Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:28, реферат
Много миллионов лет назад, во время существования человека
умелого, граница потребления начала расширяться. Но по-прежнему она носила
физиологический характер. В процессе эволюции эта граница зашла за предел
чисто физиологической потребности. Удовлетворение потребностей – это цель любой деятельности человека. Он
работает, чтобы обеспечить себе питание, одежду, отдых, развлечения. И даже
деяние, которое, казалось бы, не несет никакой пользы для человека, на
самом деле имеет причину.
Введение
1. Общая характеристика потребностей.
2.Закон возрастающих потребностей.
3. Виды личных потребностей и их классификация.
4. Формирование и развитие общественных потребностей.
5. Заключение.
Содержание:
Введение
1. Общая характеристика потребностей.
2.Закон возрастающих потребностей.
3. Виды личных потребностей и их классификация.
4. Формирование и развитие общественных потребностей.
5. Заключение.
Введение
Много миллионов лет назад, во время существования человека
умелого, граница потребления начала расширяться. Но по-прежнему она носила
физиологический характер. В процессе эволюции эта граница зашла за предел
чисто физиологической потребности. И в современное время потребности в
красивой одежде, изысканной еде, в погоне за модой и престижем актуальны, и
от них зависят занятость на рынке труда, развитие как крупного, так и
малого бизнеса.
Удовлетворение потребностей – это цель любой деятельности человека. Он
работает, чтобы обеспечить себе питание, одежду, отдых, развлечения. И даже
деяние, которое, казалось бы, не несет никакой пользы для человека, на
самом деле имеет причину.
Потребности общества - это социологическая категория, в основе которой
лежат коллективные привычки, то есть то, что пришло от наших предков, и
укоренилось в обществе настолько сильно, что существует в подсознании. Этим
и интересны потребности, зависящие от подсознания, не поддающиеся анализу,
рассматривая конкретный индивид. Их необходимо рассматривать глобально,
относительно общества.
Для удовлетворения потребностей необходимы блага. Соответственно
экономические потребности это те, для удовлетворения которых необходимы
экономические блага. Другими словами экономические потребности – та часть
человеческой нужды, для удовлетворения которой необходимо производство,
распределение, обмен и потребление благ.
Общая характеристика потребностей.
.
Потребности – это надобность в каком-либо благе, имеющем полезность
для конкретного человека. В таком широком смысле потребности являются
предметом исследования не только общественных, но и естественных наук, в
частности биологии, психологии, медицины.
Общественные потребности – потребности, возникающие в процессе
развития общества в целом, отдельных его членов, социально-экономических
групп населения. Они испытывают на себе влияние производственных отношений
социально-экономической формации, в условиях которой складываются и
развиваются.
Общественные потребности делятся на две крупные группы потребности
общества и населения (личные потребности).
Потребности общества определяются необходимостью обеспечения условий
его функционирования и развития. К ним относятся потребности
производственные, в государственном управлении, обеспечении конституционных
гарантий членам общества, охранения окружающей среды, обороне и т. п.
С экономической деятельностью общества наиболее связаны
производственные потребности.
Производственные потребности вытекают из требований максимально
эффективного функционирования общественного производства. Они включают
потребности отдельных предприятий и отраслей народного хозяйства в рабочей
силе, сырье, оборудовании, материалах для выпуска продукции, потребности в
управлении производством на разных уровнях – цеха, участка, предприятия,
отрасли народного хозяйства в целом.
Эти потребности удовлетворяются в процессе хозяйственной деятельности
предприятий и отраслей, которые связаны между собой как производители и
потребители.
Личные потребности возникают и развиваются в процессе
жизнедеятельности человека. Они выступают как осознанное стремление
человека к достижению объективно необходимых условий жизни, обеспечивающих
полное благосостояние и всестороннее развитие личности.
Являясь категорией общественного сознания, личные потребности
выступают и как специфическая экономическая категория, выражающая
общественные отношения межу людьми по поводу производства, обмена и
использования материальных и духовных благ и услуг.
Личные потребности носят активный характер, служат побудительным
мотивом деятельности человека. Последняя в конечном счете всегда направлена
на удовлетворение потребностей: осуществляя свою деятельность, человек
стремиться полнее удовлетворить их.
С другой стороны, сама эта деятельность выступает важнейшим фактором
формирования личных потребностей. Чем она шире и многограннее, тем
разнообразнее, богаче потребности человека и тем в конечном счете полнее
они удовлетворяются.
Удовлетворение потребностей путем так называемого пассивного
потребления, не связанного с активной деятельностью индивида как члена
общества, экономического субъекта, неизбежно ведет к их обесценению.
Поэтому именно сама активная деятельность человека является фактором роста
потребностей, их качественного совершенствования, стимулирует проявление
закона возрастающих потребностей.
Классификация потребностей отличается огромным разнообразием. Многие
экономисты предпринимали попытки разделить все многообразие
потребностей людей. Так А. Маршалл, выдающийся представитель
неоклассической школы, ссылаясь на немецкого экономиста Геммана, отмечает,
что потребности можно подразделять на абсолютные и относительные, высшие и
низшие, неотложные и могущие быть отложенными, прямые и косвенные,
настоящие и будущие и др. В учебной экономической литературе часто
используется деление потребностей на первичные(низшие) и вторичные(высшие).
Под первичными подразумевается потребности человека в еде, питье, одежде т.
д. Вторичные потребности главным образом связанны с духовной
интеллектуальной деятельностью человека – потребности в образовании,
искусстве, развлечении и т. п. Деление это в известной степени условно:
роскошная одежда «нового русского» не обязательно связанна с
удовлетворением первичных потребностей, а, скорее, с представительскими
функциями или так называемым престижным потреблением. Кроме того деление
потребностей на первичные и вторичные сугубо индивидуально для каждого
отдельного человека: для некоторых чтение – первичная потребность, ради
которой они могут отказать себе в удовлетворении потребностей в одежде или
жилище(хотя бы частично).
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Единство общественных потребностей (в том числе и личных),
характеризующееся внутренними взаимосвязями, называется система
потребностей. К Маркс писал: «…различные потребности внутренне связанны
между собой в одну естественную систему…»
Различают системы потребностей общества и населения. Каждая из них
характеризуется определенным набором потребностей. Их удовлетворение
необходимо для нормального функционирования общества в целом (система
потребностей общества), отдельной личности или группы людей (система личных
потребностей).
Система личных потребностей – иерархически организованная структура. В
ней выделяются потребности первого порядка, их удовлетворение составляет
основу жизнедеятельности человека. Потребности последующих порядков
удовлетворяются после того, как наступает определенная степень насыщения
потребностей первого порядка.
Существенность системы потребностей в том, что человек или общество в
целом обладает набором потребностей, каждая из которых требует своего
удовлетворения.
Закон возрастающих потребностей.
Закон возрастающих потребностей – экономический закон движения
потребностей. Проявляется в возрастании уровня и качественном
совершенствовании потребностей.
Смена формы собственности и рождение нового способа общественного
производства всегда служат стимулом и условием для более полного проявления
закона возрастающих потребностей, усиления интенсивности и расширения сферы
его действия.
Под влиянием развития производительных сил, научно-технического
прогресса потребности постоянно растут в рамках одной общественно-
экономической формации.
В основе данного закона лежат потребности конкретного человека, а они
характеризуют потребности всего общества. И в то же время этот закон
является движущей силой экономического роста, в силу того, что человеку
требуется всегда больше чем он достиг.
Виды личных потребностей и их классификация
Личные потребности весьма многообразны. В зависимости от характера,
природы возникновения выделяют три их группы(класса):физические, социальные
и интеллектуальные.
Физические потребности связанны с поддержанием физической жизни
человека. К ним относятся потребности в пище, одежде, жилье, а также такие,
как потребность в двигательной активности, в сне и т.д.
Например потребность в жилище из простейшей нужды в крыше над головой
превратилась в высокоразвитую потребность в благоустроенном жилье и т. п.
Социальные потребности – возникают в связи с функционированием
человека в обществе. К ним относятся потребность в общественной
деятельности, самовыражении, общении с людьми, обеспечении социальных прав
и т. д.
.
Интеллектуальные потребности – рождаются разумом человека и связанны с
его интеллектуальной деятельностью. Это потребности в познании окружающего
мира, образовании, повышении квалификации, различных видах творческой
деятельности (в том числе и творческой самодеятельности) и т. д.
Материальные потребности возникают в сфере материальной
жизнедеятельности человека. В качестве объекта таких потребностей выступают
материальные блага и услуги (продукты питания, предметы одежды, жилище и
домашняя обстановка, коммунальные и бытовые услуги и т. п.)
.
Духовные потребности связанны с духовной деятельностью человека, под
которой понимается не только интеллектуальная, но и любая деятельность,
порождаемая внутренним состоянием человека. С этой точки зрения духовные
потребности шире интеллектуальных. Их удовлетворение обеспечивает, если так
можно сказать, духовное воспроизводство человека.
Общие потребности - потребности, вытекающие из какого-либо вида
жизнедеятельности человека. К ним относятся, например, потребности в пище,
одежде, жилье, в образовании, информации и т. д. Каждый вид общих
потребностей может удовлетворятся различными наборами конкретных благ и
услуг.
Конкретные потребности – потребности, объектом которых служат
отдельные блага и услуги. Например потребность в хлебе, мясе, в мебели,
телевизорах, книгах и т. п.
Общие и конкретные потребности тесно взаимосвязаны между собой. Каждая
общая потребность как бы распадается на ряд конкретных, складывается их
них. С другой стороны, набор отдельных конкретных потребностей может
составить одну общую.
Формирование и развитие общественных потребностей.
Факторы формирования потребностей – условия и обстоятельства, под
влиянием которых складываются и развиваются потребности населения.
Эти факторы подразделяют на объективные и субъективные.
К объективным факторам относятся те, которые действуют независимо от
воли и сознания людей и являются внешними по отношению к самому человеку
как носителю или субъекту потребностей
Субъективные факторы зависят от самого индивида, психофизиологических
особенностей личности. Это мнения, предпочтения и вкусы человека, его
наклонности, привычки и т. п. Однако, как известно из социологии, и они
формируются в определенной социальной среде, которая существенно на них
влияет.
Процесс формирования и развития личных потребностей характеризуются
определенными закономерностями. Различают общие закономерности
формирования и развития потребностей и специфические.
Методы формирования потребностей – конкретные способы использования
отдельных средств для активного целенаправленного воздействия на
потребности населения.
Различают экономические, социально-психологические и организационные
средства и методы формирования потребностей.
К экономическим средствам формирования потребностей относятся те,
которые связанны с хозяйственной деятельностью общества, отдельных
предприятий и отраслей, а так же индивидов как носителей потребностей.
.
К социально-психологическим средствам формирования потребностей
относятся те, с помощью которых оказывается воздействие на сознание
потребителей. С помощью этих средств можно стимулировать развитие одних
потребностей, ограничивать социально-бесперспективные, нерациональные
потребности .
Организационные средства связанны с самой организацией процесса. К ним
относятся выставки-продажи, различного рода просмотры товаров, выставки