Экономические учения Адама Смита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 21:01, реферат

Описание

Своего высшего развития классическая буржуазная политическая экономия достигла в трудах британских ученых Адама Смита и Давида Рикардо, поскольку Великобритания была в тот период самой передовой в экономическом отношении страной. Она обладала относительно высокоразвитым сельским хозяйством и быстро растущей промышленностью, вела активную внешнюю торговлю.

Содержание

1. Введение. Исторические условия формирования
идей Смита .............................3
2. Жизнь ...........................................4
3. «Исследование о природе и причинах
богатства народов» .....................6
4.Экономические учения Адама Смита
4.1 Разделение труда ................................7
4.2 Теория стоимости ................................9
4.3 Классы и доходы ................................12
4.4 Заработная плата ...............................13
4.5 Теория прибыли .................................16
4.6 Земельная рента ................................18
4.7 "Невидимая рука" рыночных сил ..................19
4.8 Роль государства, принципы налогообложения .....21
5. Заключение ......................................23
Список литературы ..................................24

Работа состоит из  1 файл

адам смит РЕФЕРАТ.doc

— 112.00 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки, молодёжи и спорта Украины

Крымский экономический  институт

государственного высшего  учебного заведения

«Киевский национальный экономический университет им. В. Гетьмана»

 

кафедра экономической  теории

 и государственного  управления

 

 

РЕФЕРАТ

по истории экономики  и экономической мысли

Тема:

«Экономические учения Адама Смита»

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 1 курса

группы МО-11-12

ДФО

Преподаватель:

кандидат экономических  наук,

доцент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Симферополь 2012

 

Содержание.

 

 

1. Введение. Исторические условия формирования

             идей Смита .............................3

2.  Жизнь ...........................................4

3.  «Исследование  о природе и причинах

             богатства народов» .....................6

4.Экономические учения Адама Смита

4.1 Разделение труда ................................7

4.2 Теория стоимости ................................9

4.3 Классы и доходы ................................12

4.4 Заработная плата ...............................13

4.5 Теория прибыли .................................16

4.6 Земельная рента ................................18

4.7 "Невидимая рука" рыночных сил ..................19

4.8 Роль государства, принципы налогообложения .....21

5. Заключение ......................................23

Список литературы ..................................24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Исторические  условия формирования идей Смита.

         Своего высшего развития классическая буржуазная политическая экономия достигла в трудах британских ученых Адама Смита и Давида Рикардо, поскольку Великобритания была в тот период самой передовой в экономическом отношении страной. Она обладала относительно высокоразвитым сельским хозяйством и быстро растущей промышленностью, вела активную внешнюю торговлю. Капиталистические отношения получили в Англии большое развитие: здесь выделились основные классы буржуазного общества: рабочий класс, буржуазия и землевладельцы. Буржуазия была заинтересована в научном анализе капиталистического способа производства. Таким образом, во второй половине XVIII в. в Великобритании сложились благоприятные условия для взлета экономической мысли, каким было творчество шотландского экономиста и философа А. Смита.

 

Жизнь.

        

         5 июня 1723 г. в Керколди близ Эдинбурга был крещен младенец Адам Смит (дата рождения неизвестна). Отец его, Адам Смит старший, инспектор городской таможни, умер скоропостижно до рождения сына. Маргарет Смит, урожденная Дуглас из Стретентри, одна растила сына и посвятила ему всю жизнь.

         Мальчик рано обнаруживает склонность к чтению книг и уединенному размышлению. В Хай скул (Керколди) его обучают латыни, истории и географии. С четырнадцати лет - Смит в Глазговском университете. Среди двенадцати профессоров тогдашнего колледжа выделяется Френсис Хатчесон, у которого Смит слушает курс нравственной философии. Наряду с этим он посещает также лекции по натуральной философии (включая математику) и знакомится с трудами Ньютона. Здесь же он приобретает знание греческого и берет частные уроки французского языка.

         С 1740 года - Смит в Оксфорде. Атмосфера  в колледже была явно нетворческая. «Большинство профессоров в Оксфорде  многие годы вовсе уклонялись  даже от видимости преподавания».  Но великолепная библиотека открывала  доступ к обширной английской  и французской литературе (поэзия, история, философия): здесь Смит впервые читает Вольтера и Монтескье - своих старших современников. В это же время он бывает на ферме Джетро Талла, где знакомится с методами интенсивного земледелия.

         В 1746 году Смит возвращается в Керколди без определенных планов и продолжает самообразование. Во время наездов в Эдинбург он посещает литературный кружок Генри Хьюма (лорда Кеймса). Последний, а также Джеймс Освальд - друг детства Адама - организовали в Эдинбурге серию публичных лекций Смита. «Лекции по риторике и изящной словесности» имели успех и были продлены на несколько сезонов.

         В 1751 году профессора Глазговского  университета единогласно избирают  Смита своим коллегой (кафедра  логики, с 1752 года - кафедра нравственной философии). Лекционный курс Смита содержал четыре части: естественная теология, этика, государство и право, «целесообразность» (т.е. экономика). Первый раздел до сих пор не обнаружен. Второй явился основой « Теории нравственных чувств», из четвертого впоследствии выросло «Богатство народов».

         В 1759 публикуется первая серьезная  работа Смита «Теория нравственных  чувств». В это время Юм писал  Смиту: « ... я теперь имею  сообщить Вам печальную весть,  что Вашей книге выпала самая  несчастливая судьба: публика, кажется, готова аплодировать ей до невозможности». Большой успех книги обусловил прижизненные переиздания 1761, 1767, 1781 и 1790 гг.

         В 1764 году в жизни А.Смита  произошло, можно сказать, переломное  событие: он принял предложение сопровождать во время заграничного путешествия молодого лорда, пасынка видного политического деятеля - герцога Баклю. Не последнюю роль в согласии Смита сыграла финансовая сторона предложения: 800 фунтов стерлингов ежемесячно до конца жизни! Такое решение заставило Смита оставить кафедру.

         Путешествие длилось с 1974 по 1766 год, т.е. более двух лет,  из которых полтора года он  провел в Тулузе, два месяца  в Женеве, где ему довелось  встретиться с Вольтером, и  девять месяцев в Париже. Тесное  знакомство за время поездки с французскими философами д` Аламбером, Гельвецием, Гольбахом, а также с физиократами, в том числе с Ф.Кенэ и А.Тюрго, отразились впоследствии в его главном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов», к которому он приступил еще в Тулузе...   

    

 

   

 

 «Исследование о природе и причинах богатства народов»

 

         На создание этого  произведения экономической мысли у Адама Смита ушло порядка девяти лет.

         Весной 1767 года (по возвращении в  Шотландию из двухгодичного вояжа) Смит уединился в Керколди и прожил там почти безвылазно шесть лет, которые посвятил работе над книгой. К сожалению, это не прошло бесследно для  здоровья: монотонный образ жизни и чрезмерная концентрация мысли на одном предмете изрядно его пошатнули. Именно по этому (как бы жутко это не звучало), но, дабы не быть застигнутым  врасплох смертью, уезжая в 1773 году в Лондон, Смит счел нужным формально передать Юму права на свое литературное наследие. Именно в Лондоне Адам Смит потратил еще три года на доработку «дела всей его жизни»1

         Итак, в 1776 году в Лондоне «Исследование  о природе и причинах богатства  народов» впервые предстало вниманию  широкой публики. Но тогда даже  сам Смит не знал, какое грандиозное  будущее ждет его книгу, и,  что даже в последнем веке второго тысячелетия его работа будет вызывать неподдельный интерес...

 

 

 

Экономические учения Адама Смита

 

Разделение  труда.

 

         «Величайшее развитие производительной  силы труда и преобладающая  часть мастерства, ловкости и  сообразительности, с какими он где-либо прилагается или применяется, по-видимому, явились результатом разделения труда»2

         Смит начинает свою книгу с  разделения труда, изображая его  как главный фактор роста   производительности общественного  труда. Ведь, что такое «богатство» общества? По Смиту это объем производства и потребления продуктов, который зависит от двух факторов: 1) доли населения, занятого производительным трудом, и 2) производительности труда. Причем, несравненно большее значение, по мнению автора «Богатства народов», имеет второй фактор, который напрямую связан с разделением труда: во времена мануфактур, когда машины были редкостью, и преобладал ручной труд, именно разделение труда было главным фактором роста его (труда) производительности.

         Разделение труда можно представить  в двух видах. Рабочие, занятые  на одной мануфактуре, специализируются  на разных операциях, но, в конечном  итоге, все вместе производят  один продукт. Это разделение  труда в рамках одной мануфактуры.  Совершенно иное разделение труда в масштабах всего общества, между отдельными предприятиями и отраслями. Скотовод выращивает скот и продает его на бойню, мясник забивает скот и продает шкуру кожевнику, тот выделывает кожу и продает ее сапожнику...

         В воображении Смита общество рисовалось огромной мануфактурой из чего можно сделать простой вывод: ни о какой классификации разделения труда Смит даже и не думал, он смешивал оба этих вида не видя принципиального различия между ними.

         Однако, воспевая и расхваливая разделение труда в начале книги, Смит позднее все же признает, что это явление имеет и побочные эффекты: «С развитием разделения труда занятие подавляющего большинства тех, кто живет своим трудом, т.е. главной массы народа, сводится к очень небольшому числу простых операций, чаще всего к одной или двум..." Достаточно вспомнить к каким последствиям привела монотонная работа Смита над своим детищем, чтобы понять к чему эта же монотонность, рожденная разделением труда, может привести целое общество...    Дело в том, что Смит чувствует здесь опасную тенденцию капитализма: если предоставить все естественному ходу дел, то возникает угроза вырождения значительной части населения. Он не видит другой силы, кроме государства, которая могла бы воспрепятствовать этому, хотя более чем странно слышать такое из уст сторонника leissez faire.

         Таково смитовское разделение  труда. На мой взгляд, основная  суть этого понятия изложена, осталось только отметить, что  Смит еще упоминал о принципе, порождающем разделение труда: «...последствие определенной особенности человеческого естества, а именно, склонности меняться, выменивать, обменивать один предмет на другой» и о том, что разделение труда ограничивается размерами рынка: «Когда рынок незначителен, ни у кого не может быть побуждения посвятить себя целиком какому-либо одному занятию за неимением возможности обменять весь избыток продукта своего труда сверх собственного потребления на необходимые продукты труда других людей». 

 

 

 

 

 

 

 

Теория стоимости

 

   Смит положил в основу своих взглядов теорию трудовой стоимости: определение стоимости товара трудом, затраченным на его (товара) производство и обмен товаров соответственно заключенному в них количеству труда.

   Смит определил  и разграничил потребительную  и меновую стоимости товара. Он признал равнозначность всех видов производительного труда, как создателя и конечного мерила стоимости, показал закономерность того, что стоимость непременно должна выражаться в меновой стоимости товара, в его количественном соотношении с другими товарами, а при достаточно развитом товарном производстве - в деньгах.

   Смит не исследовал  труд как субстанцию стоимости,  не различал процессы труда  как процессы создания и перенесения  стоимости, поскольку все его  внимание было устремлено на  меновую стоимость, на количественную меру стоимости, на то, как она проявляется в обменных соотношениях и, в конечном счете - в ценах. Смит понимал, что величина стоимости определяется не фактическими затратами труда отдельного товаропроизводителя, а теми затратами, которые в среднем необходимы на производство данного товара при данном состоянии общества. Он отмечал также, что квалифицированный и сложный труд создает в единицу времени больше стоимости, чем неквалифицированный и простой, и может быть сведен к нему посредством каких-то коэффициентов.

   Плодотворной  была концепция Смита о естественной  и рыночной цене товаров. Под  естественной ценой он понимал  денежное выражение меновой стоимости  и считал, что в длительной  тенденции фактические рыночные  цены стремятся к ней как к некоему центру колебаний. Она ”как бы представляет собой центральную цену, к которой постоянно тяготеют цены всех товаров. Различные случайные обстоятельства могут иногда держать их на значительно более высоком уровне и иногда несколько понижать их по сравнению с нею. Но каковы бы ни были препятствия, которые отклоняют цены от этого устойчивого центра, они постоянно тяготеют к нему”3. При уравновешивании спроса и предложения в условиях свободной конкуренции рыночные цены совпадают с естественными. Смит положил также начало анализу факторов, способных вызывать длительные отклонения цен от стоимости; важнейшим из них он считал монополию. Это, в частности, открывало возможности исследования спроса и предложения как факторов ценообразования, а также роль разного рода монополий в этой области.

   Помимо основного  определения стоимости заключенным  в товаре количеством труда  Смит ввел второе понятие, где  стоимость определяется количеством  труда, которое можно купить  за данный товар. В условиях  простого товарного производства, когда не было наемного труда, и производители товаров работали на принадлежащих им средствах производства, вводить второе определение бессмысленно, поскольку оно идентично с первым. Ткач, например, обменивал кусок сделанного им сукна на сапоги. Можно сказать, что кусок сукна стоит пары сапог или что он стоит труда сапожника за то время, пока он изготовлял сапоги. Но, по существу, это далеко не одно и то же, что становится ясно в условиях капиталистического производства. Если сапожник работает по найму у капиталиста, то стоимость произведенных им сапог и ”стоимость его труда”, то есть то, что он получает за свой труд - совершенно разные вещи. Кусок сукна по-прежнему стоит пары сапог, но он стоит больше, чем труд сапожника, так как в стоимости сапог теперь заключена прибавочная стоимость, присваиваемая капиталистом.

Информация о работе Экономические учения Адама Смита