Экономические кризисы, сущность, причины, последствия и пути выхода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 21:33, курсовая работа

Описание

На протяжении становления и развития мирового индустриального общества в экономике многих стран происходили кризисы, во время которых наблюдались: нарастающий спад производства, скопление нереализованных товаров на рынке, падение цен, крушение системы взаимных расчетов, крах банковских систем, разорение промышленных и торговых фирм, резкий скачок безработицы.

Содержание

Введение 4
1. Цикличность экономического развития и его типы. фазы циклов 5
2. Причины экономических кризисов в трактовке различных авторов 9
3. Последствия экономических кризисов 16
4. Особенности кризисов переходного периода и пути выхода 25
Заключение 30
Список использованных источников 31

Работа состоит из  1 файл

КурсаЧЧ.doc

— 254.50 Кб (Скачать документ)

Подавленная инфляция неизлечима, ее можно только загнать глубже, не позволяя проявиться, и тем “взрывая” уже всю экономику. Да и добиться этого можно лишь административными методами.

Проблема борьбы с инфляцией – это одна из самых старых задач, которую ставили перед собой экономисты. В настоящее время существует несколько способов победы над механизмами, которые ведут к раздуванию денежной массы. Эти способы укладываются в три основных подхода.

1)                 Идея о зафиксированном в конституции запрете на инфляционную политику. Данный подход поддерживают монетаристы, или сторонники чикагской школы, возглавляемой М. Фридменом, а также экономисты «школы общественного выбора» во главе с Дж. Бьюкененом.

2)                 Подход, основанный на идеях австрийского экономиста Фон Хайека. Его суть – в денационализации денег, в расчистке путей для конкуренции между разными валютами, как существующими ныне государственными, так и будущими частными.

3)                 Подход, основанный на классических принципах австрийской школы политэкономии, и его отстаивают Л. Фон Мизес и М. Ротбард. В отличие от Хайека, Фридмена и Бьюкенена, они не получили нобелевских премий, однако их предложения наиболее просты и в наибольшей степени проверены историческим опытом.

Итак, среди последствий экономических кризисов выделяются инфляция, выражающаяся в падении покупательной стоимости денег, и безработица, которая чревата социальными потрясениями в стране.


4. Особенности кризисов переходного периода и пути выхода

 

 

Переходный период — это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы. Данный переход для Беларуси, как и для других, пост социалистических стран, имеет одно избранное направление — социально ориентированная рыночная экономика.

Существенной чертой переходной экономики является социально-экономический кризис. Возникший как результат краха командно-административной системы, этот кризис характеризуется массовым падением объемов производства, снижением жизненного уровня населения, банкротством предприятий, увеличивающейся безработицей. Ему способствовали такие факторы, как деформация структуры народного хозяйства, массовый износ основных фондов, катастрофически медленное внедрение достижений НТП в производство.

При переходе от командной к рыночной экономике кризис носит очень глубокий и сложный характер. Прежде всего, он не является обыкновенным циклическим кризисом, но при этом имеет все свойственные ему признаки – спад производства, безработица, инфляция и др. Дело в том, что циклические кризисы внутренне свойственны для рыночной экономики как своеобразный способ приведения производства в соответствие с общественными нуждами, приведения экономики в устойчивое, равновесное положение. Циклический кризис порождается самим развитием производительных сил, необходимостью периодического обновления основного капитала. Именно это служит материальной основой выхода из кризиса. Однако не следует забывать, что речь идет не о нормальном развитии рыночной экономики, а о переходном периоде, со свойственными для него глубокими преобразованиями, качественными изменениями, носящими революционный характер.

Проследим проявления кризиса и определим его особенности на примере экономического кризиса в Беларуси в 1991 - 1996 гг. Его основными проявлениями стали:

1.      снижение всех главных макроэкономических показателей;

2.      падение общественного производства;

3.      увеличение дефицита государственных финансов;

4.      рост инфляции;                  

5.      падение стоимости белорусского рубля, который был введен в денежное обращение в июне 1992 г;

6.      рост внешней задолженности.

Все это поставило народное хозяйство Республики Беларусь на грань обвала.

Основными причинами падения объема производства в промышленности стали, прежде всего, нежелание по­литического руководства республики проводить ради­кальное реформирование форм и методов хозяйствова­ния, медленное осуществление рыночных преобразова­ний, сохранение в основном административно-командной системы управления с монополией государственной собственности, директивными методами руководства, цен­трализованными планированием и распределением продукции. Негативное влияние оказало также обострениe проблемы сбыта продукции, резкое удорожание сериальных ресурсов, неплатежи и, как следствие, тяжелое финансовое положение большинства промыш­ленных предприятий республики.

Обострение проблемы сбыта продукции отечествен­ных промышленных предприятий связано с ее низкой конкурентоспособностью вследствие сокращения инвес­тиций в науку, новые технологии, утраты традицион­ных рынков сбыта в странах-членах СНГ, неэффектив­ного поиска новых рынков сбыта в Европе, Азии, Африке и на Ближнем Востоке.

В тяжелом положении оказалось и сельское хозяй­ство Беларуси. За 1991 - 1995 гг. объемы его производ­ства снизились на 26,4 %. Главной причиной напряжен­ного положения в аграрном секторе стал недостаток собственных источников финансирования. В свою оче­редь дефицит финансов стал следствием низкого уровня закупочных цен, которые не обеспечивали рентабель­ность сельскохозяйственного производства. В резуль­тате непаритет, или ножницы цен, на сельскохозяй­ственную и промышленную продукцию постоянно увеличивается.

Чтобы приобрести в 1994 г. 1 т дизельного топлива, колхозам и совхозам республики необходимо было про­дать 469 кг крупного рогатого скота или 4105 кг моло­ка. В 1991 г. на эти цели требовалось соответственно 12 и 100 кг, что в 39 и 41 раз меньше.

Непаритет цен на промышленную и сельскохозяй­ственную продукцию привел к тому, что на селе почти не покупалась техника, в 3 раза сократилось приобрете­ние удобрений, в 2 раза меньше заготавливалось орга­нических удобрений, до минимума сократились закуп­ки химических средств защиты растений.

Кроме того, в 1994 г. сельское хозяйство Беларуси постигла сильная засуха, в результате которой было не­дополучено огромное количество сельскохозяйственной продукции. Для пополнения недобора зер­на потребовалось около 100 млн дол. Только в декабре 1994  г. на закупку зерна было направлено 90 млн дол. В 1991- 1995 гг. 25— 30 % бюджетных средств выделялось на нужды АПК, почти столько же он получал дополнительно в виде раз­ных льгот и дотаций. В целом на нужды сельского хо­зяйства республики в 1991—1995гг. расходовалось 50— 60 % бюджета, в то время как в развитых капиталисти­ческих странах — только 4 % .

В аналогичном положении находились транспорт и жилищно-коммунальное хозяйство, где деформация цен привела к потере работниками этих отраслей стимулов к хозяйственной деятельности, порождала все новые и но­вые потребности в кредитах и, как итог, содействовала дальнейшему обострению состояния в финансовой сфере республики и падению общественного производства.

Значительное падение выпуска продукции промыш­ленности и сельского хозяйства произошло в связи с резким сокращением капиталовложений. За 1991 — 1995 гг. капиталовложения в народное хозяйство Бела­руси по сравнению с 1990 г. снизились на 64,8 % . Такое падение инвестиционной активности произошло из-за сужения финансовых возможностей предприятий, сокра­щения государственных капиталовложений. Однако не­обходимо подчеркнуть, что сокращение государственно­го финансирования производства является нормальным явлением в условиях рыночной экономики.

В 1991-1995 гг. в связи с обвальным ростом цен на продукты питания, товары первой необходимости и ус­луги резко упали доходы населения Беларуси. Только за 1992— 1994 гг. с учетом деноминации в августе 1994 г. хлеб ржаной подорожал примерно в 3 тыс. раз, масло сливочное — в 5, хлеб пшеничный — в 6, мясопродукты — в 10, сахар — в 5, масло растительное - больше чем в 10, проезд в городском транспорте — в 10 тыс. раз.

Номинальные денежные доходы населения не «успе­вали» за расходами. Только 1993 г. номинальные де­нежные доходы населения республики по сравнению с 1992 г. возросли в 13 раз, а расходы — в 20. Несмотря на повышение номинальной заработной платы, ее реаль­ный уровень неуклонно падал. В том же 1993 г. она сни­зилась более чем на 36 %, а в целом за 1991—1995 гг. в связи с инфляцией — примерно в 5 раз.

В 1991—1995 гг. продолжала нарастать внутренняя и внешняя задолженность нашего государства. Если офи­циальная внутренняя задолженность являлась относи­тельно небольшой и составляла всего около 600 млрд руб., то кредитная задолженность правительства респуб­лики только за один 1994 г. возросла почти в 5 раз и составила 1,8 трлн руб.

Принципиальной проблемой, которая стала угрожать экономической безопасности Беларуси, явилась беспрестанно нарастающая внешняя задолженность республи­ки. Официальная внешняя задолженность за 1991 — 1995 гг. возросла почти в 4 раза и составила вместе с процентами по обслуживанию более чем 2 млрд дол., что равнозначно валовому внутреннему продукту рес­публики за полгода.

Однако кроме официальной внешней задолженности в 1991- 1995 гг. республика имела и большую текущую внешнюю задолженность, в первую очередь перед Рос­сией за энергоносители. Только в 1994 г. эта задолжен­ность возросла более чем в 10 раз и приблизилась к сум­ме в 500 млн дол. Основная причина такой критической ситуации — отрицательное сальдо торгового и платеж­ного балансов.

Преобладание импорта над экспортом не только при­вело к недостатку валютных средств в нашей стране, но и способствовало падению курса белорусского рубля, что в свою очередь обусловило рост цен и расходов предпри­ятий на ввозимое сырье, топливо, материалы и комп­лектующие.

В 1991 — 1995 гг. в республике сохранялись высокие темпы инфляции. В 1992г. среднемесячный прирост розничных цен составил 27 %, в 1993 г. — 32, в 1994 г. — 7, в 1995 г. - 31 %. Основными экономическими фактора­ми инфляции стали:

     рост цен на энергоносители, сырье и материалы, который происходил в значительной степени из-за паде­ния курса белорусского рубля;

     снижение реальных объемов производства и про­дуктивности труда;

     рост зарплаты и других доходов населения, кото­рые не соответствовали уровню продуктивности труда и были обусловлены только целями поддержки существующего уровня жизни;

     дефицит государственных финансов, покрываемый за счет кредитной эмиссии, высоких государственных налогов, сборов и т.д.

При устойчивом снижении реальных объемов производства происходило многократное увеличение денежной массы, которая за 1992—1995 гг. возросла более чем в 300 раз. Такой рост денежной массы привел к всеобщему росту цен и обесценению денежных средств, что, в свою очередь, определило стойкую тенденцию к увеличению процентных ставок по кредитам. Только в 1994 г. сред­няя процентная ставка на привлеченные ресурсы в ком­мерческих банках республики составила 82 %, а по вы­данным кредитам — 156 %, что и стало основой высокой рентабельности банковской сферы (48,9 %).

Одной из острейших проблем для экономики Респуб­лики Беларусь стало усложнение взаимоотношений с международными финансово-экономическими организа­циями - МВФ (Международный валютный фонд), МБРР (Международный банк реконструкции и развития) и др.

Если еще в 1992 г. западные экономисты характери­зовали Республику Беларусь как наиболее перспектив­ную из республик бывшего СССР на пути перехода к рыночным отношениям, то в последующие годы отно­шение со стороны международных финансово-экономи­ческих организаций изменилось в худшую сторону. Глав­ной причиной такого явления стала непоследовательность правительства республики в осуществлении экономичес­ких преобразований.

Переход к устойчивому развитию – это смена стратегии развития цивилизации, переход к построению постиндустриального общества. В новом обществе мерилом богатства становятся не вещи, а духовные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей средой.

Стратегическая цель устойчивого развития Республики Беларусь - динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранение окружающей среды для нынешних и будущих поколений.

Основными источниками устойчивого развития должны стать: человеческий, научно-производственный и инновационный потенциалы, природные ресурсы и выгодное географическое положение страны.

Важнейшими задачами обеспечения устойчивого развития Беларуси является переход на инновационный путь развития, реализация общесистемных преобразований экономики и общества.

Для достижения конечных целей Национальной стратегии устойчивого развития необходим длительный период, включающий несколько этапов социально-экономического развития.

Первый этап (до 2010 г.). Основной целью этапа является дальнейшее повышение качества и уровня жизни на основе развития и рационального использования человеческого потенциала, повышения эффективности экономики и роста ее конкурентоспособности. На этом этапе должно быть завершено создание необходимой законодательно-правовой базы устойчивого развития, заложены основы для формирования новой модели белорусской экономики, обеспечивающей эффективное воспроизводство благ и услуг, обладающей потенциалом долгосрочного динамичного роста и позволяющей решать задачи повышения благосостояния народа, совершенствования производственного аппарата, обеспечения безопасности страны, что потребует усиления экономической функции государства в построении основ рыночной экономики. Приоритетными направлениями в этот период должны стать:

    развитие человеческого потенциала на основе совершенствования систем образования, здравоохранения, жилищного строительства и других отраслей сферы услуг;

    инновационное развитие национальной экономики;

    наращивание экспортного потенциала на основе повышения уровня конкурентоспособности, технологического перевооружения производства, внедрения наукоемких, ресурсосберегающих, экологически чистых производств;

    развитие агропромышленного комплекса и социальное возрождение села.

Второй этап (2011–2020 гг.). Целью устойчивого развития является гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах человеческих ценностей с материально-вещественных на духовно-нравственные. На этом этапе будут формироваться основы нового постиндустриального информационного общества с новым технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства. Экономическое развитие должно обеспечиваться за счет создания зрелых институтов рыночной экономики, активизации структурных преобразований, расширение частного бизнеса, широкого внедрения достижений науки и техники, создания экологически чистых производств, ускорения интеграционных процессов со странами ближнего и дальнего зарубежья, сбалансированного развития территорий и населенных пунктов. Совершенствование социальных процессов будет базироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества.

Информация о работе Экономические кризисы, сущность, причины, последствия и пути выхода