Экономические системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 23:04, курсовая работа

Описание

Элементы системы находятся во взаимосвязи и взаимодействии, в результате чего образуются новые интегративные качества, несвойственные каждому элементу в отдельности. Например, средства производства (машины, оборудование) и люди, взятые отдельно, обладают своими, только им присущими свойствами. Соединяясь технологически и экономически, они образуют новое качество – общественное производство. Качество системы как таковой формирует ее целостность – важнейшее свойство, обеспечивающее относительно самостоятельное,

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК ПО ЭТ.docx

— 55.34 Кб (Скачать документ)

1) традиционное общество: существовало вплоть до XVII в., в основе лежала ручная техника, преобладало аграрное производство, производительность труда была низкая;

2) переходное общество (XVII - XVIII вв): развиваются наука, ремесла, рынок, растет эффективность производства; представляет собой переходную экономическую систему от традиционной к более высокому типу экономики индустриального общества;

3) экономическая система  "сдвига": отличается значительным  ростом капитальных вложений, быстрым  ростом производительности труда  в сельском хозяйстве, развитием  инфраструктуры (дороги, транспорт  и т.п.);

4) общество экономической  зрелости: быстро растут производство  и его эффективность, развивается  все хозяйство;

5) общество высокого массового  потребления: производство начинает  работать преимущественно на  потребителя, ведущее положение  занимают отрасли, производящие  предметы длительного пользования.

Деление экономических систем в зависимости от уровня развития техники и технологии осуществляли также такие известные экономисты, как Дж. Гэлбрейт, Р. Арон, С. Кузнец и  др.

Другие ученые выделяют доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество (Д. Белл, У. Ростоу), сравнительная  характеристика которых представлена в приложении 1. П. Самуэльсон выделял  многоукладную экономику - социализм, коммунизм, фашизм. В последние годы достаточно сильные позиции занял  цивилизационный подход (основатель – А.Тойнби). Отличие цивилизационного подхода от формационного состоит в том, что главенствующая роль в цивилизационном отводится социокультурному или религиозному фактору.

Приведенные выше классификации  экономических систем отражают исторические аспекты их эволюции.

Современные  экономические  системы целесообразно подразделять исходя из форм собственности и способа  координации входящих в нее элементов. С этой точки зрения выделяют:

    1. чистый капитализм (рыночную систему), или экономику свободной конкуренции;
    2. планово-директивную модель, или командную экономику;
    3. смешанную экономику;
    4. традиционную экономику.

Чистый капитализм (экономика  свободной конкуренции) или рыночная экономическая система отличается преобладанием частной собственности на средства и продукт производства, свободой предпринимательства, отсутствием вмешательства со стороны государства в производственную деятельность хозяйственных единиц. Здесь имеется множество покупателей и продавцов, поэтому сделки каждого из них не влияют на совокупный спрос и совокупное предложение. В такой системе интересы продавцов и покупателей, производителей и потребителей координирует рыночный механизм. Именно ему принадлежит экономическая власть, именно он определяет, что производить, сколько производить и для кого производить. Подобная экономика не знает дефицита.

Противоположностью чистому  капитализму является командная  экономика. Название свое она получила из-за способа управления и координации. Все решения, касающиеся производства, распределения продукта, принимаются  централизованно и реализуются  по командам, спускаемым сверху вниз по иерархической лестнице управления. "Наверх" идут отчеты о выполнении команды. В этой экономической системе  господствует государственная форма  собственности. Поэтому ей присуща  всеобъемлющая государственная  монополия, охватывающая все фазы производства и воспроизводства, а также жесткое  централизованное регулирование всей экономики. Рынку отводится формальная роль, поскольку продавцы и покупатели определены заранее центром, централизованно  устанавливаются и цены. Такой  вид экономики был характерен для бывшего СССР и некоторых  стран, взявших за основу планово-директивную  модель развития.

Между этими двумя полюсами лежат смешанные типы экономических  систем, характеризующиеся тем, что  наряду с частной собственностью существует госрегулирование (контроль над ценами, индикативное планирование, ограничение монополий). Причем одни из них находятся ближе к чистому  капитализму, другие – к командной экономике. Различие заключается в степени государственного вмешательства в экономику. Так, например, для рыночной экономики Франции и Японии характерны развитое планирование, активное воздействие государства на рыночные процессы. Другим смешанным видам экономики присуща высокая степень социальной защищенности людей от негативных последствий рынка: обеспечение занятости, индексация доходов, защита бедных, обеспечение прав человека. Такой, например, является экономика Швеции и некоторых других стран. Есть смешанные системы, в которых сочетаются общественная собственность на ресурсы и рыночный механизм регулирования (югославский рыночный социализм).

Традиционная экономика  существовала в истории человечества длительное время и частично сохранилась  в отдельных странах, например в  Индии. Производство здесь базируется на традициях и обычаях. Например, в средневековой индийской деревне  все жители делились на касты: священники, воины, ремесленники и слуги. Обычаи диктовали сроки и порядок сельскохозяйственных работ, приемы ремесленников. Технология производственного процесса была строго закреплена специальными правилами, причем усовершенствования запрещались. Технический прогресс в таких условиях был невозможен, и поэтому производительность труда оставалась неизменной, как и сотни лет назад. Обычаи также устанавливали порядок распределения и обмена продуктами производства. Традиционная экономика отличается высокой степенью консерватизма, так как технический экономический прогресс вступает в противоречие с установившимися обычаями, угрожая стабильности общества.

Глава 2: Основные модели развитых стран в рамках экономических систем.

2.1 Шведская модель.

Основные черты шведской модели начали складываться в 1930-е гг. и окончательно оформились в начале 1950-х гг. и заключаются в следующем:

    • гармоничное распределение национального дохода между гражданами через налоговую систему и государственный бюджет;
    • поддержание взаимопонимания и согласия между трудом и капиталом;
    • поддержание баланса власти путем сосредоточения политической власти в руках социал-демократов, а экономической  – в руках буржуазии;
    • развитие государственного сектора (прежде всего на базе производства общественных услуг как регулятора общественного воспроизводства) при преобладании частного;
    • реальное уравнивание в экономических, социальных и политических правах, всех граждан вне зависимости от пола и возраста и т.д.

Основным принципом распределения  социального обеспечения является универсализм. Принцип, лежащий в  основе данной модели, заключается  в том, что помощь должна предоставляться  всем гражданам, на которых она распространяется, независимо от их социального или  семейного статуса. Эта система  универсальна, и помощь предоставляется  отдельной личности.

Модель социальной политики основана на концепции "солидарности" (социальная защита – это дело всего  общества, а не отдельно взятых индивидуумов) и "социального гражданства" (требование равенства в социальной защите выше либерального требования типа "пусть  каждый сам заботится о своем  благосостоянии и обеспечении").

Шведская модель государственного управления  – это развитая рыночная экономика со зрелой социальной инфраструктурой. Основной особенностью этой модели является предельная социализация, которая возможна в условиях рыночной экономики. Доля частного сектора в экономике  составляет 85%, а на долю государства  соответственно приходится менее 15% (30% занятых). Государство в такой  системе не столько производит ВВП, сколько перераспределяет через  налоговую систему доходы, получаемые в частном секторе. Оно также  осуществляет весьма строгий контроль над деятельностью частного бизнеса, следит за соблюдением законов, принятых с учетом интересов всех членов общества. Государство обеспечивает высокий уровень качества и общедоступность социальных услуг (в том числе бесплатное медицинское обслуживание, образование и т.п.).

Другой важной экономической  функцией государства в шведской экономике является разработка долговременной стратегии развития экономики: выработка  приоритетов развития национального  хозяйства, инвестиционная политика, стимулирование НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), внешнеэкономическая стратегия.

Экономическая основа этой модели – эффективное производство, полная занятость, сильные объединения работодателей и профсоюзов и договорные отношения между ними, которые контролируются государством, высокий уровень перераспределения общественного продукта. Социальная политика финансируется государством из бюджетных средств (через систему налогообложения). Государство обеспечивает реализацию гарантированных прав и действий социальной защиты и несет ответственность за активное функционирование различных негосударственных социальных служб. Это возможно при наличии сильного и децентрализованного управления.

Налоги, как правило, весьма высокие, имеют косвенный характер и связаны с розничной продажей товаров и услуг населению. Доходы облагаются по прогрессивной шкале. При этом подоходная прогрессия довольно существенна, и шведские предприниматели, чтобы избежать налогового воздействия, стремятся зарегистрировать свои предприятия  в Европе.

Финансовой основой модели является государственный бюджет, который  предполагает достаточно высокий уровень  государственных расходов, для финансирования которых установлен весьма высокий  уровень налогов, однако не столько  для фирм, сколько для богатых  физических лиц. Так, максимальный корпоративный  налог установлен в размере 28%, а  предельная ставка подоходного налога составляет 58%. В частности, в Швеции, Норвегии и Дании налоги составляют 51-63% ВВП, а доля государственных  расходов на социальные цели в ВВП  в этих странах выше 40%.

Активная  политика перераспределения  в стране решила проблемы бедности, но не смогла вполне решить проблемы социально  уязвимых групп (инвалидов, детей, стариков, безработных). Как следствие принципа обеспечения социальных прав граждан, уровень затрат на социальную защиту является довольно высоким, что позволяет  добиваться ее эффективности и поддерживать большое число сторонников социал-демократической  модели.

Модель предполагает наличие  корпоративной системы социальной защиты в рамках предприятий. Правительство  использует социальное партнерство  как механизм согласования интересов  наемных работников и работодателей, инструмент регулирования классовой  борьбы в целях повышения уровня социальной защищенности занятого населения. Эта модель имеет обязательным предварительным  условием высоко и хорошо организованное общество и является итогом политической приверженности принципам общества благосостояния.

 

2.2 Американская  модель.

Примером либеральной  модели выступает хозяйственная  практика США. Она характеризуется  превосходством частной акционерной  собственности над государственной, а также доминированием частных решений в сфере производства, инвестирования, сбыта, использования рабочей силы. Конкуренция и акционерный капитал физически и юридически заставляют управляющих максимально увеличивать прибыли. Правительство в ряде случаев играет активную роль в макро- и микроэкономических процессах. Национальные и местные органы власти регулируют частный сектор через законодательство и административными мерами в целях содействия конкуренции, смягчения провалов рынка или защиты интересов определенных групп.

Американская практика в  области использования рабочей  силы имеет свои отличительные черты: отсутствие массовой рабочей партии, практику заключения трудовых соглашений на уровне предприятий, устойчивость экономического индивидуализма при доминировании  крупных компаний в экономике. Низкий уровень объединения наемных  рабочих, децентрализованная структура  профсоюзного движения, фрагментарный  характер трудовых отношений не способствуют развитию единства рабочей силы.

Коллективные соглашения заключаются на трехлетний срок. Темп изменения заработной платы закладывается  в контракт исходя из условий, сложившихся  на момент его заключения, поэтому  любые макроэкономические изменения  не отражаются на динамике заработной платы. Трудовые соглашения заключаются  не в один период в разных компаниях  и отраслях, а распределяются на протяжении трехлетнего цикла. Под  действие системы коллективных трудовых соглашений в США попадает менее 18% рабочей силы, ниже, чем в странах  ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). Одной из примечательных черт положения рабочей силы является длительный фактический рабочий день и значительные разрывы в уровнях заработной платы. В отличие от других стран, растущий разброс в уровнях заработной платы там напрямую зависит от уровня образования.

Модель хозяйственного механизма  данного типа называется также дарвинистской, или англо-саксонской. Для нее  характерны доминирование частных  предприятий, стремящихся максимизировать  краткосрочные прибыли для инвесторов, низкий уровень профсоюзного движения, децентрализованные переговоры по заработной плате, ограниченное трудовое законодательство. Помимо США эта система распространена в Канаде и Британии.

2.3 Германская модель.

 

Германская модель социально-экономического развития может считаться одной  из лучших политик XX века: уже в 1950-60-е  годы немецкий опыт был воспринят  в Японии, а сегодня страна занимает лидирующие позиции в мире по среднедушевым  доходам, объёму экспорта и объёму социальных расходов.

Информация о работе Экономические системы