Экономические учения древнего мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 05:07, реферат

Описание

Во всевозможных сплетениях различных сторон человека, будь то материальных или духовных, биологических или социальных, экономическая теория объясняет и анализирует одну из главных областей жизнедеятельности людей – сферу производства и разделения всевозможных жизненных благ в условиях достаточно ограниченных ресурсов. Экономическая теория - это сфера, без которой невозможно было бы реализовать все другие формы общественных и личностных интересов.

Работа состоит из  1 файл

экономические учения древнего мира3.docx

— 32.09 Кб (Скачать документ)

Введение

Во всевозможных сплетениях различных сторон человека, будь то материальных или духовных, биологических или социальных, экономическая  теория объясняет и анализирует  одну из главных областей жизнедеятельности  людей – сферу производства и  разделения всевозможных жизненных  благ в условиях достаточно ограниченных ресурсов. Экономическая теория - это сфера, без которой невозможно было бы реализовать все другие формы общественных и личностных интересов.

В изучении человеческого общества, экономическая  теория опирается прежде всего на то, что человек является в одинаковой степени как потребителем, так  и производителем всех экономических  благ.

Если  рассмотреть времена первобытной  общины, то добывать пищу или найти  себе кров можно было только путем  непосильного труда. Но по мере стремления человека, так сказать, «обойти» все  усилия, и, в общем-то весь труд, заставило его изобрести новые орудия труда, которые значительно облегчали им жизнь. Развивая эту тему можно обратить внимание на некий парадокс – вечное стремление человека избежать какого либо труда, заставляет его трудиться на изобретение новых более удобных материальных благ. Недаром в более простом, народном выражении говорится о том, что «лень – двигатель прогресса». В этом, на первый взгляд забавном выражении и заключается весь парадокс возникновения труда из нежелания трудиться1.

Таким образом, переходя на мотивацию труда  можно смело опираться на вышеуказанный  парадокс. История показывает нам так же иные примеры развития экономической теории.

Основные  этапы развития экономической науки

Затрагивая любой  период времени, нельзя не заметить, что, к каждому определенному eё промежутку, а также к представителям данной эпохи, относятся специфические и свойственные только им экономические воззрения, но несмотря на это, опираясь на высказывание отца литературного английского языка Джефри Чосера: «Нет того нового обычая, который не был бы старым». Яркими примерами этого является обращение нынешних ученых-экономистов к работам таких великих деятелей науки, как Аристотель, Платон и Ксенофонт, а также не следует забывать об «Евангелии» экономистов, которым является произведение Карла Маркса «Капитал».

Следуя из вышеупомянутого, можно прийти к таким выводам, что с течением времени, менялось только время, но люди, а точнее физические и моральные потребности их, оставались в основном прежними. Также стоит отметить, что как ни крутись, но человек, сколько не насыщай его воздухом, дышать все равно не перестанет, т.е. никогда не будет удовлетворен результатом и будет стремиться к большему богатству, а так же человек не устанет искать наиболее краткий или упрошенный путь, чтобы добиться поставленных перед ним целей. К примеру, изобретение колеса дало людям в дальнейшем возможность передвижения на более дальние расстояния, что стало предпосылкой междугороднего, а далее и международного общения и обмена опытом. Хозяйственные взгляды людей, относящихся к периоду древнего мира, являются фундаментом для закладывания первых кирпичей экономической мысли. Начало заложено - строительство продолжается до наших дней. Одними из важнейших предпосылок современной экономики, как науки, являются воззрения первой элиты общества того периода (рабовладельцев) Древнего Востока, о чем непосредственно будет идти речь в данной работе. 

Экономический портрет Вавилонии.

Благодаря выгодному  географическому положению Вавилонии, которая в свое время находилась на территории Месопотамии, населённой в то время шумерийцами, развитие и претворение экономики в жизнь проводились очень высокими темпами.

Населяли Вавилонию  шумерийцы в период выхода общества из первобытно-общинного строя. Технические принадлежности, инструменты, которыми пользовалось население Двуречья (Месопотамии), относились к категории примитивных. Однако несмотря на ограниченность в выборе орудий труда, шумерийцы занимались не только охотой или рыболовством, в их деятельность входили также такие занятия, как скотоводство, земледелие, изготовление тканей и различной посуды, сооружение водных каналов, плотин и водохранилищ. Исходя из этого, можно предположить, что свободного времени у простого народа не было. Отсюда следует вопрос: «Кто владел свободным от мирских забот временем,  которое можно было посвятить осмысливанию окружающего мира и его закономерностей?». Ответ очевиден – рабовладельцы или элита.

Раскол общества на рабовладельцев и рабов произошел в первой половине 3 тыс. до нашей эры. Создаются и растут множество небольших государств, политическими центрами которых становятся города. Главной отраслью Вавилонии было рабовладельческое земледелие, но несмотря на это, необходимость в ремесле со временем возрастала, чем объясняется растущий спрос на высококвалифицированных мастеров. Проводится отделение ремесла от сельского хозяйства, торговля лишь на начальной стадии развития.

Классификация населения:

Вавилонское общество делилось на две составляющие: юридически свободные люди и рабы.

К свободным  людям относились:

  • полноправные граждане городов (мелкие и крупные землевладельцы);
  • резиденты других стран, не имевшие прав(все чужеземцы, находившихся в Вавилонии;
  • полусвободное население(земледельцы, ремесленники);

Полноправными представителей первой подгруппы делало наличие земли в наличии городских  граждан. Чужеземцам, жившим в Вавилонии, предоставлялись все права городского гражданина кроме владения землей в  пределах вавилонской территории и  участие в народных собраниях  или обрядах. Однако существовали разные примеры иностранных сообществ, в которых решались как внутренние, так и внешние проблемы и конфликты, касающиеся международных отношений и чужеземцев, в частности. Основой полусвободного населения составляли зависимые свободные земледельцы и ремесленники, которые арендовали земельный участок и платили оброк хозяину.

Одно из главнейших мест в вавилонском социуме занимало «сословие» рабов, у которых имелись  обязанности, но не имелось прав.

Некоторые из рабовладельцев отдавали на обучения ремеслам собственных  рабов, так как квалифицированный  ремесленник приносил своему господину  гораздо больше прибыли, нежели ординарный раб с примитивными навыками обработки земли.

При принятии раба на обучение между мастером, именуемым  «Учитель» и хозяином ученика  составлялся и подписывался контракт, обязывающий учителя обучить  потенциального ученика всем требующимся  навыкам для овладения данным ремеслом, а также обязывающий  хозяина оплачивать курс вовремя  и в полной мере, что составляло около одного литра ячменя в день, в течение всего учебного периода. Продолжительность обучения варьировалась  в зависимости от сложности ремесла - от пятнадцати месяцев до восьми лет, и во время всего этого периода  раб находился у мастера.

Последнему оплатой  также служила работа «подопечного», кроме того, после успешного окончания  курса обучения ремеслу мастер получал  от рабовладельца также какой-либо подарок. Однако если мастер не исполняет  условий контракта и не обучит ученика ремеслу в полной мере, он должен был возместить хозяину  раба стоимость трудовой повинности последнего за все время обучения.

После обучения навыкам ремесла уже обученный  раб возвращался в свое прежнее  место обитания, т.е. к своему хозяину  или же мог остаться работать на мастера, который арендовал раба хозяину. Иногда раб открывал собственную  мастерскую, тем временем оплачивая  хозяину оброк.

Однако только очень обеспеченные люди могли позволить себе отдачу рабов на овладение каким-либо ремеслом, ведь за все время процесса обучения рабовладелец не имел никакой пользы от раба, к тому же должен был нести расходы на его содержание. Поэтому люди, которые имели небольшое число рабов, не могли отдать их для обучения ремеслу с перспективой извлечь из этого выгоду только по прошествии нескольких лет.

Хотелось бы прибавить, что в случае если, хозяин не мог использовать труд раба в  своем хозяйстве или это было ему просто невыгодно, он выделял рабу имущество (пекулий), такое как, дом, скот или деньги, с условие оплаты рабом оброка от всей прибыли, извлечённой посредством данного ему имущества. Появление такого рода прислуживания дало рабу возможность на заработок, что значит наличие постоянного дохода, что благоприятствует созданию семьи и при особо высоком доходе – найма, «субрабов». И чем больше зарабатывал раб, соответственно тем больше прибыли приносил он хозяину.

Данная  противоречивость в законах Вавилонии  говорит об эволюции общества, в пользу рабского класса. Рабы имели собственные печати, открывали мастерские, имели право свидетельствовать при заключении сделок, могли подавать в суд, как и на других рабов, так и на свободных граждан.

В V в. до н. э. в Южной и Центральной Вавилонии существовал дом Мурашу, занятый ростовщическими и торговыми операциями. Дом Мурашу брал в аренду наделы, принадлежавшие высокопоставленным лицам - военным колонистам, чиновникам и вельможам. Оплачивал им аренду и вносил натуральные и денежные подати в казну. Мурашу не играли важной роли в торговле между странами. В основном Мурашу вели торговлю внутри страны.

Вавилония была посредником в торговле между средиземноморскими странами и областями в местности Месопотамии. Особенно оживленной была торговля с Египтом, Эламом, Сирией и Малой Азией. Также Вавилония являлась крупнейшим поставщиком хлеба, шерстяных тканей и одежды.

Вавилония была одной из богатейших сатрапий Персидской державы и уплачивала ежегодно в качестве царской подати 1000 талантов (более 30 т) серебра, которое получали от продажи продуктов земледелия и ремесла другим областям империи. Это способствовало оживлению международной торговли. 2 

Экономическая система Древней  Греции.

Экономическая система Древней Греции не претерпевала больших изменений в период с  середины V в. до н. э. до конца IV в. до н.э. Основным ее критерием было использование рабского труда.

Греческая экономика была вполне разнообразной, но двумя основными видами полиса, которые значительно отличаются по своей структуре, были аграрный и  торгово-ремесленный. (Полис – это  город с прилежащей сельскохозяйственной территорией). Аграрный можно определить как тип полиса, где преобладает  сельское хозяйство, но заметно проигрывает  развитие ремесла и торговли. Наиболее ярким примером такого вида полиса является Спарта, а также можно  отметить полисы Аркадии, Фессалии и  Беотии. Другой же вид полиса – торгово-ремесленный, в структуре которого соответственно преобладает роль ремесла и торговли. В этих двух полисах была установлена  как товарная, так и рабовладельческая  экономика, которая имела достаточно сложную и разностороннюю структуру, более того, стремительно росли и  развивались производительные силы. В пример подобных полисов можно  привести Мегары, Родос, Афины, а так же ряд других, расположенных в основном вдоль морского побережья стран, имеющих свою сельскохозяйственную территорию. Вместе с тем в данных полисах необходимо было большое население, которое нужно было занять производительным трудом. Полисы подобного типа были наиболее весомыми для экономического развития стран, а также они были основными центрами хозяйства Греции в V – IV в. до н.э.

Самый яркий пример, на котором можно  представить общую картину экономики  Греции – это Афины. Изучение хозяйства  Афин позволяет составить представление  о структуре торгово-ремесленных  полисов Греции классического периода.

Понятие таких полисов, как торгово-ремесленный  вовсе не определяет его, как полис, в котором абсолютно отсутствует  хозяйство. Отнюдь нет. Сельское хозяйство  наравне с ремесленничеством  и торговлей, была одной из ведущих  отраслей всей экономической системы. Поэтому характеристику хозяйственной  жизни в торгово – ремесленных полисах принято вводить с позиции сельского хозяйства как главной основой греческой экономики.

После греко – персидских войн, в Греции ускорилось развитие товарного производства, а также товарного обращения. Греческие государства получили свободу торговли и мореплавания на обширных территориях средиземноморского региона. Центрами морской торговли в Греции, а также обладателями наилучшего ремесленного производства, стали такие города, как: Коринф, Халкис, Милет, а также остров Эгина. Ближе к середине V в. до н.э. крупнейшей торговой гаванью на Эгейском море стал афинский порт Пирей.

Внутренняя  торговля в Древней Греции была довольно ограничена из-за гористой местности, плохого состояния дорог, фактически полного отсутствия судоходных крупных  рек, и, наконец, постоянными войнами  между крупными греческими полисами. Внутренняя торговля велась обычно не в масштабных количествах, а посредством  работы мелких перекупщиков и разносчиков.

Подытоживая, можно предположить, что экономика  Древней Греции определялась относительно развитым производством товаров  и их обращением. В ее основе лежала эксплуатация рабов. Однако расцвет  Древней Греции приходился на период развития глубоких противоречий со стороны, порождающий рабовладельческий  строй. После разорения, мелкие производители, пополнявшие люмпен-пролетариат (низшие слои пролетариата), требовали прокормления. Таким образом, все внутренние противоречия компенсировались за счет внешних, путем войн. Из этого, приведшее к Пелопоннесской войне(431-404 гг.до н.э.), столкновение Афин со Спартой, сильно ослабило Афины, к тому же, союзные с ним государства. В итоге, поражением Афин и ослаблением большинства греческих государств, воспользовалась Македония.

В IV в. до н. э. греческие  государства были завоеваны Александром  Македонским, основавшим огромную империю  со столицей в Вавилоне. Отсутствие прочной экономической базы, привела  к распаду империи Александра Македонского, после его смерти. Тем не менее войны этого периода  имели достаточно большое историческое значение: с их помощью произошло  некое слияние античной и восточной  форм рабовладения и культур. Александр  Македонский попытался ввести единую денежную систему, поощрял восстановление ирригационного земледелия на Востоке. Возникло множество новых городов. Войны и потребности улучшения  военной техники, дали  развиваться  различным новым ремеслам, таким, как наука и сельское хозяйство. Появились начальные формы трехпольной  системы севооборота, были обновлены  орудия земледельческого труда, стали  очень широко применяться агрономические знания и умения. В городах начали строить водопроводы и канализация, мостились улицы.

Информация о работе Экономические учения древнего мира