Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 02:28, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена теме: «Экономические ресурсы: необходимость их рационального использования».
Факторы производства блага или экономические ресурсы - это экономическая категория, обозначающая реально вовлеченные в процесс производства различных видов блага ресурсы (производящие ресурсы) в виде совокупности природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и иных ценностей.
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие и виды экономических ресурсов
1.1 Понятие экономических ресурсов
1.2 Виды экономических ресурсов
2. РОСТ ПОТРЕБНОСТЕЙ И Ограниченность ресурсов
2.1 Рост потребностей и ограниченность ресурсов, закон редкости
2.2 Переплетение, мобильность и взаимозаменяемость экономических ресурсов
3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ. ГРАНИЦА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
3.1 Понятие производственных возможностей. Кривая производственных возможностей
3.2 Факторы производства, их взаимодействие и комбинация. Необходимость рационального использования ресурсов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Исходя из того, что существуют различные сферы производства, которые, в свою очередь, используют различные экономические ресурсы, рассмотрим виды экономических ресурсов.
1.2 Виды экономических ресурсов
Экономические ресурсы подразделяются на следующие виды: природные (сырьевые, географические), трудовые, материальные, финансовые и информационные.
Природные ресурсы – это земля, ее недра, леса, вода, воздух, месторождения полезных ископаемых, климатические и рекреационные ресурсы и др. Земля – пространственно – географический фактор, где живут люди, - является также производственным фактором, на котором выращивают сельскохозяйственную продукцию. [3, c. 45]
Рассмотри классификацию природных ресурсов и их значение:
Главные виды природных ресурсов – солнечная энергия, энергия приливов и отливов, внутриземное тепло, водные, земельные, минеральные (в том числе топливно – энергетические), растительные, ресурсы животного мира (полезные ископаемые, лесные ресурсы, и т.д.).
Природные ресурсы делятся на практически неисчерпаемые и исчерпаемые (которые в свою очередь подразделяются на возобновляемые и невозобновляемые) природные ресурсы классифицируются также по характеру их использования в материальном производстве (в области энергетики, промышленности, сельского хозяйства и других отраслей хозяйства) и в не производственной сфере (например, оздоровительные), а также по признаку одно- и многоцелевого использования.
Подготовленные к использованию и вовлекаемые в хозяйственный оборот природные ресурсы превращаются в важный компонент общественных производительных сил. Выявленные и ныне не используемые, но могущие быть использованными в будущем, при изменении условий техники и экономики, природные ресурсы рассматриваются как потенциальные.
Так как производство требует, все больше ресурсов, ведется постоянное их освоение. Важными этапами освоения природных ресурсов являются их выявление, изучение, составление кадастров по отдельным видам (земельный кадастр, водный кадастр, таксация лесов и др.) и в территориальном размере (природные ресурсы земли в целом, суши, мирового океана и его частей, крупных природных районов, отдельных стран и др.)
Следующий вид экономических ресурсов – это трудовые ресурсы.
Трудовые ресурсы – трудоспособная часть населения, которая, обладая физическими и интеллектуальными возможностями, способна производить материальные блага или оказывать услуги. [4] К трудовым ресурсам относят население в возрасте от 16 до 60 лет.
Рисунок 1.2 Структура трудовых ресурсов
С помощью схемы (рисунок 1.2), рассмотрим структуру трудовых ресурсов. На рисунке видно, что трудовые ресурсы делятся на: активное и пассивное население.
1. Экономически активное население – занятое в общественном производстве независимо от организационно – правовой формы хозяйствования; [5, с. 66]
2. Экономически пассивное население – часть трудоспособного населения, которое не занято в общественном производстве из – за занятости в домашнем хозяйстве, в армии, по состоянию здоровья, в декретном отпуске и т.д. [5, с. 66]
Трудовые ресурсы занимают промежуточное положение между экономическими категориями «население» и «совокупная рабочая сила». В количественном отношении в состав трудовых ресурсов входит всё трудоспособное население, занятое независимо от возраста, в сферах общественного хозяйства и индивидуально трудовой деятельности. В их состав включаются также лица трудоспособного возраста, потенциально способные к участию в труде, но занятые в домашнем и личном подсобном хозяйстве, на учебе с отрывом на производстве, на военной службе.
Для того, чтобы отнести население к трудовым ресурсам, необходимо учитывать физические и интеллектуальные способности, которые напрямую зависят от возраста: в ранний период жизни человека и в пору зрелости они формируются и приумножаются, а к старости утрачиваются. Возраст выступает своего рода критерием, позволяющим выделить из всего населения собственно трудовые ресурсы.
Важным показателем для любого вида ресурсов является количественный показатель, величина трудовых ресурсов зависит от официально установленных возрастных границ – верхнего и нижнего уровней трудоспособного возраста, доли работающих среди населения трудоспособного возраста, численности участвующих в общественном труде из лиц за пределами трудоспособного возраста.
Возрастные границы устанавливаются в каждой стране действующим законодательством. В России трудоспособным возрастом считается: у мужчин 16-59 лет (включительно), у женщин 16-54 года (включительно).
Решающую роль в трудовых ресурсах играет трудоспособное население в трудоспособном возрасте. Трудоспособное население – это совокупность лиц, преимущественно в рабочем возрасте, способных по своим психофизиологическим данным к участию в трудовой деятельности. [6]
На практике различают общую и профессиональную трудоспособность. Общая трудоспособность предполагает наличие у человека физических, психофизиологических, возрастных данных, определяющих способность к труду и не обусловливающих необходимость специальной подготовки. Профессиональная трудоспособность – это способность к конкретному виду труда, приобретаемая в ходе специального обучения. [6]
Численность трудовых ресурсов может быть увеличена за счет естественного прироста населения в трудоспособном возрасте, пересмотра возрастных границ трудоспособности. Количественные изменения численности трудовых ресурсов характеризуются такими показателями, как абсолютный прирост, темпы роста и темпы прироста.
На трудовые ресурсы существенное влияние оказывает своевременное выявление тенденций демографического развития общества. Без учета демографической ситуации могут возникнуть деформации при формировании государственных планов экономического и социального развития страны.
От демографических характеристик трудоспособного населения (половозрастной структуры, здоровья, уровня занятости) и показателей демографического развития (динамик рождаемости и смертности населения) зависит величина совокупного общественного и национального дохода.
Управление демографическими процессами является объективно необходимым и возможным. Учет особенностей демографической ситуации в стране, основных тенденций воспроизводства населения становится важнейшим условием правильного социально – экономического планирования. Так, изменения численности, половозрастного состава населения, его профессионального и образовательного уровня, размеров семьи определяют возможный прирост (снижение) трудовых ресурсов, объем и структуру потребительского спроса. [6]
Важнейшими характеристиками качественного состава населения, и особенно его трудоспособной части, являются образовательный уровень и профессиональное мастерство. Человек приводит в действие средства производства, с их помощью создает материальные блага. Чем выше уровень развития личностного фактора, тем быстрее совершенствуется и более производительно используется его вещественный фактор. [6]
В процессе производства рабочей силы существенная роль принадлежит системе подготовки квалифицированных кадров для всех отраслей народного хозяйства. Подготовка рабочей силы должна быть направлена на некоторое опережение ее развития по сравнению с имеющимся в данный момент техническим уровнем производства. Уровень образования определяется средним числом лет обучения, численностью учащихся и студентов, долей специалистов с высшим образованием и др. Он характеризуется таким показателям, как процент грамотности.
Потребности общества в ресурсах труда и функционирующей рабочей силе можно рассматривать в трех направлениях: производственном, воспроизводственном и личностном. Производственное направление нацелено на увязку соотношения между числом имеющихся рабочих мест, требующих определенной профессиональной – квалификационной специализации, и фактической численностью работников соответствующего профиля. Воспроизводственное направление предполагает достижение равновесия между приростом числа рабочих мест и дополнительной, вновь вовлекаемой в производство рабочей силой соответствующего профессионально – квалификационного профиля. Личностное направление предусматривает обеспечение трудоспособного населения рабочими местами, отвечающими растущим потребностям работников.
Следующий вид экономических ресурсов – это материальные ресурсы.
Материальные ресурсы (инвестиционные ресурсы, реальный капитал) – средства производства (машины, станки, оборудование, здания, сырье, материалы, и т.д.), которые используются в производстве товаров и услуг.
Если природные ресурсы имеют естественное происхождение, то материальные создаются человеком и сами являются продуктом производства. [7, c. 50]
Материальные ресурсы можно назвать реальным капиталом, который включает в себя основные и оборотные средства. Основные средства используются в нескольких производственных циклах, оборотные – в одном производственном цикле.
Финансовые ресурсы – денежные средства, формируемые в результате экономической и финансовой деятельности, в процессе создания и распределения валового национального продукта. [8, c. 65]
Финансовые ресурсы являются производственными по отношению к базовым ресурсам (природным, трудовым, материальным). Это совокупность имеющихся денежных ресурсов, которые могут быть использованы для решения какой – либо задачи и которые общество в состоянии выделить для организации производства экономических благ и услуг. Финансовые ресурсы аккумулируются государством и хозяйствующими субъектами и используются в качестве источника поддержания и развития производства, удовлетворения социальных потребностей населения, обеспечения функционирования сферы обращения. В странах с централизованной управляемой экономикой преобладающую долю составляют финансовые ресурсы государства и муниципальных образований, тогда как в странах с рыночной экономикой существенная часть финансовых ресурсов представляет предпринимательский капитал, однако и централизуемые государственные и муниципальные финансовые ресурсы могут быть значительными. К источникам финансовых ресурсов можно отнести: вновь созданный за определенный период чистый доход; часть национального богатства (ранее накопленных средств); заимствование, привлечение средств из внешних источников. [9, с. 70]
Государственные финансовые ресурсы образуются за счет: взимания налогов и сборов; поступлений от использования, а также продажи государственного имущества; средств от продажи золотого запаса страны; выпуска и продажи государственных облигаций и других ценных бумаг; прибыли от государственной предпринимательской деятельности; получения денежных средств путем внешнего и внутреннего заимствования; использования резервных и страховых фондов, добровольных взносов юридических и физических лиц. Важнейшие направления их расходования: государственные инвестиции; содержание государственного аппарата; оплата государственных заказов; финансирование бюджетных организаций и учреждений; расходы на социальные нужды, на обслуживание внутреннего и внешнего долгов, государственные дотации, субсидии, субвенции; взносы во всемирные организации, оказание помощи иностранным государствам; затраты на приобретение, выкуп объектов собственности и другие расходы, определяемые федеральными законами, законами субъектов федерации и правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете, о внебюджетных фондах на очередной финансовый год.
В странах с федеративным государственным устройством государственные финансовые ресурсы разделяются на ресурсы федерации и ресурсы субъектов федерации; при этом выделяются источники поступления и каналы расходования каждого из этих видов ресурсов в абсолютных величинах или в долях денежных средств. [9, с. 83] Местные (муниципальные) ресурсы образуют отдельную, относительно самостоятельную часть финансовых ресурсов страны. Финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов (предприятий, коммерческих организаций) создаются главным образом в результате получения дохода от производственно-
Последний рассматриваемый вид экономических ресурсов, который в настоящее время является актуальным – информационные ресурсы.
Информационные ресурсы - еще один фактор производства (базы данных, электронные архивы и т.д.). Чем больше и быстрее качественная информация внедряется в экономику, тем выше жизненный уровень народа, а также экономический потенциал страны. Увеличение доли интеллектуального капитала уменьшает сырьевую составляющую экономики, заменяя добывающие отрасли наукоемким производством.