специфичес
Информация о работе Экономические кластеры: понятия и характерные черты